ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА: Развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования
материал на тему

Гапон Ольга Владимировна

Предложена модель профессиональной компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации ; разработаны модели развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЕРУССКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ»

Программа повышения квалификации:

Реализация требований ФГОС на уроках по изучению общеобразовательных предметов

ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

            На тему:    

Развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

 

Слушатель  

Гапон Ольга Владимировна

 

 

подпись

Руководитель  

 

подпись

Калуга  2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..

2

ГЛАВА 1.  Развитие и повышение профессиональной компетентности как  одно из важнейших направлений общеобразовательного процесса………………………………………………………………………….

7

1.1. Анализ основных проблем и направления развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования………………………………………………………………………

9

1.2. Теоретико-методологическая основа исследования………………….

11

Выводы по  главе 1………………………………………………………………

12

ГЛАВА 2. Условия развития и повышения профессиональной компетенции педагога дополнительного образования………………………………………………………………… .  14

2.1. План методической работы по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в МОУ СОШ №16………………………………... 17

2.2. Организация исследования и  оценка эффективности создания условий для повышения профессиональных компетенций педагогов в МОУ СОШ № 16…………………………………………………………….. …………… 20

Выводы по главе 2…………………………………………………………    32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….

34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

38


ВВЕДЕНИЕ


        В Концепции модернизации российского образования до 2010 года одним из важных направлений обновления содержания образования назван компетентностный подход Компетентности и компетенции, которые выступают в качестве инструментальных средств достижения современных целей образования. В материалах Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» (24 марта 2006 года) подчеркивается необходимость подготовки педагогов, обладающих новыми профессиональными компетенциями.

В Основных направлениях модернизации системы дополнительного образования детей в числе приоритетных мер, нацеленных на повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования, выделены создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, разработка государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования всех уровней.

Переход от внешкольной работы с учащимися к дополнительному образованию детей неизбежно порождает проблему подготовки педагогов дополнительного образования и переподготовки руководителей кружков учреждений внешкольной работы. В учреждениях дополнительного образования системы образования России работает около 300 тыс педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, методистов, среди которых более 40% не имеют педагогического образования (данные 2004 г ).

Несоответствие образовательных потребностей педагогов дополнительного образования, содержания и форм существующей системы подготовки и повышения квалификации обуславливает необходимость определения современного содержания, эффективных форм и методов развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Под развитием профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования понимается система процессов, направленных на овладение ими необходимыми компетенциями для выполнения профессиональных функций в системе дополнительного образования детей.

На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогов дополнительного образования  является одной из самых актуальных.

Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Новые стратегии развития компетентности педагогов - актуальная проблема системы повышения квалификации, значимая для всех типов образовательных учреждений.

Актуальность обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность включает в себя знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов.

Вместе с тем в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации воспитательно-образовательного процесса, реализации новых моделей и содержания непрерывного профессионального образования возникли противоречия между: необходимостью модернизации системы управления методической работой в образовательном учреждении и отсутствием теоретических основ стратегии и тактики этой модернизации; повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности; сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в дошкольном образовательном учреждении и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы.

Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования: «Развитие профессиональных  компетенций педагога дополнительного образования».

Цель исследования - создание организационных и педагогических условий развития профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации.

Объект исследования: процесс развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования.

Предмет исследования - условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации.

Гипотеза - развитие профессиональных  компетенций педагога в процессе повышения квалификации находится в прямой зависимости от реализации следующих условий:

организационные: структурирование процесса повышения квалификации в соответствии с исходным уровнем компетентности педагогов;

педагогические: использование методов активного обучения в органичном сочетании с традиционными формами и методами;

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;

изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;

изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,

формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

 Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования - анализ философских, методологических, педагогических, психологических подходов по теме исследования, сравнение различных подходов к определению понятий, синтез содержания понятий, построение абстрактных моделей рассматриваемых понятий

Эмпирические методы исследования - анализ нормативно-правовых документов по теме исследования, аналитических отчетов педагогов дополнительного образования в  межаттестационный  период, наблюдение за деятельностью педагогов дополнительного образования, анкетирование, опрос педагогов дополнительного образования, беседа с руководителями и методистами учреждений дополнительного образования детей, проведение мониторинга деятельности учреждений дополнительного образования детей, изучение и обобщение опыта работы педагогов дополнительного образования, проведение опытно-поисковой работы по теме исследования и обработка ее результатов.

ГЛАВА I.   Развитие и повышение профессиональной компетентности как  одно из важнейших направлений общеобразовательного процесса.

          Профессиональная компетентность современного педагога  определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого - педагогическом процессе  учреждения дополнительного образования, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей  Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности

по следующим направлениям:

воспитательно-образовательной;

учебно-методической;

социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно - методическая деятельность педагога дополнительного образования предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, педагог должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально - педагогическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами дополнительного образования.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская, экспериментальная деятельность;

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер - классах;

обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности.


1.1 Анализ основных проблем и направления развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

На современном этапе перед системой дополнительного образования детей стоят задачи качественного обновления его содержания: повышения уровня дополнительных образовательных услуг за счет расширения спектра образовательных программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого ребенка в отдельности, так и общества в целом и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) отличается от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Спецификой дополнительного образования детей так же является тот факт, что ребенок может выбирать педагога, у которого он будет заниматься.

В этих условиях предъявляются чрезвычайно высокие требования как к профессионально-предметному уровню, так и к психолого-педагогической подготовке работников данной сферы образования. Органичное сочетание профессиональных (специально-предметных, общеметодической, психолого-педагогической) и личностных качеств имеет особое значение в их деятельности. Педагог должен быть не только настоящим специалистом в области определенного вида творческой деятельности, но и обладать способностью к сопереживанию, умением выстраивать личностно-равноправные отношения с детьми. Педагог дополнительного образования реализует содержание предметной области в условиях: индивидуализации образовательного процесса, когда ребенок и его родители выступают главными «заказчиками»; неформального деятельностного общения с акцентом на передачу опыта старшего младшему; практико-ориентированной направленности деятельности с обязательным предъявлением результата. Ш. А. Амонашвили в свое время дал следующую характеристику профессионального портрета педагога дополнительного образования детей: «Педагог-внешкольник - это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».

Современные требования к педагогу дополнительного образования, сформулированные в нормативно-правовых документах (квалификационная характеристика по должности «Педагог дополнительного образования», Государственные требования к минимуму содержания и подготовки выпускников по специальности «Педагогика дополнительного образования») определяют, что готовность специалиста- практика к организации образовательного процесса основана не только на специально профессиональной подготовке в определённом виде деятельности, но и глубоких психологопедагогических и социально-педагогических знаниях, широкой профессиональной и общей культуре.

На основе выше перечисленных документов разработана модель педагога дополнительного образования, включающая в себя наличие высокого инновационного потенциала. Инновационный потенциал педагога дополнительного образования рассматривается нами как интегральная характеристика профессиональноличностных качеств, включающая творческую мотивацию, активность, способность к самореализации в условиях различных нововведений, профессиональную и методологическую компетентность.

        С учетом анализа существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности уточним рассматриваемое понятие применительно к специалистам педагогического профиля. В соответствии со сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Развитие профессиональной компетентности предполагает совершенствование умения формулировать актуальные проблемы своего профессионального роста, последовательное достижение поставленных профессионально-образовательных задач.

1.2 Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные идеи диалектики общего, особенного и единичного в становлении профессиональной компетентности; подходы к пониманию сущности компетентности: функционально-деятельностный (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.), аксиологический (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.Г. Воронцова, Н.С. Розов и др.); личностно-деятельностный (М.Б. Есаулова, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, H.H. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.А. Морева, Г.Н. Прозументова, Е.А. Соколовская, Г.С. Сухобская, Ю.И. Турчанинова и др.);

концепции непрерывного образования взрослых (Ю.В. Кричевсий, Е.П. Тонконогая, К.М. Левитан и др.);

теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.В. Эльконин) и деятельностного подхода к общению (А.А. Вербицкий, В.С. Лазарев, Е.Н. Смирнов, А.А. Тюков, П.Г. Щедровицкий);

психолого-педагогические концепции, раскрывающие «субъект субъектные» и «субъект-объектные» отношения (А.Г. Асмолов, В.М. Кларин, Ю.В. Сенько, В.К. Тарасов, М.И. Шилова и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование); диагностические (тестирование, учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности, самооценка и праксиметрические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение профессиональной деятельности); Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе изучалась научная и методическая литература по проблеме исследования, анализировались предпосылки развития профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации; создавалась программа сопровождения повышения квалификации.

Второй этап был посвящен научно-теоретической разработке концептуальных оснований построения модели развития профессиональной компетентности педагогов и специалистов. Анализировались и обобщались данные исследовательской работы.

