Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ
статья на тему

В данной статье освещены результаты обследования обучающихся на креативное (творческое) мышление, в дальнейшем проведенный анализ выводов результатов обследования позволит мастерам и преподавателям создавать творческие задания  и  эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ

Акинтьева Т.В.

 

Санкт – Петербург

2016


В данной статье освещены результаты обследования обучающихся на креативное (творческое) мышление, в дальнейшем проведенный анализ выводов результатов обследования позволит мастерам и преподавателям создавать творческие задания  и  эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков.

В результате творческого мышления человека созданы наука и искусство, все изобретения человеческой цивилизации. Особенно важным творческий подход оказывается в условиях резких перемен в общественной жизни, поскольку позволяет преодолеть разного рода трудности, наметить новые, неожиданные цели, обеспечить большую свободу выбора и, следовательно, большую свободу действий.

«Креативность – это те самые творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности».

Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют окружающие. Если «творчество есть необходимое условие существования», влияет ли «окружающая нас жизнь» – люди, среда, культура, семья – на творческое мышление и насколько сильно данное влияние? Креативность — одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время не только в рамках психологической науки, но и на философском, культурологическом, педагогическом и социальном уровнях.

Целью данного исследования является сравнительный анализ уровня креативности российских и немецких подростков.

Объект исследования: 25 немецких и 25 российских подростков в возрасте 15 – 16 лет.

Предметом исследования является уровень развития креативности российских и немецких подростков.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ проблемы;
  2. Выбор и обоснование методов и методик исследования;
  3. Выявление уровня развития креативности у немецких и российских подростков;
  4. Сравнительный анализ полученных результатов креативности немецких и российских подростков, в том числе с учетом гендерных различий.

Методы исследования:

- тест Е. Торренса для диагностики креативности (образная батарея);

  • метод статистической обработки результатов исследования.

Гипотеза исследования:

  • не предполагается достоверных различий между показателями образной креативности российских и немецких подростков.

 База исследования:

Исследование осуществлялось в 2015 году. В России исследование проводилось в Санкт-Петербургом реставрационном колледже «Кировский». В Германии исследование проводилось в объединенной школе им. Анны Франк в городе Мерс.Были исследованы 25 подростков, мальчики и девочки, в возрасте 15-16 лет..

 Природа креативности

Сегодня есть множество подходов к определению  креативности (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание). Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы запросам всех исследователей.

Несмотря на различные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывают с изображением чего-то нового (для личности и для общества).

В целом можно сказать, что в результате экспериментальных исследований, была выделена способность особого рода – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; такая способность и была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.

Торренс провел срезовые кросскультурные исследования и пришел
к следующим выводам:

-        характер культуры влияет на тип креативности и на процесс ее развития;

-        не существует обязательного закона прерывности в развитии креативности: в некоторых культурах есть спад креативности, а в других он не наблюдается.

Торренс выделил ряд факторов, тормозящих развитие креативности:

  • ориентация на успех (ребенок боится дать неправильный ответ);
  • ориентация на мнение сверстников;
  • фиксация на стереотипной половой роли;
  • представление креативности как об отклонении от нормы;
  • запрет на вопросы и на проявление инициативы;
  • жесткое разграничение труда и игровой деятельности.

ВЫВОДЫ

Происходящие в мире процессы глобализации приводят сегодня к пониманию того, что образование и деятельность человека носят непрерывный характер и проходят через всю жизнь человека. Именно творческий подход к жизнедеятельности, который помогает более мобильному усвоению знаний и ориентации в жизненных ситуациях, сохраняя психическое и физическое здоровье, начинает наиболее наглядно проявляться и формироваться в подростковом возрасте.

Развитие креативности подростка предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.

При многообразии характеристик самого понятия, чаще всего креативность рассматривается как некоторое особое устойчивое свойство индивидуума, определяющее способность проявлять творческую активность.

Необходимо сохранить и развить, не потерять то, что заложено природой в творческой сути человека:

-        способность к свежести эмоционального восприятия мира без приобретения прошлого, чужого опыта;

-        способность к постоянному саморазвитию, чувствительность к дефициту знаний;

-        способность к эмпатии, чувство сопричастности со всем миром.

