Использование методик гуманистической педагогики в системе дополнительного образования детей
статья на тему

Поляков Георгий Александрович

Многочисленные реформы и инновации, которые проводятся сейчас в системе школьного образования пока не решили существенных проблем этой системы, а социально-культурная реальность ставит перед учителями и педагогами дополнительного образования детей новые непростые задачи. В нашей стране ярким представителем гуманистической педагогики выступает Александр Михайлович Лобок. Он является автором алгоритма обучения письму, чтению и математике. Оригинальная методика А.М.Лобка, представленная под девизами: «Писать раньше, чем читать», «Умножать раньше, чем складывать» имеет своей целью формирование авторской позиции ребенка в культуре.  Опираясь на разработанный А.М.Лобком алгоритм обучения письму, чтению и счету, а так же его анализ современных проблем эстетического воспитания, мы попытались разработать алгоритм обучения детей младшего школьного возраста рисованию и живописи в рамках системы дополнительного образования детей. Основываясь на опыте, накопленном при руководстве Изостудией «Радуга» ГБОУ СОШ № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, автор настоящей работы вывел алгоритм художественно-эстетического воспитания школьников в системе ОДОД , имеющий своей целью побудить коллег к творческому всесторон-нему анализу своей деятельности, заняться поиском новых, более эффективных способов и форм соей деятельности. Указанный алгорим предусматривает пошаговое вовлечение учащихся в творческий процесс, последовательно ставя конкретные задачи, предусматривающие в каждом отдельном случае их индивидуальное решение. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многочисленные реформы и инновации, которые проводятся сейчас в системе школьного образования пока не решили существенных проблем этой системы, а социально-культурная реальность ставит перед учителями и педагогами дополнительного образования детей новые непростые задачи.

Но не правильно думать, что это проблемы только российской школы, отражающие современный этап развития нашего общества. Сейчас нет, пожалуй, ни одной страны в мире, где образовательная система была бы свободной от серьезных системных проблем и противоречий. Это поистине глобальная ситуация, диктуемая гуманизацией мира с одной стороны и такими вызовами современности как проблемы клонирования, экология, международный терроризм, эпидемия наркомании и т.д.

В 40-е годы XX века Карл Роджерс создал свой собственный стиль психотерапии, центрированный на клиенте, и свой собственный стиль преподавания, центрированный на ученике. Первая презентация концепции и практики обучения, ориентированного на учащегося, состоялась в 1952 году в Гарвардском университете на конференции, посвященной новым педагогическим подходам, позволяющим влиять на поведение человека. Роджерс различает два типа учения: бессмысленное и осмысленное. Учение первого типа - принудительное, оцениваемое  извне, направленное на усвоение значений.  Напротив, учение второго типа - свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющие на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов, как элементов личностного опыта. По Роджерсу - основная задача учителя-ФАСИЛИТАЦИЯ (стимулирование и инициирование) осмысленного учения. Одна из установок Карла Роджерса, описываемая термином                 «эмпатическое понимание», - это видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами. Роджерс пишет, что учитель – ФАСИЛИТАТОР, общаясь со своими учащимися, умеет, образно говоря, «постоять в чужих туфлях», посмотреть глазами детей на все вокруг,  в том числе и на себя.

           Учение Роджерса перекликается с принципами другой системы гуманистической педагогики - теорий и практикой ученицы известных французских психологов  Итара и Сегена Марии Монтесори. Центральным понятием педагогической системы М. Монтесори является алгоритм художественно-эстетического воспитания школьников в системе дополнительного воспитания детей.

            В нашей стране ярким представителем гуманистической педагогики выступает Александр Михайлович Лобок. Он является автором алгоритма обучения письму, чтению и математике. Оригинальная методика А.М.Лобка, представленная под девизами: «Писать раньше, чем читать», «Умножать раньше, чем складывать» имеет своей целью формирование авторской позиции ребенка в культуре.  Опираясь на разработанный А.М.Лобком алгоритм обучения письму, чтению и счету, а так же его анализ современных проблем эстетического воспитания, мы попытались разработать алгоритм обучения детей младшего школьного возраста рисованию и живописи в рамках системы дополнительного образования детей. Основываясь на опыте, накопленном при руководстве Изостудией «Радуга» ГБОУ СОШ № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, автор настоящей работы вывел алгоритм художественно-эстетического воспитания школьников в системе ОДОД , имеющий своей целью побудить коллег к творческому всесторон-нему анализу своей деятельности, заняться поиском новых, более эффективных способов и форм соей деятельности. Указанный алгорим предусматривает пошаговое вовлечение учащихся в творческий процесс, последовательно ставя конкретные задачи, предусматривающие в каждом отдельном случае их индивидуальное решение.  

