Формирование БУД и УУД на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС
консультация на тему

Корнилова Елена Геннадьевна

Формирование БУД и УУД на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС
В составе основных видов базовых учебных действий ( БУД) и универсальных учебных действий  (УУД)  выделяют четыре блока:

1)личностный;     2)регулятивный ;    3) познавательный;  4)коммуникативный (на нем мы сегодня и остановимся)

Базовые учебные действия

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon буд и ууд1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование БУД и УУД на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС В составе основных видов базовых учебных действий ( БУД) и универсальных учебных действий (УУД) выделяют четыре блока: 1) личностный ; 2) регулятивный ; 3) познавательный ; 4) коммуникативный (на нем мы сегодня и остановимся)

Слайд 2

Базовые учебные действия Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Задачами реализации программы являются: - формирование мотивационного компонента учебной деятельности; - овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; - развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Слайд 3

Универсальные учебные действия В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Слайд 4

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 5

Формирование коммуникативных умений и навыков: - самостоятельно планировать речевое высказывание; - точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией; - развивать диалогические и монологические высказывания; - отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии; - воспитание толерантности, культуры речевого общения.

Слайд 6

Компоненты логопедического сопровождения : - профилактика речевых нарушений; - логопедическая диагностика; - коррекция речевых дефектов; - формирование всех сторон (компонентов) речи; - развитие невербальных психических функций; - развитие эмоционально-волевой сферы; - формирование нравственных установок ребёнка.

Слайд 7

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата выдвигаются задачи: Проведение логопедической диагностики: своевременно выявить речевые нарушения, предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями; - определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

Слайд 8

Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов: - «вызывать» речь - исправить дефектное звукопроизношение, - сформировать звукослоговую структуру слова, - развить фонематические процессы.

Слайд 9

Сформировать лексический компонент речи: - уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы.

Слайд 10

Сформировать грамматическую сторону речи обучающихся: - устранить имеющиеся аграмматизмы. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь: - сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения; - расширить фразу до необходимого объёма; - развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

Слайд 11

Развивать невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи: мышление, внимание, зрительную и речеслуховую память; временные и пространственные представления; мелкую моторику. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию (через различные игры, речевые упражнения, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы, беседы на тему значимости логопедической работы для дальнейшего становления личности). Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, волевой саморегуляции(регулятивные универсальные учебные действия). Свести к минимуму эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности и как следствие, нежелание работать.

Слайд 12

Направления логопедического сопровождения: Диагностическое: - обследование речи обучающихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной работы. В первых классах проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников. Второй этап диагностики представляет собой углублённое логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий и базовых учебных действий.

Слайд 13

Коррекционно-развивающее: - индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи; - отслеживание динамики речевого развития обучающихся; - подготовка документов на ПМПК совместно с учителем, психологом, соцпедагогом .

Слайд 14

Методическое. Повышение профессиональной компетентности: - консультирование педагогических работников; - консультирование родителей; - выступление на школьных, районных МО учителей начальных классов, учителей-логопедов; - проведение открытых логопедических занятий; - выступление на родительских собраниях; - работа по теме самообразования

Слайд 15

Объясни домовенку Кузе задание «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

Слайд 17

«Звуковые цепочки» и «Катится мяч» Стимулировать речь при выполнении простых заданий: проведи пальчиком ( карандашом, ручкой, выложи из пластилина) по пунктиру от пчелки к цветочку, произнося «п-п-п» и т.д. катим мячик друг другу, называя звуки ( слоги, слова) клеим по «звуковым цепочкам» картинки с нужными звуками, называем, помогаем/подсказываем друг другу

Слайд 18

«Поймай звук» «Подбери картинку» При работе над определенными звуками используется игра «поймай звук», когда дети хлопают в ладоши, если слышат заданный звук. Так же используется игра «Подбери картинку», где дети выбирают из разных картинок только те, что начинаются на нужную букву. В результате получается цветочек. Работа проводится индивидуально, парами, группой.

