Применение авторской образовательной методики в учебно-воспитательном процессе
статья

Для решения  задач, которые стоят перед преподавателем в условиях преобразований в образовании и требований ФГОС, предъявляемых к личности обучающегося, просто необходимо применение инновационных технологий в обучении. Публикация описывает применение образовательной методики в учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_obrazovatelnaya_metodika.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Применение авторской образовательной методики в учебно-воспитательном процессе

Для решения  задач, которые стоят перед преподавателем в условиях преобразований в образовании и требований ФГОС, предъявляемых к личности обучающегося, просто необходимо применение инновационных технологий в обучении, а именно: метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Применение этих технологий немыслимо без внедрения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.

Основная задача обучения - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями, умениями, компетенциями,  необходимыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Усвоение знаний требует от обучающихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, постоянной мобилизации воли и внимания.

Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая освоение профессиональных и общих компетенций, являющаяся  важнейшим источником  формирования личности.

Цели моей образовательной методики:

  1. Совершенствование преподавания  на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического опыта обучения.
  2. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
  3. Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

Актуальность и перспективность методики:

Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым дисциплинам приводит к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:

  • загруженность участников образовательного процесса и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
  • наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню общей компетентности выпускника, и снижение мотивации учащегося к обучению;
  • требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
  • желание обучающегося достичь профессионального роста  и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
  • получение теоретических знаний  и умение применять их на практике.

Перспективность методики заключается в реализации следующих задач:

  • выявление интегративных связей между дисциплинами и модулями, и  изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;
  • повышение интереса к овладению знаниями;
  • организация и стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
  • формирование новой информационной культуры.

Использование информационных технологий  на занятиях позволяет дополнительно активизировать познавательную деятельность и способствует повышению мотивации обучающихся к получению новых знаний.

Педагогическая идея

Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для преподавателя повысить мотивацию обучающихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеаудиторной деятельности.

Педагогическая идея методики построена на использования ИКТ в учебном процессе на интегрированных занятиях. Обучение строится в зависимости от способностей обучающегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.

Теоретическая база

Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. Для этого преподавателю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность обучающегося зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения занятий преподавателем.

Посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.

Реализация педагогической идеи применения ИКТ на интегрированных занятиях построена на применении основных педагогических принципов:

  • развивающего обучения;
  • научности и посильной доступности;
  • целеполагания и мотивации;
  • сознательности и прочности усвоения знаний;
  • самостоятельности и творческой активности;
  • наглядности.

При этом появилась возможность привлекать информационно-образовательные технологии и различные приемы представления знаний на занятиях и внеаудиторной деятельности:

  • метод  подачи материала;
  • частично – поисковый метод;
  • метод проектов;
  • управление моделями, представляющими учебные ситуации;
  • автоматизация процессами контроля усвоения знаний и умений;
  • приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы.

Технология методики

Применение ИКТ на занятиях открывает доступ к новым источникам информации и позволяет отойти от традиционных форм изложения материала.

Характер использования ИКТ на занятиях может быть разным. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний, интегрированные уроки, уроки компьютерного тестирования. Используются компьютер и экран, на который  проектируется фрагмент занятия. Создавая свой продукт (презентацию по теме занятия), обучающийся получает  удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает самореализации личности. Работа проводится под руководством преподавателя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи и взаимопониманию, партнерским отношениям «Преподаватель - студент».

Пример использования ИКТ при выполнении проектной работы.

Показатели реального результата решения задачи - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:

  • выполнение исследовательской части проекта, получение или систематизация данных (Интернет, электронная библиотека);
  • оформление портфолио;
  • создание продукта – буклеты, презентации, видеоролики и т.п.

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

  • сбор материала по теме,
  • иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех.

От компетентности, уверенности, организованности и доброжелательности преподавателя зависят успех занятия и положительные результаты обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)

Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности  «Ветеринария»...

Применение прогрессивных образовательных технологий в образовательном процессе

Роль наовых технологий в повышении качества и результативности образования...

Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Цель: повысить эффективность образовательного процесса, разнообразить формы и методы проводимых уроков, для подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к про...

Презентация для выступления на научно-практической конференции по теме:«ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Презентация для выступления на гнаучно-практической конференции на тему: «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» ...

«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»

Предметом острой общественной тревоги стало в последнее время рез­кое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья моло­дого поколения. В связи с тем, что в последние годы были...

Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья».

Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья»....