Доклад на тему: "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин"
материал на тему

Рабан Сергей Валентинович

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования»

и их учет при разработке программы по дисциплине. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования»

  • связи с обновлением содержания образования к учащимся в колледже предъявляются особые требования. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определѐнной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

Я придерживаюсь позиции, что ученик должен учиться САМ, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

При разработке программы по дисциплине необходимо предусматривать формирование общих и профессиональных компетенций.

Профессиональные компетенции – это совокупность умений, основу которых составляют предметно – специализированные знания, умения и навыки.

Общие компетенции – это надпредметные знания и умения.

  • рамках междисциплинарного курса «Монтаж осветительных электропроводок    и оборудования»  у выпускников должны быть сформированы общие компетенции.
  • ходе учебного процесса я формирую ключевые компетенции: коммуникативную т.е. владение устной и письменной речью, защищать свою точку зрения, выступать публично, доступно выражать свои мысли, успешно дискутировать, и т.д.;

информационную т.е. способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, умение работать с источниками информации;

компетентности разрешения проблем, то есть умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, выработка умений адекватно оценивать результаты своей деятельности;

социально-личностную (умение работать в «команде», принимать решения, отстаивать свою точку зрения, признавать и исправлять ошибки, предупреждать конфликты, выстраивать отношения с другими людьми), которые являются основой формирования профессиональных компетенций.

Помощь в формировании ключевых компетенций оказывают современные педагогические технологии, которые я активно применяю на своих уроках.

Любовь к профессии можно сформировать всеми методами. Результат достигается на уровне понимания, получение которого демонстрируется обучающимся через объяснение, приведение произвольных примеров, показа презентаций, проведения экскурсий и т.д.

В формировании компетенции ОК 2, ОК 3 мне помогают такие методы, как «Кластер», «Мозговой штурм», применение которых является наиболее эффективным на уроках данной дисциплины.

Кластер - этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

Метод «мозговой штурм» - предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия товара, поиск нестандартных подходов, -

одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.

Примеры тем для мозгового штурма: С чего начать? Как определить качество?»

Компетенции ОК 4, ОК 5 у учащихся позволяют формировать такие методы, как сводная и концептуальная таблицы, анализ документов.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Этот метод используется для анализа проблемы и в заголовке проблемы размещается вопрос. Прием «сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Анализ документов является также одним из методов формирования у учащихся самостоятельности в поиске информации. Например, при изучении темы «Выбор оборудования для монтажа» учащимся предлагается изучить сопроводительные документы, сертификаты соответствия. Далее им необходимо проанализировать, правильность выбора, какие допущены

ошибки и почему.

Самыми простыми методами формирования компетенции ОК 6, ОК 7 являются диалог, совместное целеполагание, опрос. Кроме того, помощь в формировании указанных компетенций оказывает и метод кейсов. Развитию критического мышления на уроках.

Основная задача кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Кроме того, использование кейс-метода позволяет положить начало формированию соответствующих компетенций, в том числе и ОК 4, ОК 5. Например, при организации самостоятельной работы над кейсом обучающиеся могут осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе в Интернете, оформлять результаты работы с помощью ПК.

Этот метод очень востребован в настоящее время в связи с тем, что учащийся, отсутствующий на занятиях, может изучить тему и закрепить ее с помощью кейсов. 

Для формирования компетенций: ПК 1.1., ПК 1.2. важную роль играет проведение лабораторных работ.

Обучающиеся выполняют задания, поставленные в лабораторной работе в группах по несколько человек. Данный прием необходим для выработки способности к обобщению, постановке цели и выбору путей ее достижения. Оформление результатов работы требует логического мышления. При защите лабораторных работ развиваются речевые компетенции.

Они учатся задавать вопросы и отвечать на них, логично излагать свои мысли, аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение, пользоваться официально-деловым стилем речи (писать заявления, доверенности, составлять договоры и т.д.).

Формированию ПК 1.3. способствуют и различные творческие задания. Например, написание рефератов и курсовых проектов.

Действенным приемом является и применение деловых игр. Анализ опыта применения данной формы обучения показал, что в ходе деловой игры они приобретают умения, способствующие эффективному взаимодействию с коллегами, руководителями, клиентами, используя различные средства общения. 

Критерии оценивания.

Оценка не может сводиться к подсчету количества ошибок. Необходимы единые качественные критерии. Качественность должна быть обеспечена следующими признаками разработанных критериев:

- Обоснованность. Все лица, проводящие оценку, должны руководствоваться одинаковыми критериями, утвержденными на уровне образовательного учреждения.

- Доступность. Оценивающий себя студент должен иметь доступ к информационным источникам, описывающим критерии оценки, а значит, владеть инструментарием оценки, быть убежденным в ее объективности.

 - Применимость. Методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам.

- Гибкость. Индивидуальный подход к оценке. Оценка не только результата, но и процесса учения.

Считаю, что использование активных форм проведения занятий и современных методов обучения для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся позволяет создать соответствующую образовательную среду, необходимую для реализации требований ФГОС НПО.

Используемые сокращения

В настоящем докладе используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках информатики и ИКТ

В презентации представлены компетенции, формируемые  на уроках информатики и ИКТ для групп "Сервис на транспорте", "Организация обслуживания в общественном питании"...

Доклад «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин»

  Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – фор...

Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»

Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Доклад на тему "Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »

описаны способы  формирования электротехнического мышления - три базовые формы учебной деятельности:учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;квазипрофесс...

Доклад на тему: «Формирование у обучающихся умений и навыков на уроках производственного обучения»

Понятия умений и навыков. Формирование умений и навыков в процессе профессионального обучения....