План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса Тема: «Текстильные материалы из химических волокон».
план-конспект урока на тему

Колесникова Екатерина Валентиновна

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса  по учебнику :  Технологии: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Н.В. Синица, П.С. Самородовский, В.Д. Симоненко и др.]  - 3е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2015.  на тема: «Текстильные материалы из химических волокон».

Цель урока: ознакомить с видами химических волокон и производством тканей из них, научитесь разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

Задачи урока:

образовательные: повторить классификацию текстильных волокон; ознакомить учащихся  с процессом получения химических волокон и их свойствами;  ознакомить учащихся с прокладочными и утепляющими материалами;

 - развивающие:  учить использовать свойства волокон и их  свойствами; учить использовать свойства волокон при изготовлении изделий из них и ухода за ними; развивать логическое мышление;

воспитательные: воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План - конспект урока35.17 КБ
Файл Проверочный тест15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Е.В. учитель технологии
МАОУ  "СОШ  № 24", г. Тамбова

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса

Тема: «Текстильные материалы из химических волокон».

 Цель урока: ознакомить с видами химических волокон и производством тканей из них, научитесь разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

Задачи урока:

образовательные: повторить классификацию текстильных волокон; ознакомить учащихся  с процессом получения химических волокон и их свойствами;  ознакомить учащихся с прокладочными и утепляющими материалами;

 - развивающие:  учить использовать свойства волокон и их  свойствами; учить использовать свойства волокон при изготовлении изделий из них и ухода за ними; развивать логическое мышление;

воспитательные: воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры;

 Планируемые результаты: 

Предметные знания: знать о свойствах текстильных материалов из химических волокон, видах нетканых материалов и процессе их получения.

Метапредметные УУД:

познавательные: 

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- анализ построения цепи рассуждения.

 регулятивные:

 - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

 - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную  работу.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: наглядное пособие «Текстильные волокна», плакаты  и схемы получения химических волокон, образцы тканей из химических волокон, учебник, рабочая тетрадь, лупы.

Технология построения урока: здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.

Межпредметные связи: физика, химия.

Время проведения: 45 мин.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Взаимные приветствия учителя и учащихся,  организация внимания и внутренней готовности; запись отсутствующих.

ΙΙ. Целеполагание и мотивация.

Исследование образцов, высказывание суждений, формулирование выводов, осознание и принятие цели:

Вступительное слово учителя:

-Какие из представленных образцов ткани вам известны? Как они называются, из каких волокон изготовлены?

-Встречались ли вы в жизни с тканями из других волокон? (Например, известно ли вам выражение «синтетика»?)

- Знаете ли вы, из к какой группы волокон изготовлены эти ткани?

-Как получаются такие волокна и ткани из них?

- В 5м классе мы с вами знакомились волокнами натурального растительного происхождения. На сегодняшним занятии мы познакомимся с материалами  из химических волокон. Узнаем как их получают, какие изделия изготавливают. И как ухаживают за такими вещами.

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

- Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, - волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.

 Но природное сырьё имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получить ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.

   

    Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из древесины ели и или отходов хлопка. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим.

   

 Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из таких широко распространенных продуктов переработки нефти и  каменного угля (газы) и т.д. изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные свойства, которых нет у натуральных волокон.

        

        

Технологическая последовательность получения ткани их химических волокон:

1.Заготовка сырья (отходы древесины или нефть).

2. Подготовка сырья к получению волокон: Растворение, получение жидкой, вязкой массы или создание из простых веществ - сложных с заданными свойствами (синтез).

3. Формирование волокон из раствора.

4. Ткачество.

5. Отделка.

Свойства искусственных и синтетических волокон.

(Во время объяснения учащиеся рассматривают образцы волокон из наглядного пособия «Текстильные волокна» и образцы ткани).

Вискозное волокно.

   Сырьем для получения вискозного волокна служат древесная целлюлоза (еловая щепа, опилки) и химические вещества. Вискозное волокно очень похоже на волокно натурального шелка. Длина и толщина волокон могут быть любыми, цвет зависит от добавленных в раствор красителей.

   Вискозные волокна мягкие, гадкие, прямые, с сильным блеском, менее прочные, чем волокна натурального шелка, имеют малую упругость, поэтому ткани из этих волокон мнутся.

    Вискозное волокно хорошо впитывает влагу и быстро сохнет.

    Горит вискозное волокно, как и хлопок, желтым быстро бегущим пламенем. После сгорания остается пепел серого цвета и запах жженой бумаги.

Ацетатное волокно.

   Ацетатное волокно получают путем соединения отходов от хлопка с химическими веществами.  Ацетатные волокна также имеют произвольную длину. Они прямые, тонкие, мягкие, прочные, стойкие к износу, упругие, поэтому ткани из них почти не мнутся. Имеют резкий блеск или совсем не имеют блеска.   Ацетатные волокна плохо впитывают влагу. Цвет волокон зависит от добавленных в раствор красителей.

    Горит  ацетатное волокно медленно, желтым пламенем, на конце образуется оплавленный шарик, и чувствуется особый кислый запах.

Полиэфирные волокна (лавсан)

Эти волокна имеют гладкую, матовую поверхность. Они прочные, стойкие к износу, не мнутся. В пламени сначала плавятся, затем медленно горят желтоватым пламенем, выделяя черную копоть. После остывания образуется твердый черный шарик.

   Существует недостаток полиэфирных волокон – низкие гигиенические свойства.

Полиамидные волокна (капрон)

Эти волокна имеют гладкую блестящую поверхность, хорошо смачиваются водой, но быстро сохнут. Полиамидные волокна чувствительны к воздействию тепла, уже при температуре 65 он теряет прочность, поэтому утюжить изделие из этих волокон надо осторожно.

  Полиамидные волокна прочные, стойкие к износу.

  Гигиенические свойства – низкие.

  Волокно горит слабым голубовато-желтым пламенем с выделением белого дымка. При остывании на конце образуется твердый темный шарик.

Полиакрилонитрильные волокна (нитрон)

Эти волокна пушистые, матовые, по виду напоминают шерсть, поэтому их часто называют «искусственной шерстью».  Прочность и стойкость к износу у полиакрилонитрильных волокон ниже, чем у полиамидных и полиэфирных.

  Гигиенические свойства волокна также невысокие.

  Горит волокно вспышками, выделяя большое количество копоти. После остывания образуется наплыв, который можно раздавить пальцами.

Эластановое волокно.

К эластановому волокну относятся лайкра, дорластан. Эти волокна чаще всего используют в смеси с другими волокнами. Эластановые волокна очень эластичны, способны увеличивать свою длину при растяжении в 7 раз, а затем сокращаться до первоначального состояния.

     

Вывод:

     Ткани из синтетических волокон отличаются гладкостью, блеском, высокой прочностью. Они устойчивы к истиранию, легко стираются, быстро сохнут. После стирки часто не требуют утюжки.

     Недостатки тканей: низкие гигиенические свойства, скольжение, осыпаемость, раздвигаемость нитей.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят. Как они сядут - тоже покажем: крылья сложили назад.

Нетканые материалы  из химических волокон.

- Неткаными называют текстильные полотна, изготовленные из одного или нескольких слоев текстильных материалов или в сочетании их с нетекстильными материалами, элементы которых скреплены различными способами без использования ткаческих методов. Первые крупные производства таких материалов были созданы примерно в 40-е года XX века. В настоящее время нетканые материалы являются одним из основных видов текстильной продукции в целом ряде стран. Широкое распространение нетканых материалов обусловлено: высокой производительностью оборудования, возможностью использования сырья, непригодного для других производств, возможностью получить определенные заданные свойства.

Нетканые материалы широко применяются для изготовления одежды. Ассортимент их очень разнообразен: прошивные ватины, одёжные прошивные материалы (для лечебного белья, халатов и платьев, спортивной одежды), прокладочные материалы, материалы для одноразового пользования, искусственный мех. Одёжные прошивные материалы изготавливают из холстов, в смеси которых входит шерсть, вискозный штапель, низкосортный хлопок. По фактуре они напоминают ткани в мелкую полоску или вельвет.

