Оформление перевозочных документов
план-конспект занятия на тему

Рудакова Елена Николаевна

Оформление перевозочных документов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plombirovaeie_vagonov_zpu.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Теоретический материал по теме «Оформление перевозочных документов»,подготовленный мастером производственного обучения Рудаковой Е.Н.

Оформление перевозочных документов на грузовые перевозки .

Автоматизированное рабочее место приемосдатчика груза

Рабочее место приемосдатчика в условиях функционирования АСУ должно включать комплекс технического, информационного и     программного обеспечения, предназначенного для взаимодействия           человека и ЭВМ при осуществлении технологического процесса.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) оснащается видеотерминалами или персональными ЭВМ; автоматическими печатающими устройствами для заполнения документов различной формы и письменных справок (ответов на вопросы должностных лиц); средствами связи с системами управления других уровней (приемопередающими устройствами). Персональные ЭВМ с созданной в памяти локальной базой данных используют для регистрации ввода информации и получения данных, автоматизации операций учета грузов, номерного учета простоя вагонов и автомобилей. Диалог между приемосдатчиком и автоматизированным рабочим местом происходит на специальном языке запросов, который обеспечивает доступ к информации, записанной в ЭВМ. Функционирование АРМ работников грузовой станции, в том числе и приемосдатчиков, на основе унификации разработанных вариантов программного обеспечения для ЭВМ последнего поколения предусмотрено в Типовом технологическом процессе работы грузовой станции в условиях функционирования автоматизированной системы управления. Информационное обеспечение АРМ формируется на основе сведений о грузах и вагонах, поступающих из других подсистем, в частности, с соседних сортировочных станций, и вводимых непосредственно на рабочих местах. Для всех АРМ нормативно-справочная переменная информация хранится в интегрированном виде в общем банке данных.

 В рамках автоматизированного рабочего места приемосдатчика осуществляются следующие операции:

– учет грузов при приеме, погрузке и отправлении;

– учет грузов при выгрузке и выдаче;

– ведение книг пломбирования вагонов и контейнеров;

– составление вагонного листа с выдачей на печать перечисленных учетных форм и документов и др. Кроме того, приемосдатчик в рамках диалога с ЭВМ на своем АРМ получает справки с индексацией их содержания на экране дисплея и выдачей на печать (при необходимости) данных о простое и состоянии вагонов (по коду вагона); тех же данных по автомобилям (по коду номера автомобиля); о координатах размещения отправок на складе, контейнерного места, времени хранения, начисленных сборах за хранение (по коду отправки). Приемосдатчик получает через дисплей АРМ планы выполнения погрузочно-разгрузочных работ и доводит их до бригад механизаторов, передает информацию о выполнении этих планов по установленным макетам в ЭВМ; проверяет содержащиеся в перевозочных документах данные о фактическом наличии груза при погрузке, выгрузке, приеме, выдаче и хранении. Трудовые затраты при использовании АРМ приемосдатчика, связанные с оформлением документов и учетом грузов, сокращаются в 2,5 раза. В условиях бездокументной технологии упраздняются такие формы бумажного учета и оформления, как книги приема грузов к отправлению, выгрузки, выдачи грузов, книги пломбирования вагонов, передачи документов в товарную контору и др.

Назначение и оборудование коммерческих центров, структур ФТО, СТЦ станций .

На железнодорожных станциях для оформления перевозочных доку- ментов, оказания иных услуг и взимания платы за перевозки и услуги организуются коммерческие центры , багажные и  железнодорожные  билетные кассы и другие подразделения железных дорог по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