. Она возможна при определенном уровне интеллектуального развития и проявляется в различных сферах жизненной активности человека.

Организация и методы исследования

Организация исследования

Исследование проводилось на основе выборки из 25 российских и
25 немецких подростков в возрасте 15 -16 лет.

Выборка включала:

25 обучающихся 1 курса на базе 9-летнего образования Реставрационного колледжа «Кировский» г. Санкт-Петербурга, из них 12 девочек и 13 мальчиков в возрасте 15-16 лет;

25 учащихся Объединенной школы им. Анны Франк г. Мерс, Федеральный округ Северный Рейн – Вестфалия, из них 11 девочек,
14 мальчиков в возрасте 15-16 лет.

Тестирование российских школьников проводилось автором исследования в сентябре 2015 г. Перевод теста и ответов тестирования немецких школьников в то же время проводилось к.соц.н. Миланой Науэн, русскоязычным педагогом, проживающим в Германии, на основании подробных инструкций, данных автором настоящего исследования.

Тестирование проводилось на уроке рисования (урок «Искусства» в Германии). Учителя рисования участия в тестировании не принимали и мотивационного или иного влияния на учеников не оказывали.

Обоснование выбора типов школ для настоящего исследования

При рассмотрении результатов тестирование российских и немецких школьников следует обратить внимание на разные системы школьного образования в России и Германии, отражающие особенности культуры этих стран. Краткое описание систем послужит пониманию того, в какой фазе освоения культуры своей страны находились школьники на момент проведения исследования.

Школьное образование в Германии

Как и в России, в Германии обязательно посещение школы в течение
9 лет. Возраст принятия в школу – от 6 до 7 лет. Начальная школа (Grundschule) длится с 1 по 4 классы и является общей для всех. Последний, четвертый год обучения, имеет особое значение, так как после него дети в зависимости от своих способностей получают рекомендации для дальнейшего обучения в средней школе.

В отличие от российской системы образования, в Германии существует множество типов средних общеобразовательных школ. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг возможностей для дальнейшего обучения выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Кроме того, для поступления в общеобразовательное учреждение более высокого уровня ученику требуются рекомендации учителей начальной школы.
Чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или уровня образования осуществляется уже после начальной школы. Средние школы в  Германии делятся на четыре типа:

- Основная школа (Hauptschule), классы с 5 по 10. После 9 классов данного типа школы ученик получает документ об окончании 9 классов. Далее он может либо пойти в класс 10A (худшая успеваемость) или 10B (лучшая успеваемость), либо в профессиональное училище. Выпускники класса 10A могут продолжить обучение только в профессиональных училищах. Выпускники класса 10B могут перейти в другую школу, чтобы продолжить учебу в 11, 12, 13 классах, либо выбрать обучение любой профессии в профессиональных школах.

- Реальная школа (Realschule), классы с 5 по 10. Данная форма школы – для способных детей, и нее принимаются дети с рекомендацией из начальной школы. После 10 класса могут перейти в другую школу и продолжить обучение в 11, 12, 13 классах, или выбрать обучение профессии в техникуме или спецпрофучилище.

- Гимназия (полная школа) (Gymnasium), классы с 5 по 13.
В гимназию дети также приходят с рекомендацией из начальной школы. После 10 класса они могут начать профессиональное обучение или продолжить учебу в 11, 12, 13 классы. После 12 класса дети могут либо начать обучение в высших специальных учебных заведениях (институтах), либо доучиться до конца. После 13 класса выпускники получают аттестат зрелости для поступления в университет. Гимназия является наиболее престижным типом средней школы.

- Объединенная школа (Gesamtschule), классы с 5 по 13. Ступени обучения идентичны ступеням гимназии. Отличие состоит в том, что в школах данного типа принимаются дети без рекомендаций. Помимо основных занятий школа предоставляет ученикам возможность заниматься факультативно и наверстывать упущенное в дополнительное время. Данный тип школы существует не во всех федеральных землях.

Кроме перечисленных выше типов школ в Германии существуют специальные школы (Sonderschule), классы с 5 по 9. Данная форма школьного образования предназначена для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, не справляющихся с требованиями обычных школ. По окончании 9 класса выпускники получают документ об окончании 9 классов и могут либо продолжить учебу в другой школе, либо начать профессиональное обучение.

