МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
статья на тему

Балашова Людмила Ивановна

Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогом стоят следующие задачи:

  • приобретать новые знания
  • владеть современными педагогическими технологиями и методиками
  • изменять стиль деятельности согласно новым требованиям

В основе данной небходимости лежит личностная мотивация, которая является совокупностью внутренних и внешний движущих сил продуктивной профессиональной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                     

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

«Делается то, что вознаграждается».

Американский профессор Мишель Ле Беф

Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогами  стоят следующие задачи:

- приобретать новые знания,

-владеть современными педагогическими технологиями и методиками,

-изменять стиль деятельности согласно новым требованиям и др.

В основе  данной необходимости  лежит  личностная мотивация.

Мотивация  является  совокупностью внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности,

задают границы, формы деятельности,

придают этой деятельности направленность, которая  ориентирована  на достижение определенных целей.

В основе мотивации лежит мотив. 

Мотив  - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

Мотив для педагога – это его заинтересованность. То есть педагог должен увидеть свою выгоду. Она может состоять в публикации материалов (что важно при аттестации), возможность педагога общения в сетевых сообществах участие в конкурсах, повышения заинтересованности к своему предмету обучающихся.

В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу. 

По Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:

        

физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);

        

потребности в безопасности и стабильности (потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);

        

социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.), чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);

        

потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих)

        

потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

Для реализации перечисленных потребностей и активации учебного процесса  предусмотрены следующие варианты мотивации:

-экономические

-интеллектуально-творческие

 -ресурсные

-статусные способы

1.Экономические способы

Наиболее реалистичны малозатратные разовые варианты, которые выполняют больше психологическую задачу и могут оказаться полезными на некоторое время. К таким вариантам относят:

премию по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);

ценный подарок (на день рождения, юбилей, семейное торжество, праздник);

экскурсии и другие виды досуга (поездка в театр, цирк и проч.);

корпоративные празднества и вечеринки.

аттестацию на более высокую категорию;

содействие в получении гранта на реализацию значимого педагогического проекта;

предоставление возможности вести дополнительные часы кружковой деятельности (при условии предоставления интересной программы);

разрешение на работу по совмещению;

назначение на руководящую должность (председателем методического объединения, заместителем директора и др.);

содействие в улучшении жилищных условий.

2.Интеллектуально-творческие способы

Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями.

доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения урока (занятия) или мероприятия;

проведение открытых уроков, семинаров;

направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;

содействие в выдвижении на престижный конкурс;

возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;

помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати;

содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.

3.Ресурсные способы

Сюда относят способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Эти приемы окажутся близки пунктуалам, желающим оптимизировать свое пребывание на работе.

дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску);

удобный график отпуска, а также его непрерывность;

наиболее компактный (без окон) график работы;

методические часы и дни;

возможность выбора учебной нагрузки.

К ресурсным способам стимулирования относят такие инструменты руководителя, как предоставление постоянного кабинета, дополнительного оборудования или новой мебели, создание комфортной рабочей обстановки (шторы, жалюзи, кашпо, стенды, картины и т. п.).

4.Статусные способы

Данные методы призваны повышать роль педагога в коллективе. Они особенно ценны для хранителей традиций образовательного учреждения. В их число входят:

оказание административной помощи в разрешении конфликтных ситуаций (между педагогами или родителями учащихся);

публичная похвала на совещании или педсовете;

вынесение благодарности в приказе;

представление к грамоте или званию;

помещение фотографии на стенд

признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);

выражение признательности со стороны детей и их родителей.

В настоящее время используются следующие направления усиления мотивации профессиональной деятельности преподавателя

            1.Удовлетворение материальных потребностей педагогов

Достигается через:

- заработную плату (должна соответствовать выполненной работе);

- возможность приобретения нужных вещей (предметов обихода, научно-методической и учебной литературы, и т.д.).

2.Удовлетворение социальных потребностей педагогов

Достигается через:

- информированность (знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха);

- общение с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания и функционирования профессиональных сообществ и т.д.).

3.Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации

Достигается через:

- разработку и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры.

Итак:

Используя данные направления и индивидуальный подход к каждому педагогу, можно достичь качественного результата по работе целого педагогического коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение возможности творческой самореализации личности

В статье говорится о том, какими средствами можно обеспечить возможности самореализации личности в образовательной организации СПО....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...

Статья "ЛИТЕРАТУРА ЗАУРАЛЬЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ"

Статья для сборника "Край волшебный, моё Зауралье..."...

Влияние воспитательной системы Кобяконского пришкольного интерната на социализацию, саморазвитие и самореализацию воспитанника.

В Кобяконском пришкольном интернате воспитаетельная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, которые приезжают учиться из отдаленных. соседних наслегов. Основной целью воспитания в...