Выводы по  главе I

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская, экспериментальная деятельность;

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер - классах;

обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности.

ГЛАВА II. Условия развития и повышения профессиональной компетенции педагога дополнительного образования

Проблема качества дополнительного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.

Определяя условия, обеспечивающие качество дополнительного образования необходимо выделить наиболее важные из них:

·использование здоровьесберегающих технологий, которые позволят организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог развиваться без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

·высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнями развития общества;

·обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставит ребенку возможность для саморазвития;

·высокий уровень компетентности педагога, главная функция которого - помочь ребенку адаптироваться к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире, проявление отношения к миру.

Все приведенные позиции являются приоритетными при обеспечении качества дополнительного образования. При этом на наш взгляд, реализация каждого условия невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребенка в условиях  образовательного учреждения.

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога  (А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильева, Е.А. Гребенщикова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.А. Панько, В.А. Петровский, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушина, В.И. Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

·стремление к личностному развитию и креативность;

·мотивация и готовность к инновациям;

·понимание современных приоритетов дополнительного образования;

·способность и потребность в рефлексии.

С.М. Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала .

Профессиональная компетентность педагога  определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:

·организационно-методическая;

·образовательная;

·научно-исследовательская.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дополнительного образования.

Важным условием развития и повышения профессиональной компетентности является методическая деятельность.Сфера деятельности методической службы:

мониторинг потребностей педагогических кадров в переподготовке, повышении квалификации, совершенствовании профессионального мастерства;

·организация методических мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических кадров, их профессиональной компетентности и педагогического мастерства;

·методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса;

·организационно-методическая помощь педагогам в обобщении и распространении опыта работы, в подготовке к прохождению аттестации;

·пропаганда и внедрение новых программ, педагогических технологий и методик дополнительного образования;

В современных условиях эффективность деятельности методической службы во многом определяется способностью мобильно реагировать на информационный запрос, получаемый от педагогов.


2.1 План методической работы по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в МОУ СОШ №16

Повышение квалификации, переподготовка специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, умелое руководство инновационными процессами, поиск ценного педагогического опыта, нового облика образовательного учреждения, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и социальному заказу родителей, индивидуальности каждого ребенка, стали важными составляющими методической работы с кадрами.

Перед методической службой поставлены задачи:

·ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;

·создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.

·обеспечить реализацию инновационных стратегий;

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед с ними, изучения педагогических карт-проектов, планов самообразования разработан план методической помощи педагогам.

Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив разделен на три группы:

Первая группа. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Объединены в творческие группы.

Вторая группа. Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам.

Третья группа. Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые педагоги. Для работы с ними организовано наставничество и школа молодого специалиста «Восхождение».

Подбор дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.

По утверждению К.Ю. Белой, важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки. Мы считаем их таковыми:

 мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий;

 рост творческой активности педагогов в методической работе  СОШ, города, области;

 показатели здоровья детей;

 уровень развития детей.

Исходя из всего вышесказанного, был разработан план методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности, включающий несколько направлений:

·повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы;

·в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями;

·совершенствование - проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы приобретает особую значимость, что объясняется особыми требованиями, которые предъявляются педагогу  в условиях модернизации образования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие и самообразование (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, В.Г. Маралов, Л.М. Митина, Е.П. Милашевич и др.)

Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе. Поэтому становятся актуальными оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего это развитие. Самообразование - важное звено в целостной системе методической работы, комплексный и творческий процесс самостоятельного постижения воспитателями методов и приемов работы с детьми.

2.2  Организация исследования и  оценка эффективности создания условий для повышения профессиональных компетенций педагогов в МОУ СОШ № 16.

Для руководства работой педагогов была создана программа, тематика которой, была выстроена в соответствии с запросами педагогов. Ее основные компоненты:

. Самоопределение педагогов с учетом своих функций.

. Организация педагогического процесса, основанного на гуманистическом подходе к воспитанию и обучению ребенка (реализация программного содержания работы с детьми и степень владения навыками и умениями).

. Знание критериев своей педагогической деятельности.

. Рефлексия педагогических действий на разных временных интервалах (что у меня получается? как? каким образом?).

Программа нашла отражение в планировании работы на учебный год.

В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, использовались внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т.д. Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.

Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул - работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы в рамках детского сада. Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время. Мы считаем, что трудно переоценить значение самообразования для совершенствования профессиональной компетентности педагога. Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности т.к. именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Проектная культура педагога как часть профессиональной компетентности. Проектная деятельность педагогов  является одним из методов развивающего обучения и самообразования. Направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов) способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в учреждении и на курсах повышения квалификации.

Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе). Задачи подготовки педагога к проектной деятельности:

·развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижении цели, сроков и средств);

·совершенствование навыков отбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);

·развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление);

·развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности);

·формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком.

При использовании технологий проектирования очень важно использование исследовательских методов:

·определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;

·выдвижение проектной гипотезы;

·поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);

·обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и т.д.);

·сбор, систематизация и анализ полученных данных;

·подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, доклад, газета и пр.);

·формулирование выводов, и выдвижение новых проблем для исследования;

·распространение педагогического опыта (ГМО, педагогические семинары, дни открытых дверей и т.д.

Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы, которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация.

Целью презентации являются:

предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;

повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;

обучение педагогов умению презентовать свою работу;

обучение педагогов технологии проектной деятельности.

Результатом проектного управления для педагогов  являются познание себя и ориентация на ценности саморазвития, качественное изменение отношений в коллективе, стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, снятие в коллективе конфликтности и раздражительности, управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива. Следовательно, управленческая деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических кадров.

Среди многообразия форм повышения мастерства воспитателей, используемых в нашем дошкольном учреждении, можно выделить конкурсы разной тематики. Задачами конкурсов являются: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение. В процессе конкурса выявляются интересный опыт работы с детьми и новые педагогические технологии. Участие педагога в конкурсе, а тем более победа, повышает его рейтинг, дает право на материальное поощрение, обеспечивает рост квалификации.

Нами замечено, что конкурс становится обучающим моментом в подготовке конкурсанта: свой собственный опыт необходимо осмыслить, проанализировать, обобщить. А как много во время подготовки прочитывается специальной литературы - и по психологии, и педагогической. Увеличивается число обращений за помощью и консультацией к специалистам. Все это становится ступенью в саморазвитии и повышении профессиональной компетентности педагога.

И в этот момент так важно методической службе  поддержать педагога, подготовить его к публичному выступлению, помочь выделить наиболее значимые моменты в его опыте работы. В нашем  учреждении ежегодно проводятся конкурсы.  Педагоги участвуют в конкурсе «Педагог года » и конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Цель конкурса - выявление, поддержка и поощрение творческих работающих педагогов, повышение престижа педагогического труда, распространение педагогического опыта лучших педагогов. Конкурс профессионального мастерства, проведенный в этом учебном году, стимулировал педагогов к творчеству и педагогическому поиску. Конкурс способствовал самоутверждению участников в педагогической сфере и осознанию значимости собственного труда. К тому же, представленный опыт стал неоценимой помощью для всех тех, кто в своей практике использует самое лучшее. А у молодых педагогов появляется мотивация и желание активно участвовать в профессиональной деятельности.

Особый всплеск творчества вызвал конкурс «Каждому мила родная сторона» по организации предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с народной культурой. Много лет мы работаем по авторской программе «Живой родник» по ознакомлению детей с народной культурой. В современной жизни дети практически не встречаются со старинными предметами, поэтому в группах силами воспитателей и родителей собраны разнообразные элемента народного быта. А для того, чтобы расширить еще больше предметную среду, и был проведен этот конкурс. Цель конкурса: обновление и дальнейшее пополнение предметно-развивающей среды предметами народного быта, играми и изделиями декоративно-прикладного искусства. А в результате в игровых уголках ярко выделились места, приближенные к бытовой народной атмосфере: оформленные в народном духе или стилизованные под крестьянскую избу и горницы в кукольных уголках, обставленных настоящими предметами народного быта, в уголках по изо деятельности размещены предметы народного искусства, пополнились «уголки ряжения» новыми сарафанами, рубашками-косоворотками, кокошниками и пр. - всем тем, что сохранилось в наших семьях или создано руками педагогов и родителей.

Все участники предоставляют в жюри конкурсные материалы: методические рекомендации, разработки конспектов разных форм работы, сценарии, портфолио с опытом работы, показывают практику работы с детьми (открытые просмотры, видеозаписи, стенгазеты с фотоматериалами). Разнообразие номинаций в конкурсах позволяет выделить и работу опытного педагога и начинающего: «Лучшая методическая разработка», «Лучшее портфолио», «Педагог-дизайнер», «Творческая личность», «Педагог-новатор».

