Статья СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
статья на тему

Аксиньева Марина Анатольевна

Статья рассказывает об опыте применения технологии создания ситуации успеха в учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksineva.pptx2.17 МБ
Файл aksineva.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Аксиньева М.А . .

Слайд 2

Любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл…

Слайд 3

Значение терминов «успех» и «ситуация успеха» Толковый словарь русского языка Успех - это удача в достижении чего-то, общественное признание, интерес к личности, хорошие результаты в деятельности Психологическая точка зрения Успех – это это удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, либо превзошел их Педагогическая точка зрения « Ситуация успеха » - это Это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности

Слайд 4

Почему «ситуация успеха» нетипична для образования? недостаточное внимание к психическому и личностному развитию студентов; несформированность той деятельности, которой они занимаются.

Слайд 5

Виды ситуаций успеха (в зависимости от ожиданий студента) Предвосхищаемый успех . Студент ждет его, надеется на него. Констатируемый усп ех. Студент фиксирует достижение, радуется ему. Обобщающий успех . Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. Это состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя.

Слайд 6

А.С. Макаренко На уроках к ученику надо подходить с « оптимистической гипотезой », подчеркивая его успехи и достоинства, которые только лишь могут быть проявлены студентом, но не стали еще для него нормой, т.е. речь идет об определенном « авансировании »

Слайд 7

Уровень успешности учебной деятельности зависит: От познавательной и осмысливающей способностей студента; от уровня его самосознания; отношения к своему «Я» и «не Я»; характера системы его оценок и самооценок.

Слайд 8

В.А. Сухомлинский «Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом». Задача преподавателя так построить процесс обучения, чтобы каждый хотя бы раз почувствовал себя «на высоте». Студент должен знать, по выражению В.А. Сухомлинского, «вкус успеха».

Слайд 9

7 звеньев логической цепочки «технологии любви» 1 . Понять , что они — еще дети, поэтому и ведут себя как обычные (разные!) дети. Очень часто в мыслях и поведении детей и особенно подростков много того, что не отвечает нашей «взрослой» морали. 2. Принять его таким, каков он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.

Слайд 10

Звенья логической цепочки «технологии любви» 3. Возможно, более полно узнать , изучив его с помощью разнообразных методик; на этой основе составить для себя достоверное представление о том, почему он таким стал, и выразить понимание и сострадание, сочувствие (ибо чаще всего негативное в личности ребенка не его вина, а его беда)

Слайд 11

Звенья логической цепочки «технологии любви» 4. Найти позитивное в личности студента, дать ему почувствовать поначалу хотя бы маленькую толику ува­жения, выразить «авансированное доверие», на основе этого положительного включить в удовлетворяющую его общую деятельность.

Слайд 12

Звенья логической цепочки «технологии любви» 5. Установить личный контакт средствами невербального общения; 6. Не пропустить момент словесного, поведенческо-эмоционального отклика – постараться установить партнерские, деловые, дружеские отношения в реальной деятельности. 7. Поддерживать положительные отношения

Слайд 13

Особенности первого занятия Знакомство с преподавателем, дисциплиной, учебниками, итоговым контролем; построение цели в изучении дисциплины в виде планируемой отметки в конце семестра; Знакомство с перечнем практических работ и системой организации занятий.

Слайд 14

Интеллектуальная разминка ГО (…) КОТ (БОЙ) ТКАНЬ (…) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (ГАЗ) Трус своей лени боится. ( Л ени – т ени) Лес рубят – кепки летят. ( К епки – щ епки)

Слайд 15

Найти лишнее слово В С Р О Е Н И Ш П А Я Л Л Б А И Н Н И Ш К У П

Слайд 16

Найти изображения животных и лиц

Слайд 17

Перевод с языка суахили на русский « Я тебя люблю » Он любит тебя – а к у п е н д а Он бьет тебя – а в а п и г а Я бью тебя – н и к у п и г а Он любит нас – а в у п е н д а

Слайд 18

ОТВЕТ НИ КУ ПЕНДА

Слайд 19

Выявление настроения студентов

Слайд 20

Этап целеполагания урока Люди прилагают мало усилий или вообще не утруждают себя в деятельности, которая не касается их лично. Задача этого этапа урока – дать возможность каждому студенту определить личностный смысл пребывания на этом уроке

Слайд 21

Сказка как метод изучения нового материала достоинствами сказок являются их: 1) аутентичность; 2) информативная насыщенность; 3) концентрация языковых средств; 4) эмоциональное воздействие на учащихся и др.

