В центре внимания образовательная среда
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

В центре внимания образовательная среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsentre_vnimaniya_obrazovatelnaya_sreda.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

В центре внимания – образовательная среда. УГ  № 21, 26.05.2015 г.

Инновационные подходы к организации образовательного процесса с учетом современного этапа развития общества.

Деятельностные педагогические технологии проектирования и конструирования образовательных ресурсов.

Современные технологии проектирования и конструирования на примере тончайшей  интеграции предметов информатики и технологии помимо демонстрации современных  методов и форм построения инновационных уроков погружают педагогов в захватывающий мир проектирования онлайн и создания образовательных ресурсов, столь актуального для образования будущего, все более открытого и доступного.

Актуальные технологии командной и групповой работы на примере технологий педагогического мастерства касаются сложнейших проблем понимания и общения педагогов и обучающихся, обучающихся

между собой.

Почему обучающийся иногда не понимает задание учителя, какие существуют приемы и методы работы для устранения подобных проблем? Как договариваться и понимать друг друга, приходить к коллективному решению и чувствовать себя частью большого коллектива класса, ОО, страны?

Проблема осмысления результатов обучения, достижения диагностируемых результатов важна и для педагога, и для руководителя ОО. Что следует понимать под результатом обучения, каковы его критерии и как этот результат выделять, как во избежание ситуации непонимания и неумения выделить истинную ценность собственного обучения, мотивирующего и возбуждающего непрерывное профессиональное развитие педагогов?

Процессный подход – отражение особенностей образовательной организации. УГ № 21 от 26.05.2015 г.

Миссия образовательной организации

Требования к результатам, предъявляемые родителями, обучающимися, социумом

Планирование целевых показателей, обеспечивающих результаты

Содержание образования, технологии, организация образовательного процесса, оптимизация ресурсов

Объекты мониторинга, разработка методологии оценки, регламентов оценочных процедур, способов     сбора и представления информации

В ФЗ «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ сформулировано понятие  качества образования как «комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося,  выражающей степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Конкурсное движение как средство повышения профессионального мастерства педагогов

В комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования и утвержденных распоряжением Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р, одним из стратегических направлений развития СПО обозначено «обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики».

Повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Одним из способов раскрытия творческого потенциала педагога, общественного признания его творческих достижений является участие в конкурсах профессионального мастерства.

«Мой лучший урок»

«Мое призвание – педагог».

Конкурсы направлены и на развитие компетенций по разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса:

«Лучший автор учебно-методического пособия»,

«Лучший разработчик цифровых образовательных ресурсов»,

«Лучшая методическая разработка».

Система конкурсного движения, способствующая повышению качества профориентационной работы в профессиональной образовательной организации: на лучший буклет об образовательной организации «Мое образование – моя профессия – моя карьера», на лучший видеоролик профориентационного содержания,  «Методическая разработка по организации профориентационной деятельности», «Лучший социально-педагогический проект».

Очный этап конкурса «Лучший преподаватель» (Лучший молодой преподаватель»):

1 – «Педагогический лабиринт» - оценка педагогической компетентности;

2 – «От идеи до успеха» - презентация методической идеи;

3 – «От теории к практике» - фрагмент учебного занятия, раскрывающего методическую идею с незнакомой аудиторией студентов;

4 – «Я – преподаватель» - конкурс на педагогическую импровизацию.

Судейство – оцениваю всех, кроме своих.

Важным элементом конкурсного движения является обобщение и распространение передового педагогического опыта. С этой целью проводятся открытые уроки, мастер-классы, педагогические мастерские, конференции, выпускаются учебные и информационно-методические издания («Вестник ПОО»), в которых указываются адреса передового педагогического опыта, а также приводятся материалы по итогам конкурсов.

Фестивали и форумы. Неотъемлемая часть – выставка учебных изданий.

Победители конкурсов – золотой фонд.

Педагогическая деятельность – это не только профессия, это высокая миссия, предназначением которой является как подготовка конкурентного специалиста, так и развитие личности студента, утверждение человека в человеке.

Для того, чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов-новаторов, которые во многом определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами. Важно, чтобы они не останавливались на достигнутом, а чувствовали  в себе силы и желание двигаться вперед, к новым горизонтам. Сегодня актуален афоризм Non progredi est regredi (Не идти вперед – значит, идти назад).

Форум образовательных инициатив

Форум образовательных инициатив сегодня – это форма организации профессиональной коммуникации и повышения квалификации в области инновационной деятельности, это место обмена опытом и представления инновационных продуктов деятельности; это место старт-апов (от англ. start-up – запускать) и встреч с интересными людьми, мастерами своего дела, нацеленными на развитие образования.

Форум сегодня – это место апробации новых форм работы и рождения новых идей.

Главная идея форума: инновация должна работать на улучшение качества образования. Инновационный опыт должен быть оформлен в методический продукт, позволяющий его внедрить в образовательную практику и получить новый результат.

Основная задача: обеспечение постоянного производства, внедрение и распространение инноваций в системе образования в целях повышения качества образования. Основная формула: продукт – внедрение – результат.

Программа форума педагогических инициатив «Развитие инновационной инфраструктуры системы образования».

Дата

Содержание

Место проведения

Курсы по подготовке ведущих консультантов по вопросам развития образования «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в …»  

Семинар «Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций»

Педагогическое биеннале:

Встреча главы управы (префекта) с педагогической общественностью, награждение лучших по итогам учебного года.

Модельный семинар

Курсы повышения квалификации

Методический экспресс «Развитие инновационного климата в образовательном коллективе»

Тренинги личностного и профессионального роста «Курсы повышения квалификации в новом формате»

Педагогический форум «Развитие инновационной инфраструктуры в системе образования комплекса».

- Работа в творческих группах

- Интеллектуальный вечер

Игра-симуляция творческого процесса по порождению инноваций «Инновационный коллайдер»

Музей инноваций «Новое – давно забытое старое…»

Анализ ситуации «слабой» школы «Палата интенсивной иннотерапии»

Презентация инновационных курсов повышения квалификации (тренинги профессионального и личностного роста) «Когда, где и как уместно проводить тренинг…»

Дебаты «Польза и вред инноваций в образовании»

Инновационная школа – инновационный учитель

Мастер-классы учителей:

Принцип фейерверка (литература)

Современное образование и вектор развития общества (обществознание)

«Целый мир от красоты» (русский язык)

«От знания к пониманию» (математика)

Ярмарка инновационных продуктов

Закрытие форума.

Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский 

Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.

Новые требования к содержанию среднего профессионального образования и новые подходы к оценке его результатов ставят совершенно новые задачи по обновлению методической работы в образовательных учреждениях СПО.

Основной целью методической работы в 2014-2015 учебном  году являлось повышение методической компетентности преподавателей, как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения студентов и методическое сопровождение инновационного развития образовательного учреждения. 

Методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.

Диаграмма 1. Содержание методической работы

Целью методической работы в 2014-2015 учебном году являлось:

- всестороннее повышение квалификации и профессиональногоϖ мастерства преподавателей;  

- развитие и повышение творческого потенциала педагогическогоϖ коллектива в целом;  

- совершенствование программно-методического обеспечения для создания условий успешного усвоения образовательных стандартов на базовом и углубленном  уровнях всеми студентами колледжа;

- достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития обучающихся.

В 2014-2015 учебном году педагогический коллектив колледжа продолжил работать над единой методической темой: «Совершенствование программно-методического сопровождения подготовки специалистов на основе ФГОС нового поколения, профессионализации образовательного процесса и использования современных образовательных и информационных  технологий». Все ПЦК работали по выбранной ими проблеме, которая согласовывалась с проблемой работы всего колледжа. Преподаватели ПЦК работали по своим индивидуальным планам. Индивидуальная тема, выбранная преподавателем, соответствовала общей теме ПЦК.