 Главное назначение коммерческих центров — обеспечение правильного и своевременного оформления перевозочных документов, прием, проверка и оформление транспортных железнодорожных накладных, дорожных ведомостей и других документов, выдача документов на ввоз грузов, определение и взыскание платежей и сборов с грузоотправителей и грузополучателей, не включенных в систему централизованных расчетов. Работники коммерческого центра информируют грузополучателей о прибывших грузах и оформляют выдачу грузов, выполняют операции по переадресовке грузов, ведут учетные карточки выполнения утвержденных заявок на перевозку грузов, заполняют книги и составляют отчетные документы по грузовым перевозкам, ведомости подачи и уборки вагонов, обеспечивают хранение документов. В операциях по передаче и приему документов на отправляемые и прибывшие грузы , коммерческие центры взаимодействуют с грузовым районом и станционным технологическим центром, а также с технологическим центром по обработке перевозочных документов. Для выполнения перечисленных задач коммерческие центры оборудуются автоматизированными рабочими местами операторов(АРМ ТВК), телефонной связью с другими подразделениями и городом, с грузоотправителями и грузополучателями, с железнодорожными подъездными путями; при необходимости — механизированной почтой для пересылки грузовых документов в СТЦ, в грузовой район и обратно; средствами для передачи информации; электрическими штемпелями; автоматическими указателями и справочными установками, шкафами для хранения грузовых документов и бланков; мебелью и другим конторским оборудованием. Помещение коммерческого центра должно обеспечивать сервисные условия работы, надежное хранение документов и информации о перевозочном процессе. Одним из важных условий производительной работы оператора является организация рабочего места — ограниченной зоны, рассчитанной на одного человека, выполняющего заданную работу или операцию. Размещение и оборудование рабочих мест должны обеспечивать точность оформления и обработки грузовых документов, исключающих встречные и нерациональные передвижения при выполнении отдельных операций и составлении документов. Для устранения нерациональных затрат рабочего времени и обеспечения производительной работы необходимые справочники, тарифные руководства, подсобные таблицы, схема железных дорог и т.п., которые требуются постоянно, должны располагаться в определенном месте. Причем необходимые руководящие документы и пособия должны размещаться в пределах зоны наиболее легкой досягаемости, а руководства, подсобные таблицы, которые требуются чаще, укладываются ближе к работающему. Установленный порядок размещения руководств и документов должен быть неизменным, сколько бы раз в течение смены им ни пользовались.

Технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД ) .

Технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД) осуществляют безналичные расчеты через учреждения банков за перевозку грузов, грузобагажа предприятий (организаций), по

сборам и штрафам, установленным Уставом железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов. ТехПД обеспечивает полноту и своевременность получения начисленных платежей, а также контроль за правильностью определения платежей по перевозкам, расчет по которым производится станциями. Всем предприятиям и организациям, имеющим расчетные счета в учреждениях банков и обратившимся в ТехПД для производства расчетов за перевозки и услуги, присваиваются семизначные коды плательщиков. После присвоения кода выдается документ, в котором указано наименование плательщика, код, все его банковские реквизиты, наименование и код опорной станции и дата присвоения кода. Этот документ представляется в коммерческий центр станции, на которой производятся грузовые операции. Основные задачи и функции ТехПД определены в Типовом технологическом процессе работы технологических центров по обработке перевозочных документов (ТехПД). В составе ТехПД в зависимости от объема работы создаются сектора или группы: корреспонденции, отправления грузов, выдачи грузов, дополнительных сборов и штрафов, технический сектор и сектор подготовки информации.

Договор перевозки груза.

В соответствии со статьей 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель. Отправитель груза и его собственник не всегда совпадает в одном лице. Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени. По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу — грузополучателю. По договору перевозки груза основное право перевозчика — получить причитающиеся ей провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами. Основная обязанность отправителя — оплатить перевозку груза, а основное право — потребовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности в установленной срок и выдачи его указанному в накладной  грузополучателю. Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются ОАО «РЖД» и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. От грузоотправителя требуется надлежащее в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте заполнение граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная следует вместе с грузом со станции отправления на станцию назначения и затем выдается грузополучателю. В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдаются железнодорожная квитанция о приеме груза, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Дорожная ведомость (лист 2 накладной) имеет большое значение, т.к. в ней содержатся все сведения о грузе, участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным составом в пути следования. В корешке дорожной ведомости грузоотправитель расписывается в получении железнодорожной квитанции. Другими документами являются также прилагаемые к накладной сопроводительные документы: сертификаты качества Государственной хлебной

инспекции, сертификаты на семенной, посадочный материал и семена картофеля, ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат на грузы, подконтрольные Госветнадзору, удостоверение или сертификат качества скоропортящихся грузов, сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов, качественный паспорт на нефтепродукты, таможенные документы и др.

