Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" Тема: «Мораль, категории морали»
методическая разработка на тему

Методическая разработка открытого урока по дисциплине  "Обществознание" по теме: «Мораль, категории морали» поможет всем преподавателям при подготовке к уроку по данной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moral.kategorii_morali.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине

ОУД.11 Обществознание (включая экономику и право)

Тема: «Мораль, категории морали»

Разработала: преподаватель обществознания

Рубец Наталья Александровна

Белгород, 2017 г.


Тема урока: «Мораль, категории морали»

Цели урока:

  • Образовательные: создать условия для расширения у обучающихся представления о морали, её категориях, подвести обучающихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения.
  • Развивающие: способствовать развитию умений анализировать различные тексты с позиций норм морали, свои поступки, поведение, участвовать в беседе, слушать своих товарищей по команде, работать с текстом, делать выводы, сравнивать, актуализировать ранее изученное, формировать у обучающихся умение приводить примеры из собственной жизненных ситуаций.
  • Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся нравственных качеств, потребности в хороших и добрых поступках, воспитывать уважение к моральным нормам.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Обеспечить достижение обучающимися следующих результатов:

предметных: знать – значение понятий «мораль», категории морали, права, «золотое правило морали»; уметь - анализировать, обобщать, делать выводы, приводить примеры  из личной жизни, жизни общества;

личностных: расширение представлений учащихся о регуляторах поведения человека и общества, формирование коммуникативной компетентности, освоение социальных норм, правил поведения;
метапредметных: умение отбирать  информацию, формулировать мысль, представлять результаты учебной деятельности; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе

Методы обучения: проблемно-поисковый, иллюстративно-репродуктивный, решение ситуационных задач, сравнения, исследовательский, работы с текстом, кейс-технология.

Формы организации учебной работы:  фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, видеоматериал.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие присутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку, проверить явку)
  2. Актуализация знаний

Слайд 1

- Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха – Что такое «хорошо» и, что такое «плохо»? У меня секретов нет,- слушайте, детишки,- папы этого ответ
помещаю в книжке.

- Словами Владимира Маяковского начнём наш урок.

- Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»?

-  Ребята, предлагаю вашему вниманию видео притчу о «Двух волках»

   Слайд 2

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Из притчи, что ж такое  «хорошо»? А что «плохо»?

- Кто это определяет? Кто оценит ваш поступок? (Общество, те, кто живёт рядом с вами)

- Оценка обществом ваших поступков – это и есть моральная  оценка.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о морали, её категориях.

 И наша главная цель – Выяснить, нужна ли нам мораль сегодня, в 21 веке?

Слайд 3

- Тема сегодняшнего урока: «Мораль, категории морали»

III. Систематизация знаний и обобщение.

- Иногда мы задумываемся над вопросом о происхождении морали – откуда она? Это один из вечных вопросов, на него нет однозначного ответа. Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от Бога. Тут уж каждый судит сам.

- Попытаемся определить время появления морали.
Факты.
- Ученик: За тринадцать веков до новой эры великий библейский моралист Моисей провозгласил бессмертные Десять Заповедей. И сегодня, спустя три с лишним тысячи лет, люди узнают о них, открыв Библию (священную книгу христиан).

- Какие вы знаете заповеди? (ответы учеников)

-
Ученик: За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудреца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь», - ответил мудрец. Это был Конфуций – китайский философ. Одним из первых он сформулировал великий принцип гуманизма – «золотое правило морали».

- Ученик: Начало нашей эры. Иисус Христос в своём учении провозгласил заповеди любви и милосердия (заповедь – наказ, наставление, правило поведения). Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия, призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода – милосердную, умеющую прощать и сотрудничать.

Подумайте: насколько важна, актуальна сегодня, спустя тысячелетия, мораль любви, провозглашённая Христом?

- Мы поговорили об истории появления морали. Вот мы говорим: мораль, мораль…. А что это?

- Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.

- А сейчас давайте обведём на листах свою руку… В центре слово мораль. Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, лично значимые ассоциации вызывает у вас это слово (добро и зло, совесть, долг, честь и честность, моральная ответственность )

- Ну и что у нас получилось? Какие слова вы написали?

    Слайд 4

- А вот, что получилось у меня. Давайте обсудим  слова-ассоциации.

Добро и зло.

