Анализ урока с позиций здоровьесбережения
учебно-методический материал по теме

Федулова Нина Александровна

Памятка  для педагогов , проводящих анализ по проведению  урока с позиций здоровьесбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_provedeniya_uroka_s_pozitsiy_zdorovesberezheniya1.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.
  • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
  • Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
  • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
  • Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
  • Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. 

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Анализ урока с позиции здоровьесбережения

Класс ______    Предмет ________________        Учитель _______________________

Дата__________________

№п/п

Критерии

 Уровень соответствия

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе

2

Число видов учебной деятельности  

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

4

Число видов преподавания

5

Чередование видов преподавания.  

6

Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся

7

Место и длительность применения ТСО

8

Позы учащихся, чередование поз  

 

9

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке  

10

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

11

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке  

12

Психологический климат на уроке

13

Наличие на уроке эмоциональных разрядок

14

Плотность урока  

15

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности

16

Темп и особенности окончания урока:

Ваши замечания  по уроку

С П А С И Б О !

Таблица 1.

Критерии анализа урока с позиции здоровьесбережения

Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех

Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут

Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются из "потребителей знаний" всубъектов действия по их получению и созиданию. К таким методам относятся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения

Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы)

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации

Психологический климат на уроке

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60% и не более 75-80%

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 мин в 1-м классе; 35-40  мин – в  начальной школе; 40 мин – в  средней и старшей школе; 30 мин – для учащихся классов компенсирующего обучения

Темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене)

  Таблица 2.

Самоанализ проведения урока с позиции здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие аспекты

Показатели, подлежащие самоанализу

.+ или -

1. Гигиенические условия в классе.

Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.

 

2. Число видов учебной деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др.

 

 

Норма: 4–7 видов за урок

 

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

 

 

Норма: 7-10 минут.

 

4. Число использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

 

Норма: 3 и более за урок. Чередование видов преподавания: через 10–15 минут.

 

 

 

5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д. Активные методы: ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.

 

 6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

 

 

 Норма: 8–10-мин.

 

 7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

 

 

Правильная осанка. Подставки для ног. Возможность работать стоя.

 

8.Физкультминутки и физкультпаузы как обязательная составная часть урока.

Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.


 

 

9. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

 

10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.

Интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.


 

 

11. Благоприятный психологический климат на уроке.

Умение учителя предупредить эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать.Отсутствие на уроке «микроконфликтов» между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.п.

 

12. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу.

 

 

Рекомендуемые показатели: в диапазоне от 60% до 80%.

 

13. Учет зрительных возможностей слабовидящих учащихся.

Паузы для глаз. Выполнение рекомендаций ПМПк (лист психолого-медико-педагогического сопровождения). Использование на уроке специальных средств наглядности.

 

14. Окончание урока.

Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; Отсутствие времени на вопросы учащихся; Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.

 

 

 

    Даже упрощённое оценивание показателей знаками + и – может помочь учителю увидеть реальную обстановку на уроке и грамотно выстроить дальнейшую работу по здоровьесбережению учеников, руководствуясь в своей деятельности как девизом словами Никиты Константиновича Смирнова: «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План аспектного анализа урока

Цель анализа: выявление содержания конспекта урока требованиям ФГОСПланируемые образовательные результаты урока: предметные, метапредметные и личностные...

Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода

Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода...

Анализ урока физкультуры

Форма для анализа урока физической культуры....

Анализ урока физкультуры

Форма для анализа урока физической культуры...

Анализ урока

Шаблон для преподавателей, который следует заполнить при посещении уроков коллег...

Анализ урока - диагностическая карта

Анализ урока - диагностическая карта...

Карта анализа урока по позициям здоровьесбережения

Карта анализа урока по позициям здоровьесбережения...