Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
творческая работа учащихся на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

МОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М.»

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

        Выполнила: Михалева Настя,

                                                                                                         ученица 7 «Б» класса

               

                                                                                                         Руководитель: Питецкая Е.С,

учитель русского языка и литературы

 

Научно-практическая  конференция «Шаг в будущее»

2009-2010 учебный год

Содержание:

 1Введение                                                                                        3 с.

2. Особенность антитезы по рассказу Шукшина «Далекие зимние вечера» 4-6

3 Заключение                                                                                    7 с.

4 Список использованной литературы                                       8 с.

Введение

Актуальность:  Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Далекие зимние вечера» носит автобиографический характер. Детство Василия Макаровича пришлось на годы Великой Отечественной Войны. И сегодня, в преддверии 65-ой годовщины со дня победы над фашистской Германией, нам было очень интересно рассмотреть этот рассказ, который повествует  о военном детстве писателя. Как сказал сам Шукшин: «Кто-то из детства, я из войны». Шукшина и его маленькую сестренку Наташу воспитывала одна мама, Мария Сергеевна, отца арестовали, а отчим в 1942 году погиб на фронте. Нежнейшую любовь к матери писатель пронес через всю свою жизнь. Сестра вспоминала: «Жизнь нашей семьи в военные годы была очень тяжелой, впроголодь. Мама распродала все, что от отчима осталось, с себя все продала, вплоть до единственного платья».

  Цель исследования: выявить на приеме антитезы идейное содержание рассказа.

Предмет  исследования: авторская особенность изображения антитезы по рассказу  Шукшина «Далекие зимние вечера»

Объект исследования: антитеза как средство постижения смысла

   Задачи:

1. Рассмотреть два слоя в рассказе Шукшина: реальный и сказочный;

2. Отследить для чего автор избирает такую манеру повествования.

  Методы: общенаучные (синтез, анализ), частные (сравнительно-сопоставительный)

Новизна исследования: рассмотреть рассказ с точки зрения такой стилистической фигуры как антитеза.

Практическая ценность исследования: знакомство с произведением на внеклассном чтении для развития патриотических чувств, любви к родному краю и семье.

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

  При интерпретации рассказа я обнаружила в тексте два мира: реальный и сказочный. Предложения, раскрывающие эти два слоя, соседствуют друг с другом. Как часто бывает, сказочный мир вторгается в реальный, но здесь все наоборот, реальный вторгается в сказочный светлый мир людей. В литературоведении существует такие понятия: «роман в романе», «роман в стихах», а здесь «сказка в рассказе». Для каждого из миров Шукшин избирает свою лексику, свою манеру изложения, свой эмоциональный настрой. И все это построено на таком художественном приеме, как антитеза.

    Антитеза - стилистическая фигура, основанная на сопоставлении или противопоставлении контрастных понятий, образов, (словарь литературоведческих терминов), например, война-мир, холод-тепло, голод-сытость.

  Начинается рассказ с грустных нот: « Под Москвой идут тяжелые бои…». И тут же интонация меняется и переходит на другую манеру изложения, полной лиризма и юмора: « А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки».

Слово «далекой» - это уже сказочный элемент, который напоминает нам зачин сказки «далеко-далеко», а деревенька нам дана без названия - это тоже является сказочным мотивом, как «В некотором царстве- в некотором государстве». Значит, события такие могут происходить в любой деревне России.

  Реальный же мир проходит под знаком бесчеловечья: «В избе было холодно», «Ванька заглянул в миску на шестке, в печку, везде было пусто, кушать нечего», «Нудно течет пустое тоскливое время», слово «пустое» не раз будет повторяться в рассказе.

  Но тут же следует новый абзац: «Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверное, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу, пустоты и холода в избе как не бывало». В семье «маленький праздник»- будут стряпать пельмени. Пельмени в годы войны -  это действительно настоящий праздник, не зря автор, заканчивая свой рассказ, пишет: «После ужина.. Ванька лезет на полати, едва коснувшись подушки, засыпает. Наташка тоже спит. В одной руке у нее зажат пельмень. Эта реальность прямо пронзает сказку своей горечью и болью. Мы видим, как дети не доедали в годы войны. И эта фраза «в руке зажат пельмень» трогает за самое сердце, это и есть настоящая шукшинская манера «в малом сказать о многом», это и есть предназначение любого рассказа. В годы войны все пострадали: и мужчины, и матери , и дети, и старики, никого война не обошла мимо.