Для всех конкурсов разработаны четкие требования и критерии с 3-х бальной системой оценки (3 балла - полное соответствие требованиям, 2 балла - отсутствие 1-2 параметров, 1 балл - 3 и более несоответствие требованиям, 1 дополнительный балл за проявление творчества). При этом оценивается обоснованность и актуальность выбранных тем, информативность, форма подачи материала, наглядность и его четкость, технологичность методической продукции, эстетичность оформления. Протоколы по результатам конкурса отражают эффективность использования материала в практической работе, его качество и конкурентоспособность.

Сегодня в актуальности и значимости конкурсного движения уже никто не сомневается. И педагог, стремящийся к саморазвитию, не может не участвовать в конкурсах своего учреждения, если он заботится об уровне своего профессионального мастерства, стремится к профессионально-педагогическому развитию и совершенствованию, поддержания собственного имиджа и высокого статуса в коллективе.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе обучение. Это совсем новый раздел работы для большого количества педагогов. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. В ходе работы мы столкнулись с проблемой - педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее - ИКТ-компетентность). Мы создали группу по повышению компьютерной грамотности, где с учетом индивидуальных особенностей педагогов и темпов усвоения материала они обучаются азам компьютерной грамотности.

В результате проведенной деятельности мы получили существенный сдвиг в овладении педагогами ИКТ-технологиями.

В ходе методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов мы выявили прямую зависимость качества образования и воспитания в учреждении от уровня профессиональной, технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в учреждении. Эта зависимость выявлена в процессе реализации специально организованной методической работы, реализующей концепцию непрерывного образования.

Своевременное прохождение курсовой подготовки - основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности. Для поиска разных путей прохождения курсов, как на бюджетной основе, так и на платной, были организованы посещения семинаров, проводимых представителями науки и практики.

По возвращении с курсов каждый педагог в разных формах методической работы: «Экспресс-информация», «Круглый стол» знакомит коллектив с новинками науки и практики, содержанием своего реферата или проекта. Данные мини-отчеты:

обусловливают понимание важности пополнения педагогических знаний;

побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;

оказывают информационную, консультативную помощь;

обогащают опыт работы;

дают возможность пережить радость успеха публичного выступления, умения вступать в диалог, дискутировать;

формируют умение моделировать, прогнозировать собственную деятельность с учетом обновленных знаний;

помогают организовать взаимообучение.

Мы не отказываемся от традиционных форм организации методической работы, но применяем их в обновленном, измененном, усовершенствованном видах, включающих в себя активные методы обучения. Это социоигровые семинары, авторские выставки, стендовые доклады, организационно-деятельностные игры, мастер-классы, педагогические гостиные, позволяющие обсудить проблемы и находки, узнать что-то новое, продемонстрировать свои методические приемы, профессиональную компетентность.

Репродуктивные, продуктивные и эвристические формы методической работы по разным проблемам, содержанию и степени трудности по организации и проведению обеспечили личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и информационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле. Так, например, мы уже знаем, какой педагог успешно справится с подготовкой к общему родительскому собранию, у какого лучше получаются открытые занятия, кто готов в любой момент организовать открытый просмотр самостоятельной деятельности детей, и пользуемся этим для эффективной организации разных методических мероприятий.

Совместно с методическим советом подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта других учреждений, представленных в новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы образования, о парциальных программах и педагогических технологиях. На практических занятиях, круглых столах была создана модель современного  учреждения, обсужден образ современного педагога. Постоянно обсуждались прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, организация мероприятий с учетом возможностей материальной базы, педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, установилась связь между факторами и условиями, способствующими оптимальному достижению запланированных результатов.

Мы максимально привлекаем педагогов к пополнению пакета аналитического материала, а также к разработке положений о различных смотрах и конкурсах.

Консультации-диалоги, видео - и аудиоконсультации, консультации-тренинги, дают возможность педагогам работать в индивидуальном темпе, активно включаться в обсуждение, неоднократно просматривать или прослушивать предложенный к изучению материал, делать выводы и выстраивать систему своей педагогической деятельности с учетом полученных знаний. Этой же цели служат просмотры видеозаписей разных видов деятельности детей, с сопроводительным анализом коллег по предложенной структуре, обучение навыкам рефлексии. Такое активное включение педагогов в поиск, общение, обсуждение и анализ развивает способность выделять основные ценности взаимодействия с детьми, повышает профессиональную инициативу, формирует коммуникативные навыки работы в команде.

