Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.
учебно-методическое пособие на тему

Иванова Мария Алексеевна

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педагогический колледж № 1)

«Раскрываем секреты общения»

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, воспитателей ГПД, педагогов-организаторов, вожатых.

Составитель:

преподаватель психологии

 высшей квалификационной категории

Иванова М.А.

Санкт-Петербург

2015


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ        4

3. РАДОСТЬ И СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ        6

4. САМОПОДАЧА        8

5. СЕКРЕТЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ        10

6. КАК БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ ДРУГОМУ        13

7. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ        15

8. КОНФЛИКТЫ. ЧАСТЬ 1        17

9. КОНФЛИКТЫ. ЧАСТЬ 2        19

10. ТРУДНЫЕ ЛЮДИ        21

11. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ УРОК        23

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        25

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Раскрываем секреты общения» рассчитана на учащихся школы, студентов колледжа.

Цели курса:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • развитие навыков понимания окружающих людей;
  • обобщение полученных знаний по теме «Общение»;
  • расширение и закрепление знаний по курсу психологии;
  • активизация внимания учащихся к собственной устной речи.

Общение – неотъемлемая часть жизни любого человека, поэтому данная тема является актуальной во все времена и среди людей любого возраста. В данной методичке мы попытались затронуть различные стороны коммуникативного взаимодействия: от самоподачи до конфликта. Плюс представленной серии конспектов заключается в том, что мы постарались сократить до минимума теоретические данные и добавить как можно больше упражнений и игр, направленных на развитие и совершенствование коммуникативных навыков; это очень важно, ведь на практике различные аспекты усваиваются намного лучше.

Эта методичка полезна для использования в летнем оздоровительном лагере, она поможет вам и детям провести дождливый день с пользой. Также данное пособие может использоваться в школе: как на уроках, так и в группе продленного дня.

В программе особое внимание уделяется работе с трудностями общения. Данная программа предоставляет возможность всем учащимся получить высокий уровень знаний, умений и навыков по психологии общения.

2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель урока: знакомство с вербальными и невербальными средствами общения; развития коммуникативных способностей учащихся.

Вступительные слова

Здравствуйте, ребята. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Дар речи – одна из самых удивительных человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен.

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет общение в нашей жизни.

-Скажите, ребята, а где человек общается? (в школе, дома, во дворе)

- А с кем человек общается? (с друзьями, родителями, родственниками, с окружающими людьми, животными)

- Как вы думаете, для чего человек общается? (чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению)

- Кто может объяснить, что такое общение?

(выслушиваются ответы учащихся, формулируется понятие)

общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью  передачи знаний, опыта, обмена мнениями.

- Так какую же роль играет общение в нашей жизни? (общение присутствует в нашей жизни всегда и везде, даже тогда, когда мы остаемся наедине  с собой, читаем книгу, смотрим фильм, общаемся с героями, а часто с самим собой)

Основная часть

- Как вы уже поняли, сегодня у нас урок развития речи. И проведем мы его в форме урока-исследования. Тема нашего урока-исследования «Вербальные и невербальные средства общения». Какова цель нашего урока-исследования? (научиться вербальному и невербальному общению),(исследовать, что такое «вербальные и невербальные средства общения», чем отличаются вербальные средства общения от невербальных)

-Первое наше исследование мы начнем с просмотра видеоролика. (ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «Королева бензоколонки»). Этот видеоролик без звука. Внимательно его посмотрите и подумайте, о чем идет разговор, как участники разговора относятся друг к другу, какие эмоции они переживают. Обратите внимание, с каким мастерством актеры передают эти эмоции (по окончании просмотра обсуждение увиденного).

- Ребята, как вы думаете, о чем был разговор?

- Какие эмоции, по вашему мнению, пережили участники разговора?

- А теперь давайте посмотрим этот же видеоролик со звуком и проверим, насколько верно мы ответили на вопросы (просмотр видеоролика).

- Верно ли мы рассуждали?

- Скажите, пожалуйста, а чем отличается первый видеоролик от второго? (использование слов во втором, мимики, жестов – в первом)

- Подведем итоги первого исследования. Каким образом можно передавать информацию? (с помощью слов и без слов, с помощью жестов, мимики). В общении практически неразрывны слова, мимика и жесты, которые помогают полнее выразить свои чувства.

- Переходим ко второму  исследованию. Задача исследования – выяснить, в чем преимущество невербальных средств общения?

