Системно-деятельностный подход к обучению
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Системно-деятельностный подход к обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_k_obucheniyu.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход к обучению

Л.А.Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Одной из основных задач обучения на современном этапе является формирование у студентов умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, быть способными к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В связи с этим задача преподавателя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материал с целью овладения новыми знаниями. При этом учебный материал должен играть роль образовательной среды, а не результата, полученного обучаемыми. В этом случае функции преподавателя заключаются не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Это системно-деятельностный подход в обучении, при котором преподавателем осуществляется подготовка дидактического материала для работы, организуются различные формы сотрудничества при обучении, достигается активное участие в обсуждении результатов  деятельности студентов через наводящие вопросы, создаются условия для самоконтроля и самооценки.

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности. Это:

- мотивационно-целевой компонент, определяющий личностный смысл предстоящей деятельности. В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также система действий, в процессе которых осваивается содержание образования через технические приемы, способы и технологии;

- содержательный компонент, указывающий что содержание образования должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыслительная деятельность как метадеятельность;

- операциональный компонент, предполагающий становление и развитие субъектности обучаемого. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на формирование  способностей и освоение универсальных способов мыслительной деятельности. Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает студентам осмысленно ставить  собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты;

- рефлексивно-оценочный компонент, придающий особую значимость процессу осознания субъектом обучения своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности обучаемые не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка преподавателя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

Основными показателями владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения являются:

- гуманистическая позиция по отношению к каждому конкретному обучаемому;

- определение целей курса, темы учебного занятия, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

- создание мотивационно0целевого пространства практических занятий на основе развития личностных потребностей студентов;

- организация поисковой, проблемной, проектной деятельности обучаемых;

- организация самоконтроля и самооценки студентами своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

- владение способами организации рефлексии, формами оценивания;

- осуществление самоанализа собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Рассмотрим особенности обычного практического занятия с позиции основных дидактических требований в случаях его проведения как занятия традиционного   типа, так и занятия современного типа.

Сопоставление двух типов занятий показывает, что различаются они деятельностью преподавателя и студентов. При этом студент из исполнителя указаний преподавателя на занятии традиционного типа становится лидирующей фигурой на занятии современного типа.

Требования к занятию

Занятие традиционного типа

Занятие современного типа

Объявление темы занятия

Преподаватель сообщает тему студентам

Тему формулируют сами студенты

Сообщение целей и задач

Преподаватель сообщает студентам, чему они должны научиться

Сами студенты определяют объем получаемых знаний

Планирование

Преподаватель сообщает студентам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование самими студентами способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность обучаемых

Под руководством преподавателя студенты выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

 Студенты осуществляют учебные действия по ими намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль выполнения студентами практической работы

Студенты сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения работы студентами осуществляет коррекцию

Студенты сами осуществляют коррекцию

Оценивание обучаемых

Преподаватель осуществляет оценивание студентов за работу на занятии

Студенты осуществляют самооценку и оценку деятельности своих товарищей

Итог занятия

Преподаватель выясняет у студентов, что они запомнили

Проводится рефлексия

Комплексное домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует задание

Студенты могут выбирать задания из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей

По материалам журнала «Специалист» № 3-4 за 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

системно-деятельностный подход при обучении математике

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...

Презентация системно -деятельностный подход в обучении математике

презентация к статье системно деятельностный подход...

Системно - деятельностный подход в обучении математике

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на новые стандарты  перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных уч...

«Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук».

Роль деятельностного подхода в обучении естественным наукам и его использование на практике....

«Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук».

Роль деятельностного подхода в обучении естественным наукам и его использование на практике....

«Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук»

Теоретические основы деятельностного подхода в обучении естественным науками  его использование на практике....