Статья "Компетенции педагога" (по материалам журнала "Управлние школой" № 10 2014 год)
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Статья "Компетенции педагога" (по материалам журнала "Управлние школой" № 10 2014 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii_pedagoga.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Компетенции педагога

По материалам журнала «Управление школой» № 10 за 2014 год.

В таблице для удобства изучения представлены требования, соответствующие трем уровням (оптимальный, достаточный и критический) , которые классифицированы по компетенциям.

  • Профессиональная:

- предметно-методологическая;

- психолого-педагогическая;

- коммуникативная;

- в области управления системой «учитель-ученик»;

- трансляция собственного опыта.

  • Информационная:

- управление исследовательской деятельностью;

- работа с информацией;

- использование различных технических и программных средств ИКТ.

  • Правовая:

- гражданско-общественная деятельность;

- социально-трудовая и бытовая деятельность;

- социальная защита ребенка как субъекта образовательного процесса.

Оценивание проводится учителем и администрацией. Это часть технологии мониторинга. Методическое взаимодействие между учителями и обмен опытом может осуществляться через локальную сеть (при ее наличии).

Профессиональная компетенция

Характеристики, определяющие компетенции

8 – 10 баллов

Оптимальный уровень

6 – 7 баллов

Достаточный уровень

5 баллов и ниже Критический уровень

Предметно-методологическая компетенция

Отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике;  следит за современными исследованиями по базовым наукам. Это отражено в оборудовании кабинета, в организации  учебной деятельности,  в содержании  урочной и внеурочной деятельности учеников (кружки, элективные курсы, экскурсионные и другие краеведческие программы, научные общества и др.)

Обращается к материалам педагогических публикаций время от времени – для подготовки докладов и отчетов. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук и содержании учебного процесса

Практически не следит за достижениями в области  разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется педагогической периодикой. В основном использует традиционные методики, фронтальные способы организации учебной работы, репродуктивные формы работы

Имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в том числе групповые, проектные, с применением медиатехнологий и др.

Групповые, проектные, с применением медиатехнологий и подобные формы работы учитель использует эпизодически

Последние достижения в базовых науках, культуре, связанные с содержанием предмета, слабо отражены в содержании и способах  деятельности учащихся

Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета

Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и скорректировать цели, условия учебного процесса по предложенному плану

Самоанализ урока, взаимодействие с учеником чаще всего строится на эмоциях, ощущениях

Умеет выделить инвариантную составляющую любого приказа, распоряжения и творчески реализует вариативность при исполнении

Вес дидактические оснащение кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию; рационально использовать время и пространство учителя и ученика, использовать медиатехнологии

Оснащение учебного процесса требует систематизации для использования

Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству

Учитель умеет выстроить индивидуальную траекторию обучения ученика с учетом особенностей его стиля учебно-познавательной деятельности. В целях, содержании и формах деятельности ученика учитель  акцентирует социализирующие и развивающие составляющие

Индивидуальные траектории обучения предмету учитель строит только по логике предмета, но не учитывает внутренних ресурсов самого ученика

В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса

Психолого-педагогическая компетенция

Использует знания о системе учебного успеха ученика, знает и реализует на практике положения теории познавательной деятельности

Не имеет целостного представления обо всех ресурсах учебного успеха ученика

Испытывает затруднения  в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика

При обсуждении педагогических воздействий, при анализе уроков, результативности учения учитель активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика.

Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины – нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником в педагогической среде с коллегами.

Недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях.

Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха конкретного ученик.

Практически не владеет этими знаниями и умениями, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча для такой работы

Умеет определить причины учебной неуспешности. Хорошо разбирается в теории науки о здоровье, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует знания в реальном учебном процессе

Владеет навыками конструирования здровьесберегающей среды во всех трех направлениях:

- через учебную деятельность;

- через пространство кабинета;

- через стиль взаимодействия с учениками и коллегами.

Может самостоятельно  проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму

Коммуникативная компетенция

Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая разрушающие конфликты, при необходимости умеет перенести конфликт в конструктивный диалог

Понимает важность развития данной компетенции, но не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком или с отдельными коллегами

Не уделяет должного внимания стилю и способам общения. Недостаточно гибко реагирует на ситуативные изменения в общении с коллегами.

Практически не возникает проблем в общении с учениками

Успешно работает в профессиональном социуме, легко включается в коллективную деятельность. Умеет при коллективной работе выполнять разные роли – и лидера, и исполнителя.

Компетенция в области управления системой «учитель – ученик»

Планирует учебную деятельность от конечной цели. Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса, его условия. Осуществляет все уровни управления в системе «учитель – ученик»: стратегический уровень – на уровне управления через программы, учебники; тактический уровень – через тематическое планирование и информационные карты уроков для учителя и ученика; ситуативный уровень – при необходимости осуществляя целенаправленную педагогическую поддержку ученика.

 Планирует уроки от числа параграфов в учебнике, с трудом корректируя выполнение программы при ситуативных нарушениях  временного режима.

Практически не использует принцип планирования от конечной цели, не знает и не применяет управленческие технологии в собственной работе, осуществляя свою деятельность как трансляцию учебной информации.

