Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы
материал на тему

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_pedagogika.docx67.48 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

(углубленной подготовки)

 Студентка  группы П-31 ОЗО:                                                        Руководитель:                                                   Кушнарёва Екатерина Николаевна                   Кравченко Н.В., преподаватель                         общепрофессионального цикла

Допущена к защите

                                                                             _________________

 подпись руководителя

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ         3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ        

1.1. Сущность и определение понятий: «девиация», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».        5

1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.        7

ГЛАВА II.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.        

2.1. Выявление детей младшего школьного возраста, склонных к девиантому поведению.        11

2.2.Анализ опыта педагогов- практиков по профилактике девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы.        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        30

ПРИЛОЖЕНИЕ        33

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом отмечается рост детской преступности, увеличение числа детей с девиантным поведением, поэтому тема данного исследования актуальна. Особую тревогу вызывает проникновение различных видов девиации в среду младших школьников, что отрицательно влияет на процесс становления личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе. В связи с этим возрастает роль профилактики, направленной на выявление детей, склонных к девиации.

Актуальность проблемы девиантного поведения детей требует понимания сущности данного явления, владения основными методиками его диагностики и организации профилактической работы в образовательных учреждениях.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования является профилактика девиантного поведения младших школьников.

Целью исследования является изучение особенностей профилактики девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы.

Гипотеза: если при организации работы по профилактике учитель будет учитывать:

  • возрастные особенности развития младших школьников;
  • особенности среды жизнедеятельности младших школьников;
  • наличие программы по профилактике;
  • совместную деятельность родителей, учителей и других специалистов по профилактике девиантного поведения, то данный  вид деятельности будет результативным.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и определение понятий «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение»;

- изучить возрастные особенности детей;

- рассмотреть проблему выявления детей младшего школьного возраста, склонных к девиантому поведению,

- обобщить опыт педагогов-практиков по изучению проблем профилактики девиантного поведения.

Методы исследования:

- изучение научной литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов-практиков по изучению проблем профилактики девиантного поведения младших школьников.

1.1 Сущность и определение понятий: «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение»

В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом - девиантное поведение (от латинского DEVIATO –отклонение) поведения.

По мнению Е. В. Змановской «девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [7, с. 15].

Девиантное поведение — устойчивое поведение психически здоровой личности, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [8,с.256]

Дезадаптация — социально-психологическое состояние личности, характеризующееся нарушением равновесия личности и среды (например, неспособность адаптироваться в конкретной ситуации); снижением эффективности функционирования человека (например, снижение выдержанности, повышение агрессивности, снижение способности к запоминанию, снижение точности действий и пр.); снижением успешности деятельности (например, утрата способности человека справляться с социальными функциями); неспособностью либо нежелание личности самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию (например, изменив собственное поведение); неспособностью удовлетворять собственные потребности и потребности социума.[8,с.256]

Отклоняющееся поведение — поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от общепринятых данным обществом поведенческих норм. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и др. особенностей того человека, который его осуществляет. Отклоняющееся поведение является результатом актуализации факторов риска под влиянием длительного воздействия негативных условий, следствием чего является возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение поведения. Синонимом понятия «отклоняющееся поведение» является девиантное поведение.

Процесс формирования отклоняющегося поведения включает в себя четыре последовательных этапа. Первый этап — дезориентация ребенка в новых, не привычных для него социальных условиях, где наработанные за предшествующий период жизни привычные способы поведения теряют свою эффективность, а новые в его поведенческом арсенале еще не выработаны. Второй этап — дестабилизация ребенка, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой, сохранения статуса и пр. Третий этап — фрустрация ребенка, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для ребенка ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. Четвертый этап — деструктивное поведение (асоциальная социально-психологическая дезадаптированность), характеризующееся воспроизведением ребенком негативных поведенческих реакций и образцов поведения, с одновременным осознанием неправильности, «запрещенности» своего поведения, что сопровождается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности своего поведения (в результате запуска психологического защитного механизма — вытеснения), развитие различного рода психологических и биологических нарушений (неврозы, психозы, энурез, бессонница и т. п.), требующих медицинского вмешательства.

