Методическая разработка внеклассного мероприятия «Искусство рядом с нами»
классный час на тему

Методическая разработка для обучающихся 8-9 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Искусство рядом с нами»

Вступительное слово учителя.

    Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы подготовили внеклассное мероприятие на тему: «Искусство рядом с нами»

Звучит музыка "Волшебный мир искусства" (видеоклип)

Цель нашего мероприятия - решить проблему нашего  досуга, ознакомиться с различными видами искусства, историей их возникновения.

 Бертольд Брехт говорил "Все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жить на земле." И действительно, искусство нас заставляет не только мыслить и чувствовать, но и понимать жизнь, любить ее, быть нравственными и духовными людьми.

Подготовка внеклассного мероприятия

1. Класс делится на четыре команды (творческие группы), каждая из которых готовит рассказ о своем виде искусства: цирке, кино, театра, живописи.

2. Готовятся презентации

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте,  дорогие гости!

Ведущий 1. Чем себя развлечь в выходные? Куда сходить и что посмотреть? Каждый из нас задавался когда-нибудь таким вопросом.

Ведущий 2. И сегодня мы поговорим о многих интересных вещах, заглянем в далекое прошлое и узнаем, что такое цирк, кино и театр.

Цирк: как все начиналось

 1й ученик. За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк - всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни никогда не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за полную открытость и смелость.

Но как все начиналось, спросите вы?

2й ученик Слово «цирк» происходит от латинского circus - круг. Точная дата его появления не установлена. Но, может быть, это и здорово, ибо искусство, включающее акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных, несмотря на свой солидный возраст, всегда молодо. Давайте совершим небольшое путешествие в глубь веков, к тем истокам, откуда берет начало цирк.

3й ученик В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел (подставка для бревен у пильщиков), ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому.

4й ученик Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древнем Риме в цирках происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики. В начале нашей эры цирковые представления устраивались в Древней Армении и Грузии. На фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 год) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, а также соревнования лошадей и травля диких зверей.

5й ученик Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции - жонглеры, в Германии - шпильманы, в России - скоморохи, в Польше - франты Они исполняли комические сценки, показывали кукольные представления, в их программе были выступления звукоподражателей, акробатов и жонглеров, дрессировщиков животных, в том числе и лошадей.

1й ученик В Италии (а затем и в других странах Европы) в XII веке стали создаваться школы верховой езды. Здесь воспитывалось первое поколение цирковых артистов. Наездникам был необходим специальный манеж - около 13 метров в диаметре (таким он остается и сегодня), поэтому появились первые полустационарные цирки. Первый в мире стационарный цирк был создан в Лондоне в 1780 году и назывался он амфитеатр, а в 1807 году братья Франкони построили в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком. В России первый стационарный цирк был открыт в Петербурге 11 декабря 1827 года.

Вопросы команде

1. Трюк, поражение зрителя загадочностью. Мастерство - в ловкости и быстроте рук, а также в обмане зрения. Человека, демонстрирующего нам чудеса, называют манипулятором. (Фокус.)

2. Цирковой жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. (Жонглирование.)

3. Эта птица весьма сообразительна, приучить ее «считать» на счетах проще простого. Всего-навсего нужно поставить на клетку счеты и положить на них и под них корм. Птице будут мешать костяшки, а избавиться от препятствия можно только передвинув их, что и сделает наша птичка. (Ворона.)

4. Условный сигнал, который один из исполнителей подает своему партнеру, когда надо уточнить момент вступления в трюк или момент перехода от одной части пассажа к следующей. («An!»)

Ведущий 1. Молодцы!

Ведущий 2. Ох, этот цирк! Развеселит любого! А что же делать, когда душа просит драмы, неутихающих эмоций, чувств...

Ведущий 1. Тогда, мой милый друг, тебе необходимо посетить театр.

 приглашается вторая команда.

Театр: как все начиналось

1й ученик Театр, как мы знаем, прошел долгую историю развития. Сама идея драмы получила начало в религии.

У китайцев первые представления выглядели как танцы в их храмах. Позднее стали использоваться специальные площадки. Это были простые сцены без занавеса и освещения, они только имели крышу, украшенную как крыша храма.