Способы производства нетканых материалов (полотна): Скрепленные механическим способом. Скрепленные физико – химическим способом. Скрепленные комбинированным способом. Вязально – прошивные. Иглопрошивные. Валяльно – войлочные. Клееные жидкими связующими. Клееные твердыми связующими. Иглопробивные. Клееные. Холсто – нитетканевые. Бескаркасные. Каркасные. Холстопрошивные. Ватин холстопрошивной.

Прокладочные материалы из химических волокон бывают клеевые и неклеевые. Клеевые выпускаются различной толщины, белого, серого и черного цветов. На одну сторону материала нанесён точечный или сплошной клеевой слой. Основные детали кроя и прокладки склеивают с помощью горячего утюга. Делятся на: флизелины, дублерины, бортовки.

Свойства клеевых прокладочных материалов: 1. драпируемость, 2. увеличение стойкости к сминанию, 3. предотвращение растяжения ткани, 4. предотвращение деформации ткани после стирки и химчистки. Важнейший критерий выбора прокладочного материала - это усадка. Она должна быть такая же, как и усадка проклеиваемой ткани. В том случае, если усадка будет больше или меньше, то это негативно скажется на внешнем виде деталей.

Прокладка – корсаж предназначена для укрепления пояса брюк, юбки. Клей нанесен на одну сторону. Имеет перфорацию (1, 2 или 3 ряда отверстий) по которой прокладывают машинную строчку. Продаётся корсаж 2,5; 3,0; 3,5; 4,0 см. шириной белого и чёрного цветов. Клеевая паутинка – для закрепления краев деталей одежды. Вкладывается внутрь подгибки. Флизофикс – тончайшая клеевая паутинка с двусторонним клеевым покрытием, применяется в вышивке, аппликации .

Флизелин - это нетканый (клеевой или неклеевой) волокнистый материал, волокна которого склеены специальным составом, поэтому на срезе не осыпается. Дублерин — это клеевой прокладочный материал на тканой или трикотажной основе. Дублерин применяют чаще, чем флизелин, т.к. он наиболее универсален (можно дублировать трикотажные материалы, стрейч-материалы, для фронтального дублирования больших деталей).

Бортовка - это клеевой прокладочный материал на тканой основе, употребляется при шитье верхней одежды в качестве прокладки, придающей устойчивость её формам (борта, плечи и т.д.).

Вторая  группа - утепляющие материалы.

 Синтепон – волокнистый нетканый прокладочный материал. Материал для утепления швейного изделия или придания ему толщины, применяющийся в производстве швейных изделий, верхней одежды, стеганных одеял и покрывал, мягкой мебели Вкладывают между двумя слоями изделия – лицевым и изнаночным

Холлофайбер Под маркой «холлофайбер" выпускается спектр нетканых материалов, в основе которых высококачественный 100% полиэстер (полиэфир). Наиболее прогрессивным методом скрепления полиэфирных волокон считается "термоскрепление", т.к. когда волокна под воздействием высокой температуры "вплавляются" друг в друга, а не склеиваются или пробиваются ("спутываются") иглами. Название «термопол" восходит к условному определению - "термополотно", т.е. волокно, скрепленное термическим методом.

Нетканые полотна из смеси натуральных волокон с искусственными Экофайбер  - наполнитель для подушек, который прекрасно сохраняет форму, прочный, гигроскопичный, приятный на ощупь, не вызывающий аллергических реакций. Волокно проходит специальную антибактериальную обработку, которая надежно защищает изделие от бактерий и пылевых клещей.

Ватин - нетканый материал применяющийся в производстве мебели, входных дверей, спецодежды и другой одежды, которая стегается снаружи. Ватин является тепло и шумоизоляционным материалом. Состав: 30% шерсть, 70% хлопок, вискоза, синтетика.

Искусственный мех - это текстильная ткань, имитирующая натуральный мех. Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам и сравнительно низкой стоимости широко используется для изготовления одежды, головных уборов, отделки, служит обивочным и прокладочным материалом. Различают: тканый, трикотажный, прошивной, клеевой и получаемый приклеиванием ворсинок в электростатическом поле.   Применяются различные мононити или комплексные полиамидные и полиэфирные вискозные, ацетатные нити, пряжу из полиакрилонитрильных волокон.