Слайд 22

Обучающие возможности сказки

Слайд 23

Развитие рефлексии и разноуровневые задания Рефлексия – осознание своих действий в определенной деятельности ( оценка, понимание причин удачи или неудачи) Разноуровневые задания ставят студента в ситуацию осознанного выбора и ответственности за результат обучения, но не ниже допустимого.

Слайд 24

1 уровень (макс. оценка «3») Подготовить приказ о создании рабочей группы по проекту «Участие в международном конкурсе кулинаров». Все реквизиты и содержание определить самостоятельно. Документ Действия Возможные ошибки 1. Приказ Наименование вида документа Дата Номер Заголовок Текст подпись Констатирующая часть, распорядительная часть 1.Определение вида приказа 2.Составление проекта 3.Подписание руководителем 4.Регистрация приказа 5.Рассылка исполнителям -В определении вида приказа и выборе формы; - Длинный заголовок; - Сложность в определении констатирующей части; - Отсутствие четких указаний кто, что, к какому сроку исполняет.

Слайд 25

2 уровень (макс. оценка «4») Подготовить служебную записку от администратора зала кафе «Альтаир» о необходимости приема на работу двух официантов ввиду большого объема работы и количества посетителей (туристов) в связи с новогодними праздниками. Определение вида – служебная, докладная, объяснительная Вводная часть – указание на факты, события с указанием дат, документов и пр. Основная часть – выводы, предложения.

Слайд 26

3 уровень (макс. оценка «5») Составить доверенность ООО «Альтаир» на менеджера Ступину В.А. для подачи документов на получение справки о соответствии помещения требованиями противопожарной безопасности сроком 1 месяц.

Слайд 27

Педагогическая «полиграфия» Карточка, плакат -благодарность; Карточка – поддержка; Карточка – предупреждение о возможных негативных последствиях поступков; Плакат - порицание

Слайд 28

Накопительные папки По окончании изучения любой дисциплины стремлюсь, чтобы остались у выпускников практически полезные материалы в виде накопительной папки. На первом уроке даю ее перечень и в процессе, как правило, выполнения практических работ такие папки формируются, они же являются элементом зачета, сегодня этот метод называется накопительное портфолио .

Слайд 29

Спасибо за внимание! Студент, ученик создает смысл деятельности педагога!

Слайд 30

У великих профессий устав непростой Подвиг духа вершить неустанно. Не с того ли и выбран был мудрой судьбой Для УЧИТЕЛЬСТВА знак Пеликана? Есть легенда, далекий прошедшая путь: Если смерть вдруг птенцов настигает, Разрывает тогда пеликан свою грудь Кровью сердца к ним жизнь возвращает. Белоснежная стая летит в облаках, Осеняя земную обитель… Да пребудет священно на всех языках, Твое гордое имя, УЧИТЕЛЬ!



Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ  УСПЕХА  КАК  ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И   РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ

Аксиньева М.А.

Современное состояние среднего профессионального образования  таково, что набор абитуриентов осуществляется не по конкурсу, а по остаточному принципу. Демографический кризис  уже достаточно жестко сказался на приеме в техникумы и колледжи – к нам идут те, кто либо не хочет в армию, либо те, кто не прошел по конкурсу в ВУЗ, либо те, кого совсем не хотят оставлять в школе, и только небольшой процент абитуриентов идут по своему или родительскому желанию. Таким образом, надеяться на серьезную мотивацию со стороны студентов не приходиться, а учить надо. Такой контингент, как правило, имеет невысокий уровень базовой подготовки и с присущим юношеству максимализмом, считает требования колледжа завышенными, отсутствие успеха в учебной деятельности снижает  самооценку, усиливает негативное отношение к преподавателю, дисциплине, учебному процессу и к колледжу в целом. Только ненормальный человек будет желать делать то, что у него не получается!

 На многих заседаниях педагогических и методических советов мы ставим проблему сохранения контингента и  задаем себе вопрос «Как?» Мне показалось, что мой опыт работы в какой-то мере может частично дать ответ на этот вопрос.

 Как создать ситуацию успеха для студента, как помочь ему войти в нее, удержаться, сохранить чувство собственного достоинства, не снизить уровень личностной самооценки, даже получая «тройку», не обижаться на преподавателя – он сделал для тебя все, что мог! А ты или использовал эту ситуацию или нет, это только твой выбор!

Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. В толковом словаре русского языка слово «успех» трактуется в трех вариантах: удача в достижении чего-то, общественное признание, интерес к личности, хорошие результаты в деятельности. С психологической точки зрения успех - это удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, либо превзошел их. Здесь важно разделить понятия: «успех» и  «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной  ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать преподаватель, переживание же радости, успеха - нечто более субъективное. Задача преподавателя и состоит в том, чтобы дать возможность каждому студенту пережить радость достижения,  поверить в себя. С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,  так и коллектива в целом.

Известно, что любая деятельность должна быть успешной,  иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый  интерес  к  ней,   эмоциональную  и психологическую комфортность человека. Несмотря на это, «ситуация успеха» нетипична для современного образования. Почему? Отметим две причины: 1) недостаточное внимание к психическому и личностному развитию студентов и 2) несформированность той деятельности, которой они занимаются.

В.К. Вилюнас в книге «Психология эмоциональных явлений» различает следующие ситуации успеха по ожиданиям личности:                                                                        

  1. Предвосхищаемый успех. Студент ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды. (Он хорошо учится, старателен, хорошо развит).
  2. Констатируемый успех. Студент фиксирует достижение. радуется ему. Успех может быть ожидаемым, неожиданным, неподготовленным, подготовленным. Важно, что он дал возможность пережить радость признания, ощущение  своих  возможностей,   веры   в   завтрашний день. Для нас, учителей, важно заметить эту радость.

      3. Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной     стороны, это благо. Это состояние уверенности, защищенности,  опоры на самого себя.  В основе ожидания успеха у подростков - это стремление заслужить одобрение   преподавателя, сверстников.  Практика показывает, что ожидание успеха невозможно без реальной дифференциации и индивидуализации учебного процесса.

По образному выражению А.С. Макаренко, на  уроках важно подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», подчеркивая его успехи и достоинства, которые только лишь могут быть проявлены студентом, но не стали еще для него нормой, т.е. речь идет об определенном «авансировании»

Уровень успешной учебной деятельности зависит от познавательной  и  осмысливающей  способностей  студента, от уровня его самосознания, отношения к своему «Я» и «не Я», характера системы  его  оценок  и  самооценок.  Самооценка обеспечивает не просто приспособление к окружающему миру, а реализацию сознательной активности личности, без которой невозможно  ее  самосовершенствование,   достижение  реальных успехов.  Студент должен осознать образ своего «Я» как основного элемента самореализации,  ведь учение является для него на данный момент одной из главных сфер самореализации.  Помочь студенту в осознании  образа своего «Я» должен преподаватель, потому как «Я» студента и «Я» учителя могут действовать оптимально только тогда, когда сохраняются самоуважение и взаимная доброжелательность.

Задача преподавателя так построить процесс обучения, чтобы каждый хотя бы раз почувствовал себя «на высоте». Студент должен знать, по выражению В.А. Сухомлинского, «вкус успеха». Именно он выдвинул парадоксальное, на первый взгляд  требование: «Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом». Иначе говоря, не ждать когда студент научится делать работу по-настоящему хорошо, а  внушить веру в себя еще в начале работы. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Практика показывает, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие студента, ситуация успеха может стать своею рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Принятие воспитанника таким, какой он есть, – дело тонкое. Результативность его в воспитании зависит от позиции педагога, понимающего глубинный смысл этого принятия. Вот как об этом размышляет психолог Н.Л. Маленкова: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Эта фраза сейчас очень популярная, даже, можно сказать, избитая. Интерпретировать ее можно по-разному: «Я тебя принимаю таким мерзавцем, какой ты есть» (говорит мазохист садисту); «Я тебя принимаю таким, какой ты есть, но за это ты должен мне...» (заключение взаимовыгодного договора); «Я-то тебя принимаю, принимай и ты меня таким, каков я есть» (нежелание работы над своими проблемами, т.е. над собой); «Придется мне тебя принять таким, каков ты есть» (бессилие) и бесчисленное множество других вариантов.

Все это – условное принятие. «Если ты.., то я...». Один человек ставит другого в зависимость от себя. Насколько это конструктивно?

Практика воспитания подтверждает: наиболее конструктивным является не условное принятие, а безусловное принятие одним человеком другого. Оно строится на трех китах:

«Я принимаю тебя уже только за то, что ты есть на этом свете»;

«Я принимаю тебя таким, каков ты есть»;

«Я принимаю тебя с твоим потенциалом к изменению».

Это и есть современный подход к личностно-ориентированному воспитанию.

