Гендерная асимметрия в системе подготовки профессиональных кадров
статья на тему

Трибунских Наталья Ивановна

Статья  для участия в VII Педагогических чтениях, посвященных Году литературы в Российской Федерации «Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты Российского образования XXI века», которая состоялась в Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже 17 декабря 2015 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ.

Н.И.Трибунских

ГПБОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

e-mail: nativtrib@mail.ru

Понятие «гендер» было впервые введено в научный оборот в 1955 г. выдающимся американским сексологом Джоном Мани, затем подхвачено социологами и юристами в качестве социальной категории и по настоящее  время остаётся многозначным по определению. В сексологии и психологии гендер используется в широком смысле, обозначая любые психические или поведенческие свойства, которые предположительно отличают мужчин от женщин и таким образом ассоциируются с маскулинностью и фемининностью. В общественных науках, включая педагогику, гендер несёт более узкое значение «социального пола», то есть социально обусловленных ролей, идентичностей и сфер деятельности мужчин и женщин, зависящих не от биологических половых различий, а от особенностей социальной организации того или иного общества [10].

Начиная с 60-70-х гг. ХХ века, центральное место в гендерных исследованиях заняла проблема социального неравенства мужчин и женщин или гендерная асимметрия в различных сферах человеческой деятельности, включая сферу труда и занятости, неразрывно связанную с областью профессиональной подготовки и обучения. Данной проблеме посвящено огромное количество научных трудов, в том числе работ отечественных исследователей, однако она остаётся актуальной для российского общества в свете глобальных социально-экономических и культурных трансформаций и формирования новой стратегии, направленной на сохранение человеческого капитала и устойчивого развития социума[18, с. 5]. Среди современных исследователей преобладает мнение, согласно которому именно в сфере труда и занятости гендерная асимметрия проявляется наиболее ярко: по разным причинам женщины, как правило, работают в менее престижных отраслях экономики, чаще подвергаются дискриминации на работе, реже занимают высокооплачиваемые должности и должности, связанные с принятием политически значимых решений, тогда как в общественных организациях традиционно преобладают [3; 5; 13; 18]. Некоторые учёные выступают с критикой указанных положений, приводя в пример систему образования, в которой, по их мнению, уже достигнуто равное соотношение мужчин и женщин в структуре административного и преподавательского состава, в том числе по уровню заработной платы и предоставлению возможностей для карьерного роста [6; 7]. Тем не менее не вызывает сомнения наличие реальной проблемы профессиональной дифференциации по гендерному признаку и дисбаланса в сфере занятости в российском обществе. Она проявляется не только в различном уровне престижности занимаемых должностей и размере заработной платы, но также в существовании стереотипных представлений, влияющих на выбор будущей специальности и профессиональную ориентацию как в рамках системы образования, так и вне её. Обратимся к статистике. По данным социологических исследований, проведённых в 1995-1997 гг. Центром социологических исследований Министерства общего и профессионального образования РФ совместно с Центром социального прогнозирования и маркетинга, уровень престижности профессий для юношей распределялся следующим образом по степени убывания:  юрист, экономист, программист, медик, инженер, коммерсант, переводчик, научный сотрудник и т.д.; профессии психолога и педагога занимали в рейтинге последние места. Профессиональный выбор девушек выглядел следующим образом (также в порядке убывания): экономист, юрист, медик, переводчик, педагог, творческие профессии, инженер, психолог, коммерсант и т.д.; на последнем месте находилась профессия программиста [1]. Современный реалии и тотальная информатизация общества расставили новые приоритеты и выдвинули на первый план новые специальности. Многочисленные ресурсы, посвящённые профориентации и поиску будущей работы, ориентируют юношей на профессии IT-специалиста, банковские специальности, профессии архитектора, инженера, медика, специалиста по продажам, маркетолога, бухгалтера [15]. Для девушек список рекомендуемых в первую очередь профессий выглядит следующим образом: медик, специалист PR, психолог и личный консультант, маркетолог, эколог, химик, специалист в области сервиса, IT-специалист (но не на первых позициях), инженер и т.д. [14] Несмотря на некоторое размытие границ остаются весьма значительные гендерные различия в профессиональной ориентации и выборе будущей сферы трудовой деятельности, подтверждаемые в том числе профессиональными социологическими исследованиями [9]. Сохраняется чёткое представление о «традиционных» мужских и женских профессиях, а также о преобладании разнонаправленных интересов у юношей (технические и научные) и девушек (преимущественно гуманитарные) [16].

