Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках немецкого языка
статья на тему

Шалина Марина Юрьевна

В данном докладе отражена организация эффективной работы с одаренными детьми по немецкому языку, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях. 

Одарённых детей характеризует отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас, но наряду с этим часто у таких детей неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенным требованиям к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём. На уроках им недостаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Ключевыми словами в работе с такими детьми являются следующие: личностно-ориентированный подход, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, определяющий фактор, ИКТ технологии, индивидуальные образовательные траектории. 

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, ведущими основными являются методы творческого характера – игровые, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Методы и формы работы с одарёнными детьми

на уроках немецкого языка

     Актуальность темы доклада определяется новой реальностью, новым социальным заказом – потребностью в высокообразованной, высококультурной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому задача школы выявление и поддержка одаренных талантливых детей, что в свою очередь является одним из приоритетов государственной политики. Именно такая политика позволяет формировать интеллектуальный потенциал нашего государства и на этой основе решать экономические и социально-политические проблемы.

     Научная новизна состоит в:

- построении содержания образования с использованием интеллектуальных технологий, социализацию и мотивацию обучающихся в учебном и внеучебном процессах;

- разработке форм и методов в развитии одарённости детей.

     Практическая значимость заключается в том, что в данном докладе отражена организация эффективной работы с одаренными детьми по немецкому языку, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях.

    Из курса психологии мы знаем, что одарённых детей характеризует отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас, но наряду с этим часто у таких детей неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенным требованиям к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём. На уроках им недостаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Ключевыми словами в работе с такими детьми являются следующие: личностно-ориентированный подход, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, определяющий фактор, ИКТ технологии, индивидуальные образовательные траектории. Работу с такими детьми очень хорошо охарактеризовал великий Гёте, говоря, что гений — «это 1% таланта и 99% пота».

     Важным фактором успешности освоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств являются методы обучения.  Метод обучения – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, ведущими основными являются методы творческого характера – игровые, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют познавательно-мотивирующий потенциал, соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству).    

   Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием.

     Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определённом порядке. Формы организации классифицируются на:

- по количеству участников (массовые, групповые, индивидуальные);

- учебные и игровые;

- школьные и внешкольные.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

    Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

 Классифицируя языковые игры можно выделить следующие,
по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые. Причём первые нацелены на общение с текстом, а остальные на общение с партнёрами. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды), игры - взаимодействия (коммуникативные), комплексные и др. По способу организации игры бывают на досках, письменные, компьютерные и др.

   Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка, делятся на фонетические, лексические, грамматические и стилистические.

    Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку (вводно-коррективный курс) в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. Например, подготовка образцового чтение текста, стихотворения; участие в конкурсе чтецов, фестивале «Радуга», с инсценировкой песен и сценок.

  Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Существуют различные виды лексических игр. Например, отметить самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки; дополнить словарный минимум по теме, используя словари.

   Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Например, составить кроссворд, из изученных слов по теме; выполнить упражнения повышенной сложности; исправить ошибки и объяснить их и др.

   Стилистические игры преследуют цель научить учащихся различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в разных ситуациях. Например, ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы; дать литературный перевод стихотворения или прозы; прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке; озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант; сравни тексты и укажи их различия; прочитай начало рассказа и придумай продолжение;  почтовая и интернет переписка, а также интернет-звонки со сверстниками из страны изучаемого языка, развивающая коммуникативную компетенцию.

   Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия.

   Среди различных видов игр особое место занимает ролевая игра. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

   Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

   Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

   Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику.

Например, подготовить диалог по теме как образец; подготовить контрольные вопросы по теме; провести анкетирование по заданной теме; участие в уроках-дискуссиях, в уроках ток-шоу.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

   Частично-поисковый метод (эвристический) предполагает, что учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают новых знаний с помощью разнообразных видов учебно-познавательной активности (рассуждают, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают и т.д. Преподаватель сам "придумывает" проблемы, "подсказки", "наводящие" вопросы, а также помогает учащимся делать выводы. Уровень умственной деятельности обучаемых является высоким. Его результатом выступают "знания - понимания", "знания - применения" и "знания - творчество", знания дополненными собственными размышлениями, опытом и выводами.

    Исследовательский метод формирует у обучаемых "знания - творчество" высокого уровня. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, самостоятельно выбирают средства ее решения и самостоятельно добывают знания. Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. Характер учебной познавательной деятельности отличается высокой интенсивностью, интересом. Однако этот метод требует значительных затрат времени, усилий учащихся и преподавателей. Например, подготовка сообщения, доклада, рефератов по какой-либо теме, что в последующем способствует участию в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах.

   Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.

Этот этап  - этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

   Метод проектов - предназначен для обучения языку, обладает  как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

Например, изготовить открытки, приглашения; составить коллаж по теме, создать презентацию, фильм.

    Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.

   Для поддержания интереса к изучению иностранного языка знакомлю обущающихся с красочными журналами (Schurumdirum, Juma), картинками, использую страноведческий материал, просмотр мультфильмов и фильмов,   программ телевидения на языке (www.daserste.de), веду кружок для учащихся 1 класса, провожу подготовку к конкурсам, олимпиадам и  фестивалям, использую обучающие сайты. Например, www.labbe.de, www.lingo4u.de, www.studygerman.ru/, http://www.grammade.ru/, www.startdeutsch.ru,www.multikulti.ru/German/, www.audio-class.ru, deutsch-uni.com.ru,  www.deutschesprache.ru/,  hor.de, www.grimmstories.com, www:solnet.ee (игротека), www.kikaplus.de, Goethe-Institut Memo-Spiele .

В работе с одаренными детьми я придерживаюсь следующих принципов:

-        доброжелательность и создание благоприятной атмосферы;

-        поощрение высказывания оригинальных идей;

-        предоставляю детям возможность активно задавать вопросы;

-        обеспечиваю непрерывный поток информации, предоставляю различные учебные пособия, в том числе и литературу (повести, рассказы) на немецком языке, как адаптированную, так и неадаптированную в зависимости от уровня, а также журналы и Интернет;

-        поощряю их инициативность и самостоятельность.

  Эффективность использования моих методов и принципов работы с одаренными детьми отражается в растущей мотивации к изучению иностранного языка, а также в повышении качества знаний учащихся.

   Результативностью являются такие показатели как: рост познавательных интересов одаренных детей (к страноведению, литературе на немецком  языке), их участие и призовые места в олимпиадах, конкурсах и фестиваклях. Происходят положительные изменения в интеллектуальном и творческом развитии этих детей, что отмечается классными руководителями, педагогами и их родителями.

    Рассмотренные выше методы, приёмы и формы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости.

   Изучив психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, обобщив свой опыт работы, можно сделать вывод, что грамотная организация учебного процесса и корректный психологический подход в работе с одаренными детьми дают успешные результаты в развитии творческого потенциала одаренности. Учащиеся имеют высокие достижения в сфере овладения иностранным языком, стремятся к самообразованию, расширению своего кругозора, к познанию мира, раскрывают свои неординарные и уникальные способности и обладают личностными качествами и знаниями для успешной реализации в жизни.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
  3. Рабочая концепция одаренности. – М., 1998.
  4. Шишова И.Е. Проектная работа в обучении одарённых детей иностранному языку // Иностранные языки в школе – 2008.- №1 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми

Программа психолого-педагогического сопровождения работыс одарёнными детьми...

Методическая разработка открытого урока "Сольный концерт как результативная форма работы с одарёнными детьми"

Цель  урока:·        развитие творческих способностей ребёнка,  совершенствование исполнительского мастерства.Задачи:образовательные:·...

Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.

Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....

План работы с одарёнными детьми в основной школе

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Задачи: изучение природы детской од...

Эффективные методы и приемы обучения работе с текстом на уроке немецкого языка

Формирование навыков работы с текстом в ходе изучения иностранного языка – сложный и важный процесс, позволяющий обучающимся освоить  лексическую и грамматическую стороны языка в контексте. ...

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование....

Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...