Аксиомой в гуманистической педагогике является положение о том, что нельзя давать оценки, «навешивать ярлыки» на личность в целом, оценивая ее конкретные поступки. Надо давать оценку поступку, а не личности. С этим принципом тесно связаны два следующих принципа: «сочетание уважения и требовательности к воспитаннику» и «оптимизм и мажор, опора на положительное в воспитательном процессе» (А.С. Макаренко).

Именно уважение и требование к личности воспитанника позволяют выявлению высшей меры человеческого достоинства: чем больше уважаю, тем больше требую. И наоборот: наивысшая мера требовательности возвышает меру уважения, а значит, и меру достоинства человека.

У принципа уважительного отношения к студенту есть как бы две грани. Первая – это: уважая, беречь. У Я. Корчака: «уважайте слезы ребенка, его сегодняшний день и час, его болезни роста». И вторая грань уважения — возрастающая мера требовательности к человеку, которого я считаю добрым, умным, справедливым, порядочным, умелым и т.д. Вот почему в гуманистической педагогике требование выражается в самых различных приемах воздействия на учащихся: просьба, совет, уверенность, авансированное доверие, право выбора и т.п. Дети, воспитанные в диалектическом сочетании уважения и требования, очень хорошо это понимают, вырастая людьми с высоким чувством собственного достоинства.

2.1 Особенности организации первого занятия

От того, как пройдет процесс знакомства с новой группой, как сложатся отношения, во многом зависит успех работы. Я считаю, что сначала формируется отношение к преподавателю, а потом уже - отношение к преподаваемой дисциплине. Поэтому первой встрече уделяю особое внимание. Кроме того, необходимо правильно определить уровень развития группы, ее мотивацию и спроектировать в соответствии с этими данными будущую образовательную деятельность с конкретной  группой. Для этого на первой встрече организую знакомство: с преподавателем, со студентами, с учебной дисциплиной, учебными пособиями, формами построения учебного процесса, формами отчета, общими требованиями. Для начала рассказываю о себе, своей семье, интересах, достижениях, особенностях педагогической концепции. Затем предлагаю каждому студенту назвать свое имя, фамилию, рассказать, откуда он, как и почему оказался в нашем колледже, сбылись ли ожидания или нет, что именно, какие он  имеет ожидания относительно изучения дисциплины, и какую планирует иметь отметку в конце семестра. Последний факт очень важен, так как помогает студенту поставить перед собой цель в присутствии всего класса, вербализовать свои притязания. Однажды такая форма начала общения помогла новенькой девушке (она перевелась из другого колледжа) гармонично войти в группу и познакомиться со всеми. Безусловно, этот процесс осуществляется дифференцированно в зависимости от специальности. Так, например, в группах экономистов или делопроизводителей, в которых преобладают девушки, дополнительно предлагаю рассказать о себе с использованием метафоры – предложить свой образ, жизненный девиз или правила, назвать свое главное достоинство и качество, от которого хотелось бы избавиться. Эта деятельность хорошо ложится на психологические особенности девушек  - эмоциональность, образность, склонность к оцениванию и оказанию помощи. В группах с преобладанием юношей эта работа строится на  более рациональных основаниях.

        Далее идет знакомство с учебной дисциплиной, формами отчета, общими требованиями.

2. 2 Система требований преподавателя

На первом этапе организации взаимодействия с новой группой необходимо предъявить систему требований и строго следить за ее выполнением. В это время идет формирование динамического стереотипа, который потом облегчит жизнь всем участникам. В эту систему включаю организационные вопросы – опоздания – не более 5 минут, потом уже не отмечаю присутствия, на уроках телефоны должны быть отключены, в случае неготовности к уроку – предупредить преподавателя заранее или в начале урока, или перед уроком. В этом случае я не спрашиваю студента, но мы договариваемся о времени сдачи материала, и если студент не приходит, то выставляется «два», т.е. есть выбор и возможность избежать неудовлетворительной отметки, а так же можно пересдать отметку, которая, по мнению студента, его не достойна. Эти пересдачи осуществляются за счет времени еженедельной консультации. Как правило, таких студентов не так много.

На первом занятии осуществляю знакомство с требованиями к выполнению заданий по дисциплине: наличие тетради с полями, приобретение учебного пособия или других учебников, если есть по учебному плану практические занятия, то наличие тетради для выполнения практических работ, необходимость ответа с закрытой тетрадью. На этом же занятии рекомендую учить материал сразу в этот же день, так как закономерности нашей памяти таковы, что если не повторить в день восприятия, то забывается 80% услышанного. Эту систему можно начинать только в начале семестра, когда еще есть возможность учить в день прошедшего урока. Напоминаю общие правила организации интеллектуальной деятельности, а так же требования к ответам.  На втором занятии, когда идет первый опрос, знакомлю с требованиями к ответу на практике – заслушав ответ, даю полный анализ достоинств и недостатков и объявляю «За такой ответ буду ставить …отметку». Но во время первого опроса, как правило, немного авансирую студентов, понимая, что им еще трудно привыкнуть к терминам новой дисциплины, к требованиям преподавателя, к его личностным особенностям. На этом же уроке даю всем студентам под запись план анализа ответа товарища с целью дальнейшей организации взаимоанализа и взаимооценки:

  1. Полнота и правильность ответа;

2.  Наличие примеров;

  1. Логичность и последовательность;
  2. Подведение итогов, наличие выводов.

Кроме этого, где-то с третьего урока начинаю задавать вопрос о самооценке знаний по теме, самооценке ответа на уроке, т.к. это бывают разные оценки. На первых порах студенты говорят, что не знают или начинают подсказывать, иногда ссылаются на то, что отметку буду ставить я или пытаются явно предложить в шутку высший балл. Но напоминание о том, что это самооценка  возвращает ситуацию в нужное русло. Я поясняю, что моя цель – это оказание им помощи в формировании адекватной самооценки, чтобы, даже, получив «два» или «три», студент понимал, что это объективно и у него не возникало обиды на субъектов учебного процесса.

2.3 Критерии оценки знаний студентов

Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка помогает создать доброжелательную атмосферу, настроиться на урок, сделать в течение 2-3 минут более плавный переход с веселой перемены к серьезному уроку. Наш мозг, как и тело, нуждается в разминке, развитии, гимнастике. А если еще связать эти упражнения с будущей профессиональной деятельностью, то повышение мотивации познавательной деятельности обеспечено. Выполнение специальных упражнений помогает  развивать психические и мыслительные процессы, логику, способность личности к саморегуляции, умение воспринимать язык притчи и пр.

Виды заданий для интеллектуальной разминки:

  1. Развитие воображения, речи, восприятие юмора (придумать к смешной картинке смешное название);
  2. Активизация логического мышления – логические загадки, ребусы, шарады: ГО (…) КОТ    (БОЙ). Трус своей лени боится. (Лени – тени). Найти лишнее слово – даны 3-4 слова с переставленными буквами. Перевод с языка суахили на русский фразы «Я тебя люблю» с помощью подстрочника.
  3. Найти в изображении несколько животных или лиц.
  4. Чтение стихов с притчевым содержанием.

Простите…Сколько стоит грамм удачи?

Вы шутите? Прекрасная цена!

Ну, что вы, что вы! Мне не надо сдачи!

Мне сдача за удачу не нужна!

А сколько стоит поясок везенья?

Вон тот, похожий на морской рассвет?

Какое необычное плетенье…

Что говорите? А…в продаже нет.

А это что голубенького цвета?

Сатин надежды? Да, я понимаю, так дешево?

Отрежьте сантиметр.

Нет, не волнуйтесь, я не потеряю.

А это что за крошечная призма? А можно посмотреть ее на свет?

Как вы сказали? Призма оптимизма?!

Простите, а у вас побольше нет?

А сколько стоит капля горя

Вон в том флаконе темного стекла?

Недешево… Нет, я возьму, не споря…

Эй, Осторожно, чтоб вторая не стекла…

А это что? Ах, кружева печали ручной работы!

Нет мне не к чему. Что? Может пригодиться, вы сказали?

Тогда уговорили – я возьму!

А что вот в этих тюбиках занятных,

Немыслимых оттенков и цветов?

Ах, это краски радости! Понятно.

Идет как бонус? У меня нет слов!

На грош надежды и на грамм удачи,

И капля горя в кружеве печали,

И все оттенки радости в награду…

Быть может, мир бы выглядел иначе,

Когда бы мы почаще замечали,

Что в жизни, в общем, большего не надо…

  1.  Загадки, в том числе загадка Энштнейна.
  2. Обсуждение высказываний великих ученых и философов, которое висит на доске в течение всего урока, а в конце – вопрос «Как связан изучаемый материал с данным высказыванием?»
  3. Выявление настроения студентов в начале урока и в конце. Это иногда помогает вербализовать переживания, в том числе агрессивные или радостные.

Фрагмент видеозаписи урока интел. Разминка 7 мин.