Слайд 20

Логоритмические минутки, физминутки Используются для совершенствования, а в нашем случае, чаще всего, овладении навыков коммуникации: слышу, вижу, повторяю. Дети поворачиваются друг к другу, встают в круг, чтобы в случае трудности помочь товарищу. В данных упражнениях дети взаимодействуют друг с другом, опираясь не только на учителя, но и на товарищей

Слайд 21

Ловим рыбку и отпускаем Сначала «помогаем учителю» превратить класс в настоящий аквариум: по шаблону обводим и вырезаем рыбок, раскрашиваем. С помощью ниточки – ловим рыбок, сопровождая каждое действие словом, счетом, звуками, фразой. «Ловись рыбка», «один, два, три», «ди-ди-рыбка иди» - в зависимости от задач/темы урока. Отпускаем рыбку: рыбка на ладошке ребенка, товарища. Ученик дует на свою ладошку, либо на ладошку одноклассника и сдувает рыбку, тем самым, отпуская ее обратно в озеро. У каждого рыбка на парте и основная задача – сдуть рыбку с парты. Выполняется самостоятельно, парами, в тендеме с учителем

Слайд 23

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи. 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Слайд 24

I . 1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: 1) устойчивости внимания; 2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям); 3) способности к запоминанию; 4) способности к переключению; 5) навыков и приемов самоконтроля; 6) познавательной активности; 7) произвольности общения и поведения; II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: 1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика); 2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; 3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; 4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда I.2 Формирование полноценных учебных умений: 1) планирование предстоящей деятельности: а) принятие учебной задачи; б) активное осмысление материала; в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели; 2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); 3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: 1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; 2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; 3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания) 4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; 5) обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением; 6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии; 7) подведение итогов занятия; 8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; 9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог). Содержание коррекционной работы

Слайд 26

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль Этапы самопроверки: I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм. II этап – поиск орфографических ошибок в слове. III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка . Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Слайд 27

Формирование коммуникативных умений и навыков: - самостоятельно планировать речевое высказывание; - точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией; - развивать диалогические и монологические высказывания; - отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии; - воспитание толерантности, культуры речевого общения.

Слайд 28

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи. 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Слайд 29

Логопедические тетради 1’-Б класса

Слайд 30

Логопедические тетради 1-Б класса (рука в руке)

Слайд 31

Логопедические тетради 1-А класса

Слайд 32

Логопедические тетради 1 ’ -Б класса

Слайд 33

Логопедические тетради 1-А класса

Слайд 34

Логопедические тетради 1 ’ -А класса

Слайд 35

Результаты мониторинга 1-Б класса Фамилия Имя Обслед-ие Фонематич Фонетич сторона Звуко- произношение Лексико-грам. строй речи (импрес.р) Пасс. Слов. Лексико-грам. Строй речи (экспрес.р) Воспроизв. Составление рассказа по картинке Навыки чтения Навыки письма Логопед. DS Аметов Эмир 1.5 1 Полиморфннарушение произнош 2.5 1 0 0 0,5 «рука в руке» Сист. НР Османов Шукри 1.5 0.5 Полиморфннарушение произношения 1.5 0 0 0 1 Сист. НР Данченко Олег 1 0.5 Полиморфннарушение произношения 0 0 0 0 1 Сист. НР Аметов Артур 0 0,5 Полиморфннарушение произношения 1 0 0 По слогам 0,5 «рука в руке» Сист. НР Визгунов Влад Специф. нарушение речи

Слайд 36

Результаты мониторинга 1 ‘- Б класса Фамлия Имя Обслед-ние Фонематич Фонетич сторона Звуко- произношение Лексико-грам. строй речи (импрес.р) Пасс. Слов. Лексико-грам. Строй речи (экспрес.р) Воспроизв. Составление рассказа по картинке Навыки чтения Навыки письма Логопед. DS Зайцев Илья Шинаков Владислав Пузанков Илья Халилова Алисе Куртмалаев Ибраим Мурадасилов Муххамед Макаров Игорь 5 4 4 3 5 3 3 3 0 2 1 3 0 1 Полиморфннарушение произношения Полиморфное Полиморфнаруш.произнош Полиморфнарушпроизнош Полимор Полиморф Полиморф 4 4 4 3 4 3 2 3 3 2 1 3 0 1 2 1 0 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 2 3 3 3 2 1 СНР 2 СНР 1-2 СНР 1 СНР 1 СНР 1-2 СНР 1 СНР 1

