Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях реабилитационного процесса
статья на тему

Жданова Наталья Александровна

Корекционная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл здоровьесберегающие технологии20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на  занятиях реабилитационного процесса.

Для того, чтобы сформировать у инвалида  желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность инвалидов.

Для создания позитивного психологического настроя в начале занятия я использую фразы:

- «Здравствуйте!

- «Я рада вас видеть!»

- «У вас хорошее настроение?»

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы в процессе занятия. Ведь большую часть занятий инвалид проводит сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на занятии двигательной активности .

Я планирую построение своих  занятий с таким расчетом, чтобы получатель социальных услуг несколько раз переходил из положения «сидя» в положение «стоя». Рекомендуется менять рабочую позу 2-3 раза за занятие с учетом состояния здоровья инвалида  в настоящий момент, индивидуальных особенностей. Важна не столько продолжительность пребывания в положении «стоя», сколько сам фактор смены поз.

Большое значение в предупреждении утомления у инвалида на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления. Выполняем упражнения, стимулирующие кровообращение головы : различные наклоны, повороты, вращения головой. Упражнение «Ленивые восьмерки», повышающие устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе восьмерки 3 раза: глазами, руками, руками вместе.

Упражнения, тренирующие дыхательную систему, сердце, координацию движения, развивают слух и зрение.

  1. Скрестить руки на груди. Помассировать точки вдоль ключицы, заканчивая на точках, находящихся на плечах.
  2. Перекрестить руки над головой, сжимая пальцы, надавить на плечи. Отдохнуть, глубоко дышать, смотреть вдаль.
  3. Носом рисовать горизонтальные, вертикальные, диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите.

Периодическая смена поз во время занятия занимает важное место в профилактике близорукости. Поэтому я постоянно контролирую зрительные нагрузки и состояние зрения инвалида.

Выполняем гимнастику для глаз.

  1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, повторить 8-10 раз.
  2. Сидя, быстро моргать глазами (1-2 минуты).

Развитие речи инвалидов тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. Современные исследования подтвердили, что нервные окончания пальцев рук и всей ладони связаны с корой больших полушарий. Поэтому при утомлении необходимо давить со средней силой по 3-4 секунды попеременно на переднюю, заднюю и боковые поверхности каждого пальца. Регулярный массаж одного большого пальца способен повышать функциональную деятельность головного мозга. Работу в этом направлении я осуществляю на физкультминутках и на разных этапах всего занятия.

Систематическая работа по тренировке легких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у получателей социальных услуг улучшаются внимание, память, слух, зрение.

На развитие концентрации внимания провожу такое упражнение: раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать точку в середине ладони большим пальцем правой руки – 5 раз, при нажатии выдох, при ослаблении вдох. То же самое повторить на правой руке.

На своих занятиях я использую приемы самомассажа. В основе механизма воздействия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные процессы, регулируемые высшими отделами центральной нервной системы. В результате массажа в организме возникают различные реакции. Они не являются самостоятельными, а представляют собой генерализованную реакцию рефлекторного характера, благодаря которой происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых. Целью самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализации мышечного тонуса данных мышц.

Процедуру самомассажа провожу в игровой форме по схеме : массаж головы и шеи, мимических мышц лица. Все движения должны приносить инвалиду удовольствие. В холодное время года провожу во время физминутки точечный массаж для профилактики ОРЗ. Массируем «волшебные точки» в определенной последовательности надавливанием и вращением по часовой стрелке и против нее кончиком указательного пальца.

Провожу такое упражнение. Левая рука на животе, указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец – под нижней губой. Открыть рот, растирать область губ. Это упражнение развивает наглядно-образное мышление - правое полушарие. В результате стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

На своих занятиях применяю элементы ароматерапию. Неблагоприятные экологические условия отрицательно влияют на физические функции человеческого организма и способствуют распространению заболеваний (грипп, ОРВИ и др.). А эфирные масла кроме приятного аромата, имеют и оздоровительные свойства. Ароматы могут влиять на силу мышц, ритм дыхания, пульс, на зрение и слух. Можно нанести масло мяты на мизинец и помассировать его (снимает напряжение).

При помощи ароматерапии можно устранить или уменьшить нервозность, рассеянность, раздражительность, утомляемость, улучшить память, восприятие нового материала. Например, растирание висков маслом мяты улучшает мыслительную деятельность. Масло мяты также применяют в аромакулонах. Аромат мяты оптимизирует мозговое кровообращение, уменьшает усталость, нервозность.

Во время эпидемий гриппа орошаю кабинет маслами сосны,апельсина,мяты, имеющий бодрящий аромат, обладающий противовирусными и антибактериальными свойствами.

После работы кабинет проветриваю.

Таким образом использование здоровьесберегающих технологий при обучении в реабилитационном центре позволяет сохранить уровень здоровья инвалидов  и повысить эффективность реабилитационного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в классе фортепиано. Комплекс упражнений.

Комплекс упражнений для снятия напряжения, развития профессиональных навыков....

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в кон...

Конспект по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях тхэквондо

Конспект раскрывает наработки применения здоровьесберегающих технологий на занятиях тхэквондо....

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой

Статья о здоровьесберегающих технологиях и их применении на занятиях физической культурой в "Раменском колледже"....

Презентация к выступлению "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ОГАПОУ "Алексеевский колледж"

В презентации представлено теоретическое и практическое обоснование возможности использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, реализующего ...

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке музыки

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умени...