ШАГИ:                                                                                                                            1)  Провокация ребенка на творческую активность.                                                                                                                                                                                                                                                

Узнавание элементов изображения даже если они представлены в еще на этапе «чистого листа» педагог просит ребенка красочно рассказать о том, что будет изображено. Стимулируя речевую активность, учитель помогает ребенку придумать сказку, или историю персонажа, которого будет рисовать, описать тактильные ощущения от предметов в натюрморте (их размер, фактуру поверхности, вкус, вес, текстуру и т.д.), рассказать о построении, которое возникает в том или ином пейзаже ( радость, грусть, задор, веселье, задумчивость и т.д.)  Здесь же необходимо привить детям «дисциплину игры» - не только взахлеб рассказывать о своих идеях, но в свою очередь, внимательно слушать, представлять себе идеи и замыслы других учеников. Обсуждать и дополнять .

 2)  Торможение речевого акта.

Учитель сам пытается изобразить по рассказу ученика его идею (в форме беглого наброска на бумаге или на  доске) прислушивается и обсуждает замечания и поправки детей.  Играет в: похоже – не похоже,  так – не так, большой - маленький,  яркий - блеклый,  добрый - злой и т. д.)                                                    3)  Демонстрация поэтики и поэзии живописи.

Учитель находит среди репродукций классических живописных произведений картину с той же идеей, тем же колоритом, той же композицией, что и в замыслах ученика и выражает свое отношение к работе художника. Что удалось, а чего может быть, не хватает в работе гениального мастера.  Так учитель преодолевает доминирование установившихся эстетических идеалов,  показывает, что можно нарисовать,  и по-другому: лучше,  интереснее,  ярче,  понятнее и т.д., что,  в свою очередь,  стимулирует творческую активность ребенка,  снимает боязнь « Я так не смогу» .                                                                     4)  « Рефлексивное рисование»

Учитель нарочно представляет (в беглом наброске) идеи ребенка «не правильно»   («слишком темное небо»,  «слишком маленький котеночек рядом с мамой - кошкой»,  «слишком сильный богатырь» и т.д.) Это помогает воспитывать у ребенка чувство гармонии, научить правильно выстраивать композицию,  соотносить не только размеры персонажей на листе бумаги,  но и правильно расставлять смысловые характеристики, находя в рисунке главное и второстепенное (но тоже необходимое для понимания зрителем замысла художника).                                                                                                                                                                         5)   Внутренее редактирование изображения.

 Учитель выступает как машина (компьютерная программа) для зарисовки мыслей ученика. При этом ребенке предоставлена полная свобода критиковать,  выбирая лучшую композицию, лучший образ и колорит.                                                                                                                       6)    Эдентификация учениками зрительных образов.

 Умение отыскать главный, ключевой образ в композиции, доминирующий цвет или тон. Учитель раскрывает перед учеником соотношение эмоций художника и, соответственно, зрителя с определенными, часто на уровне символа, образами. Эти образы должны эдентифицироваться в сознании ребенка с общепринятыми в обществе символами:  темнота — страх,  тревога;  оскаленные зубы — злость,  ярость;  пальцы,  сжатые в кулак — напряжение, угроза;  яркое,  безоблачное небо — спокойствие,  радость и т.д.

7)  Узнавание элементов изображения даже если они представлены вне контекста данной композиции.  

      Путем многократного набросочного повторения добиться у учащихся умения правильно, художественно - грамотно изображать различные элементы, необходимые для разных композиций. Например: фигура человека в ее положении в пространстве (сгорбленная, распрямившаяся и т. д.);        рука, сжатая в кулак и держащая какой-либо предмет ;                                                                                            ноги человека (бегущего, стоящего, присевшего, отдыхающего и т. д.);                                     голова + шея (выражение эмоционального состояния персонажа с помощью поворота головы).

8) Преодоление первого психологического барьера, связанного с непосредственно началом рисования.

       Спонтанное начало рисования (когда ребенок не знает, над чем он работает: набросок, тренировка, летучее выражение в образе художественного замысла  или окончательный вариант картины).

9)  Провоцирование .  

       Мне некогда, надо заниматься с другими детьми, а ты, чтобы не терять времени, рисуй,  что хочешь,  но лучше — на том же самом листе бумаги).

