Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
проект на тему

Исследовательский проект  «Условия достижения эффективности моей  воспитательной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Исследовательский проект  «Условия достижения эффективности моей  воспитательной деятельности»

Выполнил: Устьянцева Ольга Геннадьевна,

2017


План:

Введение        3

1. Основные понятия воспитательной деятельности        5

2. Взаимодействие куратора, семьи, обучающегося во время воспитательного процесса        10

3. Педагогический мониторинг        13

Заключение        15

Список литературы        17

Приложение 1        18

Приложение 2        19


Введение

        На сегодняшний день, цель и задачи воспитания и социализации обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.        

        В Концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

        Воспитание, является неотъемлемым звеном единого образовательного процесса.  В настоящее время понимание процесса воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях; нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.

        Воспитание - это непрерывный интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых. Педагог организующий процесс воспитания должен быть профессионально подготовлен. Он должен учитывать все  личностные проявления воспитуемых, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.

Мы  должны  воспитать  поколение  людей,  способных  стать  достойными  гражданами  России,  любящих  свою  семью,  свой  дом,  свое  дело,  свое  Отечество,  готовых  к  нравственному  поведению  и  выполнению  гражданских  обязанностей. Причем  успех  должен  быть  доступен  каждому  ребенку.  Если  ребенку  удастся  добиться  успеха  в  образовательной среде (школе, техникуме),  то  у  него  есть  шансы  на  успех  в  жизни.  Поэтому  вся  воспитательная  деятельность  классного  руководителя (куратора)  ориентирована  на  выпуск  успешного  ученика.  Все  это  определило  выбор  темы  исследования:  «Условия  достижения  эффективности  моей  воспитательной  деятельности».

Объект  исследования  -  процесс  деятельности  куратора группы.

Предмет  исследования  -  система  организации  жизни  обучающегося.

Цель  исследования  -  рассмотреть  особенности  системы  деятельности  куратора  для  развития  личностных  компетенций  обучающегося.

Задачи  исследования:

  • проанализировать  литературу  по  данной  теме;
  • дать  определения  основным  понятиям;
  • представить  практические  материалы  моей  работы,  как  куратора.

Гипотеза:  разработка  и  применение  системы  мероприятий  будет  способствовать  формированию  и  совершенствованию  всесторонне  развитой,  творческой  личности.

Методы  исследования:  анализ  литературы,  реферирование,  педагогическое  наблюдение,  диагностирование.

Практическая  значимость:  накопленный  материал  может  быть  использован  кураторами  и  станет  способствовать  повышению  профессионального  мастерства  педагога.


1. Основные понятия воспитательной деятельности

        Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.

        В педагогической литературе можно выделить следующие определения понятия воспитания:

        Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).

        Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

        Воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

        Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

        Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

        Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.

        Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему соотношения между ними и определения этих понятий.

        Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

        Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

        Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

        Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

        Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

        Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).

        Исходя из вышесказанного, отмечаем:  обучение - средство получения образования; обучение и образование - средства воспитания и обучения, образование и воспитание - средства развития личности; обучение, образование, воспитание и развитие - средства формирования человека.

        В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации». Остальные понятия Российская педагогическая энциклопедия истолковывает следующим образом:

        Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

        Воспитание - изменение потребностно-ценностной сферы личности.

        Обучение - изменение норм деятельности.

        Развитие- изменение способностей (в узком смысле).

        В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.

        Несмотря на различие в подходах к определению воспитания и его взаимосвязи со смежными понятиями, в них зафиксировано как общее, что их объединяет, так и новые тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки:

-  направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность);

-  ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него (идея диалога);

- активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности);

-    усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).

        В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включить компоненты процесса воспитания: цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.

        Рассмотрим один из вариантов содержательного наполнения этих понятий.

        Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

        Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.

        Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

        В учебниках 1990-х гг. уделяется больше внимания понятийному аппарату воспитания. Р.С. Немов, не давая специального определения воспитанию, отмечает отдельные его особенности в сравнении с обучением:

-  воспитание и обучение - разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая - чему-то обучаем, обучая - воспитываем);

-  обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений, навыков, т. е. на интеллектуальное и когнитивное развитие; воспитание - на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям;

-  результат обучения - знания, умения, навыки; результат воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения;

-  воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение - через различные виды предметной и практической деятельности;

- методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры; методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

        Цель современного воспитания - «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» (Р.С. Немов). Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указываются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное). В основе научения - такие механизмы, как формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. К средствам воспитания автор относит также убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, личный пример воспитателя.

