Домашние задания в школе.Быть или не быть?
консультация на тему

Савельева Людмила Валериевна

Что представляет собой домашняя работа, её ведущие функции, какова нагрузка на детей и чем руководствуется учитель, задавая на дом, быть или не быть домашней работе?  Ответы на эти вопросы можно найти данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Домашняя работа26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания в школе

                                                              Савельева Людмила Валериевна,

                                                          учитель начальных классов

                                                              ГБОУ лицей № 408 Пушкинского района

                                                               г. Санкт-Петербург

Аннотация: что представляет собой домашняя работа, её ведущие функции, какова нагрузка на детей и чем руководствуется учитель, задавая на дом, быть или не быть домашней работе?  Ответы на эти вопросы можно найти данной статье.

Abstract: What is homework, its main function, what is the load on the children and what is guided by the teacher, in asking the house, to be or not to be homework? The answers to these questions can be found this article.

Домашние задания для учащихся — это составная часть учебного процесса и проводятся они наряду с работой, выполняемой на уроке. От урочных занятий отличается полной самостоятельностью, отсутствием руководства со стороны учителя.

 Н.К.Крупская когда-то писала «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладеть знаниями и навыками».

Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Только дома, в раскрепощённой обстановке, ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный: учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.

 Требование нашего времени -  инициативный воспитанник, активный, это те качества, без которых невозможен творческий труд. Творчески относиться к делу – одна из задач домашней  работы.

Развитие творческого мышления,  может быть достигнуто только тогда, когда ученик чувствует, что его труд не напрасен, что его идеи ценятся, он ощущает поддержку и высокую оценку своих усилий от учителей, родителей и одноклассников. 

Что же представляет собой домашняя учебная работа?

         В педагогической литературе она чаще всего определяется как своеобразная форма организации учебной работы. И.П. Подласый считает, что домашняя работа учащихся - это составная часть процесса обучения. Главная цель ее - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности. Домашняя учебная работа у И.П. Харламова - это самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, и совершенствованию учебных умений и навыков. Бабанский Ю.К. утверждает, что домашняя учебная работа учащихся дополняет урочную работу, отличается большей самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства учителя.

С.П. Баранов и В.А. Сластенин считают, что домашняя работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеурочное время. Домашняя работа учащихся представляет собой, по определению С.А. Смирнова, самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков.

         Из приведенных определений видно, что сущность домашней работы как формы организации разными педагогами раскрывается почти одинаково.

А теперь ответим ещё на один вопрос, который часто задают себе и родители, и учащиеся школ: «А нужны ли школьникам домашние задания?»

Кто из нас в детстве хоть раз не мечтал об отмене домашних заданий? А вот в Европе об этом заговорили всерьез - британские и французские родители детей младших классов больше не хотят по вечерам видеть своих детей над учебниками.

         Противники домашних заданий приводят целый ряд аргументов. Во-первых, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и другие полезные занятия.

«Мария - дочка-второклассница тратит на домашние задания полтора-два часа в день, и я не замечаю, чтобы это помогало ей в учебе, - призналась «Комсомольской правде» молодая мама Наталья Карпова. - А поскольку она еще ходит в кружок и в бассейн, времени пообщаться с ребенком вечером почти не остается. Мы могли бы использовать это время продуктивнее».

Во-вторых, отмена домашки снимает часть различий в уровне подготовки. Ведь часто отличник - не тот, кто умнее, а тот, с кем родители часами сидят над домашними заданиями, разжевывая все правила. Отсутствие домашних заданий позволяет понять, кто из ребятишек действительно умный, а кто зубрила. И наконец, без домашки учителя станут ответственнее подходить к обучению - ведь если они не дадут необходимых знаний, ребенок не сможет восполнить пробелы дома. Они будут тщательнее следить за тем, чтобы дети не отвлекались и усваивали все правила на уроках.

Главный аргумент в защиту домашних заданий - это то, что без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал.

«Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке, - объясняет методист Ольга Узорова.- Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа. Допустим, на тему у учителя выделено 15 часов. А без домашних заданий на эту же тему придется потратить 30 - 40 часов. И потом отмена домашнего задания еще не означает, что те родители, которые раньше проводили вечера с пивом у телевизора, начнут активнее общаться со своими детьми».

Есть темы, которые в учебном плане проходят очень быстро, и без дополнительных упражнений их сложно усвоить. Другое дело, что домашние задания можно задавать не по всем предметам, а только по основным - математике, русскому, физике, химии и т. д. Или ограничивать объем - в нашей школе, например, не задают упражнений на выходные. Кроме того, у нас и задания различаются - есть базовый набор задач, а продвинутые ученики могут взять на дом и более сложные упражнения. А отстающим педагог может дать индивидуальные задания, которые помогут им наверстать упущенное.