Трикотажно - вязаное текстильное изделие, получаемое в результате взаимного переплетения петель, которые создают прочное полотно или различные изделия.  Свойства трикотажных материалов: 1. растягиваются в любом направлении, 2. распускаются, что возникает при обрыве одной из нитей. Трикотаж обладает усадкой при стирке и замочке. Благодаря петельной структуре трикотаж обладает мягкостью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, не мнётся.

Искусственная кожа (разг. кожзам) —  полимерный материал промышленного производства, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, головных уборов, галантерейных и некоторых технических изделий. Особую группу составляют кожи на основе нетканых материалов. Применение нетканых волокнистых основ позволяет получать однородные и изотропные искусственные кожи, обладающие сравнительно высокой влагоёмкостью, способностью к удлинению при нагрузках, которые хорошо имитируют натуральную кожу.

Требования по уходу за изделиями из химических волокон.

 Вискозные ткани стирают вручную или в машине на щадящем режиме при 30 – 40 градусах стиральным порошком для деликатных тканей. Нельзя тереть, выкручивать или отжимать, изделия можно подвесить для сушки мокрыми или, закатав в простыню, осторожно отжать, нельзя сушить в машине. Гладят вискозу утюгом в режиме “шелк” во влажном состоянии или через влажную ткань. Изделия из вискозной ткани можно отдать в химчистку.

Ацетатный шелк стирают вручную или в машине при 30 градусах в режиме для деликатных тканей. Возможна химическая чистка. Одежду из ацетатного шелка нельзя сушить в машине, для сушки ее подвешивают. Ацетатный шелк сохнет быстро и почти не нуждается в утюжке. При необходимости отгладить ткань с изнаночной стороны едва теплым утюгом. Триацетатный шелк переносит обычную машинную стирку при температуре до 70 градусов и утюжку в режиме “шелк/шерсть”. С изделиями из триацетатного шелка обращаются так же, как и из ацетатного шелка.

Изделия из капрона, нейлона, дедерона (полиамидные волокна) более чувствительны к нагреву, стирать их нужно при температуре не выше 40 градусов. Гладят при самом низком нагреве утюга без пара. Изделия с эластановыми волокнами (лайкры). Волокна не меняют свойств в мокром состоянии, поэтому изделия из них рекомендуется стирать в машине с порошком для деликатных тканей и не сушить в машине, но их нельзя утюжить горячим утюгом.

Изделия из лавсана, полиэстера, кримплена (полиэфирные волокна) стирать в машине при температуре 40 градусов. При более высоком нагреве ткани могут образовываться замятые складки, которые трудно удалить. Белые ткани можно стирать универсальным порошком, цветные – порошком для деликатных тканей. Полиэстер можно сушить в машине, но не досуха, он сохнет быстро. Трикотаж из полиэстера сушат только в разложенном виде. Полиэстер не требует утюжки, но если она понадобиться, то гладить умеренно нагретым утюгом (в режиме “шелк”) и через влажную ткань. Изделия из полиэстера можно отдавать в химическую чистку.

Уход за изделиями из нитрона, акрила (полиакрилонитрильные волокна) почти такой же как за лавсаном, но стирать следует при температуре не выше 30 градусов. Сушка машинным способом исключается. Вывод: способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Ткани из химических волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают вручную или в машине в щадящем режиме при температуре 30 - 40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани чуть теплым утюгом.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ УХОДА ЗА ИЗДЕЛИЯМИ

 Существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.

Процесс стирки

Процесс отбеливания хлорсодержащим веществами

Процесс глажения

Процесс сухой чистки

Сушка в барабане

( рассматриваем  ярлыки и  упаковки изделий, изучаем состав, и способы ухода)

ΙV. Закрепление пройденного материала.

Опрос:

  • Зачем людям потребовались новые виды волокон?
  • Что служит сырьем для производства искусственных волокон?
  • Что служит сырьем для производства синтетических волокон?
  • Назовите основные этапы процесса производства химических волокон?
  • Назовите ткани из искусственных волокон?
  • Назовите ткани из синтетических волокон?
  • Назовите способы  образования нетканых материалов?
  • Какие виды нетканых материалов существуют?
  • Какие основные правила ухода  за изделиями из химических волокон?