Подобную асимметрию можно проследить на примере состава учащихся любого профессионального образовательного учреждения, и в этом отношении ВГПГК не является исключением.

Набор

Специальности отделения ВТ

Специальности отделения ПП

Специальности отделения РА

Специальности отделения ЭК

Всего (%)

100

100

100

100

Девушек (%)

26,1

88,6

23,5

92,7

Юношей (%)

73,9

11,4

76,5

7,3

Переходной контингент

 

 

 

 

Всего (%)

100

100

100

100

Девушек (%)

18,4

76

19,7

84,5

Юношей (%)

81,6

24

80,3

15,5

Выпуск

 

 

 

 

Всего (%)

100

100

100

100

Девушек (%)

22,5

90,5

28,1

86,2

Юношей (%)

77,5

9,5

71,9

13,8

Итого

 

 

 

 

Всего (%)

100

100

100

100

Девушек (%)

21,1

83,4

22,2

87,7

Юношей (%)

78,9

16,6

77,8

12,3

Табл. 1. Распределение полов учащихся ВГПГК на ноябрь 2015 г.(включая группы заочного отделения)

Данные, представленные в таблице 1, демонстрируют нынешнюю ситуацию асимметричного распределения девушек и юношей по четырём основным отделениям: вычислительной техники, педагогики и права, радиоэлектроники и экономики. Отделения вычислительной техники и радиоэлектроники, обучающие преимущественно техническим специальностям, представлены подавляющим большинством мужского контингента, тогда как отделения экономики и педагогики и права – женского. Кроме того, изучив состав студентов, можно легко найти группы с исключительно женским (дошкольное образование) и исключительно мужским (тракторист-машинист сельскохозяйственного производства) составом (табл. 2).

Набор

Дошкольное образование

Тракторист-машинист

Всего

69

25

Девушек

69

0

Юношей

0

25

Переходной контингент

 

 

Всего

140

21

Девушек

140

0

Юношей

0

21

Выпуск

 

 

Всего

28

24

Девушек

28

0

Юношей

0

24

Итого

 

 

Всего

237

70

Девушек

237

0

Юношей

0

70

Табл. 2. Распределение полов учащихся по специальностям «Дошкольное образование» и «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (включая группы заочного отделения).

Является ли такое распределение закономерным и даже естественным, пусть и включающим в себя множество взаимовлияющих факторов определения профессиональной ориентации? Или же оно отражает зависимость общества от устоявшихся полоролевых стереотипов, которые могут негативно повлиять на дальнейшее развитие сферы профессиональной деятельности? С одной стороны, не подвергается сомнению факт наличия психофизиологических особенностей, которые проявляются у мальчиков и девочек с первых дней рождения [12], а в дальнейшем обозначаются глубже и ярче [8] С другой стороны бесспорно также и то, что чрезмерное акцентирование половых различий и бескомпромиссное противопоставление мужского и женского начал порождают полоролевую дискриминацию, отсутствие равного сотрудничества между полами [11].  Диктуемые обществом половые различия и характеристики  становятся не столь однозначными, когда заходит речь об индивидуальных особенностях развития конкретной личности, её клонностях, жизненных и профессиональных приоритетах. Человеку необходимо видеть свои перспективы развития и свою роль и место в социальных процессах, влияющих на его (её) дальнейшую жизнь. Поэтому процесс социальной адаптации без учёта гендерного фактора самоактуализации порождает реальные проблемы социализации и профориентации личности, недопустимое сужение границ мышления в условиях быстро меняющегося мира [17].

В проекте гендерной стратегии Российской Федерации говорится, что «подлинное равенство прав и свобод можно обрести только на основе признания ценности каждой личности, создания устойчивых условий для саморазвития интеллекта человека, наиболее полной реализации его созидательного потенциала и творческих способностей, всестороннего раскрытия сущностных сил и дарований, что позволит обеспечить полноценный вклад каждого в развитие общества. Переход многих стран к информационному обществу - обществу интеллекта, знания и мышления - создает базовые возможности для саморазвития и самореализации каждому человеку. Необходимость принятия гендерной стратегии определяется социальными проблемами, вызванными социально-экономическими и политическими преобразованиями в России. Наряду с открытием новых перспектив для широкого приложения человеческих способностей от людей требуются высокие адаптационные возможности, которые существенно отличаются у мужчин и женщин» [4]. Таким образом, чтобы создать благоприятные условия для роста возможностей самореализации личности, современное российское общество должно позаботиться о переосмыслении тра диционных культурных ограничений развития потенциала личности в зави симости от пола и обратить внимание на проблему гендерной асимметрии, сохраняющейся, в том числе, в сфере профессионального обучения.

