"КАК ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ УЧИЛ КОНЯ ТИХОНА ШАХМАТНЫМ ПРЕМУДРОСТЯМ"
план-конспект занятия на тему

Знакомим детей с правилами хода шахматного коня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок "Ход коня"603.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

«Дом детского творчества»

Тема: «Как великий князь учил коня Тихона шахматным премудростям»

открытое занятиеhttp://hddfhm.com/images/clipart-king-15.jpg

по программе «Шахматы»

http://mzayat.com/image_gallery/n891540.jpg

                                                                                                                         

                                                    педагога дополнительного

                                                      образования:    Волгина Е.А.

осинниковский городской округ

Как великий князь отправил  коня Тихона  учиться шахматным премудростям.

Цель:  Дать представление детям  о шахматной фигуре конь, месте коня в начальной позиции,  ходе  и взятии коня.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес детей  к игре в шахматы;
  2. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи  и отношения в игре;
  3. Воспитывать усидчивость, волю и уверенность в своих силах.

Оборудование: Магнитная настенная шахматная доска,  магнитные шахматные фигуры, картинки с изображением коня и шахматной фигурой конь, маленькие картинки на магнитах ( конь, овощи, князь, богатыри) , слайдовая презентация.

  1. Организационный  момент.

 Педагог: Добро пожаловать гости дорогие в славный город  Киев . Жизнь в городе размеренная , каждый занимается своим делом.  Великий князь управляет городом, сам живёт хорошо и других не обижает. Богатыри русские защищают свою землю от нападок вражеских, жены их хозяйством занимаются, в общем все при деле и при месте.

 Но вот беда конь при дворе есть горемыка, Тихоном зовут, что он только не делал и библиотекой заведовал, и на посылках у князя служил, ничего у него не получалось; с врагами бы сражался да сильно труслив и высоты он боится и темноты и всего такого прочего.

Вот князь и призадумался, куда же определить Тихона, чтобы тот пользу приносил и остальным работать, не мешать, в общем, чтобы делом занялся  посильным и полезным, короче чтобы польза была от коня этого.

Тут взялся князь Тихона обучать, то-есть положительный пример показывать. На что его сородичи годны, кто, чем прославился  и кто какую пользу принёс человечеству.

Слайды:

  1. Конь очень умное животное.
  2. Породы коней и их краткое описание.
  3. История взаимодействия коней и человека.

- земледелие

- военные действия

- перевозка пассажиров

- конный патруль

4. Знаменитые кони полководцев. ( Буцефал конь Александра  Македонского)

5. Кони в мифологии  (Пегас)

6. Кони и спорт (конные скачки)

7. Выставка коней.

И тут князю пришла мысль отправить Тихона  в шахматное королевство, обучить его всяческим премудростям, может хоть в шахматном сражении от него толк будет,  может проявит себя Тихон в этом деле. Попрощался князь с Тихоном и отправил его прямиком  на шахматную доску, а душа то болит  за коня непутёвого , но решил так решил . Вообщем как князь решил, так и будет!

  1. Основная часть.

Ребята представляете, на шахматной доске тоже живут свои кони. У белого войска есть два коня, они находятся на клетках  b1и  g1, и у черного войска есть два коня, они находятся на клетках  b8 и g8. (Ставлю на магнитную доску 4 коня)

Физминутка  « Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду - полечу, (подскоки на месте)

Цок - цок - цок,

Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

Конь – это самая хитрая и необычная фигура.  В чем же необычность Коня? А вот в чем!

1.  Конь ходит буквой «Г», причем эта буква мажет  стоять и лежать на боку, и быть перевернута вверх ногами.

    Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля,

Совершает конь прыжок,

Замечательный прыжок:

Поле – прямо, поле – прямо, поле - в бок!

Ну , а если угрожает  окружения заслон,

Через тех, кто окружает,

Перепрыгивает он,

Совершает конь прыжок:

Поле – прямо, поле – прямо, поле - в бок!

Замечательный прыжок:

Поле – прямо, поле – прямо, поле - в бок!