Эффективно проходят дискуссии в малых группах, на которых можно рассмотреть, исследовать, обсудить сразу несколько проблем. В малой группе каждый педагог ощущает причастность к рассматриваемому вопросу, может показать свою компетентность, успевает высказать собственное мнение, отстоять его, доказать свою точку зрения, коллегиально подвести итог и озвучить совместный вывод.

Профессиональный аспект процесса самореализации молодых педагогов приобретает все большее значение. Формирование позиции педагога, особенно начинающего свою профессиональную деятельность, соответствующей новым требованиям к его компетентности - одна из основных проблем на современном этапе развития российского дошкольного образования. Эта деятельность особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (направление «Совершенствование учительского корпуса»). Решение данного вопроса важно и для нашего учреждения, в котором на данный момент молодые педагоги составляют 17% (6 педагогов). Не менее актуальна  сегодня и проблема недостаточного уровня сформированности их профессиональной педагогической компетентности. Поскольку профессиональная адаптация предполагает активную субъектную позицию молодого специалиста в овладении профессией, то особую роль приобретает методическое сопровождение организации этого процесса методической службы. Цель такой работы - закрепление и расширение психолого-педагогических знаний в области дошкольной педагогики, изучение новых технологий, взаимодействие с опытными педагогами. Для реализации этой цели нами разработана программа профессиональной адаптации молодых педагогов.

Концепция программы основана на закономерностях личностно-профессионального становления педагога в период адаптации и повышения его профессиональной компетентности и обуславливает следующую логику ее построения:

обогащение теоретических и методических основ педагогической деятельности с последующей практической реализации в работе с воспитанниками;

расширение профессионально-педагогического кругозора и поля творческого потенциала в контексте современных тенденций развития педагогики;

развитие умений самодиагностики, рефлексии личностно-профессиональных достижений.

Организация взаимодействия с молодыми педагогами строится на следующих принципах:

самостоятельного обучения (самостоятельное изучение педагогом основ педагогической работы)

совместная деятельность молодого педагога с опытными воспитателями по планированию, реализации и оцениванию своих достижений;

индивидуализация обучения (организация индивидуального образовательного маршрута повышения профессиональной компетентности, ориентированного на конкретные образовательные потребности и цели с учетом опыта, уровня подготовленности педагога);

актуализация результатов обучения, что предполагает безотлагательное применения приобретенного опыта (знаний, умений, личностных качеств).

Отсюда следует, что одним из важных направлений деятельности методической службы  является создание условий для профессиональной адаптации молодых педагогов в выбранной профессии с дальнейшим формированием и развитием их профессиональной педагогической компетентности. Программа создает условия для методического сопровождения процесса становления их профессиональной деятельности на протяжении первых трех лет.

Такой подход помогает объединить педагогов, позволяет им объективно оценить творческие возможности коллег. Стало уже традицией, когда опытные педагоги в паре с начинающими готовят статьи, стендовые доклады, творческие выставки пособий, выступления на педагогических советах, конференциях. Групповая деятельность создает благоприятные условия для возможности научиться сотрудничеству. Взаимодействие, взаимопомощь, коллективный способ освоения новых программ и технологий подтверждают эффективность повышения профессионального мастерства и инновационного потенциала педагогов, их самосовершенствование, раскрывают творческие способности, развивают профессионализм.

Работа в парах на методических мероприятиях помогает в решении трудных вопросов, активизирует накопленный опыт, желание усовершенствовать формы и методы воспитания и обучения, поделиться своими достижениями с коллегами и услышать мнение о них.

Общение, взаимоконтроль, открытый показ и самоанализ, разработка практических рекомендаций, наставничество - все это позволило педагогам определить свою роль, выдвинуть и защитить собственные идеи, сверить их с целями и достижениями коллег, предложенными мероприятиями в разных информационных источниках по сходной проблеме.

В нашем коллективе стало привычным выпускать педагогические листовки, газеты по результатам участия педагогов в различных методических профессиональных мероприятиях с фотографиями с мест событий, посвященными стихами, заметками по результатам выступлений. По горячим следам проводим итоговые пресс-конференции, позволяющие педагогам еще раз пережить приятные моменты, осуществить рефлексию, анализ, посмотреть на себя со стороны, презентовать свои достижения, вовлечь аудиторию в обсуждение, работу, добиться заинтересованности и активности участников конференции, дать советы будущим участникам подобных мероприятий. Уважение к сотрудникам, внимание к их заслугам, предоставление «открытой трибуны» для высказывания предложений, замечаний придает чувство уверенности, признания, желание занимать активную жизненную позицию, коллегиально решать все вопросы с администрацией.