Из обзора типов немецких школ следует, что на протяжении всего срока обучения от детей требуются серьезные успехи, так как от них зависит выбор формы школы после 4-ого класса, а также принятие решений о продолжении обучения после 9, 10, 12 и 13 классов.

Школьное образование в России

Как и немецкие дети, дети в России должны пройти обязательное школьное обучение и окончить, по крайней мере, 9 классов. Начальная школа длится с 1 по 4 классы (при этом в большинстве школ 4-ый класс существует лишь номинально). Вторая ступень обучения – с 5 по 9 класс. После второй ступени обучения выпускник получает аттестат о неполном среднем образовании и продолжает обучение либо в школе, либо в профессиональном училище. Третья – с 10 по 11 класс. Её выпускник получает аттестат о полном среднем образовании.

Средние общеобразовательные школы в России не имеют таких различий, как разные типы школ в Германии. Кроме обычных общеобразовательных школ существуют гимназии (5-11 классы), лицеи (5-11 или 10-11 классы), колледжи 9-11 классы + профессиональное образование. Принято считать, что обучение в гимназиях проходит с уклоном в гуманитарные науки, а в лицеях  в естественные науки, однако, на практике различия выражены незначительно. И гимназии, и лицеи целенаправленно готовят своих выпускников к поступлению в ВУЗ.

Обоснование выбора типов школ

При выборе типов школы для настоящего исследования автор учел разные системы школьного образования в Германии и России и существующие типы школ. Как показал обзор выше, в Германии школы отличаются по своим требованиям к способностям учеников и по соотношению теоретического и практического обучения.

В этой связи для исследования немецких школьников автором была выбрана «объединенная школа», включающая в себя основные черты всех типов общеобразовательных учреждений:

Объединенная школа им. Анны Франк ()

Ул. Коперника 9

47445 Мёрс (Германия)

С российской стороны был выбран «Реставрационный колледж «Кировский»

г.Санкт Петербург, ул.Морской Пехоты, 14

Характеристика методов исследования

Методическую основу исследования составили идеи психометрического подхода Дж. Гилфорда и Е. Торренса, с помощью которых раскрываются показатели творчества, а его изучение осуществляется с помощью стандартных тестов.

1.        «Беглость» – способность продуцировать большое количества идей.

2.        «Гибкость» – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.

3.        «Оригинальность» – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи.

4.        «Разработанность» – способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Е. Торренс добавляет к перечню Дж. Гилфорда в образной части еще две характеристики: «Сопротивление замыканию» и «Название».

Для данного исследования была выбрана только образная батарея, один субтест «Незаконченные фигуры». Задачей данного субтеста является создание как можно большего количества оригинальных изображений на основе заданных разнообразных незаконченных фигур (одинаковые стимульные фигуры).

Для проведения образного субтеста отводится 15 минут.

Описание субтеста

Тест «Незаконченные фигуры» является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру.

Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. Поэтому зачитываемая перед выполнением задания инструкция содержит следующее указание: «При выполнении каждого задания попробуй предложить что-то интересное и необычное, то, что не смог бы придумать никто другой, кроме тебя. Постарайся дополнить и развить свои идеи так, чтобы у тебя получились интересные сюжеты-картинки».

Свойства

1. Беглость

Данный показатель отражает «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)» (Дж. Гилфорд). В данном субтесте – это количество рисунков, получившихся в результате завершения предложенных незаконченных фигур.

2.Оригинальность

Данный показатель отражает способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы» (Дж. Гилфорд). Оценка «Оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы, оцениваются в 0 баллов. Остальные – в 1 балл.

3. Разработанность

Показатель «Разработанность» отражает «способность детально разрабатывать придуманные идеи» (Дж. Гилфорд):

  1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру;
  2. Один балл начисляется за каждую подробность в названии рисунка, превосходящую уровень простого названия, относящего нарисованный предмет к какому-то классу;
  3. Баллы за разработанность, переводятся в обобщенные сырые баллы.

4. Название

Показатель «Название» отражает «способность выделять главное, способность понимать суть проблемы» (Е. Торренс). Эти способности связаны с мыслительными процессами синтеза и обобщения. В тесте они проявляются через уровень абстрактности названий, придуманных обследуемым к своим рисункам. Хорошее название помогает воспринимать рисунок глубже и богаче.