Литература.

  1. Белоусова О. О. Проблема гендерной дифференциации учащихся в педагогической теории и школьной практике // Современная высшая школа: инновационный аспект. - Челябинск : Русско-Британский Институт Управления. - № 4, 2010. – С. 53 – 58.
  2. Бочкарева Л.П. Гендерные особенности профессиональной направленности личности старшеклассников // [Электронный ресурс] URL: www.mnepu.ru/files/Bochkareva.rtf (дата обращения: 5.12. 2015 г.)
  3. Вовк Е. Гендерная асимметрия и женские роли в современной России // Социальная реальность. – 2006. № 3. - С. 61-73.
  4. Гендерная стратегия Российской Федерации (проект)/ Г.Н. Карелова, Т.В. Яковлева, М.В. Гордеева, Т.А. Мельникова. М, 2004. – 25 с. 
  5. Гриненко С.В. Гендерная ассиметрия в образовании // Современные научные исследования и инновации, 2014 № 12 С. 143-150 и др.
  6. Гурьянов П.А. Гендерная ассиметрия в сфере образования в России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11881 (дата обращения: 12.11.2015).
  7. Гурьянов П.А. Женский вопрос в России как патриархальная установка для обоих полов // Гуманитарные научные исследования. –  2015 № 1. – С. 19-23.
  8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003 - 544 с.
  9. Кобазова Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2009. № 2 (6). – С. 84-88.
  10. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. – 2004. № 1-2. –  С. 31-35.
  11. Кон И.С.  Психология половых различий // Вопросы психологии. – 1981. № 2. – С. 47-51.
  12. Кушнеренко Е. В., Батуев А.С., Быстрова К.С. Реакции новорождённых детей на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. № 5. – С. 89-95.
  13. Остапенко А.Б. Гендерная асимметрия в системе образования России и США (компаративный анализ) // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2014. № 3 (71) -  С. 66-73.
  14. Профессии для женщин // Edunews. Все для поступающих [Электронный ресурс] URL: http://edunews.ru/professii/rating/dlya-jenshin.html (дата обращения: 6. 12. 2015 г.)
  15. Профессии для мужчин // Edunews. Все для поступающих [Электронный ресурс] URL: http://edunews.ru/professii/rating/dlya-mojchin.html (дата обращения: 6. 12. 2015 г.)
  16. Сидорова Н.Д. Изучение гендерных различий в профессиональном выборе старшеклассников //  Теория и практика гендерных исследований в мировой науке [Электронный ресурс] : материалы международной научно-практической конференции 5–6 мая 2010 года / Науч.-издательский центр "Социосфера", Пензенская гос. технологическая акад., Российско-Армянский (Славянский) гос. ун-т, Факультет бизнеса Высшей школы экономики в Праге, ПФ НОУ ВПО "Академия МНЭПУ". - Пенза; Ереван; Прага: ООО Научно-издательский центр "Социосфера", 2010. - 212 с.
  17. Тукачева Ю.С. Гендерный подход к развитию личности в сфере образования // Женщина в российском обществе. – 2011. № 4. –  С. 59-66.
  18. Чупина В. А. Преодоление гендерных противоречий в высшем профессиональном образовании / В.А. Чупина, Л.А. Лукинская. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2011. – 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»

На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в ре-...

ВЛИЯНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ НА СПЕЦИФИКУ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Презентация по статье, представленной на XV Международной научно-практической конференции «Оптимизация учебно-тренировочного процесса»....

Доклад на межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка профессиональных кадров:современное состояние, перспективы, инновации"

В докладе исследовано состояние внедрения и развития ЭОР в образовательный процесс ГАПОУ РБ "БРТАТ"...

Анализ системы подготовки кадров для сферы питания

Анализ системы подготовки кадров для сферы питания...

Статья "Повышение качества подготовки квалифицированных кадров через конкурсы профессионального мастерства"

Одним факторов, влияющих на достижение поставленных задач, является поиск и выбор инновационных педагогических технологий приемлемых в существующей образовательной среде и способствующих повышению эфф...

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли   Под науч...