Для проведения исследования мне понадобятся помощники: два мальчика и одна девочка. Я даю помощникам карточку, на которой написано задание. Задача помощников – передать записанную информацию классу, не используя слова, а только невербальные средства общения, т.е что? (жесты, мимику) Ребята должны эту информацию понять.

Карточка №1. (мальчик) «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Предупредите товарища, чтобы он не шумел.

Карточка №2. (мальчик и девочка) мама сына будит утром, а ему не хочется вставать.

- Какие средства общения мы использовали при передаче информации? (невербальные: жесты и мимику)

- А знаете ли вы, что многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями? Например, когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Сейчас этот жест понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателя. Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да еще высовывают язык это означает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат по голове и плечам. Лапландцы трутся носами. Рассказывать о языке жестов можно очень долго и интересно.

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. Оказывается, с помощью мимики лица человек может передать 6 основных эмоций. Например, гнев, отвращение. А какие еще  нам предстоит исследовать? Сейчас я буду открывать  карточки, ваша задача – определить,  какая эмоция изображена (радость, печаль, удивление, страх).

Передайте мимикой, какое у вас сейчас настроение.

Я напоминаю, что в ходе нашего исследования нам нужно было выяснить, чем отличаются вербальные средства общения от невербальных. Какой вывод мы можем сделать? (вербальными средствами, словами, можно передать информацию, невербальные же средства передают всю гамму чувств)

Рефлексия.

-Что нового вы узнали в результате исследования? С какими средствами общения познакомились?

-Чем отличается вербальное общение от невербального?

Наш урок-исследование подходит к концу. Я попрошу вас выразить невербальными средствами общения своё отношение к уроку.

У вас  на партах лежат кружочки, подпишите их и поставьте сами себе оценку за работу на уроке.

- Наш урок мне бы хотелось закончить словами Сухомлинского: «Слова можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадёжность – и одухотворить». Помните, пожалуйста, об этом.

- Спасибо, ребята, за сотрудничество. Мне очень приятно было с вами работать.

3. РАДОСТЬ И СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Цель: Основной целью данного занятия является выявление проблем и положительных сторон общения.

Вступительные слова

Общение  - это один из видов человеческой деятельности. В ходе общения мы являемся либо субъектом, либо объектом деятельности.

Основная часть

Учащиеся знакомятся с правилами общения:

Мы доверяем друг другу.

Мы общаемся здесь и сейчас.

Используем только точные формулировки, избегаем общих фраз «все говорят…», «некоторые думают…»и т.

Все, что происходит здесь и говорится, принадлежит только нам и не выносится за пределы группы.

Оцениваем только действия, а не человека.

Упражнение «Карусель»

  Любая деятельность предполагает совершенствование определенных навыков, знаний, умений. Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним.

Ребята встают (или садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу т образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают шаг вправо и оказываются перед новым партнером, таких переходов будет несколько. Роль участникам задает ведущий (например, встреча давно не видевшихся друзей, или вас толкнул в автобусе пожилой человек и т. д.)

Какие проблемы возникли  в ходе общения.

 Как правило, здесь дети перечисляют свои переживания, обязательно обращаются к понятию «конфликт» как осознанному столкновению, противоборству групп, людей, неумению выслушать позицию партнера.

Конфликт связан с острыми эмоциями, переживаниями, аффектами, с действиями стереотипов и одновременно изобретательностью личности или группы в поисках и выборе путей помешать противоположной стороне в достижении своих целей. Разумеется, что для достижения взаимоудовлетворяющего конфликтующие стороны результата должны быть выработаны некие правила. Предположим, что вы можете сейчас их выработать – что бы вы предложили?

 Дети самостоятельно пишут эти правила на приготовленных листочках, затем озвучивают написанное, по ходу листочки крепятся к доске в виде стилизованного солнышка. Предполагаемые ответы: нужно доверять, верить, уважать собеседника, уметь уступать и т.д.

     Да, ребята, вы сейчас сформулировали необходимые личностные качества и требования к процессу общения. А вот можем ли мы сами  реагировать на задевающие, провоцирующие ситуации спокойно? Как видите,  участники общения выбирают один из вариантов:

УХОД – прекращение общения.

ПЕРЕГОВОРЫ или ТОРГ – в результате каждая сторона получает если не все, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая ее может удовлетворить.

БОРЬБА – стремление получить максимум желаемого.

Скажите, какой способ наиболее продуктивен? Почему?Идет обсуждение результатов.

Разумеется, чтобы продуктивно решать конфликты,  необходимо учиться четко формулировать свою позицию, взгляды, желания.

Упражнение «Я – высказывание».

Правила «Я – высказывания» предполагают четкость построения и определенную схему: обращение по имени, выражение желания «я хочу…», конкретизация желания. Ребятам предлагается раздаточный материал, где необходимо отметить именно «Я – высказывания», а предложения высказывания общего плана переформулировать. Например:

1.      Я хочу, чтобы ты понял меня.

2.      Я хотел бы, чтобы ты рассказала мне о каких- то моих действиях, которые тебе понравились.

3.      Я хотел бы, чтобы все больше доверяли тебе.

4.      Я хочу, чтобы ты дал мне возможность быть самим собой.

5.      Я хочу, чтобы ты был со мной честен.

6.      Я хотел бы лучше узнать тебя.

Как видите, довольно трудно правильно выразить свои желания.

Очень важно в процессе общения  увидеть в другом что-то особенное.

 Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»: каждый в течение 3-4 минут набрасывает психологический портрет кого-либо из членов группы; указывать на внешние признаки нельзя. В портрете должно быть не меньше 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет.

Рефлексия  

Подводится итог занятия «чему я сегодня научился?» – по правилам тренинга каждый желающий может высказать свое мнение. Учитель подводит итог высказываниям ребят:

 -Итак, ребята, вы убедились, что общение -  это широкое и многоплановое понятие. Для полноценного общения мало иметь какие – то знания, информацию, важно уметь сообщить их людям, а этому, в свою очередь, надо учиться, необходимо суметь настроиться на другого человека. В подтверждение сказанного обращаю ваше внимание на слова А. М. Горького: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».  А еще очень хорошо об этом сказал писатель М. М. Рощин: «Секрет… прост – внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения… - то это и будет ключ поведения». А учиться позитивному общению мы с вами продолжим и дальше, на следующих наших занятиях. Спасибо за занятие!

4. САМОПОДАЧА

Цель: воспитывать в детях уверенность в себе и умение правильно себя преподнести.

Вступительные слова

Сегодня мы поговорим с вами о самоподаче. Это очень важный пункт в общении, потому что очень важно - создать положительное впечатление о себе и не маловажно – поддерживать это впечатление. Мы выполним некоторые упражнения  и попытаемся развивать уверенность в себя и свои силы.

Основная часть 

Имидж при первом контакте.

Существуют два варианта демонстрации себя: я или подстраиваюсь под ситуацию или подстраиваю окружение под себя.

В частности это зависит от настроя (на успех или проигрыш)

Для начала, предлагается выполнить следующее упражнение:

Упражнение «Автобиография»

Участники разбиваются на пары, в паре выбирается говорящий и «уши» - слушающий. Говорящий в течение определенного времени рассказывает о себе то, что он сам хочет и считает нужным. «Уши» не умеют разговаривать, а должны только слушать то, что рассказывает о себе партнер. После смены ролей оба участника рассказывают друг о друге всей группе.

После проведения обоих упражнений на одном занятии рекомендуется обсудить следующие вопросы:

Что Вам больше понравилось рассказывать самому или отвечать на вопросы?

Нравились ли Вам те вопросы, которые Вам задавали? Были ли неприятные вопросы, ненужные с Вашей точки зрения, неинтересные? А интересные, на которые Вы отвечали с удовольствием?

Сложно ли было рассказывать о себе? Интересно слушать собеседника? и т.п.

Рекомендуется проводить обсуждение в мини-группах (с назначенным групп. лидером, который подводит итоги обсуждения в своей группе), при условии, что в одной группе будут находится оба участника пары (обсуждение в мини-группе позволяет снять напряженность и скованность, обычно возникающие на первом занятии в ситуации общегрупповой рефлексии, а нахождение обоих участников пары в одной группе позволяет каждому из них получить оценку своей работы от напарника).

Существуют некоторые нюансы в общение, они кажутся незначительными, но лишь на первый взгляд. Вот некоторые из них:

  • Скрещенные ноги или руки – обычно свидетельствует о закрытости собеседника;
  • О волнении могут свидетельствовать дрожь в голосе или, например, парамимика (частые кивания);
  • Хорошо, если во время жестикуляции вы демонстрируете ладони, это говорит о вашей открытости;
  • Если же мы говорим о самопадаче, то важен голос и интонации – не «умирайте» в конце фразы, старайтесь говорить громко и уверенно;
  • Также не лишним будет следующий совет  - держите «спину английской королевы».

