Учебная практика как необходимое условие формирование у учащихся основ профессионального мастерства
статья на тему

Плаксина Валентина Александровна

Аннотация: Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена при  всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребности личности в углублении и расширении образования. [1] Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников организаций профессионального образования. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_20161.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377.031

Плаксина В.А.

ГБОУ ПОО "Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко",

Россия, Магнитогорск

Учебная  практика как необходимое условие формирование у учащихся основ профессионального мастерства

Аннотация: Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена при  всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребности личности в углублении и расширении образования. [1] Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников организаций профессионального образования. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.

Ключевые слова: учебная практика, профессионализм, формы и методы обучения.

Само название «учебная практика» пришло на смену производственного обучения, если рассмотреть современный перечень профессий, в котором содержаться как профессии рабочих имеющих прямое отношение к производству, так и профессии служащих, имеющих отношение к обслуживанию населения, то есть производству услуг, а не какой-то продукции, то становиться понятным и употребление термина «учебная практика».

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии.[1]

Для того, чтобы после получения образования в ГБОО ПОО" Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»  из его стен выпускались настоящие специалисты, профессионалы своего дела, на занятиях учебной практики используются разнообразные формы и методы обучения.

Форму практического обучения можно определить как способ, характер взаимодействия мастера производственного обучения и студента между собой и с учебным материалом. Наряду с методами и средствами обучения форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность. Развитие форм обучения – это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности. Формы практического обучения предусматривают  развитие индивидуальных способностей и творческой активности.[2]

Нормирование учебно-производственных работ не производится, когда учащиеся обучаются правильному выполнению отдельных движений и приемов, составляющих изучаемую трудовую операцию. Если в этот период обучения сообщить учащимся норму времени, которая установлена на данную операцию, или норму выработки, которая должна соответствовать работе умелого исполнителя, результат может оказаться отрицательным. Подстегиваемые желанием самоутвердиться, ученики будут больше внимания уделять количеству оформленных бланков, а не ее качеству.[3]

Для проведения занятий учебной практики мастером используются учебно-производственные мастерские на базе колледжа.

Главной задачей является сформировать у студентов интерес к выбранной профессии. Для этого на первом курсе проводятся разнообразные экскурсии в отделения почтовой связи, которые являются нашими социальными партнерами.[4]

Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из студентов начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний, умений и приобрести практический опыт.

На базе учебно-производственной мастерской колледжа студенты второго курса отрабатывают первичные умения по выполнения практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на объектах почтовой связи.

В начале занятия учебной практики необходимо сформулировать мотивацию обеспечивающую возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей специальности. Необходимо ознакомить студентов с целями на текущий урок учебной практики (знать, уметь). Вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов, использование контрольно-кассовых машин, компьютерной и оргтехники и правил заполнения бланочного материала.

Даются указания по выполнению практических приемов и практических заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курс,(ответы на вопросы входного теста, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки студентов по темам. Перед студентами ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения бланочного материала и сопутствующего оборудования в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности студентов. Для полного усвоения приемов операций всеми студентами, показ ведется в определенной последовательности, который они совместно с преподавателем разрабатывали на уроках междисциплинарного курса (алгоритм трудовых действий) .

Учитывая требования работодателей, мастером разработана структура организации занятий на основе инновационных форм практического обучения: урок-конкурс, урок-конкуренция.

Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Студенты работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.

Примером могут служить занятия:

  1. Заполнение извещения Ф.22.
  2. Проверка описи вложения посылки.
  3. Оформление адресного ярлыка..

На этих занятиях каждый студент перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее, проявить большую внимательность. Появляется процесс соревнования между  всеми участниками. Студентам  становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа  мастер комментирует работу студентов. При этом степень самостоятельности студентов при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются студенты-передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные просчеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения.

Такие занятия – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на студентов, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят студентов к самостоятельной работе на базовых предприятиях.[1]

Мастерство преподавателя должно проявиться в том, чтобы студент, постигая секреты своей будущей профессии, не испугался трудностей, смело применял теоретические и практические знания, при необходимости применял коммуникативные навыки и обращался  за помощью к более опытному наставнику.

Список использованной литературы

1. Учебная практика  // Адрес в сети Интернет:  http://www.informio.ru/

2. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 876 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 210801.01 Оператор связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29553

3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб.пособие/ - М.: Издательский центр «Академия»,2011.

4. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...

Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...

Организация срезов практических умений как необходимое условие формирования профессиональных компетенций .

Выступление  на  заседании  методического совета   колледжа  17 сентября 2015 года ....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...

Доклад "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников"

В докладе говориться о здоровьесбережении школьников на примере различных физкультминуток....

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя...