здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал на тему

Панченко Нина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_muzyki.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки».

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий счастливее больного короля».

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Поэтому придётся остановиться на определении, что здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе. Исследования Института возрастной физиологии показывают, что за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических заболеваний.

Ребёнок должен овладевать искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. Это понятие включает в себя следующие блоки:

  • режим труда и отдыха;
  • физическая активность и закаливание;
  • рациональное питание;
  • психогигиена и психопрофилактика;
  • создание благополучной для школьника окружающей среды.

На уроках музыки я использую почти все эти блоки (исключение – рациональное питание).

Ещё в давние времена люди заметили, что музыка не только развлекает их, но и оказывает исцеляющее воздействие, как на физическое здоровье человека, так и на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

Такой же точки зрения придерживаются и более современные учёные и педагоги. Я. А. Каменский ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б. Барток, Ш. Сузуки, Д. Кабалевский и др.), говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. Венгерский композитор и педагог Золтан Кодай считал, что “без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент”. Автор книги “Формирование человека посредством музыки” В. Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

В своей педагогической деятельности мы всё больше осознаём, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

К здоровьесберегающим технологиям можно отнести и личностно – ориентированные технологии, так как для них приоритетна индивидуальность каждого ученика, обеспечение безопасных, комфортных условий его развития и реализация его природных возможностей.

Общеизвестно, что педагогическая технология - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. Педагогическую технологию можно представить как более или менее жёстко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели. (М.И. Махмутов).

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Организация здоровьесберегающего пространства на уроках музыки носит комплексный характер. Он помогает решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной и здоровой жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На уроках музыки я использую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. С учащимися нашей школы мы выполняем основной комплекс из 12 дыхательных упражнений этой гимнастики.

Предлагаемая мною учащимся уникальная методика дыхательных упражнений, так называемая «актёрская» дыхательная гимнастика, была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой несколько десятилетий назад. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Эта гимнастика является приоритетной отечественной научно – практической разработкой, позволяющей минимальными средствами достигать ощутимых результатов в профилактике и лечении ряда серьёзных заболеваний бронхолёгочной системы.

Помимо всего вышеизложенного, к числу актуальнейших проблем нашего общества относится укрепление психического и физического здоровья детей. Общеизвестно, что «здоровый ученик – успешный ученик». А для того, чтобы ребёнок был здоров, необходимы профилактические действия со стороны и родителей, и учителей.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию, терапию творчеством, вокалотерапию, музыкально – рациональную психотерапию и др.

Логоритмическая гимнастика.

Это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

(Зарядка “по–чешски”, 3-х голосный канон “Тумба”, «Скрипичное трио» (штрум, дуи, виа).

Ритмотерапия.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально – ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Методика преподавания музыки К. Орфа – “Вкусный канон” - 4-хголосие. Методика З.Кодаи, который считал, что “без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент” (но-ле-ви-та-зо-ра-би).

Система ручных знаков – показ. (“Я – весёлый поросёнок”, “1-5,вышел зайчик погулять”).

Пение по руке (как по нотному стану) – “Как повадился коток”, “Во поле берёза стояла”.

Музыкально – пластические движения (во время слушания или исполнения музыкальных произведений).

На уроках музыки ритмотерапия применяется тогда, когда в разучиваемом произведении не получается ритмический рисунок. В этом случае сначала необходимо трудные места разучить, применяя специальные ритмические упражнения, а уже потом разучивать произведение. Кроме того, музыкально – ритмическая минутка способствует улучшению здоровья детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Фольклорная арт - терапия.

Это интегрированная арт - терапия, музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, одним словом, - русский песенный фольклор.

Относительно укрепления психической составляющей здоровья школьников необходимо отметить следующее. Большинство психологов сходятся в своих взглядах на том, что половина людей (в основном, сангвиники и флегматики) с помощью звука избавляются от ненужного балласта переживаний, которые мешают человеку стать лучше. А пение вслух – наипростейшее решение этой задачи (выброс из себя перенапряжения). Поэтому большую часть урока мы поём. Музыкальное искусство испокон веков в России выполняло незаменимую функцию. Песня сопровождала человека везде - рождение, крестины, свадьба, похороны, проводы, праздники и т.д., что весьма полно отражено в традициях народного пения. Ещё уместно вспомнить традиции русской духовной (культуру знаменитого распева, духовного концерта) и светской музыки (петровские канты, панегирики), а также революционную и советскую массовые песни. Именно пение часто ассоциируется у нас с поднятием национального духа и самосознания, воспитанием патриотизма. Таким образом, пение является для всей русской традиционной культуры явлением знаковым, обладающим большим полем семантических и архетипических смыслов.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. Под музыку народной песни развиваются музыкально – творческие способности детей. Также эти способности активно проявляются в инсценировке русских народных песен. Помимо этого, исполнение сопровождается звучанием народных инструментов, ритмическими движениями, мимикой и жестами. Фольклорная арт – терапия также способствует развитию художественно – образного и ассоциативного мышления учащихся.

Из возрастной психологии известно, что лично – значимым продуктом деятельности для младшего школьника становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал своё терпение, реализовал свои способности.

Для младших школьников предпочтительнее использование разыгрывания русских народных песен, сказок (“Во поле берёза стояла”, “Бояре, мы к вам в гости пришли”, сказка “Баба – Яга”).