Это лишь некоторые особенности и советы. Теперь, узнав (возможно вспомнив) есть смысл выполнить следующее упражнение:

Упражнение «Самопрезентация»

1) Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

2) Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

3) По окончании процедуры в группе проходит обсуждение результатов самопрезентации.

Ну, и напоследок мы выполним заключительное упражнение, которое станет неким итогом:

Процедура «Рекламный ролик»

Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.
Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? 
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. 
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. 
Время на подготовку - десять минут.

Рефлексия:

-Важно ли первое впечатление?

-Итак, что же важно при первой встрече?

-Важен ли внешний вид? А мимика, жесты, позы? Какие особенности вы запомнили?

-Узнали ли вы что-то новое? Что стало для вас полезным?

5. СЕКРЕТЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения.

Вступительные слова

Учащиеся сидят на стульях  полукругом 

- Сегодня у нас с вами урок общения, урок психологии. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки,  много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга?

Основная часть

Сейчас все напишут свои имена на листочках, которые я дам каждому, и прикрепит себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.

Кстати, это и будет 1 секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

Упражнение «Аплодисменты» (все сидят полукругом)

 - Ребята, давайте по приветствуем друг друга. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку,  которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

Игра «Перестройка»

 - Начнем нашу работу с небольшой, но интересной  разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке. Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!

И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным,  быстро и правильно!

(все садятся полукругом)

Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

Общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.

Упражнение «Головоломка»

Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

Ответ:  Язык до Киева доведёт.

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным, это  2 секрет общения.

Игра «Стыковка»

 - Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.

 (разделиться на 5 групп, поставить 2 стула на 1 группу)Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались, закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.

Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

- Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица)

Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов называется невербальным – это 3 секрет общения.

Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).

 В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Игра «Пойми меня»

 - Нам необходимо поделиться на две равные команды, а сделаем мы это так: с помощью считалки выберем двух капитанов команд, потом капитаны выберут в свои команды по одному человеку, каждый из этих двоих назовет ещё по одному члену команды, и так до тех пор, пока все ваши одноклассники не окажутся в какой-либо команде.

Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Капитан объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока.

Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.

Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.

4 секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства

Упражнение «Цена улыбки»

 - Наше занятие подходит к концу, и напоследок я  хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!   (Дети высказывают свои предположения)

- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:  «Если вы хотите нравиться людям -  улыбайтесь им». И давайте  подарим,  друг  другу  улыбки  от  всей  души  и  почувствуем,  как  становимся  богаче,  получая  улыбки  окружающих,  а  также  от  того,  что  дарим  свою  улыбку  друзьям.  Почувствовали? Молодцы!

 Рефлексия.

 - Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

человеку приятно, когда его называют по имени

основной вид общения – вербальное

существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь

слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства

улыбка помогает сделать общение приятным.

Заключительное упражнение

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.

6. КАК БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ ДРУГОМУ

Цель урока: формирование навыков ведения и управления беседой, познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к человеку.

Вступительные слова 

Быть хорошим интересным человеком - не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами. Вас сочтут приятным человеком, если вы будете говорить меньше, давая возможность высказаться другим и внимательно выслушивая их.

Основная часть

 Упражнение № 1

Разделитесь на группы по 3-4 человека. Начните разговор на любую тему. Через 3-5 минут обсудите следующие вопросы:

Кто был инициатором начала беседы?

Кто предложил тему разговора?

Кто активно поддерживал разговор, кто отстранился от него?

Все ли были заинтересованы выбранной темой разговора?

   Упражнение № 2

Вы узнали, что у вашего одноклассника есть интересная книга, которую вы давно мечтали почитать, но никак не можете взять в библиотеке, так как пользуется большим спросом. Однако вы знаете, что обладатель книги жадный и корыстный. Попытайтесь, так провести беседу с этим товарищем, чтобы он не смог отказать вам.

  Релаксационная пауза

 “Что слышите, что видите?”

 Детям предлагается закрыть глаза, расслабиться.

Представьте себе, что вы находитесь на берегу лесного озера. Прислушайтесь окружающим нас звукам. Что вы слышите? Что видите? Что является источником звука?

   Поводом для беседы может прочитанная книга, статья, телепередача и др. В некоторых случаях лучше начать с маленького вступления, скажем, спросить друг друга о здоровье, о каких-то известных вам проблемах собеседника. Это создаёт доверительную обстановку.