Название к рисункам оценивается следующим образом:

0 баллов:        простые, очевидные названия;

1 балл:        названия описывающие конкретные свойства объекта (например «Девочка с большим бантом»);

2 балла:        образные описательные названия, носят несколько необычный, поэтический, образный характер («Последняя мода с Марса»);

3 балла:        абстрактные, часто философские (но адекватные), выражают суть рисунка, его глубинный внутренний смысл, выходящий за пределы изображения («Время твоей жизни»).

5. Сопротивление замыканию

Показатель «Сопротивление замыканию»: «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей,  достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи» (Е. Торренс).

Суммирование первичных результатов

Первичная обработка результатов осуществляется в бланке ответов:

Буквенные обозначения показателей, оцениваемых в данном субтесте, и подсчитанное количество сырых баллов:

Б – Беглость,

О – Оригинальность,

А – Абстрактность названия,

Р – Разработанность,

СЗ – Сопротивление замыканию.

Далее результаты суммируются. Баллы за разработанность предварительно переводятся в обобщенные сырые баллы.

Для подсчета обобщенного показателя Образная креативность, для сравнения Беглости, Оригинальности, Названия, Разработанности, Сопротивления замыканию и Образной креативности в целом у разных людей, а также для понимания сильных и слабых сторон образного креативного мышления полученные суммы баллов (сырые оценки по всем показателям) необходимо перевести в стандартные баллы.

Для получения обобщенного показателя «Образная креативность» (Ток) необходимо просуммировать Т-баллы по Беглости (Тб), Оригинальности (То), Разработанности (Тр), Названию (Тн), Замыканию (Тз) и поделить эту сумму на 5:

Более стабильно и надежно творческий потенциал личности отражается в обобщенном показателе «Образная креативность» (Ток). Анализ структурного профиля, отражающего соотношение отдельных показателей Образной креативности (Тб,То, Тр, Тн,Тз), позволяет описать ее качественное своеобразие, выделить сильные и слабые стороны.

Стимульные изображения вызывают у испытуемого определенную реакцию, проявляющуюся в создании таких образов, которые позволяют решать имеющиеся у него проблемы и отражают его мысли и чувства. Использование рисуночных тестов особенно эффективно при работе с теми испытуемыми, которые отличаются низкими показателями в учебе, сниженным слухом и эмоциональным неблагополучием.

В данном исследовании рисуночный тест Торренса позволил сравнить результаты разноязычных детей по показателям креативности

3. Сравнительное изучение креативности российских и немецких подростков

Тест позволяет исследовать показатель креативности по пяти ее составляющим. Данные тестирования были подвергнуты статистическому анализу с целью выявления различий между группами. Анализ данных позволил выявить некоторые различия между группами испытуемых.

Результаты использования теста среди учащихся представлены в приложении: таблицы 1 и 2 - таблицы сырых баллов; таблицы 3 и 4 – таблицы Т-баллов.

Оценка достоверности отличий проводилась по t-критерию Стьюдента

Выводы по параметрам Беглость, Гибкость, Разработанность, Название, Сопротивление замыканию между российскими и немецкими школьниками.

  1. По критерию Разработанность существенных различий нет:

TЭ < tкр при p=0,05 принимается H0, где

tЭ – эмпирический показатель; tэ = 0,32

tкр – критический показатель;  tкр = 2,011

Можно полагать, что и российские и немецкие подростки обладают в одинаковой степени способностью «детально разрабатывать придуманные идеи». Все же средний показатель Разработанности у немецких школьников на 1,2 выше, чем у российских.

М1 – среднее значение для российских школьников, а М2 – среднее значение для немецких школьников.

Т.о. можно сделать вывод о том, что российские школьники превосходят немецких школьников по параметру оригинальности.

4) По показателю Общей креативности различия незначительные – 0,31. Можно сказать, что в целом немецкие и российские подростки обладают одинаковым потенциалом общей креативности.