 

Подготовка груза к перевозке грузоотправителем .

В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны

подготовить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом,

чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность. В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное состояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стабилизация грузов, подверженных разложению, и т.п.), надлежащая упаковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки, уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др.), дробление (крупных частей металлолома) или частичная разборка крупногабаритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспортной маркировки и др. При подготовке грузов к перевозке производится также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).

Характеристика отправок

Повагонная – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного вагона.

Контейнерная – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного контейнера .

Мелкая – предъявляемая по одной накладной, ограниченная по массе и объему (от 0,02 до 5 тонн и объемом не более 1/3 вместимости вагона) не, партия груза, для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.

Групповая – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление больше одного вагона, но меньше маршрута .

Маршрутная – предъявляемая по одной накладной партия груза, в количестве, соответствующей весовой норме или длине поезда, установленной для маршрутов. Неверное название маршрутов – турные поезда или «вертушки». Маршруты подразделяются на:

Кольцевые – когда маршрут следует по кольцу (например, на станции А производится погрузка угля в адрес станции Б, по прибытии маршрута на станцию Б и выгрузки угля, производится погрузка щебня в адрес станции В, по прибытии на станцию В и выгрузки щебня маршрут следует в адрес станции А в порожнем состоянии, после чего цикл повторяется). Только такой маршрут может называться «вертушкой». Прямые отправительские – когда маршрут не привязывается к конкретным станциям и конкретной схеме (как кольцевые).

Прямые, следующие в распыление – когда маршрут следует от одного грузоотправителя к разным грузополучателям, расположенным на одной станции выгрузки , когда два и более маршрута следуют от станции погрузки, объединенные в один, до ближайшей технической станции, после чего разделяются.

Сборная повагонная – предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры, следующий в адрес одного : грузополучателя в одном вагоне.

 

Транспортная маркировка грузов.

На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Содержание транспортной маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры  маркировочных ярлыков и надписей должны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов». Транспортная маркировка состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.

Основные надписи должны содержать:

– полное или сокращенное наименование грузополучателя;

– полное наименование станции назначения;

– число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке). Число грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные грузы в однотипной таре (например :табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудования, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Дополнительные надписи должны содержать:

– наименование пункта отправления с указанием станции отправления и перевозчика;

 – железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.

 Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель — марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2): Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъявления груза к перевозке) в местах общего пользования.

Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных документов. Наличие железнодорожной маркировки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.

Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию: габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1,2 м — в крытом вагоне.

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Необходимость нанесения этих знаков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом  место подъема тележкой; 11 — верх, не кантовать; 12 — центр массы; 13 — тропическая упаковка; 14 — штабелировать запрещается; 15 — поднимать непосредственно за груз; 16 — открывать здесь. В случае замаркированные места укладывают по два места у каждой двери маркировкой наружу, по два места у каждого продольного борта платформы или полувагона маркировкой вверх. При перевозке грузов насыпью и наливом транспортная маркировка не наносится.

Транспортная маркировка должна быть нанесена на бумажные, картонные, металлические и другие ярлыки. При длительном хранении груза, а также при транспортировании грузов в открытом подвижном составе маркировку допускается наносить непосредственно на грузовые места. Маркировку на ярлыки наносят типографским, литографским, электролитическим способами, печатанием, окраской по трафарету, штемпелеванием по трафарету, продавливанием, штампованием, выжиганием, маркировочными машинами.

Наименование грузополучателя и пункта назначения на ярлыках, а железнодорожную маркировку на ярлыках и непосредственно на таре допускается четко и разборчиво наносить от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

Маркировка, наносимая непосредственно на ящик обязаны строго соблюдать требования Правил и стандартов по маркировке, имея в виду, что с помощью ее устанавливается связь между грузом и перевозочным документом, определяется его принадлежность в случае разъединения от документов, осуществляется информация работников о мерах предосторожности и способах обращения с упакованной продукцией при транспортировке и хранении.