10)  Рисование сразу на чистовик и сразу — свое.

       Минимальное вербальное объяснение (что именно я хотел нарисовать) при максимальном стремлении сделать идею своей работы понятной и ясной для зрителя без слов и иных пояснений (подписи: что это за персонаж или что он говорит (как в классических коммиксах)).

11) Школа образа.

       Анализ собственного произведения (глубина, неординарность, оригинальность, точность, многогранность, красота (эстетическая привлекательность)).

            Такая пошаговая работа позволяет преподавателю ярче раскрыть креативный потенциал учащихся, дать им возможность полнее и многогранее развиться как творческая независимая личность. Вместе с тем, предложенная методика не отменяет для детей необходимости упорно трудиться, путем многократных рутинных упражнений совершенствовать механизмы мелкой моторики, укрепляя связь между высокоинтеллектуальной умственной деятельностью и практическими навыками, необходимыми каждому человеку в повседневной  жизни при выполнении любой работы – как домашней,  так и профессиональной.  

                 В ГБОУ СОШ № 302, как и во всей системе дополнительного школьного образования, на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.

            Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к своему Отечеству, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

              Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо прививать ребенку основные формы нравственного сознания.

             В ГБОУ средняя школа № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга за последние годы в образовательном процессе наибольшее внимание уделялось интеллектуальному развитию детей. Эта направленность дает в основном положительные результаты: уже младшие школьники и даже дошкольники легко владеют компьютером, иногда лучше своих учителей, у них развито логическое мышление, они без труда могут найти необходимую информацию. Но, несмотря на то, что дети имеют доступ к компьютерным технологиям, умеют работать с информационным пространством, мы все чаще наблюдаем примитивность их интересов, равнодушие и не уважение к окружающим их людям, часто даже к родителям. Вместе с этим мы наблюдаем у многих учащихся узость эстетического кругозора, сопровождающуюся серьезными пробелами в элементарных знаниях в области художественного творчества, подчас – полное отсутствие абстрактно-эстетического, творческого мышления. Это происходит из-за того, что у современных школьников нет четкого представления о добре, любви и красоте и о противоположных им зле, равнодушии и безобразии. Погружаясь в мир телевидения и интернета, школьники поглощают все, что им предоставляет огромное информационное пространство наиболее ярко и увлекательно, не умея «фильтровать» информацию.

             В наше время перед современной школой вообще, и системой дополнительного образования детей стоит непростая задача.  С одной стороны, в современном обществе для получения хорошего квалифицированного образования необходим высокий интеллектуальный уровень развития. Но не следует забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний и научиться зарабатывать деньги,  вырасти успешным, самодостаточным и самостоятельным человеком, но и стать полноценным членом общества с развитым чувством любви к Отечеству и ближнему, пониманием добра,  и красоты.

              Одним из самых выразительных и эффективных средств развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. При этом эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

              В системе формирования нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества.  С раннего детства ребенок начинает рисовать. Сначала это простые каракули – интересный след от карандаша или кисточки, оставленный на бумаге. Затем у каракулей появляются названия – мы еще не видим в детских рисунках формы, но ребенок уже понимает, что рисование может отображать предметы окружающего мира. Позже более понятными становятся формы изображенных предметов, и появляется эмоциональное состояние в рисунках. В изобразительном творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка.

              Большие возможности для развития детского художественного творчества и формирования через него нравственных качеств обучающихся открывается в системе дополнительного образования детей. Эти возможности реализуются уже при  составлении программ и методических разработок, направленных не только на обучающий, но и на воспитательный процесс, они предоставляют широкую свободу для детского творчества.

              Воспитание детей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в выставках, благотворительных мероприятиях в большем объеме, чем в школьной программе.

              Организация экскурсионной деятельности в Санкт-Петербурге работе помогает способствовать приобщения детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание уделяется национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но и самим побывать на  полях боевой славы, увидеть главные святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде. После проведения экскурсии полезно в изобразительном творчестве предлагается новая тема, чтобы ребенок смог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия. Кроме того,  детский рисунок – это и способ анализа восприятия темы ребенком.

              На занятиях Изостудии «Радуга» ГБОУ СОШ № 302 в рамках истории изобразительного искусства на примере работ художников затрагиваются темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Мы рассматриваем  с учащимися не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращаем особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку. При беседе о картинах бытового или портретного жанра мы раскрываем тему семейного воспитания, даем оценку общественным явлениям,  формируем представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитываем нравственное и доброе отношение к членам общества. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об  изобразительном искусстве закрепляются практическими занятиями, для того чтобы ребенок смог пропустить через себя полученный материал. В  процессе работы над рисунком он закрепляет эмоциональное впечатление, сформированное во время беседы.