Описание: IMG_0002.JPG

Описание: IMG_0004.JPG

  1. Сравнение креативности между российскими мальчиками и девочками в одной группе дало различия только по одному показателю Сопротивление замыканию.
  2. По общей креативности не выявлено различий между русскими мальчиками и девочками.
  3. По показателю Общая креативность не выявлено значимых различий между российскими мальчиками и девочками.
  4. По Общей креативности выявлены различия между немецкими мальчиками и девочками:   tЭ (4,73) > tкр (3,768) при p=0,001
  5. Показатель Общей креативности немецких девочек – 108,08,
    а российских девочек – 92,71, разница в 15,37 балла.

Средний показатель Общей креативности российских мальчиков – 89,18, а немецких мальчиков – 76,17, разница 13,01,

Можно сделать вывод, что немецкие девочки более креативны, чем российские, а российские мальчики более креативны, чем немецкие.

Полоролевое различие среди подростков в Германии проявляется значительно нагляднее, чем в России в показателе креативности.

ВЫВОДЫ

Анализ результатов эмпирического исследования показал:

  1. Значительной разницы между показателями креативности Беглость, Гибкость, Разработанность, Сопротивление замыканию между российскими и немецкими подростками не наблюдается, кроме показателя Оригинальность, в котором российские подростки превзошли немецких.
  2. В показателях Общей креативности значительных различий нет у российских и немецких подростков.
  3. По показателю Сопротивление замыканию российские мальчики превзошли девочек по этому показателю. Для того, чтобы реализовать себя в творчестве девочкам приходится преодолевать все большее число стереотипов, штампов поведения навязываемых социальной средой, мальчики менее зажаты социальными рамками более открыты для порождения и восприятия нового.
  4. Немецкие девочки показали лучший результат, чем немецкие мальчики по нескольким показателям: Название, Сопротивление замыканию, Разработанность почти в 2 раза.
  5. По показателю Общей креативности у российских мальчиков и девочек нет различия.
  6. По показателю Общей креативности немецкие девочки превышают немецких мальчиков.
  7. По показателю Общей креативности немецкие девочки превышают российских девочек.
  8. По показателю Общей креативности российские мальчики превышают немецких мальчиков.
  9. В результате качественного анализа рисунков можно сделать следующие выводы:
  1. культура, в которой происходит социализация личности, формирует культурно обусловленные когнитивные структуры, поэтому при обработке образной батареи тестов Торренса мы видим  как одинаковые образы на один и тот же стимульный материал, так и специфичные, характерны для данной культуры. Так в рисунках русских подростков присутствуют часто животные, цветы, птицы, ландшафт, тревожные абстракции; у немецких подростков человек, дом в разных вариациях, вещи домашние, люди различных профессий, машины.
  2. Существует гендерная специфика, то есть образы, которые являются специфичными для одной гендерной группы, для другой требуют «творческой силы».

Можно описать «менталитет» подростков, принадлежащих к той или иной стране. Так для русских подростков значимыми темами являются: природа, тревожные мотивы, философские категории; для немецких подростков – дом, сюжетные сценки, профессии, механизмы. При изображении лица, важным является не столько лицо, сколько глаза, улыбка образы несущие информацию о духовном мире человека. Что редко встречается у немецких школьников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психодиагностика одаренности школьников// Психологическая газета.- 1997. - №1 (16).
  2. Алессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. – 2001. – Т.4, № 1. – С. 22-43.
  3. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002.
  5. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.
  6. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96.
  7. Быстров А.Н. Нормативная модель личности и деятельности подростка. Архангельск, 2005.
  8. Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков // Известия Уральского государственного университета. – 2007. - №50. - С. 241-253.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

«Поиск и анализ сайтов гостиниц в сети Интернет. Сравнительный анализ»

Самостоятельная работа для студентов 3 курса  специальности "Гостиничный сервис"Самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом процесса обучения и может быть определена как тво...

Сравнительный анализ вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования

Работа Хамадеевой Анастасии Сравнительный анализ вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования «Детство»«От рождения до школы»«Успе...

Сравнительный анализ развития логического мышления у дошкольников с ДЦП и их умственно-отсталых сверстников.

В статье освещаются закономерности формирования мышления в детском возрасте, особенности формирования элементов логического мышления у детей с особенностями развития и сравнительный анализ развития эл...