Этап целеполагания

Очевидно, например, что люди прилагают мало усилий или вообще не утруждают себя в деятельности, которая не касается их лично. Поэтому моя задача – создать ситуацию, в которой каждый на этом уроке по этой теме определит ДЛЯ СЕБЯ личностные смыслы пребывания на уроке – изучить новую тему получить оценку, выполнить практическую работу и пр., но все с ориентацией на поиск ответа на вопросы - зачем тебе это надо, где пригодится, что это тебе даст в развитии. В конце урока рефлексия – достигли цели или нет, почему, что помогло, что помешало.

  Фрагмент видеозаписи урока цели  5  мин.

 

Сказка как метод обучения

        В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить людей отличать хорошее от плохого,  добро от зла, смекалку от глупости. И надо сказать, со своей задачей сказка справляется блестяще. Кроме того, сказка помогает детям развивать фантазию. Чему учат сказки? Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок. Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту. Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем. Сказка учит слушаться взрослых. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры. Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков. И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.
Несомненными достоинствами сказок являются их: 1) аутентичность; 2) информативная насыщенность; 3) концентрация языковых средств; 4) эмоциональное воздействие на учащихся и др.
Образовательные возможности сказки. Сказка в силу своих специфических особенностей должна выступать в качестве содержательной основы обучения. Присутствие вымысла, фантастичности в сказке делает ее более ценной с методической точки зрения по сравнению с другими литературными жанрами. Учащийся любого возраста, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствует ему и переживает то, что описано в сказке. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, фантазию. Вымысел, всегда присутствующий в сказке, предоставляет слушателю широкие возможности для реализации своей богатой фантазии. При работе со сказкой учитель может опереться не только на опыт детей, но и на их фантазию, что способствует расширению содержательной стороны общения. Сказка – это, прежде всего, поэтический вымысел. Однако этот основной принцип художественного метода сказки отнюдь не отрицает ее связь с действительностью, определяющей идейное содержание сказки, характер ее сюжета, образов, деталей повествования, ее язык. Вымысел в сказке строится, как правило, на совершенно определенной, основанной на действительности почве. Каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, рисует реалистичные картины народной жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, сказочные конфликты передают сложные бытовые и социальные отношения. Неназойливо автор сказки говорит со слушателем о трудном выборе честного пути, о горечи одиночества и радости дружбы, о фантомах страха, разъединяющих людей разных стран, и об искренности и доверии как основе мира и счастья на земле. В сказке все сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, но высота проявлений, нравственный смысл остаются «взрослыми», подлинными. Сказка как бы снимает «шлагбаум» сознания и информация легко и весело входит в сознание.

Фрагмент видеозаписи урока Сказка 6  мин.

Разноуровневые задания

Студент, при использовании данного метода обучения, попадает в ситуацию осознанного выбора – цели, содержания и результата работы, но не ниже допустимого уровня. Так, например, при завершении изучения темы «Оформление организационно-распорядительных документов», предлагаю студентам заполнить форму самооценки, в которой по каждому виду документов предлагается перечень реквизитов, действия, совершаемые при их составлении, возможные ошибки и степень освоения оформления данного документа.

После этого каждый из них получает возможность выбора карточки определенного уровня – 1 – на «3»  - с максимальной подсказкой по формированию документа, 2 уровня – на «4» - с меньшими шагами помощи и на «5» - без подсказок. Каждый уровень карточки напечатан на своем цвете листа. Таким образом,  студент сам сделал свой выбор и отвечает за него в виде готового результата – уровня знаний и отметки.

Рефлексия

Самый трудный вопрос « Ваша самооценка ваших знаний по этой теме» и «Ваша самооценка вашего ответа по этой теме». После объявления студентом его самооценки обязательно поясняю, почему соглашаюсь или нет. Это исключает возможность обид, конфликтов по поводу несправедливости. Кроме этого привлекаю других студентов к оценке ответа товарища. Все это развивает рефлексивные навыки.

Педагогическая «полиграфия»

Отмечать участие каждого студента в уроке, его физическое присутствие, успехи – очень важно для каждого из них. Потому что ничто не дается так легко и не ценится так дорого как внимание. Небольшие открытки с текстами «За сообразительность» «Сегодня лучше, чем вчера» и пр. на самом деле поднимают настроение. Объявление благодарности,  выговора – это действенная мера для студента. И как бы они не хорохорились «детский сад», но когда вручаешь даже самому слабому – они рады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....