(Ставлю коня в центр доски и показываю его ход, куда прыгнет конь  туда ставлю магниты)

Ребята обратите внимание, Конь  находящийся на белом поле, прыгает на черное поле и наоборот.

Т.о. Конь каждым своим ходом меняет  цвет поля  на котором стоит.

А теперь ребята скажите, чем питаются кони? (правильно овощи).

Давайте накормим коня свежими овощами.

(Ставлю коня в центр доски.  Теперь дети расположите овощи так , чтобы конь мог до них дотянуться.)

И так находясь в центре доски, конь может съесть 8 овощей.

А давайте переставим коня на край доски. Сколько овощей он может съесть? (4 овоща).

Т.о. переставив коня с центра доски на край, мы уменьшили  его силу в два раза.

А теперь мы уберем коня в угол. Сколько овощей он сможет съесть? (правильно два  овоща) Т.о. мы опять уменьшили силу коня уже в 4 раза.

 У  шахматистов есть такое правило: Кони должны играть в центре доски, они там наиболее сильны и у них там больше возможностей для нападения.

2.   вторая особенность коня, он может перепрыгивать через свои чужие фигуры.

(Вспоминаем стих про начальную позицию)

Фигуры ставятся в начальную позицию, находясь в начальной позиции конь может перепрыгнуть через свои фигуры, встать на любое из двух полей.

 (Дети отметьте магнитами на какие поля может встать конь находящийся на клетке  b1, g1, b8, g8)

В углу ставится конь и в противоположном углу крестик  минуя вражеские фигуры  конь должен дойти до крестика.

  1. Третья особенность коня, он может ставить  вилки, т.е. нападать на несколько фигур одновременно.

Нужно помнить, что конь может взять чужую фигуру, находящуюся только на том поле, куда он перейдет.

Итак,  конь находясь в центре доски может одновременно напасть на восемь фигур. (Дети расположите фигуры так, чтобы их мог взять белый конь).

  Если же мы уберем коня на край доски, то на сколько фигур он сможет напасть? (на четыре)

 Расположите пешки так чтобы конь смог на них напасть.

Если же мы уберем коня в угол, то на сколько фигур сможет напасть конь? (на две) (конь стоит в углу доски поставьте фигуры на которые он сможет напасть).

 И так коневая вилка – это нападение коня на две или более фигур противника.

3.Заключительная часть.

Задание:

1 Сделать вилку конем с двумя вражескими фигурами.

2 Сделать вилку конем с тремя вражескими фигурами.

3 Сделать вилку конем с пятью  вражескими фигурами.

И так, как вы видите конь очень коварен и опасен , нужно четко следить за ходом коня соперника во время шахматной партии.

 И научиться управлять своим конём, чтобы вы нападали на фигуры противника.

(Расставить позицию. «Шахматы для начинающих» стр.44 диаграмма.

  1. На какие поля может пойти белый конь?
  2. Какие фигуры может взять белый конь?
  3. Найди самый сильный ход белого коня?
  4.  На какие поля может пойти чёрный конь?
  5. Какие фигуры может взять чёрный  конь?
  6. Найди самый сильный ход чёрного коня?

Итак, обучился Тихон всем шахматным премудростям. Побывал он в баталиях,т.е. войнах шахматных, набрался знаний, умений. Гордый и довольный Тихон  возвратился в Киев и понял где ещё конь играет важную роль

Ребята, расскажите мне все особенности коня?

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На тему: «Великий святитель патриарх Тихон»

Материал можно использовать  для преподавания Основ православной культуры и проведению классных часов на православную тематикуБудущий Патриарх родился в приходе Воскресенской церкви погоста...

Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева Конь с розовой гривой

Цель: попытаться  разобраться в трудных ситуациях, в которые попал геройЗадачи: формирование умения анализировать текст художественного произведения...

Статья 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского Великий советский педагог — о том, как учить и воспитывать детей.

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал ог...

Конный спорт.

История Развития Конного спорта....

Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""

В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...

Геннадий Волков- кладезь премудрости и доброты

Статья про Геннадия Никандровича Волкова...