«Реализация профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя структурного подразделения «Детский дом»
статья на тему

Горяйнова Валентина Ивановна

О реализации профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя структурного подразделения "Детский дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

                                                                       В.И. Горяйнова, Н.А. Пысенок

                                                                старшие воспитатели  СП «Детский дом»

 «Реализация профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя  структурного подразделения  «Детский дом»

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Любое профессиональное образовательное учреждение, ориентирующееся на качественную организацию процесса воспитания учащихся как целенаправленного руководства личностным развитием, присвоением  воспитанникам нравственных и профессиональных ценностей должно учитывать те существенные изменения, которые происходят в современном обществе. Воспитание – социокультурное явление. Процессы, происходящие в современной социальной жизни, ведут за собой переосмысление ценностей, требований к личности. Все это влечет за собой переосмысление и стратегии воспитания - целей, содержания, принципов, условий, критериев, разработку целенаправленной программы воспитания. И на этой основе создание воспитательной системы, в условиях которой реализуется программа воспитания и обеспечивается достижение целей.

Приоритетным направлением работы является компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляют всех воспитателей  в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья  воспитанникам. Воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, здорового образа жизни и активной жизненной позиции.  

Целью воспитательной работы является социально-педагогическая поддержка становления и развития у обучающихся,  активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, воспитание конкурентного выпускника, адаптированного к социуму, способного к самореализации, готовой к сознательному участию в жизни государства и общества. Практическая цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей гражданской активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.

Реализация общей цели воспитательной работы   осуществляется путем решения вытекающих из нее  основных задач воспитания:

• Развитие уважения к многонациональной культуре города и страны,  семье  и семейным традициям, к обществу, общественным и культурным традициям, национальной культуре, государственности, законности,  государственной символике - гербу, флагу, гимну.

•        Воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде; соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей;  

•        Формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию.

•        Создание условий для  развития на практике гражданской активности – накопление опыта реальных социально-значимых дел, участие в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка.

  • Формирование и развитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического самоуправления, направленное на полезное сотрудничество воспитанников и воспитателей.

Главная задача воспитательной работы – в воспитательном пространстве СП «Детский дом» -  создать и поддерживать такую воспитывающую систему, которая, под управляющим воздействием воспитывающей среды, и при непосредственной мотивации воспитанников, приведет к  максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса. В основе воспитания лежит активная помощь воспитанникам в выборе здоровых жизненных ориентиров.

Основные направления работы:

  1. Профилактика  употребления ПАВ;
  2. Формирование ЗОЖ;
  3. Адаптация к самостоятельной жизни;
  4. Формирование активной жизненной позиции;
  5. Развитие гражданских качеств личности;
  6. Развитие самоуправления («Совет детского дома», «Совет профилактики»).

 Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой педагогики. Наша общая задача состоит сегодня в том, чтобы воспитать гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи в любой области знаний и человеческой деятельности.

Изменение социального состава сирот,  вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными  комплексными видами отклонений,  с трудностями в развитии,  обучении,  поведении, требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей,  включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей. И наши воспитатели  очень ответственно относятся к этому вопросу.

Для детей-сирот,  воспитывающихся вне семьи  в условиях детского дома,  формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение.  

 Условия, созданные педагогическим коллективом детского дома, позволяют  развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а также способствуют их социализации. В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству.

Развитие творческих способностей детей – одно из направлений деятельности детского дома. Именно в занятиях творческой деятельности -  деятельностью (изобразительное искусство, декоративно – прикладное творчество, вязание, вышивание, вокал и другие) дети могут реализовать свои способности, увидеть и раскрыть которые, могут лишь педагоги, заинтересованные в создании ситуации успеха для каждого  воспитанника.  Не секрет, что не все воспитанники детского дома обладают высоким уровнем мотивации учебной деятельности, имеют природные способности к обучению; зачастую в  СП «детский дом» приходят дети педагогически запущенные, воспитанием и развитием которых своевременно никто не занимался. И, попадая в окружение красоты, искусства, творчества в стенах детского дома, воспитанник начинает видеть мир в других красках, стремиться сам стать лучше, чище, делать свою жизнь яркой и интересной. Благодаря занятию творчеством, успешному участию в различных конкурсах, выставках наши воспитанники раскрывают свой внутренний мир, учатся видеть прекрасное вокруг себя, верить в свои силы; успешно адаптироваться в современных условиях жизни, достигать определённых успехов.

В этом учебном году к нам на обучение поступили талантливые, увлекающиеся ребята, несмотря на то, что у них ограниченные возможности здоровья, они занимают призовые места в спортивных соревнованиях, в конкурсах по танцам, вокалу, групповых выступлениях.

Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях.  Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия - большая нагрузка и огромная ответственность. Тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных нам детей, но и за их обожженные и преданные зачастую самыми близкими людьми души.   Воспитатель в детском доме - это очень важный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит  в его квартире. Поведение , учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот  неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей.

Создание условий для нравственного развития, воспитания и успешной социализации учащихся, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и выпускников детских домов – одна из приоритетных задач для образовательных учреждений. Всем специалистам необходимо объединить усилия и способствовать  мероприятиям по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности  в условиях проживания в СП «Детский дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога

Что такое профессиональный стандарт педагога. Требования к профессиональному стандарту педагога; основные функции. Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога компетенциями, область ...

Виртуальный музей как средство реализации профессионального стандарта в педагогическом колледже

В статье описывается опыт работы по организации виртуального музея как средства реализации профессионального стандарта в педагогическом колледже...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

выступление на тему "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога".

Выступление для заседания ШМО по теме "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога."...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье говорится о роли педагога-организатора в современном учебном заведении. Значение работы педагога-организатора сегодня неоценимо, поскольку насыщенная событиями жизнь образовательной организац...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....