Формирование читательской компетенции
статья

Колбасина Елена Сергеевна

Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_shkola.doc2_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование читательской компетенции школьников»

Введение.                                                    

Современная школа переживает новый этап своего развития. В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования проходит личностно-ориентированная модель. Происходит перенос акцента с передачи предметных знаний, умений и навыков на поддержку формирования общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, на преодоление учащимся трудностей, возникающих в ходе учебной деятельности. Сегодня перед учителями стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Я согласна с ведущими специалистами в области образования, что
читательская компетентность определяется:


  • владением техникой чтения,

  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении
    .

Основная часть.

Совершенствование навыка чтения.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием интереса и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

 Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя —  приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работ над текстом на уроке чтения:

1. Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно
опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже
предложение можно заменять логически законченным отрывком).
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн , леи .
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске.
Можно применять
программу по скорочтению Ситдиковой Раисы Николаевны.  Приведу лишь несколько примеров заданий , упражнений, приемов для освоения методов быстрого и эффективного чтения.

Артикуляционная гимнастика.


а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.


б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.


в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа


д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь


е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко


1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.


ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ


Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.


Складывание слов из половинок

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.


Упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.


Для развития скорости и гибкости

(умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется

упражнение «Буксир” Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Бросок – засечка”

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

В
целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении можно использовать упражнение


Губы”

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.


По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Для опытных читателей начальной школы


Чтение перевернутого текста

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

^ Это упражнение способствует:


  • Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

  • Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;



Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.


Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.


Набор деформированных предложений

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная , крутая и длинная горка была

Можно использовать факультативный курс « Как научить детей читать быстро»  Архангельской Ирины Владимировны, разработанный самарскими специалистами на базе МОУ СОШ №29 .                                       В третьем – четвертом классе широко использую работу в паре с помощью методики Ривина:

Алгоритм работы по методике А.Г. Ривина.

1. Индивидуальная работа по абзацам:

  • прочитай абзац;
  • переведи;
  • запиши два – три вопроса к абзацу;
  • перескажи текст.

2. Работа в парах постоянного и сменного состава.

  • прочитайте партнеру свой абзац; Р1→ Р2
  • переведите его;
  • задайте два – три вопроса к этому абзацу; Р1→ Р2
  • перескажите по очереди абзац;
  • смените партнера. Р3→ Р4

3. Обсуждаем, выбираем лучшие вопросы к тексту, записываем их на доске.

4. Пересказываем весь текст по вопроснику.

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно

ЗАЯВЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ - когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его Обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.

ВОЗВРАЩАЮЩЕЕСЯ ЧТЕНИЕ - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.
Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

СВОБОДНОЕ ЧТЕНИЕ - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:
Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях.
Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний. Надо читать для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ. ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ выжать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.

 Формирование, развитие и поддержание интереса к чтению у младших школьников.

Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё,  пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

- ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
- когда он откроет личный смысл в читаемом,
—-когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного
творческого потенциала.

Как же действовать учителю?

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего, герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще. Я осторожно подхожу к формированию рекомендательных списков для чтения. В списки для слабочитающих детей я включаю стихи, короткие рассказы, знакомые произведения. Для хорошочитающих детей рекомендую занимательную классическую и современную литературу по возрасту.                                                                  Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при выборе литературы?

1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":
"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время". В. Г. Белинский.

Исследование "Незабываемые книги детства", проведённое кафедрой детской литературы Санкт-Петербургской Академией культуры в 1999 г. среди старшеклассников, показало, что не забылись именно те книги, которые задели "за живое", эмоционально потрясли. Характерно, что среди названных произведений, почти полностью отсутствуют включённые в школьную программу. И это не случайно. Известный психолог В.В. Давыдов в 1996 году констатировал, что современная педагогика оказалась беспомощной перед задачей формирования чувств — основы воспитания ребёнка. И хотя нынешняя школа ставит задачу эмоционального развития детей, решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения. Но литературный, образовательный стандарт строится на сугубо рациональной основе. В нём игнорируется субъективная сторона чтения. Стандарт не оставляет школьнику право на уникальность его восприятия.

2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают. 8-9- летние дети, читавшие «давно» (два-три года назад) сказку Л.Н.Толстого «Три медведя», на вопрос, помнят ли они, какая чашечка была у Мишутки, всегда отвечают радостно: «Синенькая!» В этой синенькой Мишуткиной чашечке – для них большая эстетическая радость.

4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Покажем это на примере.

Вот перед нами Дениска Кораблёв, герой рассказов В. Драгунского. Он читает:Тиха украинская ночь... Прозрачно небо. Звезды блещут..." Что происходит с ним в этот момент? Строки Гоголя постепенно исчезают, и он видит себя, стоящим на крылечке своего дома и созерцающим удивительную красоту: спящий маленький городок, белую церковку, "как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке", звезды, которые "стрекочут и насвистывают, как кузнечики", а рядом щенок и дедушка, который погиб на войне и которого Дениска никогда не видел живым, но очень любил.

Как можно заметить, скупые строки Гоголя в восприятии ребёнка "обросли" деталями, которых нет в тексте. Они породили в сознании читателя целую картину, в которую вписался и он сам. Образы-картины созданы частично из опыта жизненных впечатлений мальчика, частично его воображением, В ней свои звуки и краски, свои ассоциации и воспоминания. Таким образом, из этого следует, что истоки влияния словесных образов на человека надо искать не в самом произведении, не в его логическом анализе, и не в читателе, а в "совмещении" - в акте СО-творчества, СО-переживания. Влияние начинается там, где происходит открытие субъективно значимых, "своих" элементов в тексте, где чужой поэтический образ обрастает плотью собственных читательских представлений. Он не просто отражается в сознании читателя, а преобразуется в нём. И именно тогда духовная энергия классических произведений высвобождается с книжных страниц и начинает работать на развитие личности ребёнка, на раскрытие и обогащение его души.                                                                                                                                 5. Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им "вехи", не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы - ничего этого ребёнок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские "вехи", без осмысления которых не может быть понимания.

Итак, сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе, т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребенка в целом, заставить играть все струны его души. Воображаемая действительность, созданная великими писателями, открывает ребёнку дверь в реальную, окружающую его действительность, подвигает его к жизни, к людям, к самому себе.

И здесь уместно обратить внимание на существование такой системы как система Е. Н. Ильина (Санкт-Петербург): "ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПРЕДМЕТА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА", основой которой является преподавание литературы как искусства.
Для него урок литературы — это:
— урок - общение, а не просто работа;
— это искусство, а не только учебное занятие;
— это жизнь, а не предмет в расписании.
Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону "Трёх О":
— Очаровать книгой;
— Окрылить героем;
— Обворожить писателем;                                                                                      В учебниках по литературному чтению практически отсутствует биография писателей и поэтов. Жаль, что редко в учебниках можно увидеть портреты. В своей работе я стараюсь знакомство с рассказом, стихотворением, басней предварять рассказом о биографии автора, о времени и истории создания. Опыт  подсказывает, что ближе всего ученикам начальных классов интересные факты из детских лет авторов. Ребенок должен знать факты биографии, помнить произведения известных детских писателей.
Так, эмоциональное восприятие, обогащённое интеллектуальной работой, рождает художественное наслаждение — высший мотив общения с искусством* Душевная наполненность побуждает к общению, желанию и в дальнейшем высказывать свои впечатления.

Роль семьи в формировании читательских компетенций.

Немало важную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему».

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Приведу несколько советов родителям, которые я предлагаю на одном из родительских собраний, из книги В.Уильяме «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению».

  1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
  2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
  3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
  4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
  6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  7. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.
  9. Поощряйте чтение.
  10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
  11. В доме должна быть детская библиотечка.
  12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)
  13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
  15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
  16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Как видно из перечисленных советов. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Любой школьный предмет. Кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения.                                                                                             На собрании в первом классе я предлагаю родителям включиться в работу по привлечению ребят к чтению. Каждый ученик заводит дневник внеклассного чтения, в который записывают ежедневно название,  автора прочитанного произведения и количество страниц. Сначала записи делают родители, затем сами ученики. Дневники носят каждый день в школу. На уроке чтения их проверяю. Дети по цепочке рассказывают, что читали дома, называют автора, название книги,  главных героев.  Особо полюбившиеся книги   рекомендуют одноклассникам, вывешивая данные в уголке чтения. Лучших читателей награждают.                                                                                                              Мотивирующая модель поощрения используется в методике «Хорошее время читать».

Методика: «Хорошее время читать».                                                                          Основные достоинства:
* Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
* Привлечение малочитающих детей
Описание реализации методики:
1.Детям предлагается «Портфель читателя»                                                                               *список из 10 книг;                                                                                                            Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Второй класс «Хорошее время читать»

  1. “Чиполлино” Джани Родари
  2. «Путешествие Голубой стрелы»  Джани Родари
  3. «Рикки – тики – тави»  Редьярд Киплинг
  4. “Чук и Гек” Аркадий Гайдар
  5. Сказки дядюшки Римуса» Джон Харрис
  6. “Волшебник Изумрудного города” Александр Волков
  7. “Две повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше» Астрид Лингрен
  8.  “Конек – горбунок” Петр Ершов
  9. “Королевство кривых зеркал” В.А. Губарев
  10.  Рассказы о животных Сеттон – Томпсона (Чинк, Медвежонок Джонни, Дикая утка, Уличный певец, Сумчатая крыса)

Четвертый класс  « Хорошее время читать»
«Дальние страны», « Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара
«Динка» Валентины Осеевой
«Кортик», « Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова
«Хроники Нарнии» Кэррола Льюиса
«Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо
«Хоббит, или Туда и Обратно» Дж. Р. Р. Толкина
«Бемби» Ф. Зальтена
«Уральские сказы» Павла Бажова
«Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна
«Том Сойер» Марка



* перечень различных заданий на выбор.
2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.
3.По завершении определенного этапа проводится
* выставка «портфелей» и награждение лучших читателей
* «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).
Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.


Обращение к педагогам и родителям:
Дорогие коллеги и уважаемые родители, ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!!! Вам вместе с детьми предстоит принять участие в педагогическом проекте, который мы назвали «Хорошее время читать».
Говорят, что дети читают все меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важному делу как приобщение ребенка к чтению?
Могут быть разные ответы. Как впрочем, и способы действий.
Нам показалось, что ПООЩРЕНИЕ детского чтения, на первых этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его интереса и увлеченности чтением.
У нас есть гипотеза, что (на первых порах) читая даже только ради «подарка», участия в лотерее - ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги.

А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным делом.

Методическое сопровождение: «Портфель читателя».
Что такое Читательский портфель?
Это личный документ, который выдается каждому ученику :
- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;
- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;
Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.
Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка.

Читательский паспорт.
*ПОРТРЕТ
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.
Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)
*Копилка (рабочие материалы) -
Туда ребенок помещает выполненные задания
*Достижения:
Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.
Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью
* Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.
* Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
* Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.

Игра «Крестики – нолики», викторины, конкурсы, зрители и участники спектаклей по книгам, методика «Хорошее время читать».



Роль библотеки в формировании читательских компетенций.
Работа учителя невозможна без сотрудничества с библиотекой.Во- первых пользоваться открытым доступом к книжным полкам можнт только знающий читатель. Во- вторых, посещая библиотеку с первого класса, дети приучаются правильно использовать ресурсы библиотеки. Я считаю. Что правильно проводить библиотечные уроки, знакомя с элементами книги, новинками, правилами обращения с книгой. Такие уроки должны быть короткими сочетаться с выдачей библиотечных книг. Я использую разработку Аллы Семеновны Семяновской «Библиотечные уроки в начальной школе».

Таким образом, новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям и аннотации, пользоваться оглавлением; при необходимости самостоятельно пользоваться справочниками, словарями.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Список литературы.

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах; под редакцией М.С. Васильевой, М.И. Омороковой. М. Просвещение, 1977. 206 с.
  2. Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. Армавир, 2000.
  3. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
  4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
  5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2000. 8. С. 48.
  8. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989. - №1. – с. 33-38.
  9.  Куликова И. //Начальная школа Читать меньше, чтобы читать лучше. – № 21, 1995.
  10. Пальченко И.Г. Система упражнений. Из опыта использования рекомендаций профессора И.Т. Федоренко. Донецк, 1990.
  11. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно.// Начальная школа. – 2001 - №6 – с. 24-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если ...

Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.

Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения"....

Доклад на РМО "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"

Доклад "Работа ШБ по развитию у учащихся читательской компетенции" можно использовать при подготовке мероприятий, на педсовете....

формирование читательской компетентности младших школьников

формирование читательской компетентности младших школьников...

Статья "Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи"

В статье можно ознакомиться с информацией об особенностях формирования читательского интереса у детей с ТНР. Основные трудности с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса  и ...

Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий,...

«Роль семьи и школы в формировании читательского кругозора учащихся»

Что влияет и помогает развивать читательский кругозор обучающихся....