             В школьном Краеведческом музее при знакомстве с основами русской народной культуры проводятся беседы о предметах труда и быта наших предков, жителей района Купчино, обычаях и традициях, праздниках и буднях купчинцев, мы используем произведения детского фольклора (потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, заклички, считалки, народные игры и т.д.). Ведь не секрет, что именно в них, в произведениях народного творчества, заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Участники Изостудии «Радуга» вместе с руководителем студии приняли участие в конкурсе проектов скульптурного памятника Первому жителю Купчино, организованному Администрацией Фрунзенского района о чем были показаны телевизионные репортажи по федеральным каналам:  РТР,  НТВ, Телеканал СТО.

             Формы и способы изучения истории и культуры родного края, подачи информации о русском фольклоре вообще чрезвычайно разнообразны: это беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки, исполнение народных песен, и т.д.  Наиболее ярко обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года,  передающие труд людей и отношения взрослых и детей представлены в народных праздниках, которые систематически проводятся в рамках как урочной, так и во внеурочной деятельности. Особое место при этом уделяется празднованию в 302-й школе Широкой Масленицы,  проводам Русской зимы.

            В праздничных мероприятиях с учащимся мы используем в  речи подходящие народные прибаутки,  пословицы и поговорки,  которые совершенно естественно входят в словарь ребят.                                              Кроме Широкой Масленицы,   31 января на Афанасия, наблюдая вместе с детьми за состоянием погоды  на прогулке,  мы рассказываем им, что наши предки примечали:  «В Афанасьев день – самый корень, самые морозы живут», «Афанасьевские морозы шутить не любят»,  но при этом обязательно добавляем: «В мороз нужно не только тепло одеваться, но и больше двигаться,  ведь мороз ленивых хватает,  а перед проворными -  шапку снимает»,  «По шапке видят – кто каков идет».  Наступает месяц март - мы вспоминаем поговорку «Пришел марток – надевай двое порток».  Вообще работа по календарю – прекрасный повод дать ребятам возможность услышать и почувствовать всю красоту фольклорного слова.  Звучат приметы,  поговорки и пословицы,  способствующие расширению словаря детей,  воспитанию у них интереса к слову,  любовь к родному языку и гордость за его богатство.  Работа  по народному календарю направлена на развитие в детях чувства гордости за свою Родину,  закрепление знаний об окружающем мире,  восхищением творчеством русского народа и,  вместе с тем,  чувство ответственности за тот кусочек земли,  на котором мы живем.

             

               Выставки и творческие конкурсы тоже имеет воспитательную направленность. Учащиеся нашей школы принимают участие в выставках и конкурсах, которые ориентированы на знакомство детей с мировым культурным наследием,  на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира, таких как «Петербургские кошки», «О спорт, ты – мир» (посвященном Олимпиаде в Сочи),  «Безопасность глазами детей» и др.  Мы считаем,  что роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе крайне важна, так как, участвуя в них, каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов и творческих усилий.

            Еще одна особенность наших занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях: участие в школьных ярмарках, подготовка подарков для ветеранов или одиноких стариков, для детей-сирот. У учащихся формируется понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.

              Таким образом,  используемые в ГБОУ СОШ № 302 творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей существенно влияют на духовные, нравственные качества воспитанников, развивают эмоциональное восприятие окружающего мира, дают учащимся основы патриотического и семейного воспитания.

              К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, галивудского инкубатора псевдогероев, несущих в мир агессию и нетерпимость к иным, неамериканским взглядам и ценностям, содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро,  что есть красота.  

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Школьная театральная педагогика и психология. Психодрама и дополнительное образование детей.

В буквальном переводе с греческого слово «психодрама» означает «действие души».  Именно о действии говорят слова:«Я пытаюсь сделать их (людей) смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей ...

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

Реферат на тему "Зарубежные тенденции развития системы дополнительного образования детей на примере движения скаутов"

Реферат, в котором рассматриваются тенденции дополнительного образования в зарубежных странах на примере движения скаутов....

Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей

Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...

Разработка открытого занятия для системы дополнительного образования детей "Городецкая роспись"

Конспект открытого занятия на тему "Городецкая роспись. Элементы росписи. Освоение навыков исполнения простейших орнаментов на бумаге", является отличным помощником для начинающих специалист...