Музыкотерапия – это целительное воздействие музыки на психологическое состояние человека, при этом музыка является лечебным средством. В 2003 году Минздрав признал в России музыкотерапию официальным методом лечения. Во всём мире музыкотерапия стала признанной наукой. В России, в некоторых музыкальных заведениях, созданы отделения музыкальной реабилитации (например, в Российской Академии Музыки им. Гнесиных). А на западе, в ряде учебных заведений, готовят профессиональных докторов, лечащих музыкой. Искусство врачевания и музыка тесно связаны между собой: при воздействии музыки на определённые мозговые зоны активизируется работа мозга в целом.

Вокалотерапия - музыкальные интонации обладают не меньшей силой воздействия на мозг: диссонирующие – возбуждают, консонирующие – успокаивают. Поэтому хоровое пение также можно рассматривать как один из вариантов активной музыкотерапии. Пение оказывает благоприятное влияние на внутренние органы человека, в частности, на всю бронхолёгочную систему, оказывает массирующее действие гортани. Положительная динамика наблюдается и в лечении почек, сердца, щитовидной железы.

Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Крепкое здоровье имеют люди, обладающие сильным голосом. В любом случае, если нет ни голоса, ни слуха, петь полезно всем – это помогает самовыражению человека, а также снять внутреннее напряжение. Сольное или хоровое пение способствуют укреплению певческого аппарата, развивают дыхание. Существующее правило певческой установки (положение тела во время пения) способствует выработке хорошей осанки. Всё это оказывает положительное влияние на здоровье учащихся. В работе с хором идёт процесс целенаправленного развития детских голосов. Целый ряд органов участвуют в голосообразовании: устройство органов слуха, взаимодействие органов дыхания со сложной системой голосового аппарата – это единый комплекс, деятельность которого подчинена центральной нервной системе и строго согласована.

Занятие вокалотерапией восстанавливает экономное дыхание. Учёные утверждают, что от этого работоспособность человека улучшается.

Качественное функционирование сердечно - сосудистой системы зависит от правильного подбора дыхательных и голосовых упражнений. Эти упражнения оказывают большую нагрузку на мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. В это время активно работает диафрагма и межрёберные мышцы.

Испокон веков люди знали о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом. Самые различные заболевания лечили с их помощью. С позиции вокалотерапии современная наука рекомендует петь следующие лечебные гласные звуки и звукосочетания:

У – этот звук оказывает стимулирующее влияние на работу почек и мочевого пузыря, активизирует органы дыхания.

О – оказывает активное влияние на деятельность поджелудочной железы.

А – оказывает лечебное влияние на сердце и жёлчный пузырь, снимает мышечные спазмы.

Э – при пении этого звука улучшается работа головного мозга.

Ы – этот звук оказывает лечебное действие на уши и лёгкие, улучшает дыхание.

И – лечит заболевания уха, горла, носа, органов зрения, оказывает стимулирующее воздействие на сердечную деятельность.

Внимание следует уделить и таким звукосочетаниям:

ОМ – при пении этих звуков снижается кровяное давление.

АЙ, ПА – устраняются болевые синдромы в сердце.

АХ – ОХ, УХ – эти звуки способствуют стимулированию выброса из организма негативной энергии и отработанных веществ.

Для того чтобы усилить воздействие «пропеваемых» звуков (или звукосочетаний), следует положить свою руку на ту область организма, где находится орган, который подвергается звукотерапии, при этом необходимо представить этот орган здоровым и активно работающим.

Музыкально-рациональная психотерапия.

Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Автор данной методики В. И. Петрушин не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения, танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые мо гут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.

Также необходимо создать такие условия развития для детей, которые будут способствовать сохранению и укреплению их здоровья. На состояние здоровья влияет и стиль общения с педагогом.

Принцип предмета музыки: развлекая – обучай. Демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу его познавательной деятельности. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаёт эффекта перегрузки.

Терапия творчеством.

Благотворное влияние на здоровье учащихся оказывает такая терапия. С 1 по 7 класс (включительно) в уроки музыки входит инструментальное музицирование (самые известные произведения: песня “Пони” барда С.Никитина, русские народные песни “Светит месяц” и “Камаринская”).

В младшей школе дополнительно вводится игра на свирели (по методике Э. Смеловой «Свирель поёт»).

Групповая работа (работа по группам).

В какой-то мере групповая работа помогает избежать длительного сидения за партой. В 6-х классах проводятся уроки по темам: «Полифония», «Гармония в музыке», во время которых и используется групповая работа.

Создание здоровьесберегающего пространства на уроках музыки:

1.Соблюдение санитарно – гигиенических норм (температура, свежесть воздуха, освещение класса и доски).

2.Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики).

3.Организация обучения в режиме «динамических пауз».

4.Рациональная смена видов деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластические движения, драматизация музыкальных произведений, творческие задания).

5.Индивидуальные, парные, групповые виды работ.

6.Длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.

7.Наличие в содержательной части урока следующих позиций: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни, создание потребности в здоровом образе жизни и т.д. Мотивация на сохранение и укрепление собственного здоровья.

8.Благоприятный психологический климат на уроке (психогигиена и психопрофилактика).

9.Логоритмика, ритмотерапия, вокалотерапия, музыкально – рациональная психотерапия, фольклорная арт – терапия, терапия творчеством.

10.Использование игровых технологий.

11.Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Литература:

1.Коваленко М.В. Школа здоровья и развития./Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. (Образование и здоровье).

2.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Педагогическая мастерская).

3.Симкина П.Л. Азбука здоровья./Симкина П.Л., Титаровский Л.В. – М.: Амрита-Русь, 2006. (Серия «Образование и творчество»).

4.Формирование здорового образа жизни. 5-11кл.: кл. часы/авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.

5.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2007. (Серия «Посоветуйте, доктор!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о здоровьесберегающих технологиях

          В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрас...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны. Поэтому забота о здоровье, физическом воспитании и развитии уч...

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии....