ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка на тему

Романова Любовь Геннадьевна

Подборка оздоровительных игр, материал будет полезен для студентов педагогических колледжей и учителей школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_igry_.docx79.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Камчатского края

КГПОБУ "Камчатский педагогический колледж"

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила материал:                  Романова Любовь Геннадьевна преподаватель педагогики

                             

2017 г.

№ 1. «КАЧ-КАЧ»

Дети лежат или сидят на полу, ноги вытянуты. По сигналу воспитателя раскачивают ступни ног в стороны (вправо и влево), сгибают их и разгибают. Движения сопровождаются словами: «Кач-кач». Повторяют 2-6 раз.

№ 2. «ЕЛЬ, ЁЛКА, ЁЛОЧКА»

Воспитатель предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямые), раздвигают руки-ветви слегка в стороны, ладонями вперед». «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за воспитателем. Он останавливается: «Вот и сестрички ели - елки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Воспитатель предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полуприсяде. «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот и они, совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Воспитатель просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями вперед слегка раздвинуты в стороны. Игра повторяется несколько раз. Дети поощряются.

№ 3. «ЛАСТОЧКА»

Ребенок стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперед, голова поднята. Воспитатель держит ребенка за обе руки (в   дальнейшем - за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, а затем опорная нога меняется.

№4. «ЛЯГУШОНОК»

Ребенок сидит на корточках, опираясь на руки (на четвереньках). Воспитатель обхватывает его за пояс и побуждает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну потом другую, затем обе ноги одновременно), на мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью взрослого). Упражнение повторять 3 раза, чтобы ребенок сначала отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

№ 5. «ЧАСЫ: ТИК-ТАК»

В положении скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу покачивает головой вперед и назад, вправо и влево, произнося: «Тик-так». Воспитатель контролирует осанку ребенка.

№ 6. «ПЕРЕКАТЫВАНИЕ ШАРОВ»

Эта игра - перекатывание шаров от одного ребенка к другому (взрослому) и Обратно. Путь перекатывания постепенно увеличивается.

№ 7. «ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»

Ребенок сначала знакомится с тряпичной куклой, у которой все конечности "мягко-подвижны». Перед детьми ставится задача - лечь на спину, закрыть глаза, расслабиться (как тряпичная кукла). Убедиться, хорошо ли расслабился ребенок, можно взять его за руку и потрясти ее. При правильном расслаблении эти пассивные движения переходят на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка при этом покачивается, как у тряпичной куклы. Умение расслабляться очень важно для владения телом, для снятия психического напряжения. Например, при засыпании. Упражнение повторяется при каждом занятии.

№ 8. «КТО ГРОМЧЕ»

Соревнуется небольшая группа детей. Дети садятся вокруг воспитателя. Воспитатель показывает, как играть, рассказывает условия игры. Указательный палец правой руки нужно положить на боковую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло носа. Глубоко вдохнуть левой половиной носа (рот закрыт) и произносить (выдыхая) «м-м-м», одновременно похлопывать указательным пальцем левой руки по левой половине носа. При этом получается длинный выдох. Звук «м-м-м» направляется в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается левая половина носа, и также на выдохе с произношением «м-м-м» похлопывают плашмя указательным пальцем уже правую половину носа. Упражнение-игра повторяется, дети поочередно прижимают то правую, то левую половину носа. Поощряется тот, кто выполнил все условия игры наиболее четко.

№ 9. «ПОЧТАЛЬОН»

Один из играющих (поочередно) назначается почтальоном. У него сумка с карточками (письмами), на которых написаны номера (1-20). На полу вдоль стены чертятся две линии, между которыми 1-2 метра. За линиями пишутся «номера домов»: с одной стороны - четные, с другой - нечетные, у которых выстраиваются дети, сохраняя правильную осанку. Почтальон идет мимо линии неторопливым шагом, вынимает из сумки очередную карточку (письмо) и отдает ее ребенку, стоящему у соответствующей цифры «дома» со словами: «Вам письмо». Принимающий «письмо» должен сказать «спасибо» и подчеркнуто принять стойку смирно. Выигрывает тот, кто всю игру сохраняет хорошую осанку и не ошибся при вручении «писем».

10. «КОЛЬЦО НА ПАЛОЧКЕ»

Дети сидят или стоят. Из картона или из фанеры вырезают кольцо диаметром 15 см и шириной ободка 3-4 см. К кольцу привязывают шнурок, второй конец шнура привязывают к палочке длиной примерно 30 см. Играющие поочередно ловят кольцо на палочку. Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки и считает, сколько раз ему удалось поймать кольцо. Затем он передает палочку с кольцом следующему играющему. Палочка с кольцом переходит из рук в руки до тех пор, пока кто-нибудь из детей не наберет условное количество попаданий (очков). Выигравшие в 2-3-х играх соревнуются между собой.

№ 11. «ИГРЫ С МЯЧОМ»

Дети сидят в кругу и передают мяч по кругу рядом сидящему. По сигналу воспитателя тот, у которого в это время оказался мяч в руках, прекращает подачу его другому по кругу и бросает через круг любому из играющих. Тогда двое детей, синящих справа и слева от того, кому брошен мяч, встают и быстро обмениваются местами, и игра продолжается. Замешкавшийся ребенок из игры выбывает.

№ 12. «СИДЯ ПО-ТУРЕЦКИ»

Дети сидят на ковре, ноги по-турецки (крест-накрест), наружные края стоп одинаково опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую-нибудь опору, или с помощью воспитателя, или другого ребенка, ноги должны быть прямыми (скрестя) и стоять нужно на наружных краях стоп. Так же сесть, тяжесть туловища равномерно распределена на обе ноги, на наружные края стоп. При повторении упражнения впереди другая нога.

№ 13. «ЗООПАРК»

Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою клетку (в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу или на земле). В клетке может быть и несколько «зверей» - обезьяны, зайцы, гуси и т.д. Не занятые в ролях дети встают за воспитателем, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк». Приехав и прогуливаясь по «зоопарку», воспитатель, подходя к «клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, звуками, мимикой того, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Отмечаются дети, которые удачно изобразили зверей. Затем дети и бывшие «звери» изображают поезд и все «едут домой». В пути все идут по комнате, взяв друг друга за пояс, высоко поднимая колени, и поют: «Вот поезд наш едет, гудит паровоз, далеко-далеко ребят он повез -у-у-у...» Но остановка, дети опускают руки, спокойно ходят во время остановки «поезда», «собирают цветы» на полянке. По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонку, вновь изображая поезд: ходят, высоко поднимая ноги, и поют куплет.

№ 14. «ВЕТЕР И ШТИЛЬ»

Играющие сидят на скамейке (разделить на команды по 4-6 человек) или стоят шеренгами. Они «флюгера». Воспитатель напоминает им, где находятся стороны света: север, юг, запад, восток. Начинается игра: воспитатель говорит: «Ветер дует с востока!» При этом все флюгера должны повернуть голову к западу и т.д. При слове «буря», кружатся на месте, при слове «штиль» замирают на месте. Неправильно двигающиеся флюгера платят фант, т.е. по окончании игры невнимательные должны выполнять задания играющих: сделать гимнастическое упражнение, прочесть стихотворение.

№ 15. «ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ»

Играющих делят на две равные группы (по 5-6 человек). Их выстраивают в две параллельные друг другу шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны становятся против своих команд на расстоянии 5-6 шагов от них. Местонахождение капитанов очерчивают мелом. У капитанов в руках по мячу. По сигналу руководителя капитаны бросают мяч своей команде (шеренге) стоящему впереди. Тот, кто получит мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку. Тот садится рядом с первым. Так же поступают все игроки команды. Игра заканчивается, когда все игроки будут сидеть. Та команда, которая закончит раньше переброску мяча, считается победительницей.

№ 16. «ВЫТЯНУЛСЯ-СВЕРНУЛСЯ»

В положении лежа на спине ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями (еж свернулся). Повторить 2-6 раз. Между каждыми повторениями отдохнуть, полежать, как тряпичная кукла, расслабиться.

№ 17. «ЗАЙМИ МЕСТО»

Д        ети сидят в шеренге на стульях, поставленных на расстоянии одного шага друг от друга. Один из играющих стоит перед шеренгой сидящих, пересаживающихся на соседний стул справа. Играющий, сидевший на последнем стуле, оказавшись без стула, бежит в противоположном направлении сидящих, чтобы занять освободившийся стул с другого конца шеренги. То же старается сделать стоящий перед шеренгой. Прибежавший первым занимает этот стул, а опоздавший встает перед шеренгой. Игра продолжается.

№ 18. «ПРОЙДИ ПО РЕБРИСТОЙ ДОСКЕ»

Дети садятся на скамейке. По просьбе воспитателя ребенок должен пройти по ребристой доске и взять с находящегося в двух метрах от конца ребристой доски стула игрушку, передать воспитателю. Это упражнение поочередно проделывают все дети. Воспитатель контролирует осанку, походку, носовое дыхание, смыкание губ.

№ 19. «ГДЕ НОГИ?»

Ребенок лежит на спине, вытянуты прямые сомкнутые ноги, затем приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги на счет 1, 2, 3, 4. Затем медленно опускает голову на подстилку, потом ноги. Взрослый контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к подстилке.

№ 20. «СИДЯЧИЙ ФУТБОЛ»

Дети сидят на полу, на ковре, ноги согнуты в коленях, прижаты к животу, одна шеренга располагается лицом к другой. Движением ног вперед отбросить мяч к сидящему напротив ребёнку. Он ловит его руками, а затем ногами резко отталкивает мяч своему партнеру. Можно усложнить игру: ловить отбрасываемый мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой. Сбивать мячом кегли, которые ставят на ровном расстоянии между играющими. После игры воспитатель предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и потянуться (потянуть голову и смотреть вперед). При этом по указанию воспитателя показать нижние зубы, нижнюю челюсть, перемещенную вперед.

№ 21. «ПТИЧКИ И ГНЕЗДЫШКО»

Воспитатель делит детей на 3-4 группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет свое «гнездышко» (скамейка, большой обруч или нарисованный на земле круг). Дети изображают птичек, сидящих в гнездышке. При слове воспитателя «полетели» птички вылетают из гнезд. Дети прыгают на носках, взмахивая руками-крыльями. Птички ищут корм, приседают, касаясь руками пола и наклонив голову. По указанию воспитателя «домой, птички», прыгая на носках, возвращаются в «гнездышки».

№22. «ПОЕЗД С АРБУЗАМИ»

Игра проводится сидя. Играющие располагаются по кругу. Дети перебрасывают друг другу мяч по очереди, воспитатель стоит за кругом, а затем кидают его инструктору. Это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети производят круговые движения ) руками, произнося: «Чу-чу-чу...» Поезд движется. Через 2-3 минуты поезд останав-1ивается. Дети говорят: «Ш-ш-ш...» После этого начинается «выгрузка арбузов» - те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «Ш-ш-ш...» губы складываются в трубочку.

№ 23.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА .

Упр. 1.  Ходьба. Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи отведены «зад, грудная клетка развернута. Проверить осанку перед зеркалом. Ходить обычно, тем на носках, на пятках, на наружном своде стопы. Повторять все упражнения в ходьбе, меняя направление движения по комнате. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 секунд. Ведущий говорит стихи, направляя ими играющих на нужные движения: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, i идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как Мишка косолапый».

Упр. 2.  Куры. Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки- кры-i и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по 1еням - выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам - вдох. Повторить 3-5 . Бормочут куры по ночам. Бьют крыльями «тах-тах» (выдох). Поднимем руки мы 1ечам (вдох). Потом опустим - «тах».

Упр. 3.  Самолет. Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять  голову вверх - вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж...» - выдох, прямо, опустить руки - пауза. Повторить 2-4 раза в каждую сторону. Расправил крылья самолет: приготовился в полет. Я направо погляжу, жу-жу-жу. Я налево погляжу, жу-жу-жу.

Упр. 4.  Насос. Дети стоят. Скользят руками вдоль туловища, наклоняются поочередно вправо и влево. Наклоняясь, вдох, выдох с произнесением звука «с-с-с...», выпрямляясь - вдох. Повторить 4-6 раз. Это очень просто - покачай насос ты. Направо, налево. Руками скользя, назад и вперед расклоняться нельзя. Это очень просто. Покачай насос ты.

Упр. 5. Дом маленький, дом большой. Дети стоят. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох (у Медведя дом большой). Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произ несением звука «ш-ш-ш...» (у Зайки дом маленький). Ходьба по залу: «Мишка наш пошел домой, да и крошка Зайка». Повторить 4-6 раз. «У Медведя дом большой, а Зайки маленький». «Мишка наш пошел домой, да и крошка Заинька».

Упр. 6. Подуем на плечо. Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены Повернуть голову налево - вдох. Голова вправо - выдох (губы трубочкой). Голова пря мо - вдох носом, опустить голову, подбородком касаясь груди, - сделать спокойный слегка углубленный выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза. Подуем на плечо, подуем на другое. Мое солнце горячо пекло дневной порой. Подуем на живот, как трубка станет рот. Ну, а теперь на облака. И остановимся пока. Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.

Упр. 7. Косарь. Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону, влево, назад, вправо. Махом руки снова перевести через перед влево со звуком «зу-зу-зу...» Воспитатель читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги: «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение читается 3-4 раза. «Косарь идет косить жнивье. Зу-зу-зу. Идем со мной косить вдвоем. Зу-зу-зу. Замах направо, а потом налево мы махнем. И так мы справимся с жнивьем зу-зу-зу вдвоем».

Упр. 8. Цветы. Дети стоят по кругу. Воспитатель читает им стихи. Каждый бутончик склоняется направо, налево, вперед, назад. От ветра, от зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете. По команде воспитателя дети ритмично под чтение стихов поворачивают головы (бутончики) направо, налево, наклоняют вперед, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» спрятались. Все упражнение повторяется 6-8 раз.

Упр. 9.  Еж. Дети ложатся на спину (на ковре), руки прямые, вытянутые за голову. В этом положении по команде воспитателя дети делают глубокий вдох через нос. При чтении: «Вот свернулся еж в клубок, потому, что он продрог» - дети руками обхватывают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох. При чтении стиха: «Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся», дети принимают исходное положение и потягиваются, становятся большими, вырастают. А затем расслабляются, делают спокойный вдох и выдох через нос. Все упражнение повторить 4-6 раз.

Упр. 10. Трубач. Дети сидят или стоят. Кисти рук как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят: «Тру-тру-тру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу».

Упр. 11.  Жук. Дети сидят, скрестив руки на груди, опустив голову. Ритмично сжимая обеими руками грудную клетку, произнося «ж-ж-ж...» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо - вдох. Повторить упражнение 4-5 раз. «Жу, - сказал крылатый жук. - Посижу и потужу».

№ 24. «ПЕРЕЛОЖИ МЯЧ»

Ребенок сидит на полу, опираясь руками сзади. Мяч положен у ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево. Потом перенести мяч слева направо. Выигрывает тот, кто большее число раз перенесет мяч в обе стороны.

№ 25. «ВЕСЕЛАЯ ГИМНАСТИКА»

Говорит воспитатель: «Ребята, вы все помните героев сказок: Буратино, Мальвину, Чиполлино? Вот они на рисунках. Они решили заниматься гимнастикой, чтобы стать сильными, ловкими, крепкими, и хотят, чтобы все дети занимались вместе с ними».

Упр. 1. Встать прямо, голову не опускать, плечи немного опустить и несколько отвести назад. Сначала глубоко подышать. Сделать глубокий выдох, будто хочешь сдуть с одуванчика пух. Затем сделать глубокий вдох носом: подуй одуванчик, как дует этот мальчик. Подуй сильнее и станешь здоровее.

Упр. 2.  Дети стоят, руки на поясе. По команде воспитателя ходят, как цапли, высоко поднимая ноги. Продолжительность занятия 10-20 секунд. «До чего трава высока. То крапива, то осока. Поднимай выше ноги, коль идешь не по дороге».

Упр. 3. Встать попарно, лицом друг к другу, взяться за руки, ноги слегка расставить, правая рука впереди. В каждой паре партнер должен сгибать вначале правую руку, а левую выпрямлять, затем наоборот - левую сгибать, а правую выпрямлять. Движения делать ритмично, произнося «ж-ж-ж...». Повторить 6-8 раз. «Посмотрите, как дети пилят дрова».

Упр. 4.  Воспитатель: «Наколем дров. Видите, как Чиполлино замахнулся. И мы с вами постараемся». Соедините руки внизу вместе в замок, а ноги расставьте на ширине плеч. Поднимите руки вверх и с наклоном опустите их быстро вниз, одновременно произнося «Ух-х-х...» Повторите 4-6 раз. «Раз дрова, два дрова, раскололся ствол едва. Бух дрова, бах дрова. Вот уже полена два».

Упр. 5.  Дети стоят, руки опущены. Воспитатель обращается к ним: «Сейчас будем играть в игру: «Бабочка, журавль, лягушка». Ходите ровным шагом по комнате, а когда я скажу «Бабочка», разведите руки в стороны и взмахивайте ими, как бабочка крыльями. Видите, как это делаю я? Дети выполняют упражнение и поют: «Полечу я высоко, далеко над домами, за рекой, над рекой. До чего же мне легко, да легко! Быть воздушною такой, да такой!» «А если я скажу «аист», - говорит воспитатель, -остановитесь и стойте на одной ноге (руки на поясе). Скажу «лягушка» - присядьте на корточки, коснитесь руками пола». Упражнение повторить 4-6 раз.

Упр. 6.  Воспитатель продолжает: «Вы знаете, как каркает ворона?» И машет крыльями, когда прогоняет воробушка? Разведите руки в стороны пошире, скажите «карр...» и опустите руки. Звук «р» тяните как можно дольше. Опуская руки, немного согните ноги». Повторить 4-6 раз.

Упр. 7.  «Теперь покатаемся на лыжах, как это делает Буратино, - предлагает воспитатель. - Делайте большие скользящие шаги и маховые движения руками, как будто мы катаемся на лыжах». Следить за тем, чтобы дети не делали резких движений и выпадов, чтобы шаг был плавным, скользящим, темп движений средний. Через 15-20 шагов можно и с «горки покататься»: взмахнуть обеими руками, присесть, наклоняясь слегка вперед и опуская маховым движением руки вниз и назад. Продолжать упражнение 50-60 секунд.

Упр. 8. «А теперь, ребята, поможем Мальвине размести дорожки от снега. Взмахнем вправо обеими руками, затем влево». Дети ходят, делая маховые движения обеими руками перед собой, вправо и влево, с поворотами туловища в ту же сторону (кисти слегка сжаты в кулаке). Продолжать упражнение 10-20 секунд.