Компетенция в области трансляции собственного опыта

Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры. Может транслировать свой опыт через выступения на семинарах и конференциях, полностью самостоятельно подготовив свое выступление. Учитель постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах.

Способен описать свой опыт. Однако при систематизации, структурировании, обобщении выводов требует помощи. Каждое выступление учителя требует предварительного редактирования. Повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь.

Практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться данным опытом. Потребность в профессиональном росте слабо выражена. Учитель довольствуется  методическим багажом, полученным только в результате собственного опыта.

Компетенция в области управления исследовательской деятельностью

Владеет навыками педагогического экспериментирования, прибегая к минимальной помощи научного руководителя. Умеет проанализировать авторские педагогические идеи, апробируя их в реальном образовательном процессе, оценивая эффективность их реализации.

Может внедрить инновацию, но для ее планирования и анализа нуждается в научном руководстве.

Не способен или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения.

Информационная       компетенция

Компетенция в области работы с информацией

Умеет бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники информации, стать и отчеты, для вычленении необходимой информации (чтобы расширить видение предмета, ознакомиться с другими подходами и идеями, найти доказательства). Использует подходящую дополнительную литературу для того, чтобы понять сложные причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения (обращается к базам данных, другим текстам, к коллегам). Сравнивает подходы, признает  обоснованные мнения и отличает их от предубеждений. Синтезирует полученную информацию (в отчетах и презентациях дает свою собственную интерпретацию предмета, основанную на сведении различных данных).

Находит нужную информацию с Интернете и использует электронную почту. Делает электронные презентации  в соответствии со своей целью. Находит информацию, необходимую для написания эссе, проектов и отчетов. Извлекает информацию из графиков, таблиц, диаграмм для разрешения практических ситуаций. Представляет информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм. Осуществляет типологизацию, классификацию анализируемых данных. Вычленяет нформацию в различных формах

Подбирает разную информацию (тексты, изображения, числа) из разных источников для достижения цели (короткого выступления по заданной теме, отчета, самостоятельной работы). Обрабатывает в формате текста, чисел, изображений (например, структурирование, проведение вычислений). Обобщает и делает выводы. Сохраняет при помощи электронных файлов, папок и т.п.

Компетенция в области использования различных технических и программных средств ИКТ

 Владеет и постоянно использует ИКТ. Знает о новых продуктах на рынке ИКТ - технологий в образовании, применяет и сам создает ЭОР по предмету. Может задействовать медиатехнологии для выступления.

Эпизодически прибегает к ИКТ. Обращается к простым, готовым ЭОР по предмету только изредка.

Не использует ИКТ.

Правовые   компетенции

Компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности

Сформирована правовая позиция, определяющая правомерность поведения в профессиональной среде, действует согласно присвоенным ценностям

Освоены знания об основных институтах права, являющиеся базой для осуществления правового воспитания и осознанного выбора вариантов правомерного поведения в различных сферах общественной жизни

Освоен минимальный уровень правовых знаний, необходимых для выполнения элементарных профессионально-правовых функций

Компетенция в сфере социально-трудовой и бытовой деятельности

Использует свой опыт для проектирования поведения

Оценивает свое поведение с позиций его соответствия требованиям правовых норм

Соотносит свое поведение с поведением других лиц в аналогичной правовой ситуации

Компетенция в сфере социальной защиты ребенка как субъекта образовательного процесса

Опыт позволяет педагогу решать правовые задачи на основе освоения субъективно новых правовых норм, осуществлять правовоспитательную и правозащитную деятельность (творческая деятельность).

Приобретенный опыт обеспечивает понимание правового характера ситуации, позволяет находить правомерное решение на основе имеющихся правовых знаний, проектировать правовое воспитание (продуктивная деятельность)

Выполнение профессиональных функций имеет интуитивно эмпирический характер, педагог не рассматривает свою деятельность с правовых позиций (алгоритмическая деятельность)

Мониторинг

Год реализации программы развития

Самооценка учителя

(от 0 до 10 баллов)

Компетенции учителя

Оценка администрации

(от 0 до 10 баллов)

2015-2016

Предметно-методологическая

2015-2016

Психолого-педагогическая

2015-2016

Коммуникативная

2015-2016

В области управления системой «учитель-ученик»

2015-2016

Компетенция трансляции собственного опыта

2015-2016

В области управления исследовательской деятельностью

2015-2016

В области работы с информацией

2015-2016

В области использования различных технических и программных средств ИКТ

2015-2016

Правовая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет социального педагога 2013-2014 учебный год.

Основные направления деятельности социального работника, работающего в техникуме....

Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"

Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются  симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...

План работы воспитателя, выполняющего функции социального педагога на 2014 – 2015 учебный год.

Цель: социальная адаптация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в обществе.Задачи:1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика ут...

Анализ работы педагога-психолога Т.В.Литвиновой за 2014 – 2015 учебный год.

Цель: создание условий для сохранения психического, соматического и социального благополучия всех участников образовательного процесса....

Анализ работы педагога-психолога Т.В.Литвиновой за 2013 – 2014 учебный год.

Цель: создание условий для сохранения психического, соматического и социального благополучия всех участников образовательного процесса....

План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год

План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год...