Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога
учебно-методический материал на тему

Бондаренко Татьяна Алексеевна

Календарно-тематический план

повышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведений

Форма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 часов с выдачей удостоверения государственного образца

Название программы: Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога

Категория: педагогическое совершенствование для всех категорий преподавателей НПО и СПО, имеющих высшее образование

Лектор, ведущий занятия: кандидат психологических наук, доцент Бондаренко Татьяна Алексеевна

В программу включены 3 модуля:

1. Психолого-педагогический модуль раскрывает теоретические подходы к обоснованию девиантного поведения подростков, знакомит с теорией и практикой психолого-педагогической работы, обеспечивающий высокое качество психопрофилактического процесса. Первый модуль включает 40 часов.

2.  Модуль психической саморегуляции ориентирован на управление педагогом собственными психологическими и физиологическими состояниями. Второй модуль включает 16 часов.

3. Атрибутивно-рефлексивный модуль направлен на процесс осознанного, управляемого педагогом личностного развития. Третий модуль включает 16 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_povysheniya_k-tsii.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

повышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведений

Форма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 часов с выдачей удостоверения государственного образца

Название программы: Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога

Категория: педагогическое совершенствование для всех категорий преподавателей НПО и СПО, имеющих высшее образование

Лектор, ведущий занятия: кандидат психологических наук, доцент Бондаренко Татьяна Алексеевна

В программу включены 3 модуля:

1. Психолого-педагогический модуль раскрывает теоретические подходы к обоснованию девиантного поведения подростков, знакомит с теорией и практикой психолого-педагогической работы, обеспечивающий высокое качество психопрофилактического процесса. Первый модуль включает 40 часов.

2.  Модуль психической саморегуляции ориентирован на управление педагогом собственными психологическими и физиологическими состояниями. Второй модуль включает 16 часов.

3. Атрибутивно-рефлексивный модуль направлен на процесс осознанного, управляемого педагогом личностного развития. Третий модуль включает 16 часов.

Программа программы

«Девиантное поведение подростка:

психологическая готовность реагирования педагога»

№ п/п

Наименование модуля

Всего, час.

В том числе

Дата проведения

лекция

с.-п. тренинг

сам. работа

I.

Модуль I. Девиантное поведение подростков как объект изучения и психолого-педагогического воздействия

1.1.

Особенности подросткового возраста как биопсихосоциального феномена. Причины первичной девиации. Типичные нарушения поведения подростков по М.Э. Вайнер.

8

8

27.02.

1.2.

Поведенческие реакции подростка с девиантным поведением.

8

8

06.03.

1.3.

Психолого-педагогический анализ причин первичной и вторичной девиации подростка.

8

8

13.03.

1.4.

Анализ психолого-педагогического воздействия с учетом морально-нравственной деформации подростка.

8

8

20.03.

1.5.

Приемы психологического воздействия на подростка с делинкветным поведением.

8

8

27.03.

II.

Модуль II. Эмоционально-волевая саморегуляция педагога

2.1.

Выявление негативных психических состояний педагога.

8

8

03.04.

2.2.

Формирование психологической устойчивости педагога к стрессу.

8

8

10.04.

III. Каузальная атрибуция и рефлексия педагога

3.1.

Анализ психологии формирования девианного и аддиктивного поведения подростка. Рефлексия социальной роли личности педагога.

8

8

17.04.

3.2.

Итоговый контроль

8

защита
выпускной работы

24.04.

Модуль I. Девиантное поведение подростков как объект изучения и психолого-педагогического воздействия 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Поведенческие реакции подростка с девиантным поведением

Задание: Ведение дневника наблюдения за поведенческими реакциями 3-х подростков с девиантным поведением. Дневник наблюдения на каждого подростка заполняется отдельно. Название дневника соответствует имени подростка (имя может быть вымышленное). Дневник наблюдения заполняется на листе формата А4 в печатном или письменно виде в следующей последовательности:

1. возраст, пол;

2. посещаемость занятий:

2.1. провести анализ предметов, которые реже или чаще посещает подросток;

2.2. узнать у него, почему он любит или не любит эти предметы;

3. успеваемость:

3.1. узнать, какие взаимоотношения были с первым учителем в школе;

3.2. узнать, хорошо или плохо учился в школе;

3.3. провести анализ занятий, по которым подросток в колледже (техникуме) показывает лучшие показатели, а по каким худшие;

3.4. узнать у подростка причины успеваемости или неуспеваемости по конкретным предметам в колледже (техникуме);

3.5. методами наблюдения и опроса выявить, на каких предметах, у каких преподавателях проявляет активность – пассивность;

4. уровень конфликтности подростка:

4.1. с кем чаще конфликтует – подростками или преподавателями;

4.2. какой стратегии разрешения конфликтов чаще всего придерживается: компромисс, избегание, борьба, уступка, сотрудничество;

4.3. какие поведенческие реакции демонстрирует после конфликта;

4.4. способы разрядки после конфликта: вербальная, невербальная, физическая;

5. семейные условия:

5.1. с кем проживает;

5.2. есть или нет братья и сестры, старше или младше его;

5.3. есть ли у него личное пространство: своя комната, стол для  занятий;

5.4. работают родители или нет;

5.5. кто из родителей интересуется жизнью подростка;

5.6. кто является для него референтным лицом;

5.7. стиль воспитания, которому придерживаются родители при общении с подростком;

5.8. взаимоотношения супругов между собой;

5.9. наличие – отсутствие конфликтов в семье, роль подростка в этих конфликтах;

5.10. наличие – отсутствие физического наказания в семье;

6. Приемы самовыражения подростка: 

6.1. слэнг;

6.2. стиль;

6.3. символика, мода, манера;

6.4. поступки;

6.5. проведение личного времени;

6.6. наличие хобби.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ № 1

Психолого-педагогический анализ причин

первичной и вторичной девиации подростка

Анализ принципов возрастной психологии.

Деловая игра «Соответствие форм работы возрасту подростка».

Самоанализ паралингвистических категорий педагога.

Деловая игра «Моделирование невербальных методов воздействия педагога: темп, тембр, интонация, пауза, нарочитость, громкость».

Психодиагностика позиции педагога и позиции подростка (транзактный анализ по Э. Берну).

Деловая игра «Коррекция взаимоотношений педагога и подростка с позиции «родитель» - «взрослый» - «дитя»».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Анализ психолого-педагогического воздействия

с учетом морально-нравственной деформации подростка 

Задание: составление программы психолого-педагогического воздействия на 3-х подростков, по которым велись дневники наблюдения:

1. воспитательная: 

1.1. восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности;

1.2. обращение к воспоминаниям подростка о счастливых событиях его жизни и добрых делах, совершенных им;

2. компенсаторная:

2.1. формирование у подростка стремления компенсировать любой из своих социальных недостатков усилением деятельности в той области, где он способен добиться успехов;

2.2. стимулирование у подростка мотивации реализовать свои возможности и потребность в самоутверждении;

3. стимулирующая:

3.1. активизация положительной социально полезной деятельности подростка;

3.2. анализ заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка со стороны педагога (обратная связь);

4. корректирующая:

4.1. исправление отрицательных качеств личности подростка;

4.2. применение психологических, педагогических методов, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, определяющих общий фон отношения к окружающей действительности и поведения подростка.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ № 2  

Приемы психологического воздействия на подростка

с делинквентным поведением

Психодиагностика анализа психологического состояния подростка на занятиях.

Деловая игра «Создание мотивации, организация работы в группах».

Психодиагностика формы психологической защиты подростка с девиантным поведением: «циник», «проныра», «безразличный», «трус».

Деловая игра «Психологическое воздействие на подростка с учетом формы психологической защиты».

Психодиагностика самооценки и уровня притязаний подростка с девиантным поведением.

Деловая игра «Психокоррекция поведения подростка с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний».

Модуль II. Эмоционально-волевая саморегуляция педагога 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Выявление негативных психических состояний педагога

Задание: Подвергнуть анализу свое психическое самочувствие. Заполняется на листе формата А4 в печатном или письменно виде в следующей последовательности:

1. бессонница – повышенная сонливость;

2. наличие – отсутствие грудной боли;

3. кашель или постоянное характерное покашливание для «очистки горла»;

4. сексуальная удовлетворенность - неудовлетворенность;

5. потеря аппетита, вкуса к еде или, наоборот, переедание;

6. эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);

7. синдром «хронической усталости»;

8. способы реагирования педагога на вызывающее поведение девиантного подростка.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ № 3

Формирование психологической устойчивости педагога к стрессу

Психодиагностика негативных психических состояний педагога.