Японский театр начинает историю с VIII века. Первыми появились жанры кабуки, . Представления также проходили на площадках с крышей в виде храма.

В Древней Индии драматические представления давались на специально построенных приподнятых площадках с тканями на заднем фоне.

2й ученик Театр таким, как мы его знаем, зародился в Древней Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.

Это положило начало традиционному устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает место для обозрения.

3й ученик Театр, построенный в Афинах около 500 года до н, э., был круглым. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом нынешней сцены. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.

4й ученик В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н. э. Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сиденья, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Таким образом зародилось высокое искусство современного театра, но история его развития и совершенствования не закончена.

Вопросы команде

 1. Существует три вида театральных постановок с участием кукольных персонажей. Назовите хотя бы два. (Куклы-марионетки, куклы-«перчатки», куклы на тростях.)

2. Театр, в репертуаре которого лежат главным образом небольшие пьесы для одного актера или некоторые другие виды так называемых малых форм искусства, например монолог, куплеты, эстрадный танец, цирковой номер. (Театр миниатюр.)

3. Особый вид театрального зрелища, сюжет в котором раскрывается посредством движущихся кадров - картинок, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных пленок, управляемых артистами с помощью палочек, в некоторых случаях используется система управления с помощью нитей. Куклы освещаются сзади специальным приспособлением, и на экране появляется цветное или черно-белое изображение. (Театр Теней.)

4. Это форма музыкального театра, музыка и драма, живопись и пластика стали его неотъемлемой частью, а основным выразительным средством является пение. (Оперный театр.)

Ведущий 1. И, конечно, нельзя не вспомнить о таком замечательном и красивом виде искусства, как балет.

Ведущий 2. Каждое театральное искусство своими средствами рассказывает зрителям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях - реальных и вымышленных, сегодняшних и исторических. В других видах искусства это достигается при помощи языка, но в балете вся его прелесть заключается в том, что каждый зритель может по-своему воспринимать увиденное. Представьте, насколько это сложно для артистов балета, ... Ох, сколько нужно вложить труда, пота и крови, чтобы выражением лица и движением тела передать чувства. И главное — чтобы зритель не увидел, что артисту это дается нелегко, что каждое движение доставляет физическую боль.

Ведущий 1. Балету уже более 400 лет. На протяжении всех этих лет балет рос и развивался на почве народного танцевального искусства. Первые балеты зародились в Италии, они представляли собой несвязанный между собой, чередующийся выход персонажей, чаще всего героев греческих мифов. После отдельных выходов начинался общий танец или большой балет. Постепенно в этих постановках наряду с мифическими героями начали действовать и люди из народа, которых изображали артисты в масках. Все роли в представлениях исполнялись мужчинами, но для комических партий приглашали плясунов и плясуний из бродячих трупп.

Так, со временем формировалось одно из величайших искусств в мире.

Ведущий 2. Русский балет сделала всемирно известным Анна Павлова.

Ведущий 1. Эта выдающая русская балерина родилась в Петербурге в 1881 году. С ранних лет у нее обнаружились большие танцевальные способности. Она закончила Петербургское театральное училище и была зачислена в труппу Мариинского театра.

Ведущий 2. Ах, как все это прекрасно, а главное - познавательно и интересно. Жаль, что молодежь теперь не посещает театр, балет, художественные выставки.

Ведущий 1. Да, сейчас им боевики да фантастику подавай. .. А как все хорошо начиналось...

 появляется третья команда.

Кино: как все начиналось

1й ученик Кино берет свое начало от «движущихся картинок». Но для того чтобы заставить картинки двигаться, понадобилось немало лет, и произошло это благодаря усилиям множества людей. Например, в 1870 году в Сан-Франциско англичанин Эдвард Мюйбридж последовательно снимал фазы движения лошади при беге.

2й ученик В конце 1880-х годов была изобретена катушечная пленка. Затем придумали камеры, которые фотографировали серию отдельных последовательных эпизодов движения. Это были кадры фильма, которые потом прокручивали с такой же скоростью, с какой снимали. При этом на экране воспроизводилось движущееся изображение. Это и были «движущиеся картинки».