Упр. 9.  Дети стоят, ступни параллельны, слегка расставлены. «Мороз становится сильнее - согреемся». Воспитатель командует: разведите руки широко в стороны, ладонями вперед и крепко обхватите себя руками за плечи, при этом скажите «ух-х...» (нужно следить за тем, чтобы ребенок обхватывал грудную клетку при выдохе, попеременно кладя сверху то правую, то левую руку). Повторить 4-6 раз. «Обхвачу себя руками очень крепко, очень сильно. И потопаю ногами... Согревайся, Чиполлино».

№ 26. «ХОДИМ В ШЛЯПАХ»

Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз - «шляпу» - мешочек с песком массой 200-500 г. или дощечку, колечко от пирамидки. Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно вытянуты вдоль туловища), воспитатель дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате (площадке), сохраняя правильную осанку. Игру можно усложнить: детям предлагают пританцовывать, пройти по извилистой линии, начерченной на полу, по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом не нарушил осанку.

№ 27. «РЫБКИ»

Играющие стоят. Очерчивается пруд - площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: «Рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку - «сети» и пытаются окрутить и поймать «рыбок». «Рыбки» увертываются. Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется с новыми «рыбаками», которыми назначаются самые ловкие дети.

№ 28. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ...»

Ставят рядом две скамьи или два ряда стульев (на один стул меньше, чем играющих). Можно также начертить на земле большой круг и на нем пометить цифрами места играющих. Оставшийся без места, по жребию, называется «морем». Он и ведет игру. Каждый из играющих принимает название какой-либо рыбы или морского животного. Водящий ходит около играющих, плавно взмахивая руками, приговаривая: «Море волнуется, море волнуется». Вдруг он останавливается и называет какую-нибудь рыбу. Игрок, назвавшийся этим именем, следует за ним. Вызываются и все остальные «рыбы» и вереницей следуют за «морем», подражая его движениям и приговаривая: «Море волнуется». Как только водящий скажет: «На море буря», все кружатся на месте. Если он скажет: «Море спокойно», все спешат занять свои места. Конечно, «море» всегда обеспечит себе место. Оставшийся без места игрок становится «морем». Игра возобновляется, тогда каждый может взять себе другое название.

№29. «СПРЫГНИ В КРУЖОК»

Около пня (скамейки) чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька в кружок. Выигрывает тот, кто точнее прицелится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать нужно мягко, пружиня на носках.

№ 30. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Дети сидят или стоят, самостоятельно надувая шары. Воспитатель помогает завязать отверстие. Дети подбрасывают шары и ловят их, бросая друг другу. Воспитатель предупреждает, что шар нужно ловить осторожно, чтобы он не лопнул. Перебрасывать шар нужно друг другу через веревку.

№ 31. «МЕЖДУ БУЛАВАМИ»

Обойти змейкой поставленные в ряд булавы (широко, проход 30 см). Выигрывает ребенок, не сбивший ни одной булавы. Можно усложнить игру, пройдя между булавами с закрытыми глазами. Можно проползти по-пластунски между булавами, не задев их. То же на четвереньках. Игра может проводиться командами.

№ 32. «КТО ПОДУЕТ СИЛЬНЕЕ»

Дети сидят на скамейке или стоят. На веревку, подвешенную горизонтально, несколько выше головы ребенка прикрепляют обруч и на ниточке в обруче воздушный шарик. На расстоянии 40-50 см - другой обруч. Задача состоит в том, чтобы ребенок, подойдя к обручу с шариком, глубоко вдохнул воздух через нос, затем, сделав губы трубочкой, с силой подул на шар, направляя его таким образом, чтобы шар долетел до другого обруча. Усложнить игру можно, увеличив расстояние между обручами. Контролировать правильность осанки, носового дыхания, спокойное смыкание губ.

№ 33. «КОНТРОЛЬ ОСАНКИ»

По предложению воспитателя ребенок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямо, шея вертикально, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как у елочки иголочки, напряжены. В позе «куклы» отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряжена), затем руку свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо, пройти 1-2 шага по комнате, сохранив правильную осанку. Дети, сумевшие сделать все задание по «контролю осанки» лучше, отмечаются.

№ 34. «НА КАЧАЛКАХ»

Двое становятся друг против друга на расколотые надвое круглые поленья - качалки. Расстояние между ними 2-3 м. Игроки держат за концы крепкую веревку. Каждый старается заставить противника сойти с качалки. Запрещается резко вырывать веревку или умышленно, неожиданно для товарища выпустить ее из рук. Оставшийся на качалке побеждает.

№ 35. «ПЕРЕНЕСИ БУЛАВУ» (не урони)

Дети сидят на скамейке. Каждый из играющих по очереди подходит к булаве, приподнимает ее двумя гимнастическими палками и, не уронив, переносит за черту площадки к финишу, на 3-5 м от булавы. Затем, держа в руках, приносит ее на прежнее место. Игру можно усложнить, разбив детей на партии. Выигрывает та партия, участники которой быстрей закончат игру, т.е. все четко и быстро перенесут свою булаву.

№ 36. «ЛОВИ, БРОСАЙ, УПАСТЬ НЕ ДАВАЙ»

Дети стоят по кругу на расстоянии 2 м друг от друга. В руках у одного из детей мяч. Ребенок с мячом говорит: «Лови, бросай, упасть не давай» и бросает соседу, тот - другому и т.д. - все в одну сторону. Например, вправо. По сигналу водящего направление мяча меняется - мяч перебрасывается влево.

№ 37. «ЧЕЙ КРАСИВЕЕ ПРЫЖОК»

Соревнования могут проходить между двумя детьми или несколькими парами. Может играть и один ребенок, проверяя себя на качество выполнения вида прыжка. Прыгать можно стоя на месте, обеими ногами, на ходу, на бегу, на левой, на правой ноге, прыгать вдвоем, лицом и затылком друг к другу. Воспитатель в соответствии с состоянием детей дозирует нагрузку. Отмечая качество выполнения упражнения, воспитатель проговаривает: «Чей красивее прыжок? Кто уж лучше прыгнуть мог?» Контроль правильной осанки.

№ 38. «КТО БЫСТРЕЕ»

Кто быстрее спрячет простынку под стопу. У каждого ребенка должна быть своя маленькая простынка. Длина простынки 50-80 см, у соревнующихся должна быть одинаковой. Дети сидят на стульчиках, под правой ступней - простынка. По сигналу воспитателя дети начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Остальные дети повторяют упражнение. Дети, наиболее успешно выполнившие задачу, могут соревноваться между собой.

№ 39. «НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»

Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой огорожен «дом», где помещаются «цыплята» с «наседкой» (воспитатель). Сбоку, в стороне, находится «большая птица». «Наседка» покидает свой дом, подлезая под веревкой, и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». На ее зов «цыплята» подлезают под веревку и вместе с ней гуляют по площадке (клюют зернышки). Наклоняются, приседают. При словах воспитателя: «Летит большая птица», цыплята убегают домой. Из игры выбывает тот «цыпленок», который будет пойман большой «птицей».

№ 40. «ПОЙМАЙ КОМАРА»

Дети становятся в круг лицом друг к другу (к центру) на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель находится в центре круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или материи. Воспитатель крутит шнур с комаром немного выше головы играющих. Когда «комар» пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

№ 41. «ШКОЛА МЯЧА»

Вариант 1.

1.  Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2.  Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5.  Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

1.  Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кругом и поймать мяч.

3.  Начертить на земле круг, оббежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч правой рукой.

№ 42. УПРАЖНЕНИЯ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА С ВЕРЕВКОЙ

1. И.п. - встать лицом друг к другу в круг, руки с веревкой внизу спереди. По команде воспитателя руки с веревкой поднять вверх, правую (левую) ногу отставить на носок назад (вдох), вернуться в и.п.

2.  И.п. - то же. Перебирая руками веревку, передавать ее вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону).

3.  И.п. - то же, руки вверху с веревкой. На счет 1-2 наклониться вперед, положить веревку на пол - выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить 4-6 раз.

4.  И.п. - то же. Опустить веревку вниз до уровня бедер, По команде воспитателя перешагнуть веревку поочередно правой и левой ногой, встать (руки с веревкой сзади). Так же по команде перешагнуть, правой и левой ногой назад (4-6 раз).

5. И.п. - встать лицом друг к другу в круг, руки внизу. По команде воспитателя присесть, колени в стороны, руки с веревкой вперед-вверх (вдох), вернуться в и.п. - выдох (4-6 раз).

6. И.п. - то же. Веревка на полу. Встать на веревку, руки на поясе. Сделать б прыжков на обеих ногах вправо, б - влево (2-4 раза). Воспитатель отмечает детей, сделавших упражнение четко и красиво.

№ 43. «ПОСЛУШНЫЙ МЯЧ»

Лежа, вытянувшись на спине на ковре, зажать мяч между ногами. Повернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4-6 раз. Вот какой послушный мяч! Между ног его запрячь. Повернись и оглянись! Мячик, на пол не катись!

№ 44. «КТО УСТОЙЧИВЕЕ»

На расстоянии 50 см друг от друга на полу рисуют два круга диаметром, примерно 25 см. Два игрока становятся на левую ногу в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола.

№ 45. «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ...»

Дети стоят или сидят на стульях на расстоянии 1 м друг от друга. Им раздают мячи размером с ладонь. Вместе с воспитателем дети ударяют мячом о пол и ловят одной рукой под стихотворение: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой. Не угнаться за тобой». Затем перекидывают друг другу по очереди. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные дети начинают игру заново. Играют 2-3 раза. Лучшие игроки проходят с воспитателем круг почета. Воспитатель контролирует правильность осанки.

№ 46. «ГУСИ»

Дети стоят, затем, присев на корточки, ходят по залу или комнате, руки на коленях. Они изображают гусей, которые щиплют траву на лугу. «Коршун» (из назначенных детей) за чертой следит за ними. Когда «коршун» появляется на лугу, дети, изображающие гусей, поднимают и опускают руки, ударяя себя по бокам (хлопая крыльями), и убегают. «Коршун» старается поймать гуся. Пойманный выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не был пойман.

№ 47. «ИДЕТ КОЗА ПО ЛЕСУ»

Дети стоят в кругу, выбирают «козу». Затем идут по кругу поскоками. Коза идет также по кругу. Все поют: «Идет коза по лесу, по лесу. Нашла коза принцессу, принцессу». Коза выбирает кого-нибудь, и, взяв за руки принцессу, делает вместе с ней в кругу движения, которые согласно песне повторяют все играющие: «Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают на двух ногах) и ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (дети подскоком выставляют поочередно ноги вперед). И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают). И ножками потопаем, потопаем, потопаем (топают)». Затем «коза» встает в круг, а выбранная ею «принцесса» становится «козой».

№ 48. «СНЕЖИНКИ»

Группу детей делят на «снежинки» и «ветры» - ведущий «мороз». «Ветры» сидят на стульях, «снежинки» разбегаются по всей комнате. «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «морозом»: «Ш-ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на легкий бег, по всей площадке и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками и приговаривая: «Ах-ах-ах», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют!» Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ф-ф-ф-у-у...». «Снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку, и дети дуют на «пушок», изображающий летящие снежинки. Игра повторяется,

49. «ЧЕРЕПАХА»

Дети ползают на животе, передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем наоборот. Дети-«черепахи» ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным в «капкан». Выходит из игры.

№ 50. «ЗАЙЧИК В КУСТЕ»

Замкнутый круг детей - это куст. Посередине сидит «зайчик». Дети ходят по кругу то в одну, то в другую сторону и поют: «Зайчик в норке сидит, крепко-крепко он спит. Зайчик прыг! Зайчик прыг! Зайчик прыг!». «Зайчик» поднимает голову, кладет руки на колени и прыгает 2-3 минуты внутри круга, стучит зубами, показывая, как заяц ест морковку. Затем подскакивает к 3-4 детям на выбор, и те тоже становятся «зайчиками». Дети в кругу поют: «Вот лисичка бежит. Зайку съесть норовит. Зайчик в лес под кусток, от лисы наутек». Выбегает из-за куста лиса, ловит «зайцев» и отводит в свою «нору» за круг. Пойманные делаются «лисами». Игра повторяется.

Скольжение по ледяной дорожке (родители быстро тянут ребенка, держа его за руки), рекомендуется и самостоятельное скольжение с разбега, с санками, с горки

2.  Игры на снегу; прокладывание тропинок, лепка снежков и метание их в цель; игра в снежки, лепка из снега домиков, крепости, снеговика и другое.