 Не следует забывать о дистанции общения. По степени доверительности она может быть:

  • личной (расстояние между собеседниками достигает до 0,5 метра)
  • социальной (1,2м – 3,7м)
  • межличностной, при разговоре двух друзей (0,5–1,2 м)
  • публичной (собрания, заседания) (3,7 м и более)

 Тактичная шутка и юмор оживляют любую беседу, а порой помогают разрешить напряжённую обстановку, облегчить общение. Избегайте самоуверенных интонаций в разговоре, чаще всего оскорбительным бывает именно тон разговора.

С чего начинать разговор?

Чаще всего проблемы при общении возникают от того, что мы не умеем внимательно слушать, сосредоточиться. Слушателю может мешать: чрезмерная заинтересованность внешностью собеседника или выступающего, обдумывание проблем, повышенное внимание к недостаткам говорящего.

 Слушая, необходимо забыть личные предубеждения против собеседника, не стремиться найти просчёты в речи или поставить под сомнение услышанное.

Не пытаться слушать и одновременно делать 2-3 дела.

Быть снисходительным и уважать манеру разговора собеседника.

  И в заключение нашего занятия я хочу предложить вам основные правила эффективного слушания. Если вы слушаете вы интересны другому человеку.

На уроке, собрании, во время лекции или при разговоре с людьми настройте себя на волну внутренней заинтересованности в предстоящей теме беседы.

Слушая, выделите для себя главные мысли, постарайтесь правильно понять их.

Сопоставляйте полученную информацию с собственной, отметьте, что узнали много нового. Не прерывайте собеседника или оратора вопросом, репликой или какими-то эмоциональными возгласами. Дайте высказать мысль до конца. Надо научиться выслушивать до конца даже то, что кажется вам абсурдным, ошибочным или оскорбительным.

Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

7. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Цель: развивать навыки активного слушания, внимание, восприятие.

Вступительные слова

Активное слушание - это искусство понимания. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: "Я принимаю Вас. Я хочу понять Ваш опыт, Ваши чувства и, особенно, Ваши потребности". Такое послание, данное человеку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим).

Основная часть

Упражнение «Точка зрения»

Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения («за»), другой – противоположную («против»). Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможная тема: «Необходимость школьной формы»

Рефлексия: Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто. Какие приемы позволяют сделать этот процесс более «гладким». Основной принцип – не бороться (борьба позиций приводит в тупик).

Итак, на основе этого упражнения можно вывести несколько правил:

  • Нужно быть терпеливым, дать высказаться оппоненту, не перебивать его;
  • Не отвлекайте оппонента;
  • Уклоняйтесь от агрессии.
  • Избегайте критики и спора;
  • Задавайте вопросы: это придает абоненту смелости и показывает, что его слушают;
  • Не притворяйтесь, старайтесь показать искренний интерес к собеседнику;
  • Лучше не говорить о том, в чём вы плохо разбираетесь;
  • И ГЛАВНОЕ: слушайте больше, чем говорите.

Именно с последним  правилом будет связано наше следующее упражнение:

Упражнение «Слушайте в два раза больше, чем говорите»

Время проведения 10-15 минут.

Оборудование: шахматные часы или часы с секундной стрелкой.

Упражнение проводится в тройках (или в четверках если людей много, у каждого свой секундант).

Участникам дается инструкция: Вам нужно будет всего лишь побеседовать друг с другом, правда, используя полученные знания. В процессе беседы один из вас будет выяснять настоящие, действительно существующие потребности собеседника (например, относительно его планов на следующее воскресенье). А еще один человек будет секундантом. Секунданты нажимают на соответствующие кнопочки на часах, когда собеседник закончил фразу.

В этом упражнении проверяется соотношение 70:30 (Говорить или слушать? (или 30/70)

Лучше контролирует общение и влияет на собеседника тот, кто правильно слушает.

Мы с вами уже упомянули, что важно показать собеседнику свой интерес, но как это возможно сделать?

. Существуют приёмы активного слушания. Давайте попробуем их перечислить.

  • Уточнение.
  • Пересказ (парафраз).
  • Поощрение, выражение своего отношения к высказываемому («Я вас слушаю», «Очень интересно»)
  • Поддакивание, угу-поддакивание, кивки и т.д.
  • Выражение сопереживания, сочувствия («Я вас понимаю» и т.д.)