Деловая игра «Реагирование на агрессивное поведение».

Аутогенная тренировка.

Медитативные техники.

Приемы  экстренной психологической помощи при стрессе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Анализ психологии формирования девианного и аддиктивного поведения подростка.

Рефлексия социальной роли личности педагога

Выпускная работа оформляется слушателями с учетом требований, предъявляемых к оформлению текстовых документов. Выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297мм). Текст работы излагается на одной стороне листа.

Оптимальный объем дипломной работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста (включая список литературы. При этом приложения не нумеруются).

Текст работ следует печатать, соблюдая следующие требования:

  1. текст набирается шрифтом Times New Roman кеглем 14, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;
  2. абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27см;
  3. строки разделяются полуторным интервалом;
  4. поля страницы: верхнее, нижнее и левое -  20 мм, правое - 10 мм;
  5. полужирный шрифт, курсив  и подчеркивания не применяется;
  6. нумерация страниц и глав должна быть обозначена арабскими цифрами без точки в конце;
  7. номера страниц проставляются внизу страницы справа, титульный лист не нумеруется;
  8. каждую главу начинать с нового листа;
  9. список литературы должен включать не менее 10 наименований и ссылку на информационный источник.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ

1. Психология сироты.

2. Психология детдомовца.

3. Когнитивно-поведенческая терапия фиксированных форм поведения у подростка с девиантным поведением.

4. «Ригидная» семья – «ригидный» ребенок – «ригидный» взрослый (роль семьи в ригидизации личности ребенка).

5. Невербальные формы фиксированного поведения у подростка с девиантным поведением.

6. Фиксированные формы речевого поведения у подростка с девиантным поведением.

7. Психология профессионально-личностной деформации педагога.

8. Фиксированные формы поведения педагога.

9. Фиксированные формы поведения как защитное поведение у подростка с девиантным поведением.

10. Психическая ригидность как защитный механизм у подростка с девиантным поведением.

11. Уровни и варианты, отношения с флексебильностью у подростка с девиантным поведением.

12. Психопрофессиограмма профессиональной деятельности педагога.

13. Девиации поведения – психологические механизмы, возможности профилактики и психокоррекции.

14. Фиксированные формы поведения у подростка с девиантным поведением – психологические механизмы, возможности профилактики и психокоррекции.

15. Ригидность мотивов у подростка с девиантным поведением: диагностика и коррекция.

16. Личностное развитие и личностный рост педагога.

17. Пути и способы деригидизации личности подростка с девиантным поведением.

18. Модификация поведения подростка с девиантным поведением.

19. Психопрофилактика и психокоррекция алкогольной зависимости.

20. Психология аддиктивного поведения.

21. Психопрофилактика наркотической зависимости.

22. Психология семьи: взаимодействие с педагогом при психопрофилактике девиантного поведения подростка.

23. Семья – открытая или закрытая система: учет педагогом при работе с подростком.

24. Профилактика и коррекция интолерантных установок и поведения подростка.

25. Интолерантность как фактор деструктивных конфликтов подростка.

26. Невербальные методы установления психологического контакта с подростком с отклоняющимся поведением.

27. Методы установления психологического контакта на вербальном уровне с подростком с девиантным поведением.

28. Учет психологических аспектов, мешающим установлению психологического контакта с подростком с отклоняющимся поведением.

29. Психологическая защита от манипулятивного воздействия подростка с девиантным поведением.

30. Психодиагностика лжи при общении с подростком с девиантным поведением.

31. Свидетельства о значительных эмоциональных нарушениях в поведении подростка.

32. Группа несовершеннолетних правонарушителей как объект психолого-педагогического воздействия.

33. Биологические причины формирования девиантного поведения.

34. Типичные ошибки педагогов и родителей при работе с подростком с девиантным поведением.

35. Психологические причины формирования девиантного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Девиантное поведение подростков"

В презентации содержится материал  о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....

Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.

Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков.              Изменения, ...

Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков

Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков, причинах возникновения и т.д. Лекция предполагает дальнейшее обсуждение с педагогами вариантов контроля и профилактики...

Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...

Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1           Девиантное поведение, сущность ...

Рекомендации педагогам при работе с учащимися девиантного поведения

Рекомендации психолога по работе с учащимися девиантного поведения...