 Четвертый этап (второй вариант) — асоциальное поведение (асоциальная социально-психологическая адаптированность), характеризующееся воспроизведением ребенком негативных поведенческих реакций и образцов поведения на основе их осознанного принятия. В данном случае негативное, отклоняющееся поведение ребенка не приходит в противоречие с его нравственно-моральной сферой, а воспроизводится осознанно с целью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения социальной роли на базе видоизмененной системы ценностей и идеалов [8, с.267].

Таким образом, девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — возраст 6/7 — 10-летних детей, обучающихся в I —IV классах начальной современной отечественной школы. Как особый период детства выделился сравнительно недавно, с введением обучения в неполной или полной средней школе. Этот период детства отсутствует у детей, не обучающихся в школе.

Наиболее характерными чертами младшего школьного возраста являются переход от игры к учению как основному способу усвоения общечеловеческого опыта и формирование учебной деятельности как ведущей в этом возрасте. На ее основе складываются основные психологические новообразования — произвольность психических процессов, внутренний план действий (способность действовать в уме) и рефлексия. Поступление ребенка в школу связано с изменением социальной ситуации развития и перестройкой всей системы отношений. Система «ребенок—учитель» становится центром жизни ребенка, источником его самооценки, основой для построения отношений в системах «ребенок—сверстники» и «ребенок-родители». Изменяется позиция ребенка в семье, где к нему предъявляются более «взрослые» требования.

Включение ребенка в учебную деятельность создает условия для преобразования психических процессов, развития мотивационно-потребностной сферы, социально-психологических качеств  личности. Ранее развивающиеся на наглядно-образной основе познавательные процессы формируются в словесно-логическом плане. На начальных этапах обучения важно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, создавать ситуацию успеха, подкреплять положительное отношения к школе и учению, формировать содержательную учебную мотивацию[8, с.233]

В младшем школьном возрасте происходит много новообразований. Прежде всего, это связанно с поступление ребенка в школу. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. В процессе обучения в начальной школе укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Развитие отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Так же существенные изменения наблюдаются в физиологическом развитии.

Особенности младшего школьного возраста в трудах следующих педагогов и психологов Ш..А. Амоношвили, М. Н. Волокитина, Н.Д.Левитова, Н.С. Лейтенса,  Р.В. Овчаровой и других.

В поведении младших школьников наблюдаются различия по половому признаку. Для мальчиков характерна большая раскованность поведения, большая подвижность и непоседливость в сравнении сих сверстницами. Они больше отвлекаются на уроках. Девочки аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статистическую нагрузку проявляются в более частом нарушении дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах. Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучит содержать рабочее место.

В младшем школьном возрасте происходит еще одно важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Перед младшим школьником стоит задача освоить довольно широкий свод норм, правил поведения, применение которых позволит им правильно организовать взаимоотношение с учителями, родителями и сверстниками.

Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания отношений в коллективе. Взаимоотношения детей в классе не возникают сами собой, они имеют свою логику изменения и развития.

В.И. Сухомлинский отмечал: « Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки» [23,с.209].

Особое место в системе отношений занимает дружба. Интенсивное дружеское общение – это не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Дружба оказывает непосредственное влияние на формирование личности. В отношения со своими друзьями ребенок учится любить, понимать, заботиться, и принимать на себя ответственность за других. Дефицит дружеских отношений в возрасте 8 – 9 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Проведенные исследования доказывают, что дети, имеющие друзей, более общительны, готовы к сотрудничеству, альтруистичны, уверенны в себе и значительно менее одиноки, чем те, у кого друзей нет. Лонгитюдных исследований данной проблемы мало. Однако они показывают, что уже простое «наличие друзей» в детском возрасте является самым надежным фактором, позволяющим предсказать высокий уровень самоуважения, положительные семейные установки и отсутствие депрессии в юности.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Для детей младшего школьного возраста характерно переживание дружбы через межличностные отношения и выбор конкретных друзей. В этом возрасте дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяют их интересы. Ища у друга понимания, сочувствия, поддержки, школьник сам далеко не всегда готов ответить тем же. Эгоцентризм, застенчивость, недостаточная эмоциональная развитость мешают ребенку видеть сложности и проблемы другого человека, адекватно проявлять свое положительное отношение. По мере взросления приобретения опыта общения, а также при наличии педагогического воздействия школьник ощущают потребность помочь другу, учится понимать эмоциональное состояние другого человека.

Вместе с тем влияние дружбы на развитие личности ребенка зависит от того с кем он дружит. Друзья повышают социальную компетентность ребенка только в том случае, если они сами компетентны, социально приспособлены и обладают психической гибкостью. Связь с антисоциальными друзьями усиливает антисоциальное поведение ребенка, больше чем общение с неагрессивными друзьями, особенно если сам ребенок агрессивен и отвергнут сверстниками.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в младшем школьном возрасте происходит много новообразований, как в анатомо–физиологическом так и в личностном развитии ребенка. Особое место в системе отношений является дружба. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность.

При организации учебно - воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

2.1. Выявление детей младшего школьного возраста, склонных к девиантому поведению

Школа является важным этапом социализации ребенка. От степени психологической готовности младшеклассника к задачам и ритму школьной жизни зависит успешность освоения этого этапа. [17, с. 89]

Для профилактики девиантного поведения младших школьников нам необходимо подобрать и рассмотреть диагностический инструментарий, который поможет прояснить картину внутреннего мира ученика, а так же поможет нам в работе по выявлению детей с девиантным поведением.

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у школьников, важное место занимает своевременное выявление детей «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

М.С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка. [16, с. 45]

Для исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, а так же другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми. В основе метода лежит наблюдение за нерегламентированным поведением детей. Предполагается, что достаточный опыт взаимодействия с ними позволит эксперту достаточно объективно классифицировать и оценить отдельные проявления поведения.

Преодоление  отклонений  в  поведении  младших  школьников  целесообразно  начинать  в  первый  год  их  обучения  в  школе.  Для  этого  необходимо  создать  систему коррекционно-профилактической  работы.  Этапы, которой  будут  планироваться  в  следующей  последовательности:  диагностическая,  коррекционная -  профилактическая  работа  педагогов  с    детьми.  [24]

   На первом  этапе  работы  в  этом  направлении   можно   использовать  следующие  методы  диагностики:

  • Метод  наблюдения.

             Основными  признаками  школьной  дезадаптации  младших  школьников  являются:

-  Стойкая неуспеваемость в обучении.

 - Отклонения  в  поведении обучающегося  (как защитная реакция  на требования взрослых).

 - Хроническое снижение настроения.

- Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.

 - Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никомуненужности».

  • «Методика    изучения  социальной  адаптированности   детей к школе».
  • «Социометрия».
  • Методика  «Наши  отношения».
  • Методика  изучения  школьного  коллектива  «Все мы  чем-то похожи» .  

(Смотрите  приложение  1)

На  втором    этапе  работы  в  этом  направлении необходимо  создать  все  условия  для  социально-коррекционной и  профилактической  работы:  

  • Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания   должны быть направлены на утверждение  самооценки личности.
  • Создание условий для включения в успешную     деятельность  каждого обучающегося.
  • Повышение  внутренней мотивации обучающегося  и  потребности к творческому познанию.
  • Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.
  • В центре внимания личность ребенка.
  • Весь процесс воспитания наполнен нравственным  содержанием.
  • Активное включение в школьную жизнь,  в проведение и организацию мероприятий,    коллективных творческих дел.
  • Выбирается    вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь определенные успехи;  прогнозируются отношения воспитанника в процессе деятельности со взрослыми, сверстниками; определяется характер руководства школьником в деятельности.

(Смотрите  приложение 2)

Эффективность  работы  будет  достигнута  только  при  условии создания   системы  коррекционно-профилактической  работы,  и только  система предполагает достижения следующих результатов:

- уменьшение числа подростков  с  отклонениями  в  поведении;

- уменьшение  числа  правонарушений  среди  подростков;

- формирование  активной  жизненной  позиции  обучающихся.

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках.

Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. И для того, чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. [3, с. 8]

Процедура тестирования должна соответствовать приведенным рекомендациям, иначе интерпретация результатов может быть иной. Это относится не только к инструкции, даваемой обследуемому ученику, но и к используемым материалам, например, многие особенности рисунков, выполненных ручкой, следует интерпретировать иначе, чем особенности рисунков, сделанных карандашом. Интерпретации на основе предлагаемых критериев подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые.

Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4, но допустим и меньший формат. Удобно использовать простой карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обсcледуемого не следует.

Автор отмечает, что «инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от первоначальной инструкции, последующая, беседа не должна быть формализованной, ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и введение дополнительных.

Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные». [3, с. 10]

В протоколе отмечают:

  • темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;
  • последовательность, в которой делались разные части изображения;
  • вопросы и высказывания обследуемого;
  • краткое содержание последующей беседы.

