Результаты методической работы за 2016/2017 учебный год ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»
статья на тему

Прохорова Ирина Юрьевна

Отчет о методической работе за 2016/2017 учебный год в ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты методической работы за 2016/2017 учебный год

ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»

Методическая деятельность в образовательных организациях – часть системы непрерывного профессионального образования педагогов. По сути это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

Аттестация педагогических кадров – составная часть повышения квалификации. Она предполагает развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку результатов педагогического труда.

 По данным отдела кадров по состоянию на 01.09.2017 средний возраст педагогических работников составляет 45 лет, высшее образование имеют 97% педагогов, при этом педагогическое образование имеет почти треть педагогических работников.

Половина состава педагогического коллектива имеют педагогический стаж более 10 лет, а пятая часть являются начинающими педагогами. При этом почти две трети педагогических работников имеет высшую и первую квалификационную категорию. Следует обратить особое внимание на тот факт, что 42% педагогических работников не имеют квалификационной категории.

        Данные анализа педагогического стажа и уровня квалификации, позволяют охарактеризовать педагогический коллектив как имеющий достаточный опыт работы и способный решать поставленные задачи по обучению и воспитанию учащихся, а также формированию соответствующих компетенций по специальностям и профессиям.

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

Структурно-функциональная система форм методической работы в организации профессионального образования включает в себя коллективные и индивидуальные формы работы, а также методический кабинет.

К видам методической деятельности выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:

  • анализ учебно-программной документации, учебно-методических комплексов;
  • методический анализ учебного материала;
  • планирование системы занятий теоретического и практического обучения;
  • моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на занятии;
  • конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;
  • разработку методики обучения по предмету;
  • разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего специалиста;
  • управление и оценку деятельности обучающихся на занятии;

рефлексию собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов

Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по учебному предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку. Сложности осуществления анализа содержания учебного материала состоят:

  1. в отсутствии учебников по многим учебным дисциплинам, вводимым в новые учебные планы. Это приводит к тому, что преподавателю приходится отбирать и структурировать учебный материал из рекомендуемых учебников для техникумов и вузов. Известно, что уровень теоретического обобщения и степень абстракции предъявляемого учебного материала в них не соответствуют уровню обученности учащихся, психологическим и возрастным закономерностям усвоения учебной информации. В подобных ситуациях преподаватель должен переработать, трансформировать содержание вводимых понятий и адаптировать его к познавательным возможностям учащихся. 
  2.  Недостаточная полнота учебной информации по отдельным темам в рекомендуемых учебниках. В такой ситуации деятельность педагога профессионального обучения по анализу учебного материала связана с поиском этой информации в различных технических документах, журналах, специальной литературе и других источниках; отбором содержания формируемых понятий, ее переработкой и представлением в форму, доступную для усвоения учащимися.
  3. Отсутствие единого учебника для учебных заведений профессионального образования по целому ряду специальных дисциплин, что ставит преподавателей в ситуацию конструирования содержания урока из трех-пяти рекомендуемых по программе учебников.

Под учебно-методическим обеспечением образовательного процесса следует понимать планирование, разработку и создание оптимальной системы учебно-методической документации и дидактических средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения студентов. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности включает в себя учебно-методическую документацию и учебно-методические средства обучения.

Рассматривая структуру учебно-методического комплекса, можно выделить следующие составляющие:

1. Нормативная и учебно-методическая документация (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности; выписка из рабочего учебного плана; перечень оборудования кабинета и лаборатории; федеральная программа по учебной дисциплине; рабочая учебная программа; календарно-тематический план; планы учебных занятий (технологические карты)).

Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам.

2. Средства обучения, которые включают в себя учебно-методическую литературу, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

Учебно-методическая литература – это учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания.

        Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеклассной работе.

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс. Наглядные пособия призваны реализовывать один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности.

Учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, натуральные приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, разрезы, муляжи.

При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.

        К техническим средствам обучения относятся: аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет); технические средства программированного обучения; тренажеры.

В последнее время в образовательном процессе активно используются компьютерные средств обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения дистанционного обеспечения.

        В ФГОС СПО регламентированы государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Они изложены в понятиях «иметь представление, понимать», «знать», «уметь», «владеть навыками». Данные уровни являются основой для системы контроля за ходом и качеством усвоения студентами учебного материала.

В ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» сложилась устойчивая, работоспособная система методической работы, которая включает следующие структурные элементы: педагогический совет, методический совет, методический кабинет, предметно-цикловые комиссии, творческие группы и аттестация педагогических кадров.

С целью совершенствования научно-методической и учебно-методической работы в колледже создано пять цикловых методических комиссий:

  1. Комиссия общих, социально-экономических, математических и общих естественно-научных дисциплин.
  2. Комиссия специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство».
  3. Комиссия специальности «Землеустройство».
  4. Комиссия специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
  5. Комиссия специальности «Охотоведение и звероводство».

Методическая работа в колледже в течение года была направлена на обеспечение научно-методического сопровождения процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО, развитие профессиональной компетентности педагогов, освоение и внедрение образовательных технологий в процесс подготовки специалистов. С целью концентрации усилий коллектива колледжа на решении важнейших задач реализовывались следующие направления деятельности:

  • обеспечение научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО третьего поколения;
  • создание необходимых условий для разработки и внедрения современных образовательных и воспитательных технологий;
  • совершенствование педагогического мастерства преподавателей, раскрытие их творческого потенциала в условиях инновационной деятельности;
  • активизация работы преподавателей по темам самообразования, по распространению передового педагогического опыта.

Основная цель методической работы в 2016/2017 учебном году – разработка методической темы колледжа «Модернизация комплексного методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей как условие подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста» в соответствии с ФГОС СПО и создание «Методической копилки» колледжа, ее пополнение.

Деятельность методической службы строилась по следующим направлениям:

1. Организационно-аналитическая деятельность.

2. Изучение и распространение опыта работы преподавателей.

3. Методическая работа преподавателей.

4. Повышение профессионального мастерства преподавателей.

5. Научно-методическая и исследовательская деятельность преподавателей и студентов.

6. Диагностико – аналитическая деятельность.

Методическая работа в колледже осуществлялась в тесном взаимодействии с цикловыми комиссиями, преподавателями колледжа. В ходе совместной работы решались следующие задачи:  

  1. Продолжение разработки и обновления нормативно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса колледжа в соответствии с ФГОС СПО.
  2. Совершенствование работы по применению педагогических образовательных технологий педагогами колледжа в образовательном процессе в соответствии с ФГОС СПО.
  3. Продолжение работы педагогического коллектива по формированию комплексного учебно-методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
  4. Оказание методической помощи педагогам в создании методических материалов, в разработке электронных изданий учебного назначения.

5. Обобщение педагогического опыта педагогов колледжа по реализации педагогических технологий в образовательном процессе.

6. Активизация работы преподавателей и студентов в исследовательской и инновационной деятельности.

Деятельность предметно-цикловых комиссий в течение 2016/2017 учебного года обеспечивала методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, председатели ЦК создавали организационно-методические условия для успешного участия преподавателей в плановых научно-методических мероприятиях, в аттестации педагогических кадров. На заседаниях ПЦК рассматривались вопросы, связанные с различными направлениями профессиональной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС СПО.

В целях совершенствования качества подготовки специалистов на основе использования современных образовательных технологий и распространения педагогического опыта в практику в колледже был организован и проведен «Мастер-класс» для начинающих педагогов по темам:

- «Активные методы обучения»  

- «Использование Power Point – сделать правильно».

Также была проведена серия открытых уроков, направленных на реализацию компетентностного и личностно-деятельностного подходов в обучении. Педагоги продемонстрировали четкое формулирование ожидаемого результата деятельности студентов на учебном занятии, обусловленного профессиональными и общими компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС.

Открытые занятия продемонстрировали, что все большее применение в работе преподавателей находят проектные, интерактивные и информационные технологии обучения, направленные на формирование профессиональных компетенций студентов.

Важным направлением деятельности методической службы и педагогического коллектива в прошедшем учебном году продолжала оставаться реализация требований ФГОС СПО. Постановка задач реализации стандартов нового поколения обусловила изучение, освоение и внедрение преподавателями в образовательную практику практико-ориентированных технологий обучения.

Данное направление реализовывалось на основе включения преподавателей в процесс разработки учебно-методических пособий, освоения и внедрения в практику работы новых технологий обучения. В течение всего периода педагоги активно участвовали в работе творческих групп, ведущих разработку программно-методических материалов.

В колледже используются различные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, внеурочной работы: конкурсы, проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности, предметные и комплексные олимпиады. Под руководством опытных преподавателей студенты осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, демонстрируют свой уровень приобретенных профессиональных компетенций, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.

Результатом такой деятельности стала победа в региональном конкурсе студенческих проектов экологических троп на особо охраняемых природных территориях «Экотропа в заповедную зону», который был организован Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области филиал ЛОГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС» - «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области». А также победа в международной онлайн викторине «Лес без границ» проводившейся на базе Филиала учреждения образования Белорусский государственный технологический университет» «Полоцкий государственный лесной колледж».

Результаты участия в региональных и международных конкурсах способствуют обобщению и росту профессионального мастерства, открытию образовательных и профессиональных возможностей для преподавателей и обучающихся колледжа. Участие преподавателей и обучающихся в конкурсах различного уровня свидетельствует о достаточном уровне научно-исследовательской деятельности преподавателей колледжа и может рассматриваться как один из аспектов повышения качества образования.

Еще одним не менее важным результатом такой деятельности стала реконструкция учебного кабинета в природе.

Анализируя деятельность педагогического коллектива колледжа в целом, хочется отметить положительную динамику качества работы. Используя внутренние ресурсы, решаются многие проблемы, связанные с функционированием учреждения. Внедряются новые виды и формы деятельности, разрабатываются новые направления, структурируются и углубляются ранее разработанные. В колледже происходит рост отдельных качественных и количественных показателей научно-методической и учебно-исследовательской деятельности, повышение квалификации кадрового состава носит системный характер, ориентированный на необходимость повышения уровня компетентности кадрового состава колледжа.

Методическая деятельность в колледже – это системообразующий фактор, способствующий повышению эффективности подготовки высококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Кроме этого в колледже:

  • в образовательном процессе учитываются принципы организации методической деятельности;
  • методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания учебных дисциплин/модулей, разработку и внедрение новых методов и средств обучения; что обеспечивает более эффективную организацию образовательного процесса;
  • сопровождение образовательного процесса комплексное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ выполнения плана индивидуальной методической работы за 2014 – 2015 учебный год преподавателя

Анализ выполнения плана  индивидуальной методической работыза 2014 – 2015 учебный год преподавателя...

Самоанализ работы в 2016-2017 учебном году

Самоанализ работы учителя...

План учебно-воспитательной работы на 2016-2017 уч год

Содержит перечень мероприятий воспитательной работы по месяцам....

Опыт участия ГБПОУ ЛО "Лисинский лесной колледж" в мероприятиях движения "Молодые профессионалы" (Worldskills Russia) в 2016-2020 годах

Рассмотрен опыт участия ГБПОУ ЛО "Лисинский лесной колледж" в мероприятиях движения "Молодые профессионалы"...

План методической работы на 2022-2023 учебный год

Педагогический совет.1.Итоги работы колледжа за 2022-2023 учебный год.Задачи на новый учебный год.2. Рассмотрение учебно – программной документации на 2023-2024 учебный год.3. Об итогах работы п...