  Но что же все-таки спасает детей, что не дает им ожесточиться? Конечно же, сказка.

  Когда вся семья занята изготовлением пельменей, мама рассказывает про наглую лису, героиню многих сказок:

-Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны - не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы.

Наташка приоткрыла рот - слушает. А Ванька спокойно говорит:

- Это потому, что война идет. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах.

  Когда мама с сыном направляются в лес за дровами, то автор лес называет «сонным царством», «стройные березки обступили пришельцев и ждут». Вся природа очеловечивается. Березка – это уже не дерево, а настоящее живое существо со «звонким крепким телом», которое очень трудно срубить.

  И вот, наконец-то, в доме огонь. Он тоже предстает, как живое существо: «огонь весело гудит в печке: пятна света, точно маленькие желтые котята, играют на полу.… По избе голубыми волнами разливается ласковое тепло.… А в чугунке еще только-только начинает «ходить» вода.

  Можно сказать, все, что предназначено для жизни, раскрывается в сказке: земля-лес, огонь, вода.

  Автор своим произведением хочет нам сказать, что существуют только эти истины, а другим не должно быть. Мама говорит: « Отцу нашему тоже трудно там. Небось в снегу сидят сердешные.… Хоть бы уж зимой не воевали.

- Теперь уж не остановются,- поясняет Ванька.- Раз начали - не остановются, пока фрицев не разобьют.»

  Шукшин называет своего маленького героя Ваней, это тоже любимое сказочное имя, а за Ваней - Иваном всегда в сказке встает правда, всегда стоят благородные качества человека, который борется со злом. Ваня в рассказе думает, «где можно достать три полена дров», тяжело ему, когда они несут с матерью срубленную березку домой, но «Ваня молчит. И молчит Ванина гордость».

  Вот они настоящие герои, герои войны.

Заключение

  Мы увидели, что прием антитезы помогает ярче раскрыть тяжелое, нелегкое время, казалось бы, беззаботной поры детства, и антитеза становится особенностью стиля Шукшина в написании рассказа.

   Антитеза усиливает эмоциональную выразительность повествования. Для реального и сказочного мира Шукшин избирает свою манеру изложения, свой эмоциональный настрой.  В антитезе написано все произведение «Далекие зимние вечера». В этом реальном мире матери хочется отогреть души своих детей, хочет обрадовать очередной сказкой. Среди холодной, военной зимы герои продолжают жить, храня не только тепло домашнего очага, но и тепло души, заботясь  друг о друге, помня тех, кто ушел на фронт.

    Шукшин избирает форму сказочного повествования, так как  детство соседствует со сказкой, и сказка помогает детям выстоять и выжить в это, говоря словами автора, « пустое» время.

Список использованной литературы:

  1. Елисеев И. А., Полякова Л. Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 320 с.
  2. Шукшин В. М. Рассказы.
  3. Чернова Л. Н. Кто-то родом из детства… я – из войны. Рассказ В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»// Литература в школе.- 2009.- №4.- с. 32-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.

Методическая разработка урока литературного чтения4Д класс...

методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»

Данная методическая разработка  предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...

Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина

Духовная и нравственная ценность рассказов       "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ"      В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...

Изображение жизни русской деревни в рассказах В.М Шукшина

Термин «деревенская проза» и «писатели -деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Викт...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Особенности зимней уборки улиц города Балаково при снегопадах»

Цель: исследовать статистику по осадкам в зимний период по городу Балаково и  подобрать технологию и оборудование для утилизации снегоуборки.Согласно цели исследования были сформулированы следующ...

«Нам бы про душу не забыть» (по рассказам В.М. Шукшина)

Данное учебное занятие по литературе  предполагает обобщающий разговор по  прочитанным рпссказам В.М. Шукшина. Студенты представляют свои прроектный работы по одному из рассказов, акцентируя...

Презентация "Особенности работы тормозного оборудования грузовых вагонов в зимних условиях".

Презентация "Особенности работы  тормозного оборудования грузовых  вагонов в зимних  условиях"....