Формирование профессионально - коммуникативной иноязычной компетенции в сфере среднего профессионального образования.
статья на тему

Профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция значима для будущего профессионала. Именно она дифференцирует его от других специалистов, является критерием интеллектуальной личности и расширяет круг профессиональных возможностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессионально - коммуникативной иноязычной компетенции в сфере среднего профессионального образования.

В современном информационном пространстве  ни у кого не возникает сомнений вопрос о необходимости изучения иностранного языка. Иностранный язык, особенно английский, становится критерием успешности социально- экономического, научно - технического и общекультурного прогресса.

Процесс глобализации и интеграции в России в мировое пространство, обеспеченный экономическими реформами и активным сотрудничеством нашего государства с зарубежными странами, подготовка специалистов грамотно общающихся на иностранном языке просто необходимо, поскольку конкурентоспособность современного  специалиста на рынке труда определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной среде, но и способностью вести эффективный межкультурный диалог с иностранными специалистами, выполнять поиск и анализ информации, необходимый для изучения зарубежного опыта, а также для работы со специальной литературой и документацией в области выбранной специализации.

В связи с этим возникает необходимость в формировании профессионально – коммуникативной компетенции и в сфере среднего профессионального образования.

После введения  ФГОС в сферу профессионального образования появилась необходимость компететностного похода. Именно компетентностный подход направлен на получение обучающимися опыта познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности, на придание процессу деятельностного характера. Главное -  уметь приобретать  знаний не пассивно, а деятельно (активно), то есть, прилагая к тому усилия, и уметь пользоваться этими знаниями в реальных ситуациях общего и профессионального общения.         

Для успешного формирования профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции необходимо сформировать способность говорить, читать и писать на иностранном языке и понимать иноязычную речь на слух в области профессионального языка, то есть научить пользоваться специальным языком для решения коммуникативных профессиональных задач.

Для эффективного формирования профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке у студентов  необходимо осуществлять учебный процесс в соответствии со следующими условиями.

1. Осуществление  формирования осознания важности выбранной профессии, что позволяет развить стремление к профессиональному самосовершенствованию и получению новых знаний. Важное влияние на успешность формирования рассматриваемой компетенции оказывает задействование механизмов внутренней мотивации, связанных с профессиональными интересами будущих специалистов, в подавляющем большинстве ориентированных на выбранную профессию.

2. Моделирование  коммуникативных проблемных ситуации, приближенных к реальным условиям и на основе будущей профессиональной деятельности стимулирующих использование профессионально значимой информации в учебной, исследовательской и профессиональной деятельности. Такие задания способствуют развитию навыков практического применения знаний, развивают самостоятельность и проявлять собственную инициативу.

3. Учет профессиональных интересов и запросов студентов, позволяющих включить в их профессиональную мотивацию изучения иностранного языка. Так как интерес является одним из самых важных принципов изучения иностранного языка, поэтому студентам необходимо показать способы использования иностранного языка как для получения новых знаний в профессиональной сфере, то есть профессионального совершенствования, а соответственно – повышения конкурентоспособности будущего специалиста, 4. Осуществление глубоких межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла. Успешность усвоения иностранного языка для использования его в профессиональной деятельности напрямую зависит от владения профессиональными знаниями на родном языке.

5. Использование современных иноязычных профессионально -  значимых текстов, способствующие не только успешному освоению специального языка, но и профессиональному росту и компетенции будущих специалистов. Специалист должен быть «информационно мобильным» и быть способным получать актуальную информацию из первоисточников.

6. Использование социальных сетей и иноязычных сайтов для развития профессиональной иноязычной компетенции является продуктивным: социальные сети имеют огромное количество пользователей, а соответственно, большой потенциал для установления контактов с иноязычными коллегами по специальности.

Таким образом, профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция значима для будущего профессионала. Именно она дифференцирует его от других специалистов, является критерием интеллектуальной личности и расширяет круг профессиональных возможностей.

Литература:

1.Фридзон А.К. Оганизационно-педагогические условия формирования готовности будущих инженеров к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Калуга, 2005.

4.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании . – М.: Феникс, 2005.  

5.Гавриличева Г.П. Использование речевых ситуаций как необходимое условие формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей,-Тюмень, 2013.

6.Журнал «Среднее профессиональное образование» (Приложение) , № 10, 2014, статья «Профессиональная направленность преподавания иностранного языка в колледже».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

ЗАДАНИЯ для проведения тестирования студентов по учебной дисциплине ОП.09. ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ (профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины) по специальности среднего профессионального образования 11.02.01 «РАДИОАППАРАТОСТРОЕНИЕ»

Задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение».           В результате освоения дисциплины обучающийся ...

Влияние фондов оценочных средств на результаты образования в сфере среднего профессионального образования

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в учреждениях среднего профессионального образования предполагает изменение результата образования. Результат образования в рамках ф...

Пути развития коммуникативной иноязычной компетенции на начальном этапе обучения

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий &l...

Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"

Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных  образовательных учреждений"...