ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
учебно-методический материал на тему

Гладкова Агата Викторовна

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце учебного занятия. При этом преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.

Что такое рефлексия? В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gladkova_a.v._refleksiya.docx152.29 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Гладкова Агата Викторовна

ТИЖТ – филиал ОмГУПСа

Переход образовательных учреждений СПО на реализацию ФГОС СПО, разработанных на модульно-компетентностной основе, особенностями которого является нацеленность на формирование общих и профессиональных компетенций, переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности», ориентация на цели, значимые для сферы труда, приоритетное использование в оценке компетенций объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, защита портфолио и др.) предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса в профессиональном образовании.

Поэтому в этом процессе становятся актуальными вопросы: как спроектировать программную  документацию, компетентностно-ориентированный урок? Какие технологии обучения обеспечат выпускнику освоение компетенций, являющихся основой для решения практико-ориентированных задач его профессиональной деятельности в будущем, каким образом качественно организовать и проконтролировать самостоятельную работу обучающихся, как должна измениться система оценивания?

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов осуществляется в образовательном процессе на учебных занятиях, в период учебной и производственной практик.

Учебное занятие – форма реализации конкретной цели процесса обучения. Учебное занятие ограничено рамками времени, на нем преподаватель организует учебную деятельность обучающихся по достижению запланированной дидактической цели.

В средних профессиональных организациях устанавливаются следующие виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная практика, выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), а также могут проводиться другие виды занятий.

Таким образом, урок на сегодняшний день является основной формой организации образовательного процесса, и требования, связанные с реализацией ФГОС СПО, относятся прежде всего к уроку, так как на нем осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений и практического опыта, формирование компетенций, развитие способностей, опыта деятельности, общения и отношений.

Урок является наиболее динамичной и вариативной формой организации образовательного процесса, он гибко реагирует на новые требования, изменяется. Что же такое современный урок?

В этой связи есть два основных значения слова «современный»:

-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

В настоящее время приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов. Многие преподаватели не придают особого значения этому этапу занятия. Они слышали и знают, что рефлексия – это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые обучающиеся дружно прикрепляют на доску в конце урока. Иногда преподаватель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все обучающиеся отвечают: "Да!" – и расходятся. Казалось бы, замечаний нет: рефлексия была, оценку уроку поставили, в поурочном плане этап назван "рефлексия"?

Опыт показывает, что рефлексия помогает преподавателю контролировать группу обучающихся, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает обучающимся не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце учебного занятия. При этом преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.

Что такое рефлексия? В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия? Если обучающийся понимает:

-ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

-какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

-какой вклад в общее дело он может внести;

-может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одногруппников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для преподавателя.

Рефлексия может осуществляться не только в конце изучения темы, раздела, проведения урока, но и на любом промежуточном, логически завершенном этапе. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

-рефлексия настроения и эмоционального состояния;

-рефлексия деятельности (способов деятельности);

-рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале учебного занятия, изучения темы и т.д. с целью установления эмоционального контакта с группой.

Каждый преподаватель в своем арсенале имеет много приемов проведения такого вида рефлексии. Вот, например:

1 Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что преподаватель в начале учебного занятия раздает обучающимся изображение человека, но без черт лица. Задача обучающихся нарисовать на трафарете те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние обучающихся на этапе завершения работы. 

2 Прием «Светофор». Обучающиеся в начале учебного занятия выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После занятия или выполненной работы они должны высказать свое мнение. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (понравилось, получилось).

3 Прием «Цветовые изображения». У обучающихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце учебного занятия. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние обучающегося в процессе учебного занятия. Для преподавателя это важная  информация для размышления и корректировки своей деятельности.  

4 Прием «Букет настроения». В начале учебного занятия обучающимся преподавателем раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока преподаватель предлагает обучающимся прикрепить к вазе цветы (красный цветок – узнали что-то новое; голубой – не понравилось, материал не понятен).

5 Прием «Показ большого пальца вверх или вниз».

6 Прием «Пантомима» показывает результаты работы на уроке. Например, руки вверх – довольны; голова вниз – не довольны; закрыть лицо руками – безразлично.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных и действенных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защиты проектных работ. Так, например, применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах учебного занятия, выполнения заданий занятия.

Так, например, прием «ромашка целей» позволяет обучающимся давать оценку своей работы. Каждый лепесток ромашки содержит определенный тип вопроса (рисунок 1), отрывая лепесток ромашки, обучающиеся по цепочке высказываются одним предложением.

Рисунок 1 – Прием «Ромашка целей»

Высказывания обучающихся позволяют сделать выводы преподавателю об уровне проявленной активности, затруднениях и приобретенных знаниях и умениях.

При использовании приема «Лестница успеха» обучающийся выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему (рисунок 2).

Описание: Рефлексия по предмету

Рисунок 2 – Прием «Лестница успеха»

Такой прием как «10 баллов» позволяет оценивать по десятибалльной школе работу на учебном занятии с позиции:

«Я»        0_____10

«МЫ»         0_____10

«ДЕЛО»        0_____10

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы. Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.

Можно предложить обучающимся такой прием как «облако «тегов»». Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

-сегодня я узнал...

-было трудно…

-я понял, что…

-я научился…

-я смог…

-было интересно узнать, что…

-меня удивило…

-мне захотелось… и т.д.

Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

Эффективна может быть беседа с использованием вопросов разной направленности:

-каким образом можно использовать изученный материал для…

-в чем достоинства и недостатки…

-каким образом… связано с тем, что мы изучили ранее

-объясните, почему…

-объясните, как…

-в чем смысл…

-почему важно…

-согласны ли вы с утверждением, что…

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания «Я не знал…» - «Теперь я знаю…»). Каждый может оценить свой вклад в достижение поставленных целей обучения, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Для проведения рефлексии в  конце изучения темы, раздела, выполнения задания, урока можно предложить обучающимся небольшую анкету (таблица 1), которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы обращается особое внимание.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Таблица 1 – Прием «Анкета»

Особенность ФГОС СПО - ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Все что происходит на учебном занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности будет проводиться системно.

Библиографический список

1 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / Авт. – сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.

2 Шутова, Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры    [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos 

3 Жмакина, Е. Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/238111/refleksiya-v-kontse-uroka-primeryi-po-fgos-refleksiya-kak-etap-sovremennogo-uroka-v-usloviyah-fgos   

4 Шебуняева, С.А. Использование методических приемов для проведения рефлексии на современных уроках в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-ispolzovanie-metodicheskih-priemov-dlya-provedeniya-refleksii-na-urokah-1550864.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья с презентацией на тему "Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Данная методическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению обучающихся на занятиях. Методические материалы семинара нацелены на повышение пс...

Презентация "Конкурс учебных проектов "Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Данная презентация является дополнительным материалом практического характера к внеучебному мероприятию по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образова...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...

Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...