Полезным делом в повышении уровня самообразования стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность, курсовую подготовку, замечать недостатки в работе и намечать пути устранения недочетов. С портфолио может познакомиться любой педагог, рационально использовать авторские разработки, методические пособия, дидактический материал, пакет документации по диагностике, проект одного из развивающих Центров детской активности в соответствии с выбранной автором методической темой.

Каждым педагогом помимо портфолио ведется тетрадь по самообразованию. На Творческой недели, круглых столах, проходят отчеты по самообразованию в форме путешествий по страницам «Умной тетради», сообщений по реализуемым идеям, почерпнутым из разных источников, тематических информаций: «Детское проектирование», «ТРИЗ - за и против».

Выводы по главе II

В ходе методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов мы выявили прямую зависимость качества образования и воспитания в учреждении от уровня профессиональной, технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в учреждении. Эта зависимость выявлена в процессе реализации специально организованной методической работы, реализующей концепцию непрерывного образования.

       Поиск новых форм методической работы с коллективом привел к тому, что в практике нашего учреждения стали широко использоваться профессиональные объединения педагогов: творческие группы, методические объединения, где происходят обновление знаний, овладение новыми профессиональными умениями, удовлетворяется потребность в саморазвитии, общекультурном и профессиональном самообразовании.

Творческий потенциал педагогического коллектива оценивается высоким уровнем профессиональной компетенции педагогов.

Система методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов, их организация и проведение, сформировали активную позицию специалиста - носителя мыслительной деятельности, расширили профессиональные интересы, способствовали развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия. Педагоги выросли в собственных глазах, у них ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, мастер-классов, семинаров, активно участвуют в конференциях регионального и всероссийского значения, делятся опытом работы со слушателями курсов повышения квалификации и на страницах средств массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным использованием методов исследования, сочетанием теоретического анализа проблемы с обобщением эмпирических данных, положительными результатами опытно-экспериментальной работы в системе повышения квалификации педагогов, подтверждающими правомерность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

Определены сущность и принципы развития профессиональной; компетентности педагога

Предложена модель профессиональной компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации ; разработаны модели развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации.

Выявлены условия (организационные и педагогические) развития профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации.

Избранный нами комплекс подходов и раскрывающих их принципов и категорий позволил многоаспектно и целостно рассмотреть объект нашего исследования, процесс стимулирования развития профессиональной компетентности, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство, профессиональная компетентность.

В силу отмеченных характеристик современной трактовки понятия «профессиональная компетентность» следует подчеркнуть, что педагогу необходимо овладевать способами целеполагания на основе реконструкции, анализа и антиципации педагогической деятельности, создания проектов воспитательно-образовательного процесса, рефлексивно-деятельностного управления их реализацией, диагностики, анализа и оценки эффективности собственной деятельности.

Формирование и стимулирование развития профессиональной компетентности в коллективных формах деятельности обеспечивает развитие не только индивидуальной деятельности, но и коллективной. Следовательно, сформулированная профессиональная компетентность обеспечивает, с одной стороны, продуктивность педагогической деятельности, а с другой - саморазвитие педагога.

Положительными последствиями проведенного исследования следует считать изменение микроклимата в коллективе, социально-педагогических ориентиров педагогов, актуализацию ими задачи управления развитием собственной профессиональной деятельности, развитие интегративных качеств у воспитанников

Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс управления развитием профессиональной компетентности педагогов направлен на стабильное функционирование и оптимизацию обновления деятельности.

На основе диагностики и анализа профессиональных потребностей, мотивов, установок, уровня профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в соответствии с целями и задачами учреждения, направлениями его развития осуществляется разработка стратегии деятельности по управлению профессиональным развитием педагогического коллектива.

Вся методическая работа направляется на повышение научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки педагога, достижения оптимальных результатов. Разумеется, новое направление в методической работе заключается в становлении педагога-исследователя, способного управлять собственной деятельностью и деятельностью воспитанников, создавать условия для развития детей, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности.

В ходе реализации данного исследования предполагалось достижение следующих результатов:

создание организационных и педагогических условий социально-психологического комфорта и защищенности членов педагогического коллектива;

формирование профессионально-компетентной личности педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами;

понимание сотрудниками причин успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;

обогащение педагогической практики учреждения собственными творческими разработками;

внедрение в воспитательно - образовательный процесс гуманистических идей развития (учение без принуждения, успех как мотив обучения, вера в потенциальные возможности каждого воспитанника);

реализация педагогами своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности;

Достижению поставленных целей и задач в полной мере способствовали интерактивные формы работы с педагогическими кадрами:

созданы комфортные условия для выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей, проявления инициативы и творческих способностей (реализация проектов)

сформировалось работоспособное ядро коллектива, состоящее из опытных и только начинающих свою педагогическую карьеру педагогов

наблюдается устойчивый рост числа участников и победителей конкурсов профессионального мастерства педагогов

позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей педагогов

достигнуты высокие результаты участия коллектива в городских, областных региональных и Всероссийских конкурсах.


Список использованных источников и литературы

1.Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» № 751.

2.ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения».

3.Организацию методической службы регулирует Приказ Минобразования РФ «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М от 16.08.1994 г.

4.Долженко Ю.А. Слагаемые эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Практико-ориентированное пособие для заместителя директора школы. Барнаул.: Изд-во АКИПКРО, 1998. 98 с.

5.Козлов Н. Мудрость в повседневных контактах. // Воспитание школьников. 1997. № 4-6. С. 45-49.

6.Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.

7.Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. - Воронеж, 2004.

8.Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - №4.

9.Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

10.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

11.Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М., 1995.

12.Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. - М., 2002.

13.Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Сластёнина В.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

14.Педагогика. Учебное пособие /под ред. Пидкасистого П.И. - М.: «Высшее образование», 2007.

15.Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. - М.: «Генезис», 1999.

16.Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов. - 2005. - № 7. - С.56-58

17.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука.-2004.-№3. - С.27.

18.Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. - СПб.,2003.

19.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание - 2011. -№1. С.95.

20.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.

22.Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. - Воронеж, 2004.

23.Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - №4.

24.Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

25.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.

26.Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

27.Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов. - 2005. - № 7. - С.56-58

28.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука.-2004.-№3. - С.27.

29.Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. - СПб.,2003.

30. Карачева ЕВ Особенности развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования [Текст] // Учебное занятие поиск, инновация, перспективы науч.-метод. сб. ст. преп. вузов, учителей - Челябинск Изд-воИИУМЦ «Образование», 2007 -С.41-47

 31. Карачева ЕВ Личностный потенциал ребенка и педагогические условия его развития [Текст] /ЕВ Карачева // Труды научно-методического семи-

нара «Наука в школе»: в 3 т - M • HTA «АПФН», 2001 - Т 1 - С. 184 - (Серия «Профессионал»)

 32.Карачева Е В Развитие личности в системе дополнительного образования [Текст] /ЕВ Карачева, В.А. Метаева // Акмеология профессионального образования, материалы Ш регион науч-практ конф, 14-15 марта 2006 г -Екатеринбург Рос гос проф -пед ун-т, 2006 - С 76-80

33.Карачева ЕВ К проблеме повышения уровня профессиональной компетентности педагога дополнительного образования [Текст] / ЕВ Карачева, В А Метаева // Профессиональная педагогика- становление и пути развития материалы науч -практ конф в 3 ч, Екатеринбург, 11-12 аир 2006 г / Рос гос проф-пед ун-т - Екатеринбург, 2006 -41 -С 69-71.

34. Карачева ЕВ Личностный потенциал учащегося и условия его развития [Текст] /ЕВ Карачева, В А Метаева // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании тез докл 13-й Всерос науч -практ. конф , Санкт-Петербург, 11-13 апр 2006 г - Екатеринбург. Изд-во Рос гос проф -пед ун-та, 2006 - С 84-86.

35.Карачева ЕВ Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования как необходимое условие повышения качества системы дополнительного образования [Текст] /ЕВ Карачева // Материалы VII Всероссийской конференции по дополнительному образованию, 28-29 нояб 2006 г - Казань. Изд-во Каз гос. технол ун-та, 2006 - С 214-216


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог дополнительного образования детей и взрослых

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - Педагог дополнительного образования детей и взрослых...

Доклад «Развитие профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования»

Доклад представлен на Августовской педагогической конференции «Актуальные направления развития ГПОАУ «Амурский технический колледж» по теме:«Развитие профессиональных компетенций педагога как инструме...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога дополнительного образования

Индивидуальный план- схема индивидуального профессионального уровня дополнительного образования...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога дополнительного образования

Индивидуальный план- схема индивидуального профессионального уровня дополнительного образования...

Совершенствование методических компетенций педагогов дополнительного образования.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качеств...