«В нашей системе образования «домашка» необходима, - считает Людмила Титова, мама второклассницы. - У меня, например, дочь скромная, она стесняется переспросить у учителя то, чего недопоняла. А дома, делая упражнения, она может посоветоваться со мной. И, кстати, узнать что-то новое. Когда дети обсуждают задания с родителями, они получают более разносторонний взгляд на предмет.»

И наконец, так ли неоправданно велика нагрузка на детей?

« Часто дети делают задание долго не потому, что оно сложное, а потому, что им сложно сосредоточиться, они начинают отвлекаться, - объясняет Ольга Узорова. - И именно поэтому домашнее задание полезно - оно учит школьников самоорганизации.»

Чем же руководствуется учитель?

Управление деятельностью учителя по организации домашнего задания осуществляется заместителем руководителя ОО на основе положения о домашнем задании. Положение разрабатывается и утверждается в ОО в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»), в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 10.30.), уставом ОО.

Положение о домашнем задании доводится до сведения учителей на рабочем совещании при заместителе директора и размещается на интернет-странице 00.

Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания

Конвенция о правах ребенка закрепляет за ним право на отдых и досуговую деятельность. Необходимо учитывать данный факт при задавании на дом. Рекомендуется тщательно следить за объемом домашнего задания, учитывать выходные и каникулярные дни, а так же острые периоды заболевании детей. Основным документом, регламентирующим объемы (дозировку) домашнего задания, являются СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливают нормы домашнего задания в зависимости от класса:

  • 1-й класс - без домашнего задания в течение всего учебного года;
  • 2-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день;
  • 3-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день;
  • 4-й класс - не более 2 ч каждый учебный день.

Временные нормы (1,5-2 ч) включают в себя возможность выполнения как письменных, так и устных заданий по всем учебным предметам, в т. ч. и по иностранному языку. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся,     т. е. на учеников с разным личным потенциалам.

Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности — репродуктивная и творческая; по учебным действиям — выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.

Необходимо принимать во внимание следующие требования:

• Задавание домашних уроков должно быть своевременным. Их нельзя задавать после звонка или поверхностно. Надо отводить достаточное время для объяснения учащимся домашних заданий. Они обязаны точно записывать их и иметь время для постановки возникших вопросов.

• Домашнее задание, как правило, органически связано с темой урока. Если же учитель по какой-либо причине (например, домашнее задание как подготовка к новой теме) отказывается от этого, то он должен сказать об этом учащимся. В таком случае необходимо особенно тщательно разъяснить домашнее задание.

• Организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной.

• Задавание уроков на дом должно быть доступно. Учитель при их задавании может употреблять только те понятия, которые учащимся уже знакомы. Объяснение домашнего задания должно соответствовать уровню развития учащихся так же, как и степень трудности самого задания. Но при этом нельзя делать их чрезмерно легкими.

• При задавании домашних уроков необходимо обращать внимание на владение учащимися необходимой техникой работы. Если они ею не владеют, то нужно объяснить и поупражняться в ней.

На родительских собраниях учитель проводит работу в том направлении, чтобы домашние задания находились под контролем родителей. При этом, конечно, речь может идти лишь о проверке факта выполнения. Учитель может разработать памятки как для самих учеников, как надо готовить уроки дома, так и для родителей о том, как надо помогать при подготовке детьми домашних заданий. Поэтому при проверке работ всем учащимся необходимо сообщать результаты. Проверка устных домашних заданий большей частью проходит как опрос.

Так быть или не быть домашней работе?

         Я проблему поставила бы по-другому: как сделать так, чтобы домашние занятия было интересно делать, было полезно делать? Как сделать так, чтобы уроки истории дополняли уроки литературы, а физики - математику? Важно давать домой интересные задания. Важно идти за качеством, креативностью, желанием раскрыть потенциал ребенка, научить его учиться, искать факты, уметь исследовать, а не концентрироваться на количестве решенных задач и механически   исписанных упражнений. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1981.-367с.

2.Бухаркина К.Л., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.-582с. 

3.Затраты времени на выполнение домашних заданий // Образование в современной школе. – 2003. - №8. – C.18

4. «Комсомольская правда» от 24 апреля 2012г.

5. Харламов И.В. Педагогика: учебное пособие: 3-е изд.-е, перераб. и доп. – М.: Юность, 1997.-512с.