Особенности формирования межэтнических отношений в молодежной среде.
статья на тему

Екатерина Николаевна Лагунова

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования межэтнических отношений в молодежной среде.

Проблема толерантности в России является довольно актуальной. Включение толерантности в число норм, необходимых для цивилизованного общения, обусловлено демографической, политической, культурной и религиозной неоднородностью нашей страны. Сложный технический и религиозный состав населения России явился источником не только взаимообогащающего общения, но также фактором конфликтности, причиной нетерпимости и насилия.

Термин «толерантность» (от лат.tolerantia – терпение) обычно используется в социологии, психологии, психологии, медицине и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его взаимодействию». В педагогике под толерантностью понимают способность, умение терпеть, мириться с чужими мнениями, быть снисходительным к поступкам других людей. Толерантность в отношении людей, причиной принадлежащих к другой национальности, предполагает осознание скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, осознание принадлежности отдельных групп к человечеству в целом.

В отличие от «терпимости» (не противодействовать, не жаловаться, безропотно переносить, сносить что-либо бедственное, тяжелое, неприятное), толерантность означает готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, при этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды не разделяются и не одобряются человеком.

В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине и означает способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.

Описать понятие «толерантность» довольно сложно в связи с тем, что в разных языках оно определяется по-разному. Так, толерантность в переводе с арабского – это прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; с испанского – способность признавать идеи отличные от своих собственных; с русского – способность терпеть что-то или кого-то, допускать, принимать существование чего-то, кого-то. Считаться с мнением других, быть снисходительным.

В каждом из этих определений делаются различные акценты. В них обнаруживается различие культур, исторический опыт. Вместе с тем  каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому – это причинение вреда всем, в том числе и себе самому.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, убеждения и готовность не только отстаивать их, но и с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

В России немаловажную роль в постановке проблемы толерантности сыграла федеральная целевая проблема «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2004 гг.) Согласно данной программе важными задачами государственной политики являются: 1) разработка и внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования, социально-политической ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе; 2) разработка и реализация системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм толерантного поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях; 3) разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования, включая переподготовку и  повышение квалификаций государственных служащих; 4) разработка методической, нормативно- правовой и организационной базы профилактики экстремизма, этнофобии, ксенофобии.

В последние годы актуализировались исследования проблемы формирования культуры толерантного сознания молодежи. Так, например, результаты мониторингов, проведенных в ряде регионов нашей страны с целью изучения отношений подростков к национализму, экстремизму, различным религиям, неформальным молодежным объединениям, показывают, что проявление жестокости и экстремизма оценивается подрастающим поколением как социальная норма, а насилие признается приемлемым способом разрешения этнических, социальных и политических конфликтов.

В связи с вышеобозначенным, актуальным является разработка и реализация программ и проектов, направленных на включение молодежи в ситуации, демонстрирующие сотрудничество, веротерпимость, взаимопонимание, миролюбие, диалог разных культур. Внедрение таких проектов ведется в каждом учебном заведении, также внедряются конкурсы как на городском, так и на всероссийском уровне. Благодаря таким инновациям, молодежь становится терпимее и сдержаннее.

Примечания

  1. Педагогика Орленка: в терминах и понятиях. М.: Собеседник, 2005.192 с.
  2. Толерантность/институт РАН [под ред.М.Л.Мчедлова]. М.: Изд-во «Республика».2004. 416 с.
  3. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы. СПб.: Изд-во КАРО, 2006.127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»

Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...

Формирование заботливого отношения к природной среде

Статья, посвящена теме формирования заботливого отношения к природной среде в процессе подготовке рабочих кадров...

«Особенности формирования системы ценностных отношений учащихся к себе посредством внеурочной деятельности»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во все времена была для педагогов волнующей темой. Общество каждый раз пытается выдвинуть свои требования к набору человеческих ценнос...

22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"

22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...

"Жить вместе!" Материалы VI Республиканского методического фестиваля открытых уроков по формированию межэтнической толерантности

Итоги VI Республиканского методического фестиваля открытых уроков по формированию межэтнической толерантностиhttps://www.bsu.ru/news/23803/...