Процедура «Техники слушания»

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается. 
Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

И напоследок мы проведём с вами ещё одно упражнения, для закрепления усвоенного:

Процедура «Диспут»

Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания высказывающийся должен продемонстрировать различные приёмы активного слушания. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно. 
Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта.  Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова. 
В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута".

Рефлексия:

-Что мы сегодня с вами тренировались делать?

-Какие правила активного слушания вы узнали?

-Какие приёмы активного слушания вы запомнили?

-Считаете ли вы их полезными? Будете ли вы пользоваться ими в общении?

8. КОНФЛИКТЫ. ЧАСТЬ 1

Цель: познакомить с различными видами поведения в конфликте.

Вступительные слова

С конфликтами мы связываемся повсеместно, поэтому очень важно понять, что это такое, вред и пользу конфликта, как из него выходить, а, возможно, и избегать. Сегодня мы попытаемся затронуть эти темы.

Основная часть

Что же такое конфликт? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит выполнить небольшое упражнение.

Упражнение «Ассоциации»

Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт».

Получившиеся ассоциации, в идеале, должны показывать, что у конфликта есть две стороны: негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик…», в которых конфликт привлёк к позитивным последствиям.

По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты – это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, чувствуют.

Теперь мы сузим круг ассоциаций, выполним следующие упражнения и поговорим о конфликтных эмоциях:

Конфликтные эмоции

Упражнение «Алфавит эмоций»

Нужно написать на листочке названия эмоций и чувств в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв):

А – агрессия

Б – безразличие

В – вина и т.д.

Упражнение «Эмоции в конфликте»

Ребята работают в парах. Каждый из партнёров получает игровую карточку с названием той или иной эмоции (карточки вытаскиваются в случайном порядке). Необходимо придумать сценарий конфликтной ситуации, в которой демонстрировались бы заданные эмоции, например:

       Один другому должен денег.

- Ты собираешься мне отдавать долг? Сколько можно ждать?! (злость).

- А я-то думал, что ты мне друг. А ты, оказывается… (разочарование).

Готовые сценарии представляются остальным. Желательно представлять свои сценки с интонациями, соответствующими заданным эмоциям. Остальные должны догадаться, какие эмоции испытывают участники.

Затем в обсуждении необходимо попытаться предсказать ход развития событий в том случае, если эмоциональные состояния не изменятся, а также способы их изменения и их последствия.

В качестве вывода предлагаются способы совладания с негативным эмоциональным состоянием.

Мы выяснили, что такое конфликты, и какие эмоции они вызывают. Теперь мы    попытаемся разобраться в причинах конфликтов. Обсудим возможные причины.

Мы приходим к выводу, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, все люди разные. И, как мы уже говорили, конфликт – естественная вещь, важно, чтобы он не вызывал отрицательных последствий.

Обсуждение результатов. Для закрепления этой темы выполним упражнение:

Упражнение «Вред и польза конфликтов»

Ребята должны выбрать пару симпатичных им ситуаций. Далее работа в малых группах. Нужно придумать по два варианта развития этих ситуаций: один – «вредный», другой – «полезный».

Получившиеся ситуации представляются остальным.

По итогам анализа ситуаций получается, что вред от конфликта заключается в том, что он может разрушить отношения между людьми, а польза – в том, что он, наоборот, может их укрепить.

Игра «Поведение в конфликте»

Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

  • Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  • Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  • Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  • Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  • Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
  • Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
  • Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?

     Упражнение  «Конфликт в транспорте»

В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

  • Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
  • Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
  • Какие чувства испытывали играющие?
  • Чей способ решения проблемы самый успешный?
  • Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Рефлексия:

-Всегда ли конфликт негативен? В каких случаях он может быть позитивен?

-Какие эмоции связаны с конфликтом?

-О каких видах поведения в конфликте вы узнали? Какой стиль наиболее универсален?

9. КОНФЛИКТЫ. ЧАСТЬ 2

Цель: формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в семье.

Вступительные слова

- Добрый день ребята! Своё сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать одной хорошей притчей.

 Чтение притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Основная часть:

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству,  есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один. Поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, удобно, приятно.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учимся жить без конфликтов»

Определение слова «конфликт».

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ответы детей:  Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Какие чувства испытывают люди при возникновении конфликта? Ответы.

Игра «Модели конфликтных реакций».

- Каждый из нас бывал в конфликтных ситуациях и испытал на себе неприятные чувства. А сейчас мне бы хотелось познакомить вас с моделями конфликтных реакций и каждый выберет свой стиль поведения. Перед вами 5 картинок.

1. Вулкан (у меня непредсказуемые вспышки).