Документальное оформление перевозок

Перевозка грузов оформляется едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте перевозочными документами. Перевозочный документ -- транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов:

 лист 1 -- оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

лист 2 -- дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и участников перевозочного процесса , в том числе не менее двух  дополнительных экземплярах для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры-- один для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй -- для выходной станции из инфраструктуры);

лист 3 -- корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

лист 4 -- квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузом на станцию назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Если накладная подтверждает заключение договора перевозки груза, то дорожная ведомость -- документ расчетно-финансового и информационного значения.

 По дорожным ведомостям определяется выполненный объем перевозок, доходные поступления от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки, осуществляется информационное обеспечение автоматизированной системы ЕК ИОДВ (единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости) .

Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, подтверждает заключение договора перевозки груза, свидетельствует о приеме дорогой груза к перевозке от грузоотправителя.

Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. Он служит для учета и отчетности и составления сообщений в системы ЕК ИОДВ и АСОУП.

Перевозки грузов повагонными , мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм:

Лист 1 -- на бланке формы ГУ-27, листы 2, 3, 4 -- машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Лист 2, 3, 4 заполняется перевозчиком компьютерным способом на основании листа 1.

Листы 1, 2, 3, 4 -- на бланках формы ГУ-29-0. Листы 1, 2, 3, 4 накладной заполняются грузоотправителем и передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф.

Лист 1 -- машинопечатной формы ГУ-27уВЦ, листы 2, 3, 4 -- машинопечатной формы ГУ-29уВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2, 3, 4. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются.

При необходимости изменений сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ перевозчиком, заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика. Не допускается оформление одним перевозочным документом перевозок:

- грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;

 

- грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности с грузами, которые не требуют таких мер;

- грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных Особых Норм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил.

Формы перевозочных документов и требования к их заполнению .

Формы перевозочных грузов :

1.Транспортная железнодорожная накладная

2.Дорожная ведомость

3.Вагонный лист

4.Корешок дорожной ведомости

5.Квитанция о приеме груза

Транспортная железнодорожная накладная –договор на перевозку. Предъявление отправителем груза к перевозке и прием его железной дорогой осуществляется по накладной, имеющей значение договора на перевозку груза, заключаемого отправителем и железной дорогой с соблюдением необходимых условий, обязательств и соответствующего оформления.

Дорожная ведомость — документ расчетно-финансового значения — содержит данные о сроке доставки груза, о проследовании пунктов перехода с дороги на дорогу (календарные штемпели станций перехода).

Вагонный лист-документ, составляемый на каждый груженый вагон и сопровождающий его от станции погрузки до станции выгрузки или перегрузки. Вагонный лист составляется весовщиком после окончания погрузки вагона в нем перечисляются все погружаемые в вагон грузы и относящиеся к ним перевозочные документы. При перевозке груза в крытом вагоне в вагонный лист делается отметка о наложенных пломбах. Если перевозится груз на сцепе двух платформ, то составляется один вагонный лист. При выгрузке вагона весовщик по этому документу проверяет наличие груза. При подсчете веса поезда вес груза в вагонах определяется по вагонному листу.

Корешок дорожной ведомости-второй экземпляр дорожной ведомости, фиксирующий перевозку грузов на момент начала выполнения .

Квитанция о приеме груза — юридический документ, подтверждающий прием дорогой груза к перевозке от отправителя, которому она выдается. Корешок дорожной ведомости служит основным документом для определения платы за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. Он остается на станции отправления, которая с отчетом об отправленных грузах пересылает его в Тех. ПД, а оттуда — в ИВЦ дороги отправления для обработки и составления статистических данных.

Перевозка грузов оформляется едиными для всех участников     перевозочного процесса на железнодорожном транспорте перевозочными документами.