Диаграмма 2. Структура методической работы.

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы методической работы в 2014-2015 уч. году:

 консультации;

 практические семинары;

 методические совещания;

 методическая олимпиада;

 беседы;

 выставки;

 круглые столы;

 научно-практические конференции;

 самообразование.     

На протяжении всего периода работы нашего образовательного учреждения происходит рост профессиональной культуры преподавателей. Аттестация на квалификационную категорию способствует оптимальной самореализации педагога, является важнейшим рубежом в его профессиональной деятельности и органично включается в систему совершенствования его профессионально - педагогического уровня.

Одной из форм методической работы является работа педагога над повышением собственного профессионального и педагогического мастерства посредством самообразования. Преподаватели разрабатывали материалы по комплексному методическому обеспечению преподаваемых дисциплин, готовили лекции, доклады, участвовали в разработке открытых уроков, в коллективных формах методической работы, изучали научно-педагогическую литературу и методические рекомендации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИКЛОВЫХ КОМИССИЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Мастерство преподавателя определяется, в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от грамотно составленной рабочей программы и календарно-тематического плана дисциплины. В течение 1-ого полугодия преподаватели приняли активное участие в корректировке программ и календарно-тематических планов, созданию учебно-методических комплексов по новым учебным планам.

Ускоряющаяся динамика структурных изменений в экономике, введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения потребовало от педагогического коллектива консолидации усилий по обновлению образовательных программ и учебно-методических комплексов дисциплин. Преподавателями колледжа разработаны программы учебных дисциплин и модулей по новым ФГОС. Методической службой проводились консультации по вопросам разработки УМК, КОС, модульной технологии обучения по новым ФГОС. Педагогический коллектив колледжа систематически получал информацию о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, федеральных стандартах. В этом направлении методическая служба активно сотрудничала с библиотекой колледжа, которая предоставляла необходимую информацию о новинках периодической печати, журналах, новой учебно-методической литературе. В 2015-2016 учебном году главный вектор методической работы будет направлен на создание современных, отвечающих требованиям времени, учебно-методических комплексов дисциплин, способных предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.

ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Методическая компетентность преподавателя проявляется в двух видах деятельности – учебно-методической и научно-методической. Концентрированным выражением обобщенного опыта учебно-методической деятельности является создание частной методики по дисциплине. Преподаватели колледжа активно разрабатывают комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплин, все популярнее становится создание электронного УМК, электронных конспектов лекций. Наиболее эффективными формами изучения и обобщения педагогического опыта являются научно-практические конференции, семинары, выставки разработанной учебно-методической литературы, других методических материалов, педагогические консультации, обзоры, дискуссии, практикумы. В своей методической работе преподаватели обобщают, систематизируют и развивают накопленный педагогический опыт, учитывая достижения современной науки. Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, на научно-методических конференциях, в печатных изданиях, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями колледжа. Преподаватели колледжа активно участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, форумах, круглых столах.

Методической службой проводится работа по изучению и обобщению педагогического опыта, выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов, планируется создание Банка данных педагогического опыта и мониторинга результативности методической работы преподавателей. Информация об изданных учебных пособиях и сборниках размещается на сайте образовательной организации и сайтах преподавателей. Активно велась работа по созданию сайтов в социальной сети работников образования nsportal.ru и googl.

Система административного контроля (административных контрольных срезов) позволяет получить сравнительную характеристику состояния преподавания по группам и курсам. Гласность результатов работы стимулирует преподавателя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению занятий, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....

«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»

На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в ре-...

Организация работы пресс-центра – составляющая инновационной образовательной среды

Школьная телестудия может стать той внутришкольной учебной площадкой, которая позволит:·         выявлять высокомотивированных детей с целью дальнейшего развити...

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли   Под науч...