2. Глиняный горшок (я разогреваюсь медленно).

3. Волна (если спорный вопрос кажется уже решенным, поднимаю его снова).

4. Собиратель (могу копить в себе много обид и не реагировать, пока не накопиться достаточно).

5. Реактор (прихожу к внезапным решениям и не думаю о последствиях).

6.На доске крепятся выбранные картинки. Анализ.

Ребята для типов конфликтных реакций существуют рекомендации как управлять собой и окружающими.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас

Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

10. ТРУДНЫЕ ЛЮДИ

Цель: учить ребят справляться с агрессией во время общения с «трудными людьми».

Вступительные слова

Трудные люди также могут стать причиной конфликта, ведь с ними так сложно найти общий язык. Поэтому предлагается выполнить 3 упражнения, связанных с общением с 3 видами трудных людей: «зануда», эгоист и агрессивный человек. А затем обсудить, каково это общаться с трудным человеком и как избежать конфликта.

Начнём мы с «зануд». Они способны привязаться к каждому твоему слову и просто засыпать тебя вопросами. И так трудно, подчас, совладать со своими эмоциями во время коммуникации с такими людьми. Но всё же стоит попробовать:

Упражнение «Зануда»

Упражнение организуется по принципу карусели. Участники из внешнего круга – рассказчики. Они рассказывают слушателю какую-либо историю. Задача слушателя – после каждого предложения задавать вопросы типа «Почему?», «Зачем?» и т.д. Говорящему необходимо спокойно, не срываясь, довести разговор до конца в течение 3 минут (время отмеряется ведущим). После того, как пройдена половина круга, внешний и внутренний круги меняются ролями.

По завершении упражнения обсуждаются впечатления от общения с «занудой» и способы бесконфликтного общения с таким человеком.

А теперь мы поговорим о следующем типе «Трудных людей». Это эгоисты. С ними тоже зачастую трудно общаться, потому что главным центром для них являются они сами. И сейчас на примере одного упражнения, насколько сложным является такое общение.

Упражнение «Это что! А я…» (общение с эгоистом)

Участникам нужно представить, что им чрезвычайно важно поделиться своими переживаниями, мыслями или идеями с собеседником. Задача собеседника – после каждой фразы говорящего произносить длинную тираду, начинающуюся со слов «Это что! А я…». Говорящему необходимо спокойно продолжать свой рассказ.

В обсуждении выводятся правила бесконфликтного общения с людьми, которые слишком сосредоточены на себе и редко замечают окружающих.

Следующий тип «Трудных людей», наверное, один из самых сложных для контакта. Все мы знаем, как это неприятно, когда на тебя без повода выливают злость, агрессию, когда тебя начинают «атаковать». Приступим же к следующему упражнению.

Упражнение «Агрессивный человек»

Упражнение проводится в парах. Один из участников берёт на себя роль агрессора, его задача совершать «выпады» на своего собеседника, по поводам и без. Задача же собеседника не поддаваться на провокацию и продолжать беседу.

Какие чувства возникают у человека в тот момент, когда собеседник начинает нападать на него, всячески «давить» и т.д.? Это и желание подчиниться, только бы отвязаться, и обида, и раздражение, и даже желание оказать активное противодействие по закону Архимеда («Тело, втолкнутое в воду…»). В общем, ничего хорошего.

Выделяются различные типы конфликтных реакций («вулкан», «глиняный горшок», «волна», «накопитель», «реактор»).

Напоследок мы выполним упражнение, которое станет своего рода рефлексией:

Упражнение «Дай совет»

Ребятам, разделившимся на малые группы, предлагаются различные ситуации конфликтного взаимодействия с человеком, проявляющим те или иные реакции. Необходимо сформулировать эффективную стратегию поведения в подобной ситуации и дать совет человеку, который в ней оказался. Карточки с описанием ситуаций составляются ведущим.

По завершении упражнения в обсуждении «советы» корректируются.

Рефлексия

-Тяжело ли общаться с трудными людьми? Часто ли вы сталкиваетесь с такими людьми в обычной жизни?

-С каким типом трудных людей вам было тяжелее всего общаться? Почему?

-Что вы запомнили после сегодняшнего занятия? Как нужно вести себя при общении с трудными людьми?

11. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ УРОК

Цель: показать пользу доверия, помочь ребятам больше доверять людям, но при этом не злоупотреблять этим.

Вступительные слова

Когда мы с кем-то конфликтуем, мы часто ждём от «противника» подвоха, т.е. не доверяем ему. А что значит «доверять людям»?

