Методическая разработка игро-тренингового занятия "Стресс и как с ним справиться"
методическая разработка на тему

Антонова Ольга Петровна

Данный материал предназначен для проведения занятия по снятию стрессового напряжения у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pro_stress.docx96.4 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

http://mok.mskobr.ru/images/cms/thumbs/1f1204c38f5d7f50f0ab6bcf597ef97666ee60e8/1448345692r_burned_png_250_135.png

Государственное автономное профессиональное образовательное

                                учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Методическая разработка игрового тренинга:

«Стресс и как с ним справиться?»

Fotolia 40779665 M1 700x700 Нарисованный человечек   Рainted man

Автор-составитель: Антонова Ольга Петровна,

руководитель структурного подразделения

 по воспитательной работе, педагог-психолог

Москва, 2015 г.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность  специфических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицинефизиологиипсихологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).

Частые стрессы приводят к эмоциональному выгоранию, неврозам, болезням. Профессиональные стрессы по частоте воздействия на психику человека составляют три четверти от общего их числа. Человеку труда очень важно научиться управлять стрессами, а точнее собственными реакциями в стрессовых ситуациях. Это управление составляет основу так называемого совладеющего поведения личности.

Стрессу подвержены все, независимо от возраста. Дети, точно так же как и взрослые, испытывают физические и эмоциональные последствия стрессовых ситуаций. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он рассказывает вам о том, что его огорчает, печалит или злит.

Дети, как и взрослые, желают, чтобы их любили, защищали и поддерживали. Каждый день ребенок подвергается стрессу: учится вести себя за столом, впервые идет в школу, сдает экзамен по математике.

Ниже приведены 12 самых распространенных ситуаций, являющихся источниками сильного стресса для ребенка.

- Смена места жительства

- Переезд друга на новое место жительства

- Необходимость сменить школу, в особенности в середине учебного года

- Смерть близкого родственника, например бабушки или дедушки

- Смерть домашнего питомца

- Рождение брата или сестры

- Постоянные ссоры родителей

- Развод родителей

- Вступление родителя в брак с кем-то, у кого уже есть дети

- Первая поездка в летний лагерь

- Ребенка дразнят или задирают в школе

- Ссора с близким другом

Признаки стресса у детей - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет ребенок. Он жалуется на головные боли, боль в желудке, недомогание, усталость, ему трудно заснуть. Также ребенок может часто плакать, капризничать или отстраняться от семьи. Он может тревожиться, беспокоиться, быть подавленным. Могут появиться нервозные привычки: ребенок часто сглатывает, обкусывает ногти. Стресс может начать подрывать физическое и эмоциональное здоровье ребенка. Гормональная и иммунная системы ребенка ослабевают и изнашиваются, и ребенок становится более подвержен заболеваниям и травмам.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения и укрепление психологического здоровья.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа людей от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по комнате, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Ход проведения тренинга

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий: «В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает».

Психолог комментирует значение выбранного цвета.

Карточки «Значение цвета»:

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

Тест «Скрытый стресс». Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов.  Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

Тест «Скрытый стресс»

Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

Упражнение «Ассоциативные ряды»

Цели: выявление представлений членов группы о стрессах; обеспечение вхождения группы в проблему.

Планируемое время: 15 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки.

Ведущий спрашивает у участников тренинга, что они знают о стрессе:

  1. В чем сущность стресса?
  2. Каковы механизмы его развития?
  3. Какие известны виды стрессов?
  4. Какие известны факторы (причины), порождающие стресс?

Группа делится на три команды и членам команд предлагается за три минуты составить ассоциативные ряды к слову «стресс», отражающие его сущность и причины возникновения.

Например:

С - смятение, симптом невротический, социофобия, страдание;

Т - тревожность, торможение, трудности, тяжесть, травма, тремор;

Р - расстройство, регрессия, резкость, раздраженность, риск...

Далее ведущий сообщает краткие сведения о сущности стресса, стадиях его развития, видах стресса и его симптомах, После чего ведущий предлагает командам выполнить упражнения по предупреждению развития стресса.

Игра  « Сочиняем сказку…»

Ведущий: «Сейчас мы с вами сочиним сказку о городе, в котором нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так:  В одном прекрасном городе жила замечательная семья…»

Каждый участник тренинга по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!

Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации. 

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения.  Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.  В связи с вышеизложенным переходим к следующему упражнению.

Упражнение «Корзина Советов». 

Каждый участник по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы.

«Корзина Советов». Как  преодолеть стресс?   

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

 Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.

Упражнение «Дыхательная гимнастика».

Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание  поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

Упражнение «Полное дыхание»

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание. Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

Повторите упражнение несколько раз. Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!

Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего   напряжения.

Упражнение «Лепим стресс»

Арт-терапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

  1. Вылепите своё эмоциональное состояние.
  2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
  3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
  4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
  5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
  6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было выполнять упражнение?
  2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
  3. Возникали ли разногласия в ходе работы?

Упражнение  «Позитивный монолог»

Цели: принятие своего «Я» в позитиве; развитие рефлексии.

Планируемое время: 15 минут.

Каждый из участников рассказывает о себе в течение и двух минут что – то позитивное. Если он пытается (по мнению экспертов) каким – то образом квалифицировать или уже «приукрасить» то, о чем говорит, он получает наказание в виде дополнительных 30 секунд. Если он высказывает негативные или пессимистические суждения, принижающие собственное достоинство или возможности, то после окончания рассказа ему дается задание перефразировать (трижды) высказанные суждения в конструктивном русле.

Обратная связь.

– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

Благодарю всех за работу!

Литература:

  1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 2011
  2. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2011
  3. Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2012
  4. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2013
  5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2013
  6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 2010
  7. Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2011
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2012
  9. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2013
  10. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игро-тренингового занятия "Безопасное общение"

Создание школьниками проекта «Безопасная школа»....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....