Методическая разработка урока по теме "Каталог как архивный справочник" ПМ02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации МДК02.03 Методика и практика архивоведения
план-конспект урока на тему

Сологубова Светлана Алексеевна

Разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока преподавателя специальных дисциплин Сологубовой С.А.,

Гуманитарно-педагогический колледж

по дисциплине «Методика и практика архивоведения»

профессионального модуля ПМ02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»

по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Тема урока: «Ведение каталога»

Цель урока: формирование представления о каталогах, справочниках, определении вида  каталога.

Задачи урока:

  • сформировать представление о некомпьютерных источниках информации, о каталогах, картотеке, каталожной карточке;
  • сформировать представление о компьютерных энциклопедиях и справочниках, познакомить с самыми известными справочными ресурсами Интернета;
  • развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • развивать готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки в области компьютерных и некомпьютерных источников информации;
  • формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Виды деятельности учащихся:

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • описывать возможные пути поиска информации с использованием и без использования компьютера, с использованием и без использования Интернета;

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, презентация

Общие и профессиональные компетенции ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7 ПК2.2, ПК 2.3, ПК2.4

Этапы урока

(время)

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  1. Мотивационно-целевой этап

(1 мин)

Создание благоприятного климата на уроке

Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание обучающихся.

Студенты приветствуют преподавателя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

  1. Актуализация знаний предыдущего урока и формулировка темы и целей урока (7 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Преподаватель предлагает тест прошлого урока по теме: «Составление справочного аппарата к описи»

1.Какие функции выполняет справочный аппарат

А.Ускоряет поиск сведений по собственно описи;

Б. Предоставляет дополнительную информацию о фонде;

В. Раскрывает даты начала и окончания дела.

2.Из перечня выберите элементы, которые входят в состав

Преподаватель задает вопросы:

  1. Приходилось ли Вам самостоятельно искать нужную информацию, чтобы найти ответ на вопрос?
  2. Что может Вам помочь?
  3. Как искать информацию в библиотеке?
  4. Какая современные ресурсы вы знаете?
  5. Какое название можно дать таким ресурсам? (слайд 1)

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Что мы можем отнести к справочным ресурсам Интернета?

Что такое энциклопедия?

Что такое справочник?

Что такое словарь?

А если нет Интернета, то можно отправиться в библиотеку, там вы так же можете воспользоваться книгами, энциклопедиями и справочниками в библиотеке.

Предлагает совершить виртуальное путешествие в библиотеку. (Слайд 7)

Каким умением должен обладать любой человек, пришедший в библиотеку или обращающийся к электронным ресурсам?


Студенты
 выполняют тест, выполняют взаимопроверку

Усвоение нового материала по теме урока

  • Объяснение понятий «каталог», «каталожная карточка», «картотека» Каким каталогом необходимо воспользоваться, если Вы знаете автора книги?
  • А если вы получили задание подготовить реферат или сообщение к уроку, например по биологии, где вы будете искать нужные книги?
  • Почему алфавитный каталог не поможет?

Поясняет:

«СК раскрывает фонд по содержанию и отвечает на вопрос, есть ли в библиотеке книга по той или иной теме. Он называется систематическим, потому что в этом каталоге карточки расставлены по определенной системе – отраслям знаний: художественная литература, научно-популярная, естественные науки, техника, история, искусство и т.д. каждый отдел имеет своё условное обозначение».

Знакомит с самыми известными компьютерными словарями и справочниками (Слайды 11-21). Предлагает обучающимся составить таблицу с названиями электронных ресурсов Интернета и их URL адресами.

Отвечают:

Алфавитным

В систематическом каталоге

Возможный ответ:

«Алфавитный каталог не ответит на вопрос, какие книги рассказывают о том или ином событии, предмете, явлении. Для этого надо обратиться к систематическому каталогу»


Первичное закрепление материала (4 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает выполнить небольшой тест. Карточка

Выполняют задание, осуществляют самопроверку

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

навыки самоанализа и самооценки;

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

  1. Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин)
  1. Информация о домашнем задании (1 мин)

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Разметка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Рубка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

Методическая разработка урока. Тема: «Основные требования по прокладке надземных газопроводов. Оборудование для трубоукладочных работ, монтажные и захватные приспособления для монтажа надземных газопроводов».

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе коллективного взаимодействия;- изучение основных нормативных требований по прокладке надземных газопроводов;- изучение оборудования для тру...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 02.03 Методика и практика архивоведения

Методические рекомендации по выполнению практических работ для специальности 46.02.01 Докумекнтационное обеспечение управления и архитвоведение...

Материал для выполнения самостоятельных работ по МДК 02.03 Методика и практика архивоведения

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для студентов специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...