Статья "Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью применения игровых технологий"
статья на тему

Рець Марина Сергеевна

Данная статья посвящена такому  важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и большой концентрации внимания, что зачастую снижает мотивацию у студентов понимать услышанное. Поэтому, применение игровых технологий направленных на развитие аудитивных навыков очень важны в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_auditivnyh_navykov_rets_ms.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью
применения игровых технологий

Рець Марина Сергеевна,

преподаватель английского языка

ГБПОУ «СПЭТ» (г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область)

Аннотация: данная статья посвящена такому  важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и большой концентрации внимания, что зачастую снижает мотивацию у студентов понимать услышанное. Поэтому, применение игровых технологий направленных на развитие аудитивных навыков очень важны в процессе обучения.

Ключевые слова: аудирование, игра, виды игр.

Тема аудирования является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без него невозможно речевое общение. Сейчас предпочтение отдается активным и интерактивным педагогическим технологиями, широко распространены методики развивающего обучения. Сегодня очень важно научить студентов самим добывать нужную информацию, и особенно применять ее в дальнейшем, а для этого необходимо владеть механизмами логического мышления. Естественно методика преподавания иностранного языка подчиняется общим требованиям профессионального образования, и должна стать частью развивающей системы обучения.

Нельзя недооценивать аудирование, так как оно является важнейшим фактором коммуникации. . Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.  Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества.

Актуальностью аудирования может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности.  Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности позволяет расширить свое информационное поле.

Отсюда очевидна важность и актуальность  развития аудитивных навыков.

Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности, который труднее, чем разговор, чтение и письмо. Зимняя И.А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности: аудирование реализует устное и непосредственное общение; оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения; основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная [6, с.25].

Аудирование – самая главная составляющая основы общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно состоит из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, удерживать их в памяти во время слушания, интегрировать их в смысловые комплексы, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. При этом процесс восприятия проходит в определенном нормальном темпе, свойственном для данного языка, из разных источников, при естественных помехах речевого и неречевого характера.

Для возможности реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей необходимо овладение аудированием. Оно позволяет учить обучающихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Аудирование положительно сказывается на развитии памяти обучающихся, особенно на слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любой изучаемой дисциплины, что в целом имеет воспитательное значение в формировании умения понимать речь на слух и оказывает развивающее воздействие на обучающихся.

Слушание с пониманием вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая возможность осознавать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа.

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранного языка. С его помощью можно овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Кроме того, аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.

Аудирование очень тесно связано с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие – понимание – активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений – при аудировании через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал.

Еще ближе оно связано с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Таким образом, будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении. В современной методике обучения иностранного языка подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе изучения иностранного языка.

В результате постоянной тренировки аудитивных навыков у обучающихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т.д.

Таким образом, развитие навыков восприятия на слух можно разделить на три части по их месту в системе уроков и отводимому времени:

1.        Аудирование как широко используемый методический приём, инструмент работы, который не рассматривается ни как тема урока, ни как его задача;

2.        Аудирование занимает часть урока, как его неотъемлемая составляющая часть в виде тренировочного упражнения;

3.        Аудирование является основным содержанием урока или его важной частью в виде контрольной работы.

Собственно то, что мы называем аудированием, является не чем иным, как обучением навыкам восприятия устной речи на слух. Это может быть аудиозапись или видеофрагмент, соответствующим образом озвученный. Преподаватель также может зачитывать тексты сам. Но зачитывание текстов и прослушивание аудиозаписей очень утомляет студентов и снижает их мотивацию к пониманию услышанного. Поэтому применение игр нацеленных на развитие аудитивных навыков очень актуально, так как игра в большей степени мотивирует к изучению иностранного языка.

Из всего разнообразия активных форм проведения учебного занятия хочется выделить игру, как средство повышения эффективности урока иностранного языка».

Наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными умениями, знаниями и навыками является игра, так как это самый простой и близкий человеку с самого раннего детства способ познания окружающей действительности. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. В игровой ситуации каждый студент может проявить себя и показать свои творческие способности, освоить командную работу. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Часто в учебниках предлагаются специальные упражнения для обучения аудированию, но каждое из них, как и любой текст, при желании, преподаватель сумеет превратить в игру. Если на уроке создать атмосферу конкурса, придумать разнообразные задания к изучаемым текстам, которые в то же время должны оставаться доступными для обучающихся и интересными, то проведенное занятие никогда не станет скучным и однообразным.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают студентам стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.

Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» – человека – собирание своего «я». Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности студентов к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявить чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, их материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать аудитивные навыки, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Существуют различные виды и категории игр. Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает глубже раскрыть личностный потенциал каждого студента, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию [4, с.5].

Согласно теории М.Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

  • лексические игры;
  • грамматические игры;
  • фонетические игры;
  • орфографические игры;
  • творческие игры [11, с.79].

Несмотря на то, что каждый вид игры нацелен на закрепление какой-то одной грамматической структуры, но все же в любой игре развивается аудитивный навык. Хотелось бы остановиться на каждом виде игре подробнее.

А чтобы вам было более понятно, как происходит развитие аудитивных навыков с помощью игровых технологий и насколько игра повышает интерес к изучению иностранного языка, то я предлагаю вам на некоторое время побыть студентами. Так как мы начинаем изучать язык практически с самого начала, поэтому игры включают в себя простую лексику, которая будет  понятна студентам даже с самым низким уровнем знаний.

Первый вид игры «Лексическая игра», целями которой являются:

  • тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;
  • развивать речевую реакцию обучающихся;
  • знакомить обучающихся с сочетаемостью слов.

«Последняя буква»

Цель: активизация лексики по изученным темам.

У вас на листках слова. Первый человек зачитывает любое слово, задача следующего найти слова начинающее на последнюю букву озвученного слова.

«Игра на знание цифр»

There are four corners in the room. There is one cat in each corner. In front of each cat there are three cats. How many cats are there in the room? (Four cats)

My dog has four legs,

I have only …

Eleven little boys playing ball with Ben

Two boys go away and there … (ten) [7, с. 35]

«Цифры»

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

«Грамматические игры»

Цели:

  • научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

«Лото»

Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм.

На картах – несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, чтение книги, игра в шахматы, и т.д. На фишке – одна картинка. Преподаватель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?

Обучающийся находит у себя такую же картинку и отвечают: He is doing.

При правильном ответе он получает фишку.

«Орфографические игры»

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов, тренировка памяти.

«Буквы рассыпались»

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

Игра «Выучи слова, используя рифмовку»

  1. Очень любит манку обезьянка — monkey.
  2. В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет — pig.
  3. Каждый из ребят поймет: птица — по-английски bird.
  4. Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица — fox.
  5. В цирке он большой талант, слон могучий — elephant.

Таким образом, как вы видите, любая игра включает в себя элементы аудирования и повышает интерес к изучению иностранного языка.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Игровые методы обучения многообразны. В зависимости от педагогических целей, способов организации, уровня владения языком выделяют несколько групп игр. Сюжетноролевые и интеллектуальные, например, требуют высоких знаний лексики, так как предполагают спонтанные высказывания игроков. Игры могут быть представлены в виде игровых элементов, ситуаций, упражнений, и быть направленными на другие цели. Игровые методы различаются в зависимости от количества участников, времени проведения и так далее.

Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.

Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка.

Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации обучающихся в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения студента в мир языка.

Использованная литература

1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка (журнал «Иностранные языки в школе», № 4, 1987).

2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. М.: «Просвещение», 1973. 283 с.

3. Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. М., 2007. 143 с.

4. Дзюина Е.В. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 10–11 классы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с. – (Мастерская учителя иностранного языка).

5. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., 1975. 111 с.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. 222 с.

7. Ильченко Е.В. « Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003. 96 с.

8. Кашина Е.Г. Ролевые лингвистические игры. Самара: Областная организация союза журналистов России. 1992. 83 с.

9. Коптелова И. Е. Игры со словами (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).

10. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Учебное пособие для студентов вузов /Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. 368 с.

11. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1981. 112 с.

12. Федорова Г.Н. «Тематические вечера на английском языке». Пособие для учителей средний общеобразовательных и специализированных школ. – Москва – Ростов-на-Дону, «Март», 2005. 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование медиатехнологии при формировании коммуникативных навыков на уроке английского языка

На современном этапе развития общества госудрству нужны специальсты, владеющие иностранным языком не на пассивном уровне (умеющем читать и переводить), а способные общаться с представителями других го...

Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»

Вашему  вниманию я  хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии  при  развитии  фонетико- фонематиче...

Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...

Обобщение опыта по теме "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка с помощь применения игровых технологий"

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению иностранного языка, а именно английского, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И при изу...

«Формирование лексических навыков на уроках английского языка в средней школе»

Доклад на тему "Формирование лексических навыков на уроках английского языка"...

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка.

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...

Статья " Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...