ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.
статья по теме

Захарченко Ирина Николаевна

Цели деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами своего учебного предмета: помочь учащимся осмыслить себя в прошлом, настоящем, увидеть свои позитивные возможности в будущем; способствовать выявлению и формированию познавательных интересов; содействовать обретению ребятами позитивного опыта учебной деятельности и общения с педагогами и одноклассниками; предоставить возможность максимальной самореализации в учебном процессе в рамках нормативного поведения и постепенного вытеснения тем самым отклоняющегося поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaharchenko_i.n._mbou_ssh_no3_2016.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.

Захарченко И.Н., учитель физики, 

                                                           МБОУ СШ №3 г. Котово

                                                     irina.06091970@yandex.ru

Для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций - внимания, памяти, мышления. По данным разных авторов, от 6 до 24% детей, пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.

Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учебе, несмотря на стандартный уровень их интеллекта, специфическая особенность которого - цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и "отдыха - непроизвольного отключения" не позволяет выдерживать школьный режим - 40 минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние как у учителей, так и у их родителей. Выявленная в последние годы тенденция к резкому увеличению из года в год количества таких ребят в школах определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации.

Приступая к работе с "девиантами", учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные - это ребята, находящиеся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании, - это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа "дай дневник", "выйди из класса". Они остаются глухими к вашим громким замечаниям.

Ошибки  учителей способствуют возникновению "дидактогений" - особого рода психологических травм у детей, вызванных словом, взглядом, жестом учителя. Результатом дидактогений является то, что школьники неохотно учатся, избегают любой деятельности в классе, прогуливают уроки.

Цели деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами своего учебного предмета: помочь учащимся осмыслить себя в прошлом, настоящем, увидеть свои позитивные возможности в будущем; способствовать выявлению и формированию познавательных интересов; содействовать обретению ребятами позитивного опыта учебной деятельности и общения с педагогами и одноклассниками; предоставить возможность максимальной самореализации в учебном процессе в рамках нормативного поведения и постепенного вытеснения тем самым отклоняющегося поведения.

Как же работать с такими детьми, как привлечь их к процессу обучения?

  1. Поработайте над собой. Кого видит ученик, когда приходит на урок? Конечно, учителя. Образ учителя складывается из внешнего вида, голоса, запаха, манер поведения и коммуникативных способностях. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся. А это первый шаг к успеху в работе с трудными подростками.

Профессия педагога полностью строится на общении, поэтому цвет одежды очень важен. Не стоит проводить урок в ярко красном платье. Лучше предпочесть классический костюм синего, серого, бежевого, серо-голубого и серо-зеленого цветов. В этом случае ученики не будут отвлекаться и смогут сосредоточиться на излагаемом материале.

Важной частью имиджа педагога является красноречие, общаясь с учениками, он не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. Тон должен быть спокойным и доброжелательным. От этого зависит не только эмоциональный настрой учеников, но и их работоспособность. Чем безупречнее ваш образ, тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

  1. Начните урок с улыбкой. Постарайтесь установить доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный настрой на уроке. Ученики не должны бояться высказать свое мнение или выходить к доске. Хвалите учеников даже за небольшой успех, подбадривайте их добрыми словами.

Например: «Молодец, у тебя хорошо получается» или «Умничка, я тобой горжусь!»

  1. Используйте нестандартные формы проведения уроков (уроки в форме соревнования и игр, урок-экскурсия, урок-исследование, интервью, репортаж, интегрированные уроки и т.д.) Необязательно планировать полностью урок в нетрадиционной форме, можно включить лишь нестандартный элемент в урок.

 

  1. Рассказывайте историю возникновения и использования понятия или действия.

  1. Показывайте практическую значимость изучаемой темы. Ученикам для повышения мотивации к предмету просто необходимо знать, где применяется изучаемая тема в жизни.
  2. Побуждайте ученика к исследовательской деятельности, создавайте с учениками проекты. Проектно-исследовательская деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
  3. Выслушивайте мнение ученика; в случае несогласия с его точкой зрения Вы должен тактично и предметно её оспорить. Помните, что ребенок имеет право на ошибку. Постарайтесь не ругать и не раздражаться на учеников, если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре. Не употребляйте слова, которые могут обидеть ученика, снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих учеников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение.

  1. На каждом уроке проводить физкультминутки. Ученикам с девиантным поведением очень сложно сидеть на уроке в течение 40 минут. Необходимо снять утомление, переключиться от умственной деятельности к физической. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, восстанавливают силы ребенка. К тому же физкультминутки помогают поднять настроение, снимают напряжение в мышцах. Упражнения могут быть традиционны, а могут быть в стихотворной форме или даже под музыку.

  1. Используйте на уроке как можно больше наглядности. Составляйте таблицы, опорные карты, схемы для лучшего усвоения и запоминания материала.  Используйте  на уроках физики и математики наглядные пособия, это приводит к облегчению понимания учебного материала. На уроках геометрии используйте макеты фигур, приобщите учеников к изготовлению этих макетов.

  1. Учитывайте в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п. Не приступайте к изучение новой темы, если ученик еще не освоил прошлую тему. Позанимайтесь с ним индивидуально на дополнительных занятиях. Составьте или подберите дифференцированные задания, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием. Это поднимет самооценку ученика.

  1. Не требуйте от ребёнка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства; оказывайте своевременную и ненавязчивую помощь. Например, если вы видите, что ученик самостоятельно не справляется с заданием, подойдите к нему, предложите помощь, подведите его к правильному пути решения. Со временем то, что ученик делаем вместе с учителем, он сможет выполнить сам.

  1. Не ведите борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам. Например, опоздал ребенок на урок. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. Чем больше Вы ругаете ребенка при всем классе, тем агрессивнее он становится. В итоге в ответ на Ваши нотации ученик Вам нагрубит, а оставшуюся часть урока он будет мешать одноклассникам заниматься, или ляжет на парту и будет спать. Настроение испорченно, урок сорван. Лучше на перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации. Необходимо повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины. Безусловно, для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины. 

  1. Нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность – это следствие враждебности и слабости, а урок – не поле битвы.

Главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности. Относитесь к ученикам не как к «трудным подросткам», а как к детям, которым трудно и которым нужна Ваша помощь. Снимите с ребенка этот ярлык, побуждайте его к хорошим поступкам.  Только совместным трудом мы сможем адаптировать таких детей к жизни в обществе.


Список литературы

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

2. Асеев В.Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. – М., 1976.

3. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.

4. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.

5. Колюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя, Москва, Владос, 2004

6. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков, Москва, Академический Проект, 2005

8. Юшкевич А.П. История математики, Москва, Наука, 1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Девиантное поведение подростков"

В презентации содержится материал  о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....

Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.

Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков.              Изменения, ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...

методическая разработка урока "Социальные нормы и девиантное поведение"

Данная тема предлагает расширение знаний обучающихся, использование разнообразных приёмов и методов обучения, активизацию познавательной деятельности, решения практических жизненных проблем, воз...