        В психологии воспитания широко используются понятия деятельности и общения, которые рассматриваются и как средства, и как факторы, и как сущностные характеристики процесса воспитания в зависимости от контекста.


2. Взаимодействие куратора, семьи, обучающегося во время воспитательного процесса

Деятельность  куратора является  важнейшим  звеном  в  воспитательной  системе  учебного  заведения,  основным  механизмом  реализации  индивидуального  подхода  к  воспитанникам.  Обусловлена  она  современной  задачей,  которую  ставят  перед  учебным  заведением  мировое  сообщество,  государство,  родители  –  максимальное  развитие  каждого  ребенка,  сохранение  его  неповторимости,  раскрытие  его  талантов  и  создание  условий  для  нормального  духовного,  умственного,  физического  совершенства.

        Куратор выступая в роли воспитателя как всякий исследователь создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Перед каждым возникает множество проблем и хочется найти что-то новые, эффективное для их решения. Прежде всего, система воспитания должна соответствовать требованием времени. А это значит - в каждом обучающимся сформировать уважение к традиционным нравственным ценностям, потому что агрессивная среда, в которой растут дети, беспокоит каждого из нас. Организацию воспитательного процесса надо строить так, чтобы она была гибкой, контролируемой, экономичной с точки зрения времени и затрат. Чередовать различные виды деятельности: познавательную, художественную, оздоровительную, ценностно-ориентированную и свободное общение.

        В ходе моей воспитательной деятельности я выделила несколько направлений воспитательной работы с обучающимися:

        Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Работа в этом направлении помогает воспитать ценностное отношение к природе, приобрести первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, опыт участия в природоохранной деятельности, получить элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Дети с интересом принимают участие в различных акциях, сажают деревья, оформляют клумбы, принимают участие в субботниках.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Это направление формирует у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Обучающиеся с интересом принимают участие в спортивных соревнованиях, по футболу, волейболу, арм-реслингу, с интересом относятся к веселым стартам.
  2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работа в этом направлении помогает воспитать ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Здесь проводятся такие мероприятия как: «Конкурс патриотической песни», «Конкурс фоторабот «Моя Россия», «Фестиваль фронтовых песен».
  3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Работа в этом направлении помогает воспитать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным российским религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. В этом направлении проводятся классные часы: «Традиции моей семьи», «Добро», информационные сообщения: «Культурные традиции народов России», «Встречаем Пасху», «Крещение».
  4. Еще одним немаловажным направлением деятельности куратора, я считаю ведение дневника педагогических наблюдений, который заполняется постепенно, по мере необходимости, в нем фиксируются мысли относительно наблюдаемого обучающегося, участие его в различных мероприятиях, физическое развитие, состояние здоровья, в частности  нервной системы. Условия жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи. Наиболее существенные факты из биографии обучающегося. Направленность личности учащегося. Волевые качества учащегося. Эмоциональная сторона характера. Результаты ведения данного документа представлены в приложении 2.
  5. Таким образом, условия достижения эффективности  моей воспитательной деятельности зависят от множества факторов и направлений образовательной деятельности, которые успешно реализуются в моей воспитательной работе, способствуют моему профессиональному росту и дают возможность каждому воспитаннику реализовать свои творческие задатки и способности, а воспитателю получить гармонично развитую личность подростка.

3. Педагогический мониторинг

        В ходе проведения исследовательской работы был проведен мониторинг воспитанности подростков, с использованием методики «Пословицы», разработанной кандидатом психологических наук С.М. Петровой, с целью определить уровень нравственной воспитанности обучающихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Обучающимся  5 групп предлагался бланк с 60 пословицами, в котором требовалось внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:  

1балл — согласен в очень незначительной степени;

2балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

        Проведен анализ результатов, по результатам которого мы пришли к выводу, что студенты более высоко оценивают ответы «а» и «в», 85% опрошенных, что свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений обучающихся к жизни, к людям, к самим себе.

        В результате анализа нравственной воспитанности можно прийти к выводу, что ее уровень достаточно высокий.

Кроме того проведено исследование, направленное на изучение мотивов участия студентов в деятельности с использованием методики, подготовленной профессором Л. В. Байбородовой.