3.  Соревнование на салазках, отталкивание от снеговой дорожки руками из положения на животе. Следить, чтобы голова и пояс верхних конечностей были приподняты повыше. При катании, сидя «верхом» на салазках, дети отталкиваются от дорожки ногами - контролировать осанку. Поощряется тот, кто выполнил задание наиболее четко.

№ 52. «НУ-КА, ДОНЕСИ!»

В зале дети сидят на стульях. У каждого ребенка под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку, и, ни разу не уронив ее, донести любыми способами до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой.

№ 53. «КАРУСЕЛЬ»

Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и за обруч товарища. Получается большой замкнутый круг. По сигналу «поехали!» все начинают двигаться шагом; по сигналу «бегом!» все бегут; по сигналу «прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (т.е. приставным галопом). На слова «тише, тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда воспитатель произносит «отдохнем!», все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны, подальше от лежащих обручей. Услышав сигнал «карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их и игра повторяется.

№ 54. «ЛОВКИЕ РЕБЯТА»

Дети стоят или сидят. В эту игру можно играть 2-3 учащихся соревнующимся в ловкости (кто подлезет под веревку или быстро перелезет через нее, не задев). Игра может стать командной, если детей не менее 6-8 человек.

№ 55. «ВЕЛИКАН И ДРУГИЕ»

Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в комплексе по команде воспитателя. Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Воспитатель обязательно должен отметить детей, наиболее правильно выполнивших игровые упражнения.

1. «Великан». Ходить, приподнимаясь на носках как можно выше (5-7 минут).

2. «Карлик». Ходить, приподнимаясь на носках, согнуть ноги в коленях (4-5 минут).

3.  «Маленький - большой». По сигналу воспитателя как можно ниже присесть, а затем быстро встать (10-12 раз).

4.  «Лошадь». Двигаться по кругу, подражая ходу лошади в различных темпах: шагом, рысью, галопом (4-5 минут). Затем поднимают язык вверх и звонко 5 раз щелкают языком.

№ 56. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

Упр. 1. 

Дети перед зеркалом принимают правильную осанку. Контролируется смыкание губ и идут простым шагом с изменением темпа движений (20-30 сек), повторяя за воспитателем: «В путь пойдем мы спозаранку. Не забудем про осанку».

Упр. 2.  Дети встают в круг и в такт стихам дуют на облака, машут на них руками («прогоняют их»). Затем изображают дождик: поднимают обе руки вверх, потом расслабляют мышцы рук, «бросают» одну руку до уровня плеча, затем до пояса и вниз, потом другую руку - так же. Дыхание произвольное: «Дождик, дождик, кап-кап-кап... Мы умеем тоже так. Мы разгоним облака. Ветру мы поможем».

Упр. 3. Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки прямые. Хлопки в ладони перед собой, над головой с поворотом туловища - справа и слева. Повторить упражнение в той же последовательности (4-6 раз) с произнесением при хлопке: «Хлоп-хлоп, комарика хлоп-хлоп, а то сядет на лоб. Слева хлопнем комара. Справа хлопнем комара».

Упр. 4.  И.п. - стоя. Воспитатель внятно читает стихи, а дети делают упражнения: поднимаем руки вверх (вдох), затем, согнув их в локтях, кисти сжав в кулак, с силой опускают вниз (выдох). Повторить 3-4 раза. «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз. И крепко сжаты кисти».

Упр. 5.  Ходьба простым шагом под ритмичные стихи. Затем, взяв друг друга за руки, дети переходят на бег с постепенным замедлением. Воспитатель регулирует темп ходьбы и бега. Ходьба с высоким подниманием колен, носок оттянут, руки на поясе. Продолжительность 10-20 секунд. «Что там? Змейка! Вьется, вьется. Эй, кто с нами не смеется? Это ручеек петляет, тот, что зародился в мае. Так ребята друг за другом мчатся (3 раза) кругом, и петлю, и змею - кружат, и не падают, и друг друга радуют».

Упр. 6.  Ходьба простым шагом с постепенным замедлением темпа. Воспитатель контролирует правильность осанки. Дыхательные упражнения со звуком выдоха (З-б раз). Продолжительность - 30 секунд.

№ 57. «ХОДЬБА И БЕГ»

Ходьба и бег по гимнастической скамейке. Воспитатель обеспечивает страховку, а дети сначала проходят по скамейке, а затем и пробегают по ней. То же с мешочком на голове. Следить за правильной осанкой и смыканием губ.

№ 58. «ДОГОНИ МЕНЯ»

«Догони меня», - говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети стараются поймать его. Когда дети собираются вокруг воспитателя, он говорит: «Убегайте». Дети разбегаются по всей площадке, увертываются, когда воспитатель ловит их. По указанию воспитателя дети садятся по стульям отдыхать.

№ 59. «СКОК-СКОК-СКОК»

Прыгать поочередно на одной и другой ноге, потом встать, поджав одну ногу, как аист, затем встать на четвереньки и проскакать, как лягушка, 5-6 м. Повторить все, поскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. При этом контролируется носовое дыхание, спокойное смыкание губ. «Мы скачем по дорожке, сменяя часто ножки. Поскакали, поскакали, а потом, как аист, встали. Подойдите, посмотрите: то уже не аист-птица. То лягушечка-квакушечка ква-ква-ква кричит. Скок-скок-скок, проскакал я сколько смог».

№ 60. «ТАНЦУЕМ КАЗАЧОК»

Ребенок в присядке выбрасывает одну ногу вперед и ставит ее на пятку. Потом меняет положение ног. В дальнейшем с помощью взрослого или опираясь на стул, подскоком плавно меняет положение ног.

№ 61. «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»

Дети бегут друг за другом и, помахивая руками, изображают летящих птиц. По сигналу воспитателя «ветер, буря» они поднимаются на гимнастическую стенку. По сигналу «хорошая погода» дети бегают по залу, а при повторении сигнала «ветер, буря» снова ищут себе место на гимнастической стенке. Тот, кто по первому сигналу занял место на гимнастической стенке, по второму сигналу должен найти себе новое место. Игра повторяется несколько раз. В заключение все дети должны принять правильную осанку, а воспитатель контролирует качество выполнения упражнения.

№ 62. «ПЕРЕСАЖИВАНИЕ»

Ребенок из положения стоя на коленях садится вправо без помощи рук, возвращается в исходную позицию. Затем садится влево. Воспитатель сначала помогает ребенку, поддерживает за руки. При наличии 2 и более детей можно организовать соревнования: кто это упражнение сделает лучше, с прямой спиной.