Перевозочный документ — транспортная  железнодорожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 — оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); лист 2 — дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры — один для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 — корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика); лист 4 — квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя). Оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузом на станцию назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Если накладная подтверждает заключение договора перевозки груза, то дорожная ведомость — документ расчетно-финансового и информационного значения. По дорожным ведомостям определяется выполненный объем перевозок, доходные поступления от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки, осуществляется информационное обеспечение автоматизированной системы ЕК ИОДВ (единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости). Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, подтверждает заключение договора перевозки груза, свидетельствует о приеме дорогой груза к перевозке от грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. Он служит для учета и отчетности и составления сообщений в системы ЕК ИОДВ и АСОУП. Перевозки грузов повагонными , мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм: Лист 1 — на бланке формы ГУ-27, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Лист 2, 3, 4 заполняется перевозчиком компьютерным способом на основании листа 1. Листы 1, 2, 3, 4 — на бланках формы ГУ-29-0. Листы 1, 2, 3, 4 накладной заполняются грузоотправителем и передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф. Лист 1 —машинопечатной формы ГУ-27у ВЦ, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2, 3, 4. Формы перевозочных документов на перевозку грузов маршрутными или групповыми отправками рассматриваются в п. 27.3, при перевозке грузов в контейнерах — в п. 25.4 учебника.

 Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменений сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ перевозчиком, заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

 Не допускается оформление одним перевозочным документом перевозок:

 – грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;

– грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности с грузами, которые не требуют таких мер;

 – грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных особых норм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил. Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат кодированную информацию. Места для кодирования информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками местах

бланков перевозочных документов. Оформление перевозочных документов в электронном виде — электронная накладная производится:

– грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене данными или обмене электронными документами между грузоотправителем и перевозчиком;

 – перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной накладной;

– грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документами между грузополучателем и перевозчиком.

Перевозка грузов по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде.

При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается электронный оригинал накладной, подписанный электронной цифровой подписью перевозчика.

Подтверждением получения электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная электронной цифровой подписью грузополучателя менты наряду с текстовой информацией содержат кодированную информацию.  Места для кодирования информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками местах бланков перевозочных документов.

Оформление перевозок грузов в автоматизированной информационной системе организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ)ЭТРАН

Основным принципом, заложенным в безбумажную технологию оформления перевозок грузов, является полное совпадение данных электронной накладной в базе данных АИС ЭДВ и бумажной ее копии после выполнения любой коммерческой операции. Выполнение любой коммерческой операции сопровождается передачей в АИС ЭДВ соответствующего информационного сообщения и модификацией на его основе электронного досье по отправке в базе данных АИС ЭДВ. Формирование электронного перевозочного документа осуществляется на основе получения соответствующих сообщений и первичных документов в электронном виде непосредственно по каналам связи или на машинном носителе. Технология АИС ЭДВ определяет порядок выполнения технологических операций, связанных с организацией перевозок грузов маршрутными, групповыми и повагонными отправками на станциях отправления, в пути следования и на станциях назначения.

ЭТРАН(электронная транспортная накладная )-автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» по территории Российской Федерации .

Основная функциональность:

1.Возможность оперативного уточнения заявки до начала перевозки груза (по каждой отправке).2.Возможность оформления перевозочных документов с использованием данных согласованной заявки.3.Исключение вероятных ошибок в расчете провозной платы, связанных с ручным вводом перевозочных документов работником железной дороги.4.Сокращение времени оформления перевозки за счет использования технологии обмена электронными данными.5.Подача заявок в электронном виде с указанием пограничных передаточных станций в соответствии с планом формирования.6.Возможность получения оперативной информации о состоянии лицевого счета.7.Наличие средств защиты информации, сертифицированных соответствующими государственными органами. Наличие механизмов электронно-цифровой подписи, позволяющее использовать электронный документооборот. Полный технологический цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок грузов (заявка, перевозочные документы по отправлению на основе заявки, раскредитованные документы по прибытию дополнением документов по отправлению и т. д.).8.Оформление всех видов железнодорожных документов, сопутствующих перевозке грузов (заявления на переадресовку, уведомления, акты, вагонные листы, передаточные ведомости, ведомости подачи/уборки вагонов, телеграммы на оплату перевозок экспедиторскими организациями). Система ЭТРАН поддерживает оформление накладных во всех видах сообщений (СМГС, российско-финское, внутригосударственное, включая досылочные, пересылочные и другие виды перевозочных документов).