Графическая методика «Кактус»

Автор методики – М.А. Панфилова.

М.А. Панфилова в своей работе [20] отмечает, что целью данной методики является выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Графическая методика выполняется на листах формата А4. Кактус изображается таким, каким ты себе его представляешь.  Не допускаются вопросы и дополнительные объяснения. Ребенку нужно дать столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

После того, как ребенок полностью завершил рисование можно начинать обработку рисунка. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам.

Проективная методика «Несуществующее животное»

Автор методики – М.З. Дукаревич.

Цель данной методики – диагностика личностных особенностей.

Методика позволяет выявить:

  • склонность к агрессии;
  • уровень агрессии;
  • признаки возможной психической патологии;

При проведении тестирования нужно положить лист бумаги перед

обследуемым горизонтально и сказать: «Я хочу посмотреть, как ты умеешь фантазировать и воображать. Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». [3, с. 12]

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать и не может ничего придумать, то нужно ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, поэтому совершенно неважно, каким оно получится.

Когда ребенок заканчивает рисовать, его нужно попросить придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает затруднение, то эту часть опускают.

Если вместо несуществующего животного изображают обычное, то нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляют собой изображение реального животного, то эту работу прекращают.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ ребенка записывают, по возможности, дословно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • А чего больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь?
  • Есть у него друзья? Кто они?
  • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
  • Чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?

Все ответы на вопросы записываются в протоколе. Для более детального анализа рисунка можно интерпретировать каждую часть несуществующего животного.

Таким образом, подобрав диагностический инструментарий, мы сможем обеспечить профилактику социально – эмоциональных проблем у школьников  выявить детей с негативными факторами развития. Мы пришли к выводу, что для профилактики девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы мы должны изучить и проанализировать опыт педагогов – практиков по данной проблеме.

В связи с возникновением интереса, в следующем параграфе нашей главы мы изучим и проанализируем опыт – педагогов практиков по проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников.

2.2. Изучение и анализ опыта педагогов – практиков по проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников

В ходе работы над проблемой профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста нами изучен опыт педагогов – практиков. Мы познакомились с работой учителя начальных классов Кирдяшкиной Н.Ф, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» города Саранска.

Она считает, что большинство детей пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления, неуверенность, тревожность, агрессивность. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.

Автор отмечает, что «хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение  к учебе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и «отдыха – непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим – 40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников. Приступая к работе с «девиантами», учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании – это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте». [10]

Н.Ф. Кирдяшкина в своей работе выделяет причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста:

1. Семья. Большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды;

2. Академическая неуспеваемость. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности;

3. Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором;

4. Наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;

5. Одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.

Автор отмечает, что «каждому педагогу целесообразно овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая включает несколько этапов:

1-й этап – контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты бы хотел на каникулах поехать в лагерь?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.

2-й этап – диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

3-й этап – коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.

4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.» [10]

Н.Ф. Кирдяшкина с целью профилактики применяет различные формы работы с учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению:

1. Индивидуальные личностно – ориентированные тренинги и беседы;

2. Вовлечение во внеклассные мероприятия;

3. Вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);

Автор отмечает, что при взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;

  1. Использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов;
  2. Необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
  3. Учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.

Н.Ф. Кирдяшкина в своей работе [10] предлагает прочесть притчу о перевернутом камне (Приложение 3) [2]. И на основе данной притчи делает вывод, что зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих.

Таким образом, рассмотрев данный опыт, мы выяснили, что главное

условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, вера в силы учащегося, постоянная поддержка и стимулирование.

В нашей работе мы изучили опыт социального педагога Трифоновой Нины Александровны, МОУ СОШ № 10 города Россоши.

Н.А. Трифонова в своей работе [18] приводит примеры девиантного поведения детей, с которыми она столкнулась на практике:

1. Дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

2. Ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

3. Нарушения физического или психического здоровья.

Автор отмечает, что «манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивность, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться. Существо поведения ребенка – это эмоционально - нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому работу нужно начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений». [18]

 Нина Александровна предлагает подразделить семьи на четыре типа:

1. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь, наркотики. Для отцов и матерей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача педагога – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;

2. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания. Задача педагога – сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;

3. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача педагога – изменить ориентацию родителей. Хорошо помогает «дипломатический» подход, при встречах с родителями нужно использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры их жизни других семей, доброту, благородство;

4. Семьи, в которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью. Задача педагога – доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в воспитании.

Н.А. Трифонова в своей работе [18] предлагает рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

1. Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;

2. Определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни несовершеннолетнего;

3. Необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

4. Признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

5. Владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми.

Таким образом, рассмотрев данный опыт, мы выяснили, что развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Многие социальные отклонения, присущие детям, вырастают из семьи. Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.

Также в нашей работе мы рассмотрели опыт педагога – психолога Гуреевой Ирины Витальевны, МБОУ «СОШ №4», города Мегион.

Она считает, что «коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных школьников к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности». [6]

Ирина Витальевна выделяет причины отклоняющегося поведения:

1. Безнадзорность учащихся.

Обычно школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.

Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.

2.Азартные игры.Это реакция на неуспех в учебной и общественно

полезной деятельности, это способ самоутвердиться.

3.Сквернословие.

4.Курение, алкогольная зависимость.

5.Отклонения в сексуальном развитии ребенка.

6Ложь.

7.Неврозы.

И.В. Гуреева в своей работе [6] предлагает пять правил, как воспитать положительную привычку у учащихся:

Первое правило– для того чтобы воспитать в человеке положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что жизнь без нее превращается в катастрофу. Если ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, отрицательным учебным результатам и т.д.

Второе правило– человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Можно тысячу раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.

Третье правило– необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка положительных привычек приводит к их закреплению и становится «второй натурой».

Четвертое правило– нельзя бесконечно говорить ученику, что он – обладатель плохих привычек. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.

Пятое правило– для проявления положительных привычек воспитатель, классный руководитель должен создавать условия. Если воспитатель, классный руководитель знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы и т.д. Но для того чтобы подобным образом построить работу с детьми, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших учеников.

Таким образом, проанализировав опыт, мы пришли к выводу, что решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов, выступает личность самого специалиста, оказывающего социально – психологическую помощь.

Изучив педагогический опыт педагогов – практиков, мы сможем сделать вывод о том, что реализовать результаты можно с помощью глубокой работы, которая является постоянным длительным процессом.

Итак, в процессе рассмотрения педагогических условий профилактики девиантного поведения младших школьников, мы подобрали диагностический инструментарий и выяснили, что профилактика девиантного поведения без данного вида работы с детьми, не будет эффективной. Мы также изучили опыты педагогов – практиков по нашей проблеме и выяснили, что на практике возможно реализовать поставленные цели и задачи, но при помощи различных подходов, работ с учащимися и их родителями.

Профилактика — комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, с целью предупреждения отклонений в ее поведении[8,с.274]

Р.В.Овчарова отмечает: «под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов» [14 ,с.275].

Всемирная организация здравоохранения предлагает выделить первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально – психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важным видом превентивных мероприятий в области предотвращений отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – это комплекс медицинских, социально – психологически, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение.

Третичная профилактика – это комплекс мер социально – психологического и юридического характера, целью которых является предотвращение совершения повторного преступления несовершеннолетним, вышедшим из мест лишения свободы.

Выделяют также общую, специальную и индивидуальную профилактику.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальной профилактикой можно назвать систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика школьных страхов, профилактика неуспеваемости и т.д.

Индивидуальная профилактика представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Индивидуальная работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с детьми, выявление лиц и условий, положительно влияющих на ребенка и вовлечение их в профилактическую работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на детей и нейтрализация их негативного воздействия.

Воспитательно–профилактическая работа осуществляется в разнообразных формах.

М.И Рожков отмечает, что основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой работы.

Если взять за основания средства, то можно выделить следующие педагогические формы воспитательно–профилактической работы: словесную, практическую либо словестно – практическую.

По признаку субъекта формы работы можно подразделить на государственные и общественные, индивидуальные и групповые.

В соответствии с целевым признаком формы воспитательно–профилактической работы можно подразделить на познавательные, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции, и практические. Практические призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям [7, с.77].

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:

  • Детство является тем периодом, когда закладывается фундамент личности;
  • В детстве закладываются нравственные и этические эталоны;
  • В детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;
  • Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;
  • В этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью;
  •  В детском возрасте ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги – это главные авторитеты.

Школа выступает одним из центральных звеньев в системе общей профилактики. Широкий круг опросов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних решается во взаимодействии с различными органами общей профилактики. Важнейшей задачей для школы на современном этапе развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день проблема трудных детей младшего школьного возраста вызывает глубокое беспокойство педагогов и родителей, поэтому мы свою работу посвятили вопросам профилактики девиантного поведения младших школьников. Темой нашего исследования является: «Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы». Цель нашего исследования: исследовать психолого-педагогические условия, необходимые для предупреждения девиантного поведения младших школьников. Для достижения поставленной цели в нашем исследовании были поставлены и решены несколько задач.

Решая первую задачу, мы изучили несколько определений ключевых понятий нашего исследования и пришли к выводу, что в своих работах ученые рассматривают базовый термин нашего исследования «девиантное поведение» как отклонение от принятых в обществе норм.

Для решения второй задачи мы рассмотрели причины и формы девиантного поведения и выяснили, что данное поведение может возникать вследствие воздействия окружающего влияния на младшего школьника и ошибок, которые допускают родители и педагоги при работе с младшими школьниками.

Решая третью задачу, мы подобрали диагностический инструментарий и пришли к выводу, что это неотъемлемая часть работы с детьми по профилактике и выявлению девиантного поведения младших школьников.

Для решения четвертой задачи мы обратились к опытам педагогов-практиков и сделали вывод, что на практике можно реализовать поставленные задачи с помощью постоянной и глубокой работы.

В ходе нашей исследовательской работы поставленные задачи были решены, поэтому мы считаем, цель достигнута.

Результаты нашей исследовательской работы частично подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Список используемой литературы

  1. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов н / Д «Феникс», 2000. – 384 с.
  2. Брауэр, С.П. «Трудные дети» – дети, которым трудно С.П. Брауэр// Детский дом. 2011. № 39. - 21 с.
  3. Вернер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство  А.Л. Вернер. - М.: Владос-Пресс 2010. - 159 с. (Серия «Психология для всех»).
  4. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А, Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.-М.: Педагогическое общество России,2004.-512 с.
  5. Гончарова, Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями [Текст] / Н.М. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 157 с.
  6.  Гуреева, И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа. Статья [Электрон. Ресурс]/ И.В. Гуреева, Москва, 2003-2015. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624309/-25.02.2017
  7. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2 - е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  8. Загвязинский,В.И.,  Закирова, А.Ф., Строкова, Т.А и др.; под ред.В.И. Загвязинского, А.Ф Закировой. Педагогический словарь: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352с.
  9. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. – 2 - е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
  10.  Кирдяшкина, Н.С. Как работать с детьми девиантного поведения. Статья [Электрон. Ресурс]/ Н.С. Кирдяшкина, Саранск, 2014. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/12/kak-rabotat-s-detmi-deviantnogo-povedeniya.-14.11.2015
  11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М..: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  12. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 4 .– е изд.М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 608 с.
  13.  Никитин, В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Никитин. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  14. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
  15.  Притчи, собранные Александром Шкурко, [Электрон. ресурс], 2008-2015. Режим доступа: http://www.gga.ru/info/humour/parables/88.html.-9.03.2017
  16. Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] /авт.-сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.
  17.  Пурин, В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.Д. Пурин. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
  18. Работа с детьми девиантного поведения. (Рекомендации для педагогов и родителей), [Электрон. ресурс], 2008-2015. Режим доступа: http://www.center-garmonia63.ru/index.php/delimsya-opytom/171-rabota-s-detmi-deviantnogo-povedeniya-rekomendatsii-dlya-pedagogov-i-roditelej.-27.02.2017
  19.  Роль учителя в профилактике отклоняющегося поведения среди младших школьников [Электрон. ресурс], 2003-2014. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=733601.-3.03.2017
  20.  Сборник психологических тестов, книг, методик и тренировочных упражнений
    [Электрон. ресурс], 2006-2015. Режим доступа:
    http://www.psy-files.ru/2007/06/14/kaktus.html.- 6.03.2017
  21.  Селиверстов, В.И. Понятийно — терминологический словарь логопеда  / В.И. Селиверстов. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  22.  Степанов, В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
  23. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издательство политической литературы. Москва. 1973.
  24. Шишковец,  Т.А.  Осложненное  поведение  подростков/ Т.А. Шишковец. – М.:5  за  знания,  2006. – 192 с.

Приложение 1

«Методика    изучения  социальной  адаптированности   детей к школе».

       Методика  включает 4 критерия адаптированности и 7 шкал для их оценки.

В качестве  критериев выступают следующие параметры:

  - эффективность учебной деятельности;

  - усвоение школьных форм поведения;

  - успешность социальных контактов;

  - эмоциональное благополучие.

        Схема изучения социальной адаптации учеников к школе  заполняется социальным педагогом  или   классным руководителем.

    Каждое утверждение имеет свой балл. Суммирование полученных баллов по каждой схеме позволяет получить оценки адаптивности к школе, которые  затем сравнивают с нормами.

     22 - 35 баллов – зона адаптации;

     15 – 21 балл – зона неполной адаптации;

     0 – 14 баллов – зона дезадаптации.

     1-й критерий: «Эффективность учебной деятельности»

    1- я  шкала. Учебная активность.

    5. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

    4. На уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

    3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

    2. Учебная активность на уроках носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1. Ученик пассивен на уроке, дает не четкие, неверные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое решение с доски.

    0 .Учебная  активность у ученика отсутствует (совершенно не включается в учебный   процесс).

 2-я  шкала. Усвоение знаний (успеваемость)

   5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

       (средний балл 5-4,8).

   4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5- 4).

   3. Редкие ошибки (средний балл 3,9-3,6).

   2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие  ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже).

   1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок  (средний балл 3,5ниже)

  1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам: большое количество грубых ошибок.

2-й критерий: «Усвоение школьных норм поведения»

      3-я шкала. Поведение на уроке.

      5. Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

      4. Выполняет требования учителя, но иногда ,на короткое время отвлекается от урока.

      3. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с одноклассниками.

      2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

  1. Выполняет требования учителя частично, отклоняется на посторонние  занятия, вертится или постоянно разговаривает.
  1. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается  посторонними делами.

        4-я шкала. Поведение на перемене.

5. Высокая игровая активность, ученик охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

4. Активность ученика выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем- либо из ребят.

3. Активность ученика ограничивается занятиями, связанными с  подготовкой к следующему уроку ( готовит учебники, тетради,  моет доску, убирает класс).

2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группировки к       другой.

1. Ученик пассивный, движения скованные, избегает других.

0. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим общаться,  играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой).

3-й критерий: «Успешность социальных контактов»

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками.

5.Ученик общительный, легко контактирует с одноклассниками.

4.Ученик малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда  к нему обращаются другие ученики.

    3.Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми  учениками.

2. Предпочитает находиться рядом с учениками, но не вступает с ними    в контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие ученики равнодушны к нему).

  1. Ученик проявляет негативизм по отношению к другим ученикам, постоянно ссорится и обижает их  (одноклассники не любят его).

6-я шкала. Отношение к учителям.

5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителям, стремиться   понравиться, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

4. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремиться выполнять  все его требования, в случае необходимости сам обращается  к нему  за помощью.

3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается  одноклассникам.

2.Выполняет требования учителей формально, ученик не заинтересован      в общении с ними, старается быть незаметным.

1.Избегает контакта с учителями, при общении с ними легко  смущается, теряется, говорит тихо, запинается.

  1. Общение с учителями приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.

4.- й критерий: «Эмоциональное благополучие»

7-я шкала. Эмоции

5.Хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4. Спокойное эмоциональное состояние.

3.Эпизодически проявляется ухудшение настроения.

2. Отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1.Отдельные депрессивные проявления,  плач без всяких на то причин,  агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос.

  1. Преобладание депрессивного настроения; агрессия (вспышка гнева, злости) проявляется в отношениях  с    одноклассниками (может ударить, что-то сломать, затеять драку)  и в отношениях с учителями грубит.

Методика  «Наши  отношения»

(составлена  по  кн.: Фридман Л.М. и  др. Изучение  личности  учащегося  и  ученических  коллективов. М., 1988)

Цель: выявить  степень  удовлетворенности  учащихся  различными  сторонами  жизни  коллектива.

Ход  проведения:  школьнику  предлагается  ознакомиться  с  шестью  утверждениями.  Нужно  записать  номер  того  утверждения,  которое  больше  всего  совпадает  с  его  мнением.  Может  быть  выявление  различных  сфер  взаимоотношений  детей  в  коллективе.  Например,  для  изучения  взаимоприемлемости  друг  друга (дружбы,  сплоченности)  или,  наоборот  конфликтности может  быть  предложена  серия  утверждений:

  1. Наш  класс  очень  дружный  и  сплоченный.
  2. Наш  класс  дружный.
  3. В  нашем  классе  нет  ссор, но  каждый  существует  сам  по  себе.
  4. В  нашем  классе  иногда  бывают  ссоры,  но  конфликтным  наш  класс  назвать  нельзя.
  5. Наш  класс  недружный,  часто  возникают  ссоры.
  6. Наш  класс  очень  не  дружный.  Трудно  учиться  в  таком  классе.

Другая  серия  утверждений  позволяет  выявить  состояние  взаимопомощи  (или  ее  отсутствие):

1.В  нашем  классе  принято  помогать  без  напоминания.

2. В  нашем  классе  помощь  оказывается  только  своим  друзьям.

3. В  нашем  классе  помогают  только  тогда,  когда  об  этом  попросит  сам  ученик.

4. В  нашем  классе  помощь  оказывается  только  тогда,  когда  требует  учитель.

5. В  нашем  классе  не  принято  помогать  друг  другу.

6.  В  нашем  классе  отказываются  помогать   друг  другу.

Обработка  и  интерпретация  результатов.

Те  суждения,  которые  отмечены  большинством  учащихся,  свидетельствуют  об  определенных  взаимоотношениях  в коллективе.  В  тоже  время  мнение  конкретного  ученика  показывает,  как  ощущает  он  себя  в  системе    этих  отношений.

 Методика  изучения  школьного  коллектива  «Все мы  чем-то похожи»  

В ходе этой игры очень красиво проявляются как своеобразие каждого ребенка, так и черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительным детям. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра или брат...»; «У каждого из нас есть мягкая игрушка...»; «Любимый цвет каждого из нас - синий...»; «У каждого из нас мама ходит на работу...»; «Мы все очень любим макароны...»; «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает...»; «В каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У вас есть 15 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт».

Анализ упражнения:

  • Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
  • Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
  • Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
  • Как вы работали в своей команде?
  • Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем  не  похожими?

Приложение 2

Занятие 1  «Я  учусь  владеть  собой».  

Цель: помощь детям в адаптации к школе.

Задачи:

  1. Овладеть  средствами  и  способами  анализа  своего  положительного  или  отрицательного  (агрессивного)  поведения,  а  так  же  поведение  других  людей.
  2. Формировать  эмоциональную  стабильность  и  положительную  самооценку  у   детей.

Это  занятие  подразумевает, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе.

На   занятии  педагог  должен   развить у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

При   проведении  данного занятия   можно  воспользоваться игрой  - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить как   девочкам, так  и  мальчикам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

Занятие 2  «Этикет»

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей,   управлять собой.

Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:

  • двух людей, которые о чём – то спорят;
  • людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
  • Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым, «грязнулей».

Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору К.  Чуковского    и т.д.  Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.  

 Занятие 3   Культура общения  (беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

В  ходе  этого  занятия  нужно  рассказать  о  правилах   ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно, например, об  актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок.  Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его  обидеть.

2. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо.  Сплетничать  не  красиво.

3. Не обсуждай вопросы, которые интересны  только  тебе. Каждому собеседнику - свою тему.

4. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные». Скорее всего, они  подумают: «Какая невоспитанность!»

5. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно . А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

6. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

7. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

8. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна, всем троим.

9. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

10. Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Если   ты  воспользуешься  этими  правилами,   ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

Приложение 3

Притча о перевернутом камне.
    Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано "Переверни и читай". Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: "Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"
    Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. 
    Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: "Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор, преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной поз...

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)

Информация по профилактике девиантного поведения обучающихся ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум" (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)...

Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних»

Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемы...

Профилактика дисграфии у младших школьников с ССД на уроках в начальной школе.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного вос...

Программа "Профилактика девиантного поведения"

Программа "Профилактика девиантного поведения"...

Профилактика девиантного поведения молодежи через волонтерскую деятельность

Традиционно считается, что отклоняющиеся поведение формируется под негативным влиянием окружения, а также в связи с недостатками педагогического воздействия как со стороны родителей, так и со стороны ...