Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение".
план-конспект урока по теме

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл предложение22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку(обучение грамоте).

Класс: 1 б.

Тема: «Предложение».

Цель: познакомить учащихся с понятием «предложение».

Задачи:

Образовательные: 

-совершенствование знаний  о словах предметах и словах признаков;

-развивать умение составлять предложения из двух и более слов;

-учить быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов и классифицировать слова, обозначающие названия школьных предметов.

Коррекционно-развивающие:  

-развивать связную речь;

- формирование умения выполнять вербальные (словесные) инструкции;

-развивать внимание, мышление; 

Воспитательные:  

- воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- воспитывать аккуратность, усидчивость;

- формировать интерес к изучению русского языка;

- воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: учебник, тетради, доска.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

Для чего вы приходите в школу?

Из чего состоит наша речь?

Для чего человеку необходимо умение говорить?

А кто из вас умеет говорить молча?

Иногда мы с вами о чем-то думаем и у нас в уме проносятся слова, но в слух мы их не произносим. Такая речь называется мысленной. Например, когда человек мечтает.

Чтобы учиться.

Из предложений.

Чтобы общаться.

Актуализация знаний

А сейчас мы с вами поиграем в игру «доскажи словечко». Отгадайте загадки,а затем со словами-отгадками придумайте предложения, состоящие из двух слов.

Рисовать решил я дом, открываю свой…

Рисовать умеет наш деревянный…

В альбоме буду рисовать, а для письма нужна…

Вдруг прямою станет змейка, если есть в руках…

Гриб, медведь, лиса, корзина-всё слеплю я из…

Что объединяет все слова, которые вы досказали?

Как нужно обращаться со своими школьными принадлежностями?

Придумайте предложение состоящее из двух слов со словом «альбом».

Альбом.

Карандаш.

Тетрадь.

Линейка.

Пластилина.

Новый альбом.

Основная часть

Сегодня на уроке вы узнаете из чего состоят предложения и продолжите учиться писать в прописях.

Откройте «Азбуку» на с.6.

Назовите предметы которые изображены внизу. Как можно их назвать одним словом?

Правильно.

Рассмотрим иллюстрацию к русской народной сказке на этой же странице. Вспомните, как называется эта сказка?

Слова, к которым можно поставить вопрос «Кто?», обозначают названия живых существ, одушевлённых предметов. Кто изображён на рисунке?

Слова, к которым мы ставим вопрос «Что?», обозначают живые неодушевлённые предметы. Что изображено на рисунке?

Что делает еж? Ответьте кратко.

Сколько слов в предложении.

Посмотрите на схему под рисунком слева. Если нам нужно составить схему предложения в котором два слова, то сколько прямоугольников там должно быть?

Подходит ли нам предложение Ёж сидит? В нём два слова?

(учитель чертит на доске схему)

Начало предложения обозначено вертикальной чертой, пауза в конце предложения обозначена точкой. Каждое слово в предложении следует обозначать отдельным прямоугольником.

Посмотрите на картинку в Азбуке и ответье на вопросы предложениями, состоящими из двух слов.

Что делает лягушка?

Что делает мышка?

Теперь давайте расширим предложение до трёх слов.

Что рыхлит заяц?

Что несёт лягушка?

….

Изобразим графически предложение из трёх слов.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем.

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине.

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам.

Придумайте предложение о подсолнухе из трёх слов.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевлённые предметы?

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие живых существ?

Откройте Прописи на с.10. Кого вы видите?

Из какой сказки эти персонажи? Как их зовут?

Что делает медвежонок?

Сколько слов в предложении?

Произнесите первое слово, второе, третье, четвёртое.

С чего мы начнем схему предложения?

Как мы обозначим конец предложения?

Обведите рисунок по контуру.

А теперь напишем полуовалы.

Где сидит сова? Что это за дерево?

Как называется большое углубление в стволе дерева? Кто там может жить?

Кто изображён на с. 11?

На какой вопрос отвечают эти слова?

Как можно назвать этих существ одним словом?

Обведите рисунок по контуру.

Что означает прямоугольник под каждым рисунком?

Напишите в Прописях незаконченные полуовалы.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевлённые предметы?

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие одушевлённые предметы?

Посмотрите на с.7 Азбуки.

Что за сказка тут изображена?

Посмотрите на рисунок и назовите предметы, отвечающие на вопрос «Что?».

Какие слова отвечают на вопрос «Кто?»?

Вспомните, как заканчивается сказка?

Посмотрите на нижнюю схему, подходит она к последнему предложению сказки?

Чем отличается нижняя схема от верхней?

Почему стоит не точка, а другой знак?

Лопата, грабля, ножницы, молоток, пила.

Инструменты.

«Теремок».

Петух, заяц, ёж, мышь, лягушка.

Теремок, подсолнух, розы, кустарник, скамья, вёдра, валенки и т.д.

Ёж сидит.

Два.

Тоже два.

Лягушка несёт.

Мышка встряхивает.

Заяц рыхлит почву.

Лягушка несёт ведра.

(Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

(Раскачивайтесь в такт маятника.)

(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

(Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

(Наклоны вперёд и назад.)

(Наклоны вперёд-назад.)

(Повороты корпуса вправо и влево.)

(Дети садятся.)

Подсолнух вырос высоким.

Сову, поросёнка и медвежонка.

Мудрая сова, Винни-Пух, Пятачок.

Медвежонок дарит шарик Пятачку.

4.

С прямоугольника с чертой.

Точкой.

На дереве. Дуб.

Дупло.

Белка или птица.

Бабочка, кузнечик, жук и муха.

Кто.

Насекомые.

Слова.

Что.

Кто.

Репка.

Репка, лопата, одежда и т.д.

Дед, бабка, девочка и т.д.

Вытянули репку!

Да.

Знаком на конце.

Потому что автор восклицает.

Закрепление знаний

На что мы делим речь?

Из чего состоят предложения?

Какие слова отвечают на вопрос «кто?»?

Какие слова отвечают на вопрос «что?»?

На предложения.

Из слов.

Слова, обозначающие названия живых существ, одушевленных предметов.

Слова, обозначающие названия неживых существ, неодушевленных предметов.

Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Всем спасибо, урок окончен.

Мы узнали,что предложение состоит из слов.

Придумывать предложения к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Лексика русского языка" 10 - 11 класс

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Методическое обоснование темы Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по специальности СПО 0...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

ВведениеДанное методическое пособие предназначено для студентов  первого курса неязыковых отделений колледжа. Основная цель пособия - научить студентов читать на английском языке в кратчайшие сро...

Рабочая программа по русскому языку (обучение на дому) по Рыбченковой.

Рабочая программа (обучение на дому), рассчитанная на 1 час в неделю....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"

Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть исп...

Методическая разработка по русскому языку

Тема урока: Гласные буквы Ё, ё....

Методическая разработка по русскому языку на тему: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Обобщение, углубление знаний учащихся о словосочетании; формировать умение представлять учебный материал в виде таблицы; формировать умение задавать вопросы к тексту и формулировать проблему текста; ...

Методическая разработка урока русского языка "Функциональные разновидности русского литературного языка"

Тема  урока: Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стильЦели урока:Пополнить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка;развитие образ...