Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков
занимательные факты на тему

Волошина Олеся Сергеевна

Ниже прикреплён документ, в котором рассказыввется об одной из проблем образования конца 19 - начала 20 веков - введение десятичной меры счисления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

По поводу одной из резолюций Первого Съезда по вопросам народного образования

(статья А.Н. из журнала «Математический вестник», выпуск №2 1914 г.)

Одна из резолюций 5 секции Первого Съезда по вопросам народного образования происходила в Петербурге на рождественских каникулах 1913/14 учебного года, гласит: принимая во внимание: 1) наибольшее преимущество метрической системы (т.к. является более простой и экономит время и силы), 2) метрическая система факультативно введена с 1 января 1900 года, 5 секция выражает желание ввести метрическую систему мер повсеместно.

Однако у некоторых при чтении этой резолюции возникает вопрос – в чём состоит преимущество метрической системы? Ответ один – в метрической системе каждая крупная единица делится на 10 равных частей для получения следующей, более мелкой, единицы, а в существующей на тот момент системе мер нужно делить на 3, 7, 12, 16 и т.д. Особенность метрической системы мер является то, что числами, полученными вследствие введения десятичной системы счисления, удобнее вычислять десятичные дроби.  Эта особенность поддерживается наукой и техникой (все измерения выполняются в метрической системе). Однако население стран, в которых введена метрическая система, всё так же продолжают пользоваться обыкновенными дробями. Это можно объяснить тем, что человеку образно легче поделить объект на 2, 3 равные части, а не на 10. В России же большинство мер получается делением на 2 и на 3. Скорее всего наибольшее удобство деления пополам заставило в своё время отказаться от перехода на десятичное исчисление единиц времени. Всё это заставляет отнестись с большим сомнением к положению резолюции, говорящих об огромных преимуществах.

Предположим, что десятичная мера стала обязательной. Однако обычные люди так и будут пользоваться половинами, третями, четвертями и т.д., изменятся лишь названия мер. Знакомство с делением метра на сантиметры пришлось бы отложить до момента, когда дети научатся делить на 100, в то время как сейчас деление аршина на вершки можно проходить в момент, когда пройдено деление на 20. Деление килограмма на граммы придётся отложить до момента, когда дети научатся делить на 1000 и т.д. Поэтому облегчения обучения в начальной школе такими темпами увидеть нельзя.

Что касается запоминания системы мер, то кажущаяся простота метрической системы (10, 100, 1000 и т.д.) замещается другими трудностями – понятие метра, сантиметра, дециметра, литра и т.д. не свойственны русскому языку, а также не все единицы равноупотребимы, т.е. почти не употребляются декаметры и гектометры, о часто употребляются декалитры и гекталитры. Из-за этого при переходе от основной единицы к другим придётся запоминать числа (1 км = 1000 м и т.д.). Приставки «дека», «гекта» и т.д. будут понятны лишь тем, кто знаком с греческим или латинским языками, школьникам эти приставки ни о чём говорить не будут.  А это говорит лишь о том, что никакой экономии сил и времени не будет.

Метрическая система имеет больше удобств в технической и научной сферах, и только если ученики школы будут работать в этих областях, только тогда им эти знания будут полезны, однако ему в это время освоить её будет не так трудно.  

Поэтому автор статьи отказывается согласиться с заключением резолюции о желательности введения во всеобщее обязательное употребление метрической системы. Как вариант решения данной проблемы – созыв международной комиссии, которая могла бы выработать общемировую новую систему мер и весов со следующими свойствами: 1) названия могут отличаться, однако их меры будут едиными для всех, 2) деление крупных мер на мелкие должны основываться на делении пополам или на три равные части, т.к. именно это доступно для образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое образование в России в конце 19-начале 20 веков. Проблема подготовки учителей математики для высших начальных училищ

Представлены основные тезисы статьи Н. Кильдюшевского в журнале Министрерства народного просвещения 1915 года (выпуск № 12)...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков. Проблема специализации (фуркации) в старших классах средней школы.

Показаны возможные причины и попытки решения, возникшей  в России в конце 19 - начале 20 веков проблемы специализации (фуркации) в старших классах средней школы.В материале присутствуют вырезки и...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков

Ниже прикреплён документ, в котором рассказыввется об одной из проблем образования конца 19 - начала 20 веков...

Содержание математического образования в средней школе России конца XIX - начала XX века.docx

Во все времена перед педагогической теорией и практикой стоят проблемы совершенствования системы образования, повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения применительно к усло...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков

Ниже представлена информация о среднем математическом образовании в России в конце 19 - начале 20 веков...