Решаются вопросы взаимодействия и получения информации клиентами практически по всем операциям технологического процесса от момента погрузки груза до завершения перевозки:1.Информация о прибывших, поданных, убранных и отправленных вагонах;2.Электронная транспортная накладная с момента отправления груза в свой адрес;3.Заказ на переадресовку грузов и результат переадресовки;4.Информация о перегрузе, досылке и других операциях в пути следования;5.Оформление получения прибывшего груза;6.Учетная карточка по результатам выполнения заявки на перевозку грузов;7.Накопительная карточка, ведомости подачи/уборки вагонов;8.Оценочный и точный расчет тарифа;9.Оперативная оценка текущего состояния расчетов с железными дорогами.

Заключение

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации.

Качество выполнения железнодорожных перевозок грузов всегда связано с работой железной дороги. Поэтому как заказчику, так и исполнителю железнодорожных перевозок грузов следует чётко знать, какими они обладают правами, и в каких случаях могут предъявлять претензии к железной дороге.

Спорных и конфликтных ситуаций можно избежать, если правильно оформлять железнодорожные перевозки грузов. В договоре должны быть чётко оговорены все условия перевозки, отдельно следует оформить отгрузочные документы. В этом может помочь компания, осуществляющая сопровождение груза. Если неприятность с грузом во время железнодорожной перевозки всё же произошла, следует немедленно составить коммерческий акт, в котором будут описаны все повреждения. Однако лучший способ избежать проблем – это воспользоваться услугами профессиональной компании, занимающейся железнодорожной перевозкой грузов.

 Литература

  1. Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте. Перепон В.П.
  2. Дерибас А.Т., Повороженко В. В., Смехов А.А. Организация грузовой и коммерческой работы на ж/д транспорте, М., 1980 - 236 с. А.Ю. Костенко, Хабаровск, 1999-314 с.
  3.  Нечаев Г.И., Бабушкин Г.Ф. Управление грузовой и коммерческой работой и грузоведение , Луганск, 2002. - 207 с.

4.Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17 – ФЗ от 10.01.2003 г .

5.Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации № 18–ФЗ от 10.01.2003 г

6. Типовой технологический процесс работы грузовой станции в

условиях функционирования автоматизированной системы управления. М.: ИПЦ «Глобус», 1998

7.Типовой технологический процесс работы технологических

центров по обработке перевозочных документов. ОАО «РЖД» России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 по профессии СПО: 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04. Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.05 «Операто...

Классный час: Моя профессия – Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте

Классный час Тема: «Моя профессия – Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»...

Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ЭТРАН

ЭТРАН (электронная транспортная накладная) - это автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Целью системы ЭТРАН является переход на использование элек...

Практическая работа на тему "Оформление комплекта перевозочных документов. Ведение Книги приема груза к перевозке"

В процессе выполнения практической работы обучающиеся знакомятся с назначение комплекта перевозочных документов и порядком его заполнения в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «У ИСТОКОВ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО ПРОФЕССИИ 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «У истоков профессии оператор по обработке перевозочных документов на железнодоро...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения. Программы подготовки специалистов среднего звена по профессии ППКРС 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов

Фонд оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения, разработан на основе Федерального государственного образовательного ст...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПМ. 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ 17244 ПРИЕМОСДАТЧИК ГРУЗА И БАГАЖА Программы подготовки по профессии ППКРС 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»

Фонд оценочных средств (ФОС) по профессиональному модулю ПМ. 04 Выполнение работ по профессии 17244 приемосдатчика груза и багажа, разработан на основе Федерального государственного образовательного...