V. Итоги урока.

Беседа:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Мы выполнили поставленную цель?

 Выставление  оценок за работу на уроке, уборка рабочих мест.

Домашнее задание: Выучить основные понятия  и записи в тетради. Принести образцы тканей  и  нетканых материалов из синтетических и искусственных волокон,           размером 7см х 10см.



Предварительный просмотр:

Тест 1: « Текстильные волокна из химических волокон»

Выберите верные ответы

1. На какие группы делятся химические волокна:

А) Каменные

Б)  Искусственные

В) Минеральные

Г) Синтетические

2.Волокно, сырьем для которых является целлюлоза (отходы древесины и хлопка)

3.Каким тканям относятся вискозное и ацетатное волокно:

        А) Искусственным

        Б) Синтетическим

        В) Минеральным

4.Каким тканям относятся капроновое,  лавсановое волокно:

        А) Искусственным

        Б) Синтетическим

        В) Минеральным

5.Каким материалы относятся к нетканым:

        А) Ватин

        Б) Сатин

        В) Флизелин

        Г) Органза

6 .Для чего служат с клеевые материалами:

        А) Для  утепления швейных изделий;

        Б) Для укрепления ткани

        В)Для  украшения швейных изделий.

7. Определи правильную  последовательность  получение тканей их химических волокон:

____- Ткачество

____- Заготовка сырья

____ -Формирование волокон из раствора

____ - Подготовка сырья к получению волокон

____- Отделка

8. Какое волокно: мягкие, гадкие, прямые, с сильным блеском, менее прочные, чем волокна натурального шелка, имеют малую упругость, поэтому ткани из этих волокон мнутся;хорошо впитывает влагу и быстро сохнет.Горит, как и хлопок, желтым быстро бегущим пламенем. После сгорания остается пепел серого цвета и запах жженой бумаги.?

Тест 2: « Текстильные волокна из химических волокон»

Выберите верные ответы

1.Группа волокон, не являющихся натуральными по происхождению

2.Какое сырье нужно для производства химических волокон:

А) продукты переработки каменного угля и нефти

Б)  целлюлоза, древесины ели

В) целлюлоза отходов хлопка

Г) продукты переработки шерсти и шелка

3.Каким тканям относятся вискозное и ацетатное волокно:

        А) Искусственным

        Б) Синтетическим

        В) Минеральным

4.Каким тканям относятся капроновое,  лавсановое волокно:

        А) Искусственным

        Б) Синтетическим

        В) Минеральным

5.Каким материалы относятся к нетканым:

        А) Ватин

        Б) Сатин

        В) Флизелин

        Г) Органза

6 .Для чего служат утепляющие материалами: 

        А) Для  утепления швейных изделий;

        Б) Для укрепления ткани

        В)Для  украшения швейных изделий.

7. Определи правильную  последовательность  получение тканей их химических волокон:

____- Ткачество

____- Заготовка сырья

____ -Формирование волокон из раствора

____ - Подготовка сырья к получению волокон

____- Отделка

8. Какое волокно: имеют гладкую блестящую поверхность, хорошо смачиваются водой, но быстро сохнут. уже при температуре 65 он теряет прочность, горит слабым голубовато-желтым пламенем с выделением белого дымка. При остывании на конце образуется твердый темный шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    -    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...

План-конспект урока по физической культуре в 4 «Б» классе Тема: «Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки»

Задачи урока:1.     Обучение преодолению гимнастической  полосы препятствий.2.     Формирование  правильной  осанки.3.     Во...

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

План урока по технологии, раздел кулинария в 5 классах тема "Технология приготовления бутербродов и горячих напитков"

Урок по технологии с презентацией раздел "кулинария" 5 кл. "Бутетброды и горячие напитки"...

План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"

Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...

План-конспект дистанционного урока по иностранному языку в профессиональной деятельности на тему "Social networks".

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчи...

План-конспект открытого урока МДК.01.01 Технология обработки текстильных изделий УП.00. Производственная практика по профессии «Оператор швейного оборудования», код 29.01.08

ФСИН РоссииФедеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 114 План-конспект открытого урокаМДК.01.01 Технология обработки текстильных изделийУП.00. Производственная практикапо...