№ 63. «ПЧЕЛЫ, УЛЕЙ, МЕДВЕЖАТА»

Играющих делят на две группы. Дети одной группы - «пчелы»,

другой -«медвежата». «Пчелы» влезают на гимнастическую стенку - это «улей». «Медвежата» прячутся за «деревом» (скамейка). После слов воспитателя: «Пчелы, за медом» - дети спускаются с гимнастической стенки и убегают подальше в сторону. В это время «медвежата» перелезают через скамейку, на четвереньках подходят к «улью». Воспитатель говорит: «Медведи идут». «Пчелы» бегут обратно, произнося «ж-ж-ж», а «медвежата» на четвереньках скачут обратно к дереву. Пчелы занимают свои места в «улье», т.е. влезают на гимнастическую стенку.

№ 64. «МОСТИК ЧЕРЕЗ РЕЧКУ»

Сесть на пол, ноги вытянуть, опереться на ладони за туловищем. Прогибаясь вперед и вверх поднять таз, опираясь на пятки и кисти рук (мостик). Вернуться в и.п., встать на четвереньки, пробежать 5 м. Повторить 4-6 раз. «Мостик, мостик через речку - это я занял местечко. Стал мостом через реку, скоро речкой побегу»- Игра может стать командной, если будет 6-8 детей. Между командами можно провести соревнования на качество и скорость выпонения.

№ 65. «МЫ ТАКИЕ ФУТБОЛИСТЫ»

Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов. Позади каждого на расстоянии одного шага устанавливаются ворота шириной не более 1,5 м. Один из играющих должен забросить мяч (водя его по полу то правой, то левой ногой) в ворота противника. Противник должен защищать свои ворота, отходя от них не дальше чем на 1 м.

Если играющих много, то можно сделать несколько команд и играть «на победителя».

№ 66. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

Упр. 1. Дети перед зеркалом принимают правильную осанку, идут простым шагом на носках, на пятках.

Упр. 2. Голова прямо, пятки вместе, носки врозь, в руках за плечами гимнастическая палка - «багаж». Ходить, не опуская головы, на носках. Дети повторяют за воспитателем: «Да, багаж на этаж». Продолжать 10-15 секунд. «Мы легко несем багаж, да багаж! С этажа на этаж, на этаж».

Упр. 3. Дети стоят прямо. В руках за плечами гимнастическая палка - «багаж». По команде воспитателя дети переводят палку из-за плеч через голову вперед и наклоняются, доставая палкой пол. При наклонах с выдохом скандировать: «Багаж... саквояж... жж...» Повторить 5 раз. «Принесли и разгрузили багаж: чемоданы, рюкзачок и саквояж».

Упр. 4.  Дети стоят прямо, руки опущены. Повороты туловища с одновременным отведением руки и поворотом головы в ту же сторону. Повторить 5-10 раз.

Упр. 5. Приседания. Колени разведены, руки касаются пола. Приседание скандировать со словами: «Вот нальем, постираем» (как бы замачивая белье в тазу). Повторить 5-10 раз. «В тазик мы воды нальем, вот нальем. И белье в нем простирнем, простирнем».

Упр. 6.  Дети стоят, ноги расставлены на ширине плеч. Движения рук и корпуса вперед-назад (полунаклоны) с произнесением за воспитателем: «Тах-тах-пах-пах». Повторить 5-10 раз. «Мы белье стираем чисто. Тах-тах-тах! Таз на стул поставим быстро. Пах-пах».

Упр. 7. Дети стоят, ноги на ширине плеч, слегка наклониться вперед, пояс верхних конечностей и руки расслаблены (руки свободно висят впереди туловища). Делать маховые движения руками с поворотом туловища вправо и влево. Ритмично произносить «буль-буль-буль». Повторить 6-12 раз. «А теперь все сполоснем, буль-буль-буль... Будет чистое белье, буль-буль-буль».

Упр. 8.  Дети стоят. Руки согнуты в локтях перед собой, кисти сжаты в кулачки. Движения имитируют отжимания белья, ритмично приговаривая: «Раз-раз-раз-з в таз-таз-таз-з-з». Повторить 10-16 раз. «Мы теперь белье все выжмем. Раз-раз-раз-з-з... И светлей оно и чище. В таз-таз-таз-з-з».

Упр. 9. Дети стоят. Нот на ширине плеч. Наклониться и быстро выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, подтянуться. Повторить 5-10 раз. «Наклонимся мы к тазу с бельем. Простыню мы развернем. И встряхнем ее легко. Да легко! И развесим высоко, высоко».

Упр. 10. Дети стоят на гимнастической скамейке с поочередным опусканием ноги с вытянутым носком за скамейку (другая нога при этом не сгибается). «Пойдем по мостику гуськом. Ногу в речку окунем».

Упр. 11. Ходьба по скамейке боком с приставлением ноги. Руки вытянуты в стороны ладонями вверх. «А потом пойдем мы боком. И еще разок с подскоком».

Упр. 12. Бросание мяча об пол и ловля одной, двумя руками. Перебрасывание мяча друг другу. Продолжительность 30-60 секунд. «Девочки, мальчики! Поиграем в мячики? Постучим мячом об пол. Мячик наш в прискок пошел».

Упр. 13. Обычная ходьба, ходьба на носках, руки на поясе. На пятках, руки за головой. Дыхательные упражнения. Продолжительность - 20 секунд. «Мы уходим на носках. Мы идем на пятках. Мы проверили осанку и свели лопатки».

 

Список используемой литературы

  1. Апарин В.Е., Платонова В.А. и др. Лечебная физкультура в комплексном этапном лечении, реабилитация и профилактика заболеваний легких у детей. - М.: Медицина, 1983. -170 с.

  1. Богусловская Э.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.:

АЗБУКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ

(педагогу на заметку)

Ансамбль хороших привычек - это нравственный капитал, тогда как дурные привычки - это нравственный невыплаченный заем, который в состоянии заморить человека беспрестанно нарастающими процентами, парализовать его лучшие начинания и довести до банкротства.

Борьба с вредными привычками - дело постепенное. Слишком крутое искоренение привычки, предпринимаемое иногда воспитателем, не понимающим органической природы привычки, которая и развивается, и засыхает понемногу, может возбудить в воспитаннике ненависть к воспитателю и саму привычку обратить в страсть.

Воспитание правильных привычек, когда мы поступаем правильно не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе не можем, гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Гигиенические привычки быстро укореняются, если сопровождаются положительным подкреплением. Умная сдержанная похвала, высказанная иной раз не самому ребенку, а в его присутствии, как бы невзначай, другому человеку, способна творить чудеса.

Действия по бытовому обслуживанию становятся привычными, если сопровождаются удовольствием от наглядного положительного результата. Воспитатели должны лишь позаботиться о том, чтобы этот результат был хорошо заметен детям, обратить на него особое внимание.

Если какое-либо действие производится ребенком впервые либо у него появляются новые вещи, новые обязанности, возникают новые обстоятельства жизни, воспитателю следует четко и целенаправленно организовать это взаимодействие, так как «закладка» определенных привычек происходит именно в первом взаимодействии с объектами окружающего мира.

Желательно помнить о том, что разные привычки возникают в разные годы жизни. Если нужная и соответствующая его возрасту привычка своевременно воспитана в ребенке, то она становится основой для образования других хороших привычек.

Закрепляя хорошую привычку в детях, не следует постоянно прибегать к рассуждениям и разглагольствованиям о правильном поведении. Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами и укореняются путем многократного повторения правильного действия.

Используйте любую ситуацию для упражнения детей в правильных поступках, результат которых должен приносить им удовлетворение либо в самом процессе действия, либо в последующих подкреплениях.

Крайней мерой при укоренении множества дурных привычек и почти совершенным отсутствием хороших, когда воспитателю не на что опереться при попытке исправить ребенка, может быть ломка жизненного уклада, перемена места жительства, детского коллектива и т.п. Такие случаи редки, но они есть.

Любая привычка имеет этапы формирования. Необходимое на первом этапе положительное подкрепление действия оказывается необязательным в последующем. Более того, на следующих этапах возможны и даже необходимы известные трудности и неблагоприятные условия при выполнении привычного действия - для закалки.

Многие из дурных привычек появляются в результате того, что плохо и неверно усвоен ребенком навык. Например, не научили ребенка тщательно умываться - возникла привычка плеснуть на кончик носа немного воды и считать

Не стоит путать привычную обстановку и привычные действия. Привычка к чистоте и опрятности, например, не всегда приводит к привычным действиям, создающим эту чистоту.

Особенно большое значение для укрепления привычек имеют самые первые положительные результаты действий и первые впечатления. Неправильное, несоответствующее «подкрепление» действий, например, неприятность после хорошего поступка или удовольствие после дурного, может привести к возникновению вредных привычек и заглушить хорошие.

Привычка к определенной обстановке более хрупкая у детей, нежели привычка к действиям. Если ребенок, привыкший к чистоте, попадет в дом, где живут неопрятно, некоторое время он будет страдать, но чаще всего дело закончится изменением привычки: ребенок привыкает к беспорядку и грязи.

Ребенок имеет перед собой модель поведения, которую для него представляют взрослые, находящиеся с ним в самом тесном контакте. Будьте бдительны и последовательны, следуйте своим педагогическим предписаниям сами, не забывайте, что вы всегда на виду у детей.

Сроки воспитания хороших привычек зависят от возникновения новых видов деятельности. В условиях новой деятельности неизбежно формируются какие-либо привычки. От искусства педагога организовать новую деятельность и ее «подкрепления» зависит, какие привычки образуются. Если вовремя не заложить хорошую привычку, вместо нее может стихийно возникнуть другая, вредная привычка.

Трудность действия, его активность делают переход его в привычку быстрее. Человеку свойственно любить «дело рук своих» - этим объясняется прочность привычек к действиям по сравнению с привычками к какой-либо обстановке.

Оказание для искоренения вредных привычек: прежде всего, следует вникнуть, отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против следствия. Если серьезно задуматься над дурной привычкой ребенка, то всегда можно найти причину ее возникновения.

Формированию хороших привычек способствуют неспешность, неторопливость и тщательный контроль за каждой фазой развития привычки. Прочность главный принцип выработки привычек, способствующий закреплению действия в памяти и свободному воспроизведению действия в практике.

Хорошим «подкреплением» на разных этапах формирования привычек могут служить: похвала и оценка старших, положительный результат после действия, переживание удовольствия от самого действия. Но речь идет лишь о первых впечатлениях - было бы бессмысленно постоянно хвалить ребенка или постоянно заботиться, чтобы их действия сопровождались успехом и удовольствием.

Целесообразно объяснять ребенку необходимость того или иного действия, но такие объяснения не всегда бывают понятны ему и не всегда приводят к нужному результату. Частые упражнения в правильном действии гораздо важнее для упрочения привычки, чем объяснения.

Чем старше дети, тем в большей мере становится возможным использовать их сознание при воспитании привычек. Но даже дети старшего возраста не всегда способны вовремя понять и правильно оценить полезность тех или иных действий. Поэтому выработку привычек нельзя откладывать «на потом», рассчитывая, что его сознание достаточно созреет.

Широко используйте педагогическую технику при выработке полезных привычек воспитанников. От того, как звучит голос воспитателя, какова линия движений, позы, походка, его мимика зависит восприятие детьми ситуации текущей жизни.

Щедро применяйте игровые методики для выработки определенных привычек. Игра - это деятельность, цель которой лежит в самой деятельности. Она обеспечивает максимальное напряжение физических и духовных сил ребенка, которого в процессе игры он совершенно не замечает.

Эффект при формировании привычек дает грамотно предъявленное, доступное для ребенка, позитивное и доведенное до логического конца педагогическое требование, как вербальное: просьба, совет, рекомендация, распоряжение, приказ, так и невербальное: удивление, огорчение, пауза, гнев, отчаяние, отстранение.

Юмор может стать хорошим воспитательным средством при выработке полезных привычек или при искоренении вредных. Дети очень любят юмор, им достаточно порой самой простой шутки, чтобы они весело рассмеялись, а потом они готовы выслушать педагога и, чаще всего, согласиться с доводами взрослого и опытного человека.

Ясно выражайте детям всеми возможными способами жизненную ценность того или иного действия. Призыв к осмыслению детьми значимости данного взаимодействия для их жизни в настоящем и будущем является серьезным шагом к прочному установлению этого действия как привычного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Формирование характера в младшем школьном возрасте.

Актуальность работы состоит в том, что необходимым условием становления характера является формирование общественно ценных черт характера, то есть такая организация игровой, учебной, трудовой де...

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г

Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...