3й ученик В то время они стали очень популярными. Сначала это были простенькие сцены из окружающей действительности: морской прибой, бегущая лошадь, качающиеся на качелях дети, прибывающий на станцию поезд.

Первый сюжетный фильм был создан в лаборатории Томаса Эдисона в 1903 году. Это было «Ограбление великого поезда» (или «Большое ограбление поезда»). Фильм стал сенсацией. Его показывали в специально затемненных палатках.

1й ученик Первые же стационарные кинотеатры в Соединенных Штатах появились в 1905 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Владельцы называли их синематографами. Вскоре они были открыты по всей стране, и все стали ходить в кино.

Большинство фильмов производилось в Нью-Йорке и Нью- Джерси. И только в 1913 году фильмы начали выпускаться в Голливуде.

Вопросы команде

1. Что из себя представляли «движущиеся картинки»? (Это были кадры фильма, которые потом прокручивали с такой же скоростью, с какой снимались. При этом на экране воспроизводилось движущееся изображение.)

2. Где были открыты первые стационарные кинематографы? (В США.)

3. Как называли их в то время? (Синематографами.)

4. В каком году фильмы начинают делать в Голливуде? (В 1913 году.)

Ведущий 1. Да, захватывающе!

Ведущий 2. Еще бы!

Ведущий 1. Театр, цирк, кино... Что-то мы еще упустили?

Ведущий 2. Конечно, живопись и скульптуру!

Ведущий 1. Точно! Несомненно, этот вид искусства требует особенно развитого зрительского таланта.

Ведущий 2. Не сомневаюсь, что вам приходилось хоть раз в жизни видеть картины Ивана Ивановича Шишкина, иконы Андрея Рублева или любоваться творением великих скульпторов Карло Бартоломео Растрелли, Леонардо да Винчи.

Ведущий 1. Ну как тут не вспомнишь, как все начиналось!

 приглашается четвертая команда.

Живопись: как все начиналось

1й ученик Первыми художниками на земле были пещерные люди. На стенах пещер в Южной Франции и Испании были обнаружены цветные рисунки животных, которые выполнены в период с 30 000 по 20 000 год до н. э.

Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, так как пещеры были неизвестны многие века. Древние люди рисовали диких животных, которых видели вокруг себя. Очень незрелые по технике исполнения человеческие фигуры, но нарисованные в словно живых позах были обнаружены в Африке и восточной Испании.

Пещерные художники разрисовывали стены пещер разнообразными яркими красками. В качестве красителей использовали земляную охру (окись железа разнообразных цветов - от ярко- желтого до темно-оранжевого), которую размельчали в порошок, смешивали с жиром, животным салом и наносили неким подобием кисточки.

Иногда красителями, истолченными в порошок и смешанными с салом, наполняли деревянные палочки, которые становились похожи на цветные карандаши. Пещерные люди должны были делать кисточки из шерсти животных и волокон растений и острые отточенные резцы из кремня для нацарапывания линий.

2й ученик Одна из ранних цивилизаций появилась в Египте, и тогда были художники, которые рисовали картины. Многие произведения искусства создавались для украшения пирамид и гробниц фараонов, других важных особ. На стенах гробниц древние художники увековечивали сцены из жизни человека. Они использовали акварельные краски и белила.

3й ученик А скульптура, вероятно, еще более древнее искусство. Люди высекали из камня еще до того, как начали рисовать или даже строить дома.

Уцелело только незначительное количество предметов, иллюстрирующих, какой была скульптура тысячи лет назад. Но люди, живущие сегодня на первобытной стадии развития, часто высекают из камня предметы, которые могут дать представление о доисторической скульптуре.

Скульптура тогда не была очень красивой, ее использовали в ритуалах, она отображала верования древнейших цивилизаций. Фигуры мужчин, женщин и животных делались в честь сил природы, которым поклонялись как злым или хорошим духам. А, например, египтяне, которые верили в жизнь после смерти, высекали из камня своих правителей, представителей знати и богов. Такие статуи, выполненные в натуральную величину, помещались в гробницы. Считалось, что дух умершего возвратится в нее.

Для греческой цивилизации - около 600 года до н. э. - скульптура стала одной из самых важных форм выражения. Греки сделали изображение фигуры человека основным объектом своего искусства. Греческие скульптуры всегда искали лучшие способы изображения человеческой фигуры.

4й ученик Во время первого тысячелетия христианства было создано очень мало скульптур. Но в течение последующих трех веков были построены некоторые из самых выразительных христианских церквей, и большое количество скульптур было создано для их украшения.

Позднее, во время Ренессанса, человеческая фигура снова была возвеличена, и великие скульпторы создали шедевры, которые составляют сокровищницу мировой культуры.

Шедевры живописи и скульптуры хранятся в знаменитых музеях мира.

5й ученик Редкий человек не знает о Третьяковской галерее, этой удивительной сокровищнице мирового искусства. Здание Третьяковки расположено в Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке.

Галерея названа в честь своего основателя - Павла Михайловича Третьякова, страстного коллекционера и очень образованного человека. В галерее собраны величайшие образцы русского искусства - такие шедевры, как «Троица» Андрея Рублева, «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали» Ильи Репина...

В галерее представлены практически все известные художники России, начиная с древних времен и заканчивая нашими днями.

2й ученик В центре Петербурга, на левом берегу Невы, расположен Эрмитаж. Его знают далеко за пределами не только Питера, но и Европы, сюда приезжают из разных уголков земного шара.

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец была доставлена коллекция из 225 картин, купленная по распоряжению Екатерины II в Берлине у купца Гоцковского и состоящая преимущественно из произведений голландских и фламандских живописцев.

1й ученик Долгое время Эрмитаж был частью дворца, и лишь в начале XIX века он стал приобретать черты музейного учреждения. В 1814 году в Эрмитаж были доставлены 118 картин , купленных у жены Наполеона - Жозефины. В 1866-1870 годы музей пополнился такими выдающимися произведениями, как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» Санти Рафаэля.

3й ученик В Эрмитаже применяются и разрабатываются новые методы консервации и реставрации музейных ценностей, проводится обмен опытом со специалистами других стран. В Эрмитаже хранится столько произведений искусства, что потребуется не меньше недели, чтобы только подойти к каждому экспонату.

4й ученик Издавна одной из главных достопримечательностей Парижа считается Лувр. Он расположен вдоль правого берега реки Сены, и здесь хранится одна из величайших художественных коллекций мира.

Основа художественной коллекции Лувра - королевские собрания картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. В 1793 году Лувр был открыт для широкой публики. Поистине гордостью зала, посвященного искусству Древней Греции и Древнего Рима, служат Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Картинной галерее Лувра тоже есть чем гордиться. Именно в Лувре хранится мировой шедевр - «Джоконда» Леонардо да Винчи и многие другие образцы великолепной живописи.

Вопросы зрительному залу

1. Где были обнаружены одни из первых пещерных рисунков? (В Южной Франции, Испании и Африке.)

2. Назовите ингредиент первых красок. (Сало.)

3. Вид нанесения рисунка на мокрую штукатурку. (Фреска.)

4. В расцвет какой цивилизации наступил важнейший период в истории скульптуры? (Древнегреческой цивилизации.)

Ведущий 1. Все творческие группы безупречно справились со своим заданием, и пришло время подводить итоги.

Ведущий 2. А мы благодарим вас всех за участие в нашем мероприятии.

Заключительная часть.

После подведения итогов выполняется  коллективное упражнение в стиле пуантилизма (рисунок пальцами, ладонями).  На доске лист ватмана, дети рисуют ладонями и гуашью дерево как символ духовного развития, роста. Ладони символ понимания, дружбы, тепла. Звучит песня " Мир, который нужен мне..." (исполняет коллектив "Рыжий кот")

В заключении слова учителя: Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире всегда присутствовали радость, любовь, добро, взаимопонимание, искусство. Надеюсь наше мероприятие вдохновит вас на посещение театра, кино, художественной выставки, балета.  Помните, "Все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жизни на земле".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....

Щукина Л.М. Методическая разработка внеклассного мероприятия Искусство стиля в создании имиджа человека

Щукина Л.М. Методическая разработка внеклассного мероприятия Искусство стиля в создании имиджа человека...