В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ "Мои первые уроки. Технология рефлексивной деятельности."
учебно-методический материал по теме

Шепелева Валентина Анатольевна

Материал содержит краткое описание особенностей рефлексивной деятельности учащихся начальных классов, а также подробное описание рефлексивных техник (приёмов).  Данные учебно-методичские материалы рекомендованы студентам педагогических учреждений, учителям  начальной  школы, преподавателям, методистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_refleksivnoy_deyatelnosti.docx61.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе.

Происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования рефлексивной деятельности.

Применение технологии рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе является условием формирования регулятивных учебных действий.

Цель рефлексии – выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, способы, проблемы, пути решения и получаемые результаты эффективности учебного процесса.

Правильно организованная рефлексивная деятельность повышает мотивацию школьников к саморазвитию.

Термин «рефлексия», идущий от античной философии, используется в психологии как самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями. Под рефлексией можно понимать и технику осмысления процессов, способов и результатов мыслительной деятельности и практических действий. В переводе с латинского «рефлексия» – «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или  как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, что является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

Формы рефлексии: индивидуальная (формирование реальной самооценки), групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи); устная, письменная.

В целом рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика). Учителю необходимо на различных этапах образовательного процесса задавать учащимся рефлексивные вопросы.      

Для индивидуальной рефлексии можно использовать вопросы:

 Что нового узнали? Какие знания помогли в работе? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам завтра? На каком этапе урока ты чувствовал себя успешным? Благодаря какому алгоритму  нашли решение? Какие способы и приемы работы Вы использовали (таблица, схема, рисунок, ключевые слова, цитаты)? С кем тебе было интереснее работать в паре/группе? Почему? Можешь ли ты похвалить себя за урок? Что вы изменили в своих действиях на уроке? Предложите

Для групповой рефлексии можно использовать следующий алгоритм:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? (делало её более эффективной, тормозило выполнение задания, не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе). На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание). Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (недостаток информации, недостаток средств коммуникации: речевых образцов, текстов, трудности в общении). Какой стиль общения преобладал в работе? (ориентированный на человека, ориентированный на выполнение задания). Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (в группе сохранилось единство и партнерские отношения, единство группы в ходе работы было нарушено). Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? (лидер, выдвинувшийся в ходе работы; нежелание наладить контакт большинства участников группы, непонимание задачи, поставленной для совместной работы, сама задача оказалась неинтересной, трудной).

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

По своим функциям рефлексия делится на: рефлексию настроения и эмоционального состояния;

рефлексию деятельности; рефлексию содержания учебного материала.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения, своих успехов; 2 этап – ежедневный самоанализ;

3 этап – анализ работы одноклассников; 4 этап – анализ работы своей группы, других групп.

Примеры рефлексивных приёмов (техник)

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Цветовые приёмы «Цветик – многоцветик», «Бабочки на поляне» и т.п. Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.                                                                                                                           Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать в конце урока общий плакат «Мое разноцветное настроение».                         

Приём «Дневник настроения» представляет собой таблицу со списком класса и рабочими днями текущего месяца. «Дневник» размещается в классном уголке, рядом – стаканчики с нарезанными квадратиками разных цветов и клей. В определенное учителем время дети вклеивают в нужную клетку соответствующий настроению цветной квадратик. Учитель отслеживает настроение детей, проводит индивидуальные беседы, групповые тренинги. За месяц получается эффектное цветовое панно. Для определения значения цвета можно применить характеристику цветов Макса Лютера.

Прием «Карта настроения»  В конце урока/занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку.

http://gulenkina.ucoz.ru/_tbkp/karta_nastr.jpg

Прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

 - солнышко; - солнышко с тучкой; - тучку; - тучку с дождиком; - тучку с молнией.

Прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Какое у меня настроение в конце урока? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.

2. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока.

Прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Каждая ступенька имеет свои критерии. Например: нижняя – было трудно, много ошибок, есть вопросы; средняя –  всё понятно, но есть ошибки; верхняя – всё понятно, ошибок нет.

Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки. Главное здесь, как и при использовании других техник, давать учащимся (или разрабатывать вместе с ними) чёткие критерии (формулировки указаний).

Техника «Букет» и подобные развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям:  «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. «Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»                                                                      Прием «Звездочки» На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке  и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, групповую работу. Оптимальный для этого  вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Прием незаконченного предложения. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Например, «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Я научился… Я понял, что… Меня удивило… Лучше всех работал… У меня получилось… Теперь я могу… Наша группа работала…. и т.п.

Приём «Высказывания» рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа Я не знал… - Теперь я знаю…).

Приём «Пять пальцев» («Пятёрочка», «Ладошка»)  тоже не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить (в письменной форме – написать на ладошке, обведённой на листе). Значения могут быть различные, всё зависит от цели. Например: М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья? 

Прием «Плюс – минус – интересно» проводится в письменной форме. 

 "+”

"–”

"?”

 

 

 

 В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Прием "Ключевые слова" На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например, слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

Приём «10 баллов» («Шкала»)  Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии (этапе урока) с различных позиций. Например:   „Я"           0________10  „Мы"        0________10   „Дело"     0________10

4.  Разработка учителем рефлексивной методики.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

  • возрастные особенности учащихся и состав класса;
  • особенности предмета, тему и тип урока;
  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени (интерактивный урок  по Е. Пометун, то есть 10 – 12 минут). 

Следует помнить о том, что учителю необходимо подвести общий итог рефлексии.                        Как обстоят дела? На какой ступени больше всего ребят? Почему так? Что посоветуем тем, кому трудно? Как поможем? Почему на яблоньке только красные (зелёные) яблоки? Что это значит? И т.д. Полезно и показательно для обучающихся будет участие в рефлексии учителя, обязательно с аргументацией. Например, завершить незаконченное предложение: «Мне удалось … заинтересовать темой урока большинство из вас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...

Технология межпредметной деятельности на примере проведения межпредметных семинаров на уроках истории и литературы.

В работе показана возможность эффективного применения межпредметных семинаров, объединяющих предметы гуманитарного цикла (история, литература, МХК)...

Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."              ...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Методическое опровождение проектной деятельности на уроках технологии

Методическое опровождение проектной деятельности на уроках технологии...