Информационно-коммуникационная компетенция ученика начальной школы
статья на тему

Лебедева Лилия Викторовна

В статье рассматривается важность и актуальность формирования информационно-коммуникативных компетенций учителя и ученика на основе развития информационно-коммуникативной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему    «Информационно-коммуникационные компетенции учителя и ученика»

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую необходимо решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В настоящее время система казахстанского образования находится в состоянии модернизации, которая  обусловлена глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире, требующими развития новых подходов к построению общеобразовательного пространства.  Убедительным свидетельством  динамичного развития казахстанского образования является реализация Закона РК «Об образовании», обновление содержания и структуры системы обучения и воспитания на основе традиций отечественной и мировой культуры и современного опыта. Отличительной чертой образовательных стандартов сегодня является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» к «знаю, умею и могу применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, составляют основу  понятия компетентность.

Под  информационно-коммуникационной компетентностью  подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих  вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность  обобщённых  познавательных, этических и технических навыков.

В научно-педагогической литературе  проблема процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности на основе информационно-коммуникационной грамотности отражена в работах таких ученых и педагогов как  С.М.Авдеевой, В.Ф.Бурмакиной,  К.Б.Васильева, И.Д.Фрумина и др.

А.В.Хуторской выделяет основные критерии информационно-коммуникативной компетентности ученика:

Информационные компетентности:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации, книгами, учебниками, справочниками, Интернетом, СD-ROM, каталогами;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, принтер и т.д.;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно, письменно, написать анкету, заявление, письмо;
  • уметь представить свой класс, школу, семью;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, выступать с устными сообщениями;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения.

Учёные и педагоги  едины во мнении: в эпоху информатизации большинства сфер жизни человека, массового пользования кабельным телевидением и видеотехникой становится актуальной проблема эффективного применения данных средств в учебно-воспитательном процессе. В век информатизации владение учителем и учащимися информационными технологиями становится необходимостью.

С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией: определение информации, управление информацией, доступ информации, интеграция информации, оценка информации, создание информации, передача информации.  Какое содержание включают в себя эти этапы, формирующие ИКТ компетентности учителя и учащихся?

Определение информации (идентификация)

  • Умение точно интерпретировать вопрос
  • Умение детализировать вопрос
  • Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде
  • Идентификация терминов, понятий
  • Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск)

  • Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации
  • Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)
  • Формирование стратегии поиска
  • Качество синтаксиса

Управление

  • Создание схемы классификации для структурирования информации
  • Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция

  • Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников
  • Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию
  • Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Оценка

  • Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью
  • Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям
  • Умение остановить поиск

Создание

  • Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой
  • Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы
  • Умение обосновать свои выводы
  • Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации
  • Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение (передача)

  • Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)
  • Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)
  • Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации
  • Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу
  • Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

Не менее важным условием подготовки ИКТ-компетентных учащихся является высокий уровень ИКТ-компетентности педагога. Сегодня педагог и учащиеся проходят общий путь становления компетентности (в сфере информационно-аналитической, технологической, коммуникативной), становятся партнёрами, что, в свою очередь, находит отражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и информационном плане. Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Проектируя будущий урок с использованием ИКТ, учитель должен продумать  последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, осуществление обратной связи с учащимися, в чем будет осуществляться развивающий эффект обучения.

Как научить ребенка быть информационно грамотным? Я начинаю работу с первых дней обучения в первом классе. Одному учителю справиться сложно, поэтому я привлекаю к реализации этой задачи своих коллег, родителей и самих детей. На первом родительском собрании провожу анкетирование родителей, где они отвечают на вопросы: «Имеется ли у вас компьютер и выход в Интернет?», «Владеют ли дети элементарными умениями работы на компьютере и в какой степени?», «Владеете ли вы сами навыками пользования компьютером и Интернетом?», «Считаете ли вы, что общение ребенка с компьютером вредит ребенку?». В план работы с родителями включаю такие темы для бесед как «Зачем ребенку компьютер?», «Как обучать ребенка с помощью компьютера и Интернет?», дискуссии «ЗА и ПРОТИВ использования компьютера в учебно-воспитательном процессе», «Компьютер – детская игра?» и т.п.

В работе с детьми использую специальные методы и приёмы, способствующие целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся:

  1.  в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование информационно-коммуникативной компетентности;
  2. уметь при необходимости изменять дидактические цели типовых заданий;
  3. использование технологии проблемного обучения;
  4. использование проектной технологии обучения;
  5. приём решения ситуационных задач;
  6. самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  7. активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.);
  8. умение работать с интерактивной доской (и педагог, и учащиеся);
  9. создание тематических презентаций, как самим педагогом, так и учащимися к урокам, мероприятиям.