Слайд 37

Результаты мониторинга 1-А класса Фамлия Имя Обслед-ние Фонематич Фонетич сторона Звуко- произношение Лексико-грам. строй речи(импрес.р) Пасс. Слов. Лексико-грам. строй речи (экспрес.р) Воспроизв. Составление рассказа по картинке Навыки чтения Навыки письма Логопед. DS 1.Сердюк Владислав 2.Ивлева Алина 3.Логош Эрвин 4.Логош Руслан 5.Эюпов Эмиль 6.Гультяев Дмитрий 7.Руденко Диана 8.Грабовский Юрий 9.Асанов Амза 10. Сафронов Сергей 5 5 4 4 5 3 5 4 4 4 5 4 3 3 5 2 3 2 2 2 4 4 3 3 4 4 3 3 4 3 5 4 4 4 4 3 4 4 4 4 5 4 4 3 3 3 3 3 3 3 5 5 4 4 3 3 3 3 3 4 5 4 4 4 4 2 1 3 2 2 4 4 3 3 4 2 2 3 3 1 ОНР III нр ? ОНР III ур ОНР II - III ур ОНР II ур ОНР II - III Спец.наруш ОНР II-III ур Специф. Нар.речи ОНР II-III ур ? ОНР II-III ур ? Результаты мониторинга 1-А класса

Слайд 38

Результаты мониторинга 1‘-А класса Фамлия Имя Обслед-ние Фонематич Фонетич сторона Звуко- произношение Лексико-грам. строй речи (импрес.р) Пасс. Слов. Лексико-грам. Строй речи (экспрес.р) Воспроизв. Составление рассказа по картинке Навыки чтения Навыки письма Логопед. DS Сокрута Даниил 3 5 Замена 1-2 звуков 5 4 3 Буквы знает, послоговое 3,5 ОНР 2-3 ур. Колларж Данил 4 3 5 5 3 Знает некот.буквы 4 ОНР 3 ур. Красниченко Анастасия 4.5 4.5 Замена 1-2 звуков 5 5 4 Знает некот.буквы 4 ОНР 3 ур. Илюхин Александр 1 _______ ________ ___________ __________ __________ _________ ______ Специф. Нар. речи Марцовенко Денис 3,5 3 Замена 1-2 звуков 4 3 1 Знает некот.буквы 3,5 ОНР 1 ур. Кафанов Николай 5 2.5 Замена 1-2 звуков 5 5 3,5 Послоговое 4 Специфич. нарушение речи Зинченко Артём 5 5 Замена 1-2 звуков 5 4.5 3 Беглое чтение 4 ОНР 2-3 ур. Ибрагимов Илья 5 5 Искажение 3 звуков 5 4.5 2 Беглое чтение 3.5 ОНР 2-3 ур. Соломатин Артём 3 - Полиморфнару произн 4 Не называет, слова в пассивном словаре 0 _________ ? ОНР 2 ур.

Слайд 39

Средний показатель А и Б классов. DS 1-А 1 ’-A 1-Б 1’ -Б II уровень -1 II-III уровень - 5 III уровень -2 Спец.нар.речи -2 Средний балл 4 I уровень -1 II уровень -1 II-III уровень - 3 III уровень -2 Спец.нар.речи -4 Средний балл 2,5 СНР I ур. -3 СНРI-II ур. -1 Спец.нар.речи -1 Средний балл 0,5 СНР I ур. -4 СНР II ур. -1 СНР I-II ур. - 2 Средний балл 1 ,5

Слайд 40

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 28ноября 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"

Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО...

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...