   - Добро и зло существует в каждом человеке (притча о двух волках). А человек уже рождается добрым или злым?

- Всё зло, совершаемое человеком, остаётся с ним, а добро возвращается ему.

- Мир сам по себе не приносит нам ни добра, ни зла. Он безразличен к человеку! Всё происходящее вокруг нас – всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков…

- Что не даст человеку совершить злой поступок, сделать плохо другому? (совесть)

- А что такое совесть? (внутренний суд человека над самим собой)

- Совесть- то, что помогает отличить добро от зла и поступать в соответствии с правилами морали.

- Послушайте:

  • На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

- Ежедневно каждый человек принимает решения жизненно важные и не очень важные, при этом он руководствуется своей  совестью, поступает так, как велит ему долг.

- «Долг» - ещё одно слово из нашей ладони ассоциаций.

- Что есть долг? (внутренне принимаемое (добровольное) обязательство)

- О каком долге идёт речь? (о моральном)

- Послушайте арабскую притчу «Долг».

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков  я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому-нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание  своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

- О чём идёт речь в данной притче? (о долге родителей перед детьми и детей перед родителями)

- Выполнив свой долг перед родителями, мы останемся честны перед самими собой, а это важно?

- Считаю, что важным качеством человека является честность. А вы как считаете?

- Важно ли для вас окружение из честных людей? (важно, на них можно положиться)

- Были ли в вашей жизни ситуации, когда близкий человек вас обманул?

- Как стали вы относиться после этого к нему?

- Вот мы с вами обсудили категории морали, ответьте на вопрос:

  • Человек рождается с моралью?
  • Откуда вы узнали моральные правила? (родители, семья в целом, школа)
  • Если мы с вами будем нарушать моральные нормы поведения, что может последовать за этим? (осуждение общества)
  • В тюрьму вас за это посадят? (нет)

- Ребята, другим регулятором жизни человека является право, правовые нормы.

- Что такое право?

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

Подумайте над ситуациями:

- Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль - или право

- Вадим угнал автомобиль, он был задержан сотрудниками полиции (право).

- Артём  нагрубил пожилому человеку (мораль)

- Николай украл телефон (право)

- Какая ответственность наступает за нарушение правовых норм -  юридическая? А за  нарушение моральных норм - моральная.

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Мы продуктивно с вами поработали, поразмышляли над вопросами  морали, нравственности, категориях морали. Главной  целью урока было?

 – Выяснить, нужна ли нам мораль сегодня, в 21 веке?

Слайд 5

- И сейчас я бы попросила  вас проголосовать.

Звучит песня «Виноградную косточку…» (Окуджава)

Вывод. Мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.

Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Слайд 6

V. Домашнее задание: §  2.4 с.180-186 найти поговорки, пословицы, высказывания по теме.

При наличии времени

Просмотр видео «Рубаи Омара Хайяма Мудрость Востока»

Ответьте «да» или «нет» на каждую позицию теста.

Сумеешь ли ты: 1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи; 2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок; 3) простить своего обидчика; 4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом; 5) защитить несправедливо обиженного или более слабого; 6) сдержать слово, если обещал; 7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

(Если ответишь «да» три раза, ты – приличный человек, если пять – ты очень приличный человек, а если семь – ты ангел!)

Список использованной литературы и интернет-источников:

1) Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2) Педагогические мастерские Франция — Россия. / Под ред. Э.С. Соколовой. - М.: Новая школа, 1997 г.

3) как учить не уча. / Окунев А.А.-СПб: Питер Пресс, 1996 г.

4) http://festival.1september.ru

5) http://nsportal.ru

6) https://yandex.ru/video/search?text=притча о двух волках в человеке

7) https://yandex.ru/video/search?text=притча мудрость востока Омара Хайяма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"

Современный этап развития общества требует новых под­ходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профес­сиональных образовательных учреждениях, готовящих в...

Методическая разработка урока химии по теме "Белки"

Методическая разработка урока химии по теме "Белки"...

Методическая разработка урока математики на тему "Числа от 1 до 10"

Урок-путешествие по математическим планетам...

Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"

Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...

методическая разработка урока по электротехнике. Тема:"Электроизмерительные приборы (зачет по теме).

Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышлени...

Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Базовые категории эстетики"

Методические материалы (презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Базовые категории эстетики"  методиста, преподавателя Тетачко С.И....

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...