В основном использую творческий характер решения любой задачи (задания). Развитию информационно-коммуникативных  компетенций способствуют такие виды творческих заданий, которые я применяю в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности:

  • предложение нестандартного решения ситуации;
  • разгадывание ребусов, шарад, загадок;
  • составление вопросов к тексту;
  • комментированное чтение текста;
  • составление обратных задач;
  • постановка проблемного вопроса;
  • составление кроссворда по теме;
  • реферат, информационное сообщение;
  • составление плана для пересказа;
  • разработка правил, алгоритма работы;
  • составление опорных схем по теоретическому материалу;
  • участие в олимпиадах и конкурсах областного, республиканского и международного масштаба ( «Акбота», «Зерде», «Асыл тас», «Русский медвежонок», «Кенгуру»);
  • участие в международных исследованиях «TIMSS», «ПИЗА».

Так, в 4-ом классе при изучении произведения И.С.Тургенева «Перепелка» на уроке дети смотрели видеофильмы из ресурсов Интернет о жизни и творчестве писателя и о перепелке. В групповой работе над произведением совместно искали ответы на поставленные проблемные вопросы: «Есть ли у человека необходимость увлекаться охотой? Если есть, чем она обусловлена?», «Как не навредить жизни лесных птиц?», «Какое качество человека очень важно в наше жестокое время?», «Для чего создано это произведение?».

На уроке познания мира при изучении темы «Круговорот воды в природе» дети смотрели фрагменты видеофильма о воде, заполняли таблицу «Что я знаю?», «Что хочу узнать?», «Что узнал?». Ищут в группах ответы на проблемные вопросы «Почему вода – источник жизни?», «Как изменился бы мир, если бы с нашей планеты исчезла вода?», моделируют в группах эту ситуацию. В конце урока презентуют свои творческие работы о значении круговорота воды в природе.

Становится традиционным получение детьми опережающих заданий к различным темам по предметам. Так, к уроку познания мира по теме «Астана – столица Казахстана» ученики подготовили рефераты, презентации, сообщения, коллажи. К обобщающим урокам по литературному чтению дети готовят творческие работы по понравившимся произведениям.

В областном интеллектуальном конкурсе  «Асыл Тас» 2014 года  мои ученицы Романова Евгения и Козлова Ксения заняли третьи места, в областном интеллектуальном конкурсе  «Малахит» Датаев Малик занял 3-е место.

Несомненно, использование информационных средств повышает интерес учащихся к обучению, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность. Процесс обучения учащихся предмету становится разнообразным и увлекательным, позволяет учителю принципиально расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения. Ученику предоставляются возможности для реализации творческих способностей.

Использование информационных технологий имеет сегодня определенные преимущества по сравнению с другими технологиями, но только грамотное их сочетание формирует и развивает информационно-коммуникативные компетентности.

Использованная литература:

  1. Закон Республики Казахстан  «Об образовании» (2007г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2015г.)
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (Указ  Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010г. № 1118)
  3. Ученик в обновляющейся школе // Сб.науч.трудов/ Под ред. Ю.И.Дика., А.В.Хуторского. – М.:ИОСО РАО, 2002.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М.: «Академия», 2002г.
  5. Педагогические технологии. Под ред. В.С.Кукушина. Ростов И/Д «Март», 2002г.
  6. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. М.: Народное образование, 1998г.
  7. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование № 4, 2004г.-  с.136-137.
  8. Компетентность и их классификация. Г.К.Селевко. // Народное образование №4, 2004г.- с.138-145.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. А.Г.Асмолов, В.И.Бурменская, И.А.Володарская. // Пособие для учителя. – М., 2008.
  10.  Оценка ИКТ-компетентности учителя. Т.М.Сучкова. http: // pedsovet.org/komponent/
  11.  Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы. Т.В.Иванова. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные компетенции при обучении математики.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. В услови...

Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий

Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...

Информационно-коммуникационная технология как средство формирования и развития общих компетенций

Данный материал посвящен использованию на уроках технологии приготовления продукции питания информационно-коммуникационной технологии для формирования и развития у учащихся общих компетенций....

Статья о трудностях адаптации учеников начальной школы

На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватн...

статья на тему: "Начальная школа в жизни ученика"

статья на тему: "Начальная школа в жизни ученика"...