        В ходе проведения данной методики студентам предлагалось определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

        Для ответа использовалась следующая шкала:

3 — привлекает очень сильно;

2 — привлекает в значительной степени;

1 — привлекает слабо;

0 — не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определенные черты характера.

        В результате обработки и интерпретации результатов преобладающих мотивов удалось выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы - 8,2%;

б) личностные мотивы - 85,7%;

в) престижные мотивы 6,1%.


Заключение

        В  своей  работе  я  постаралась  проанализировать литературу посвященную системе воспитания, внеурочной деятельности, диагностике воспитания, формированию семейной и гражданской ответственности, рассмотрела  способы педагогического мониторинга, методики изучения процесса и результатов развития учащихся.

        Структура  работы  основывается  на  целях  и  задачах,  поставленных  во  введении.  Таким  образом,  проанализировав  литературу  по  данной  теме,  я  смогла  выявить  сущность  деятельности  куратора,  которая  заключается  в  изучении  обучающихся,  организации  и  воспитании  классного  ученического  коллектива,  повышении  качества  знаний  и  укрепления  дисциплины,  организации  и  проведении  внеурочной  и  внеклассной  воспитательной  работы,  координации  воспитательной  деятельности  учителей,  работы  с  родителями  учащихся.  

Важнейшими  функциями  куратора являются  воспитание  обучающихся  и  социальная  защита  подростков  от  неблагоприятных  воздействий  окружающей  социальной  среды,  среди  них  можно  выделить  функции  сплочения  коллектива,  целеполагания,  планирования,  контроля  и  коррекции,  организаторскую  и  диагностическую.

Дала  определения  воспитательной  работе  и  методам  воспитания, рассмотрела понятия «социализация», «обучение», «образование», «развитие».

Во  второй  главе  я  привела  примеры  практической  деятельности  куратора.  На  основе  анализа проводимой работы,  можно  сделать  следующие  выводы:  деятельность  куратора  плодотворна  и  эффективна,  так  как  обучающиеся  с  радостью  идут  на  контакт,  готовы  к  совместной  работе,  хорошо  воспринимают  материал.  Это  говорит  о  том,  что  педагог  регулярно  проводит  с  детьми  воспитательные,  развивающие,  познавательные  и  развлекательные  мероприятия,  подростки  уже  привыкли  к  активной  деятельности  куратора.

Функция  защиты  обучающихся  реализуется  в  работе  куратора  с  подростками из  неблагополучных  семей  и  постоянным  контролем  за  социальным  положением  каждого  обучающегося.

Стоит  отметить,  что  теоретические  функции,  обязанности  и  права  куратора  не  остаются  только  на  страницах  учебника,  а  вовсю  применяются в современных образовательных учреждениях. Для  реализации  возможностей  педагога  как  куратора  предоставляются  все  необходимые  условия:  классный  кабинет,  пособия,  помощь  старших  педагогов.  И  несмотря  на  всю  сложность  и  ответственность  работы,  большинству  педагогов  она  доставляет  очень  много  радости  и  приносит  ощущение  удовлетворения.

Собранный и изученный мной  материал  может  быть  использован  кураторами в своей работе.  И может поспособствовать повышению  профессионального  мастерства  педагога.


Список литературы

1. Педагогика:  Учеб.  пособие  для  студентов  пед.  вузов  и  пед.  колледжей  /  Под  ред.  П.  И.  Пидкасистого.  -  М.,  1998

2. http://charko.narod.ru/tekst/an5/5.html

3. http://www.studfiles.ru/preview/5749729/page:11/

4. https://botan.cc/prepod/informatika/oe7vvogl.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему "Эффективность применения методов круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"

Исследовательская работа на тему"Эффективность применения метода круговой тренировки в процессе подготовки айкидистов 12-13 лет"работа несет в себе много полезной  методической и педагогической и...

Достижения, социально-значимая деятельность 2013 - 2014

Благодарности, дипломы, сертификаты, социально-значимая деятельность 2013 - 2014...

Достижения, социально-значимая деятельность 2014 - 2015

Благодарность, сертификат, социально значимая деятельность 2014 - 2015...

Достижения, социально-значимая деятельность 2017 - 2018

Достижения, социально-значимая деятельность 2017 - 2018...

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...

Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.

Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию усл...