Помним их имена
классный час на тему

Образовательные: проверить знания:

о названии региона,  районах республики.

продолжить формирование умений: описывать исторические события,

находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;

Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой Родине, бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к людям, прославившим наш город;

Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;

Планируемый результат.

Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_idei_semenova_e.s.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме  «Помним их имена»

Учитель  МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары Семенова Елена Сергеевна  

Цели:

Образовательные: проверить знания:

о названии региона,  районах республики.

продолжить формирование умений: описывать исторические события,

находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;

Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой Родине, бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к людям, прославившим наш город;

Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;

Планируемый результат.

Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Универсальные учебные действия

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами существования в городе.

Оборудование и дидактический материал: презентация, иллюстрация планеты, краски, карта республики, доклады исследователей о героях ВОВ, значки  (в виде георгиевской ленты или вечного огня ) для отмечания улиц, названных в честь героев, сочинения обучающихся о своих героях, руководство по изготовлению бумажного журавлика.

Ход  классного часа.

  1. Актуализация знаний.
  2. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
  3. История в лицах
  4. История на карте республике.

     V. Итоги. Создание уголка памяти

Эмоциональный настрой  звучит песня  «Журавли»

  1. Актуализация знаний.

      - Сегодня мы начали наш классный час с известной композиции Яна Френкеля на слова Расула Гамзатова «Журавли». Как вы думаете, кому посвящается это песня? (Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий).

        - С кем сравниваются погибшие солдаты? (с журавлями). Почему? (Солдаты погибли, их нет с нами, но мы о них помним, они как улетевшие журавли).

- Расскажу вам, как родились эти замечательные, пронизывающие сердце строки. В августе 1965 года, спустя 20 лет после завершения войны, советская делегация представителей культуры посетила памятные мероприятия в японском город Хиросима. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов.
Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Этот памятник установлен в память о японской девочке Садако Сасаки, которая была поражена лучевой болезнью, после бомбардировки Хиросимы.                                                        Эта девочка поверила старинной японской легенде, что если она сделает тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Садако мечтала выздороветь, и она начала складывать журавликов днями напролет. Однако девочка умерла осенью 1955 года, так и не успев сделать тысячу журавлей.
 Расулу Гамзатов показали памятник Садако и рассказали её историю. Этот рассказ буквально потряс Гамзатова, и он переставал думать о маленькой японке и её журавликах. Но в той поездке поэта настигло его собственное горе: он получил телеграмму, в которой сообщалось о смерти его матери...                                                                        Много позже Гамзатов вспоминал: «…Больше двадцати лет назад я был в Японии. И туда на зимовку откуда-то, наверное из нашей Сибири, прилетели стаи журавлей. Они казались огромными белыми птицами… Именно белыми.  Возможно, оттого, что белые одежды японских матерей сродни черным шалям наших горянок. Их надевают в дни траура. Белыми, потому что ослепшие от атомного взрыва стучат по камням Хиросимы белыми посохами. Белых журавликов вырезала из бумаги маленькая японка, поверившая в сказку. Белой была телеграмма о кончине моей матери, которую я получил в Хиросиме…Стихи не возникают из мелочей, они начинают звучать в такт с чувствами, родившимися после глубоких потрясений. Я подумал о своих братьях, не вернувшихся с войны, о семидесяти односельчанах, о двадцати миллионах убитых соотечественников. Они постучались в мое сердце, скорбной чередой прошли перед глазами и — на миг показалось — превратились в белых журавлей».

II. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

       - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (о войне).

       - А что такое война?  У каждого из вас на столе илллюстрация нашей планеты. Как она называется? (Земля).

         - Раскрасьте, ребята, сейчас свою планету. В какие цвета вы ее раскрасили? (Зеленые - много лесов, голубые - много рек, морей, желтые- солнца и т. д.).

         - А теперь, представьте, началась война. Как изменится Земля? (Ребята могут нанести красные, черные оттенки, помять иллюстрацию и даже порвать).

         -  Ребята, посмотрите, какой стала наша планета. А ведь однажды  война уже началась.

III. История в лицах. - 22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз.  Тогда еще никто не знал, что в историю человечества она войдет как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Никто и предположить не мог, что названия городов-героев станут известны всему миру, что Сталинград станет символом стойкости наших людей, Ленинград — символом мужества, Брест — символом отваги. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от фашисткой чумы геройски станут защищать старики, женщины и дети.

      - А как вы думаете,  участвовала ли наша Республика в ВОВ? (да, мы все знаем о ней из рассказов наших бабушек и дедушек).  Давайте послушаем сочинения о  ваших героях.

Прослушивание сочинений учеников «Мой дед-герой».

IV.История на карте республики.

      - Как видите, в каждой семье есть свой герой ВОВ. А у нас на классном часу есть исследовали. Они находили улицы на территории нашей республики, названные в честь героев ВОВ, в том числе и наших уроженцев. Ребята, расскажут  нам об истории нашего города и отметят улицы, названные в честь героев, на карте символом победы георгиевской лентой.

- А что вы знаете о георгиевской ленте? (Георгиевская лента выполняется в двух цветах – оранжевом и черном. Ее история начинается еще с солдатского ордена Святого Георгия Победоносца, который учредила императрица Екатерина II 26 ноября 1769 года. Эту ленту позже внесли в наградную систему СССР под названием «Гвардейская лента». Выдавали ее солдатам в качестве знака особого отличия. Лента обтягивала Орден Славы. Цвета ее обозначают следующее: черный цвет – это дым, а оранжевый – пламя. 

А теперь послушаем наших исследователей.

Захар Трофимович Трофимов – В декабре 1943 г. становится начальником штаба 120-го стрелкового корпуса, во время летнего наступления 1-го Украинского фронта он принимает участие в форсировании рек Сан и Висла, в сражениях по овладению г. Сандомир. 9 мая 1985 г. на родине Захара Трофимовича в селе Большое Ямашево (Аликовский район) был заложен сквер имени генерала Трофимова.

Александр Николаевич Боголюбов. Родился в 1900 году. В годы ВОВ служил начальником штаба Северо-Западного, 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов. Под его руководством в деталях разрабатывались планы множества наступательных операций. В Чебоксарах есть улица Александра Николаевича Боголюбова.

Антон Петрович Петров родился в с. Ачакасы Канашского района. В 1941 г он командует Инженерным полком в Прибалтийском военном округе. В канун сорокалетия великой победы земляки назвали именем героя ачакасинскую среднюю школу.

Чайкина Елизавета Петровна родилась в 1918 году в деревне Руна Пеновского района Тверской области. Секретарь Пеновского подпольного райкома комсомола Каининской области, одна из организаторов партизанского отряда. 22 ноября 1941 года она по пути в Пенозашла на хутор Красное Покатище.  Ее заметил бывший кулак и донес фашистам. Гитлеровцы ворвались в дом Купровых, всю семью расстреляли, а Чайкину увезли в плен. Ее пытали, требуя указать, где прячутся партизаны, но ничего не добившись, 23 ноября 1941года расстреляли.

Кошевой Олег Васильевич –комиссар и член штаба подпольной организации «Молодая гвардия». В 1943 году был схвачен, после зверских пыток, юный патриот был расстрелян.

Ватутин Николай Федорович родился в 1901 году в селе Чепухине Курской губернии. 30 июня 1941 года Ватутин получил звание генерал-лейтенанта и был назначен начальником штаб Северо-Западного фронта, на котором сумел стабилизировать линию обороны под Ленинградом. С 14 июля 1942 года Ватутин командовал Воронежским фронтом. Изматывая противника частыми контрударами, его силы отвлекали внимание от Сталинграда. В октябре 1942 года Ватутина назначили командующим Юго-западным фронтом, войска которого двинулись вперед и 23 ноября замкнули кольцо вокруг 22 немецких дивизий. 21 февраля 1944 года Ватутину поручили подготовить наступление на Дубно и далее на Черновцы. 29 февраля генерал направляется в штаб 60-й армии. О дороге его машину обстрелял отряд партизан - бандеровцев. Раненый Ватутин умер в ночь на 15 апреля в киевском военном госпитале.

Скворцов Иван Федорович – авиатор. Его именем названа одна из площадей Чебоксар.

Сергей Дмитриевич Павлов – Родился «Мичман Павлов» в Санкт-Петербурге. Но его отец родом из чувашской деревни Костеряки Козьмодемьянского уезда (Ныне Моргаушского района ЧР). Мичман Павлов участвует в освобождении городов и сел Калининской, Псковской областей, части Белорусской ССР.

Вячеслав Винокуров родился в 113 году в селе Репиновка Новосибирской области. Отец его, Петр Львович, уроженец г. Чебоксары.  В период ВОВ Вячеслав Винокуров командовал 200-й отдельной танковой бригадой, входившей в состав 6-го танкового корпуса. Погиб в 1942 году. В Чебоксарах есть улица Винокурова.

Иван Смирнов. Учитель, погиб, сражаясь, за Родину. Его именем названа большая и широкая улица на территории Московского района.

Михаил Николаевич Афанасьев родился в Чебоксарах, в 1942 года бомбардировщик 23-летнего чебоксарского парня был сбит.  В Чебоксарах одна из самых красивых улиц названа его именем.

Лука Семенович Спасов. Его именем названа одна из улиц Калининского района нашего города. Родился в Деревне Средние Траки, ныне - Липовка Красноармейского района ЧР. В августе 1941 г. ушел добровольцем на фронт.

Яков Анисимович Анисимович родился в с. Ягаткино Моргаушского района. Воевал с августа 1941 г до 1944 года, когда погиб во время освобождения Венгрии. Улица, названная его именем, находится в Московском районе Чебоксар.

Виталий Иванович Уруков  – уроженец деревни Трехбалтаево Шемуршинского района Чувашской Республики. Воевал с декабря 1941 года. Был смертельно ранен 29 января 1945 года.   Улица  Урукова на территории Московского района.

Федот Никитич Орлов – с 22 июня 1941 года он успешно бомбардировал объекты и скопления войск противника, за что награжден 21 декабря 1941 года орденом Красного Знамени. Улица Орлова на территории Калининского района Чебоксар.

Кочетов Александр Васильевич родился и вырос в г. Алтыре ЧР. Во время войны совершил более 450 боевых вылета, лично сбил 34 немецких самолета, а в группе -8 самолетов. Улица Кочетова на территории Ленинского района города Чебоксар.

Сапожников Михаил Александрович  соверши 113 успешно выполненных боевых вылетов на разведку в глубокий тыл противника. Улица М.А. Сапожникова на территории Калининского района Чебоксар.

Петр Ермолаевич Ермолаев крупнейший организатор здравоохранения в Чувашской Республике, в годы ВОВ ушел на фронт. Н провел свыше 60 тысяч операций, под градом вражеских пуль спасал наших бойцов от смерти. Улица П.Е. Сапожникова относится к Московскому району г. Чебоксар.

Алексей Николаевич Крылов – «Адмирал корабельной науки», руководил проектированием и строительством первых советских линкоров. Улица Крылова на территории Московского района г. Чебоксар.

Зоя Павловна Яковлева – талантливая актриса. Во время ВОВ стала активным членом подпольной организации.

Никифор Федорович Мранькка – чувашский писатель. Родился и вырос в д. Пиндиково, ныне Козловского района ЧР. Участвовал в ВОВ. Улица Мранькки на территории Ленинского района ЧР.

Илья Семенович Тукташ – чувашский поэт, участвовал в ВОВ. Улица И.С. Тукташа на территории Калининского района ЧР.

Яков Ухсай – Народный поэт Чувашии, участник ВОВ. Улица Я. Ухсая на территории Калининского района ЧР.

Беспалов Александр Афанасьевич  - родился и вырос в Чебоксарах, во время ВОВ воевал в составе 62 армии генерала В.И. Чуйкова, уаствовал в обороне Сталинграда. Погиб в сражении на Курской дуге. Улица Беспалова на территории Московского района г. Чебоксары.

Улица 324 стрелковой дивизии, 139 стрелковой дивизии  хранят память о славных стрелковых дивизиях. 139 стрелковая дивизия сражалась с захватчиками в Калининской, Калужской, Смоленской областях. 324 дивизия с боями прошла путь, начиная из Чебоксар, более двух тысяч километров и закончила войну в Кенингсберге, в логове фашистов. В составе дивизии воевало много уроженцев Чувашии.

  V. Итоги. Создание уголка памяти в классе.

    -  Посмотрите, ребята, на нашу карту республики. Много ли улиц нашей республики посвящены героям ВОВ? Все ли улицы, имена были вам известны?

   - Сколько героев  ВОВ , оказывается, в нашей республике. Но далеко не все нам, к сожалению, известны. А сколько было простых людей, женщин, детей, стариков. Оценивая вклад чувашского народа в дело разгрома гитлеровской Германии, Центральный Комитет ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР в своем приветствии трудящимся республики в день 25-летия Чувашской АССР 24 июня 1945 года писали:

«В годы Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков чувашский народ достойно выполнил свой долг перед Родиной. Сыны Чувашской республики проявили мужество и отвагу в борьбе с врагом; многие тысячи из них награждены орденами и медалями Советского Союза. Рабочие, крестьяне и интеллигенция Чувашской республики своим трудом внесли серьезный вклад в дело победы советского народа над гитлеровской Германией».

  -  ВОВ навсегда вошла в нашу историю. Она унесла 27 миллионов жизней советских людей.

  - Посмотрите, ребята, еще раз на свои изуродованные планеты. Легко ли ее сейчас восстановить и сделать как раньше цветущей, зеленой и солнечной? Конечно, нет. Война наносит непоправимый ущерб всему. Давайте же всегда помнить об этом, оберегать мир и хранить в сердце имена тех, кто участвовал в войне за мир, в котором мы сейчас живем. Упоминанием об этих страшных годах пусть в нашем классе будет созданная нами карта героев или карта памяти. Ну а вы сейчас, ребята, сделаете, как и маленькая японская девочка,  бумажных журавликов. Давайте будем помнить имена героев всегда и создадим уголок памяти в классе…

Обучающиеся делают журавликов под песню «Журавли».

Классный час заканчивается оформлением уголка памяти, в котором будет находиться карта героев (или памяти) и развешаны бумажные журавлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе творческих работ "Их имена мы в сердце сохраним"

Конкурс проектов, рефератов, творческих работ " Их имена мы в сердце сохраним", посвящённый участникам Великой Отечественной войны....

Презентация к интернет-уроку "Имею право знать"

Всероссийский интернет-урок "Имею право знать" посвященный профилактике наркомании среди учащихся...

Классный час на тему "Честь имею!"

Мы живем в России. Все мы, независимо от того, где родились и жили, независимо от образования и материального положения, должностей и званий считаем себя россиянами, прежде всего по духу. ...

Классный час на тему "Честь имею!"

Мы живем в России. Все мы, независимо от того, где родились и жили, независимо от образования и материального положения, должностей и званий считаем себя россиянами, прежде всего по духу. ...

Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"

Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...

Тезисы исследовательской работы на тему" Современные и традиционные английские имена"

Основное содержание исследовательской работы. Лингвотсрановедение...

Методическая разработка Интернет –урока Антинаркотической направленности «Имею право знать» «Скажи наркотикам НЕТ!»

Методическая разработка для проведения интернет-урока со студентами СПО и НПО, также может быть применена для обучающихся старших классов школ и студентов ВУЗовОсновные задачи:1....