Обсудим, какие ассоциации появляются в связи с этим, их можно разделить на две группы: «доверять – хорошо» и «доверять – плохо».

В идеале, первая группа должна получится побольше. Ведь, несмотря на безусловный риск, доверие часто помогает человеку.

Основная часть

Для начала, чтобы ощутить пользу доверия, выполним несколько упражнений:

Разминка «Лабиринт вслепую»

Класс делится на пары. Одному из играющих завязывают глаза и дают в руки карандаш. Второй получает карточку, на которой нарисован лабиринт. Нужно положить её перед партнёром и, используя только словесные инструкции (не дотрагиваясь до него), помочь начертить проход к сундуку с сокровищами. Линия не должна соприкасаться с границами лабиринта. Такое соприкосновение – «удар головой о стену». Нужно совершить, как можно меньше таких «ударов».

На втором этапе ребята меняются ролями. Каждая пара получает вторую карточку.

Обсуждение посвящается вопросам взаимосвязи доверия и ответственности, ложащейся на того человека, которому доверяют.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Это упражнение также требует деления на пары. Желательно, чтобы пары не совпадали с парами из предыдущего упражнения. Одному из участников завязывают глаза, второму предлагается вести партнёра по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Можно усложнить задачу, изменив привычную расстановку мебели и т.д. По завершении работы пары, участники меняются.

Затем проводится обсуждения о том, как ребята чувствовали себя в роли «поводыря», а как в роли «слепого».

Далее предлагается выполнить довольно известное и распространённое упражнение.

Упражнение «Падение»

Ребята работают в парах. Один из них, повернувшись спиной к партнёру, разведя руки в стороны, падает назад, стараясь не сгибаться в пояснице. Второй должен поймать падающего. На начальных этапах упражнения можно стоять близко друг к другу, в дальнейшем отойти на расстояние 70-80 см. До начала ведущий обязательно должен продемонстрировать выполнение упражнения, чтобы избежать падений. Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый не побудет в обеих ролях в паре со всеми остальными участниками. Для более эффективной организации упражнения можно использовать принцип карусели, ограничив время работы каждой пары.

Обсуждаются вопросы: что помогало и что мешало в выполнении этого упражнения? Зачем людям нужно доверие к другим? Вывод, как правило, получается таким: доверие – это то, что способствует поддержанию близких отношений.

И ещё можно выполнить одно забавное упражнение. Оно не связано напрямую с доверием, но связано с переходом от отчуждённости к контакту.

Упражнение «Анабиоз»

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача "реаниматора", на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. "Реаниматор" не имеет права ни прикасаться к "замороженному", ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы "реаниматора" можно считать непроизвольные реплики "замороженного", его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьировать от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их "квалификации".
 Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, незримой стеной встающее между двумя людьми: партнеры как бы деревенеют друг перед другом, перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание, и, словно по незримому каналу, переживания и намерения свободно перетекают от одного к другому. В предложенном упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Работая в роли "реаниматоров", участники осваивают различные способы разрушения взаимной изоляции.

Рефлексия:

-Зачем нужно доверие?

-Полезно ли оно? В каких ситуациях оно полезно или неполезно?

-Доверяете ли вы людям? Легко ли доверять? Почему вы не доверяете?

-Станете ли вы больше доверять людям после нашего занятия?

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастасия Микляева «Я – подросток. Я среди других людей»
  2. www.irina-mass.ru
  3. http://iemcko.narod.ru/2533.html
  4. http://azps.ru/training/indexlo.html
  5. http://evolkov.net/practic.psychol/suicide.help/suicide.help.1.html

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Социальная психология".

Учебно-методическое пособие создает удобство в учебной деятельности студентов медицинского профиля. Данное пособие разработано для специальности 060501 Сестринское дело  и предназначено для аудит...

Учебно-методическое пособие "Этикет делового общения"

Учебно-методическое пособие рекомендовано для подготовки и переподготовки специалистов сферы обслуживания. Может быть использовано учащимися учреждений, реализующих программы начального профессиональн...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии»

Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь по психологии» разработано для студентов 3 курса медицинского колледжа специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка) и позволяет оптимально...

Секреты общения с подростками

Материал содержит несколько простых совето по ообщению с подростками в сложных ситуациях....

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине "Психология общения"

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий п...

Рекомендации родителям Секреты общения с детьми

«Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ (Таня Поль)...