Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.
статья
«Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации и
адаптации к самостоятельной жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt_belokosova_s._v.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации и
адаптации к самостоятельной жизни»
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого человека.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных условий их успешной социализации и полноценной жизни в обществе. Исходя из этого, перед школой стоит задача - подготовить обучающихся к профессиональной деятельности. Этот вопрос особенно актуален для школ участвующих в программе «Доступная среда» и внедряющих инклюзивное образование.
Уже 6 год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Рузаевского муниципального района открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В нашей школе обучаются 28 детей инвалидов и 45 детей с ОВЗ из них 37 учащихся с особыми интеллектуальными особенностями. Для таких детей получение профессии является самым важным в социализации в современном обществе.
Актуальность профориентационной помощи обучающихся с ОВЗ очевидна. Важнейшая задача школы - это обучение и воспитание полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие ученики, какую профессию они изберут, где будут работать.
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В рамках исполнения Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 – 2025 годы наша школа включена в программу по реализации мероприятий Комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными особенностями здоровья в Республике Мордовия.
В рамках данных мероприятий фондом поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации в школу №9 было поставлено новое оборудование и создана учебно-производственная мастерская для реализации программы предпрофессиональной подготовки «Швейное дело». Разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предпрофессионального обучения «Швейное дело».
- Теоретическая база опыта.
Система предпрофессиональной подготовки лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательных школ в настоящее время в России находится в стадии становления. Все имеющиеся исследования М. С. Певзнера, В. И. Лубовского, К. М. Турчинской, А. С. Белкина, С. Я. Мирского, Г. М. Дульнева и др. связаны с предпрофессиональной подготовкой умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы. Поэтому полность пологаться на систему мер предпрофесионального обучения детей с интеллектуальными нарушениями мы не можем, так как условия и возможности вспомогательных и общеобразовательных школ сильно разняться. Но эти исследования дают нам возможность изучить динамику профессиональных склонностей учащихся с интеллектуальными нарушениями в различные возрастные периоды под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.
Исследования М. С. Певзнер и В. И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7—8-м годах обучения (мои учащиеся находятся на 7-м году обучения). В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п.). Обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика (А. С. Белкин, С. Я. Мирский, Г. М. Дульнев и др.).
Следует отметить, что среди восьмиклассников вспомогательной школы не было ни одного школьника, который бы имел намерение поступить в высшее учебное заведение. Следовательно, они близки к адекватной оценке своих реальных возможностей. Некоторая часть умственно отсталых подростков обнаруживает заниженную самооценку, они не уверены в том, что смогут овладеть профессией и вести самостоятельный образ жизни. В данном случае олигофренопедагог должен проявить к подростку внимание, чуткость, оказать моральную поддержку и вселить уверенность.
Как показывают наблюдения (Г. М. Дульнев), многим ученикам вспомогательной школы старших классов свойственны уверенность и целенаправленность в доступной им сфере конкретно-практической деятельности. Старшеклассники вспомогательной школы адекватно переживают свои успехи и неудачи, проявляют настойчивость в достижении конкретной цели.
Когда перед нами встал вопрос обучения детей с ОВЗ, администрация школы обратила внимание на реализацию не только образовательных и коррекционных задач, но и задач профориентационной работы:
- сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;
- познакомить обучающихся с миром профессий и содержанием профессиональной деятельности;
- помочь обучающимся осознать личностные особенности, профессиональные интересы и возможности;
- научить обучающихся соотносить требования, предъявляемые профессией, с собственными индивидуальными особенностями.
Основными направлениями профориентационной работы в МБОУ «СОШ №9» являются: профессиональная информация и профессиональное воспитание. План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся и степенью их мотивированности.
Основная трудность в развитии мотивации у обучающихся с ОВЗ заключается в том, что дети с психофизиологическими нарушениями отличаются от своих сверстников более низким уровнем развития.
Негласно можно сказать, что дети с ЗПР отстают от своих сверстников в развитии примерно на 2 года, а дети с интеллектуальными нарушениями на 3-4 года. В связи с этим у обучающихся с интеллектуальными особенностями практически отсутствует учебная и деятельностная мотивация.
В связи с выше сказанным, для обучения данной категории детей педагогу необходимо определить «зоны ближайшего развития» учащихся и организовать такую среду обучения, в которой могла бы формироваться потребность в получении новых знаний и умений.
Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ, правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
В 2017-2018 учебном году мои учащиеся перешли на новую ступень образования (среднее звено), на которой трудовое обучение ведется по направлениям:
- швейное дело;
- сельскохозяйственный труд;
- столярное дело;
Ожидается поставка оборудования по переплетно-картонажному делу. Следовательно, добавиться еще одно направление – переплетно-картонажное дело. Знакомство с профессией «швея» дополнительно ведется во внеурочное время, 2 раза в неделю.
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Профориентационную работу для себя я разделила условно на три этапа:
1. Начальный этап. (1-4 класс)
2. Подготовительный этап. (5-7 класс)
3. Этап профессионального самоопределения. (8-9 класс)
На начальном этапе (1-4 класс) я уделяла особое внимание на развитие зрительно - двигательной координации и мелкой моторике рук, поскольку, переходя к профессиональному обучению, учащиеся должны иметь первоначальные навыки трудовой деятельности.
Цель этапа: ознакомление обучающихся с названиями профессий и их содержанием.
Цель была достигнута путем организации:
- Обучения навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;
- Тематических классных часов («Профессии моих родителей», « Мир профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны!» и т.д.)
- Поддержание трудовой деятельности обучающегося, в соответствии с его физиологическими особенностями ребенка (дежурство в классе, поручение ответственных заданий)
- Использование во время занятий игр и упражнений связанных с различными профессиями («К какой профессии это относится?», «Угадай профессию?», «Покажи профессию», важно во время общения с учащимся употреблять названия различных профессий)
- Экскурсии на «Конно-каретный двор» г.Саранск, с целью ознакомления с содержанием профессиональной деятельности конюха.
Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное исследование умений и навыков работы с ножницами, тканью, нитью. Это позволяет планировать дальнейшую коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей школьников.
Следующим этапом профориентационной работы является Подготовительный этап (5-7 класс).
Цель: Осознание обучающимися личностных особенностей, собственных профессиональных интересов и возможностей. Для достижения этой цели я планирую включить в свою работу:
-Информационно-ознакомительные методы работы ( рассказы, объяснения, беседы, встречи с людьми разных профессий, общение, просмотр презентаций, фильмов)
- Диагностическое обследование обучающихся, направленное на выявление особенностей профессиональных предпочтений и особенностей личностного развития.
- Индивидуальное консультирование обучающихся, направленные на повышение самооценки, принятия себя как личности, активизацию интереса к миру профессий, акцентирование внимания на необходимости выбора профессии (проводит педагог-психолог школы).
- Уроки профессиональной грамотности (Ознакомление обучающегося с такими понятиями как: рынок труда, заработная плата, график работы, трудовой кодекс, резюме, условия труда, предмет труда и т.д.)
Заключительным этапом профориентационной работы станет этап профессионального самоопределения (8 - 9 класс)
Цель этапа: Сопоставление интересов и профессиональных возможностей обучающегося с требованиями профессиональной деятельности. Для достижения этой цели в своей работе я буду использовать следующие методы:
- Информирование обучающихся о возможных путях получения профессий, об учебных заведениях и специальностях существующих в Республике Мордовия.
- Посещение дней открытых дверей учебных заведений и ярмарок профессий.
- Помощь и поддержка в окончательном принятии решения о дальнейшем профессиональном пути.
5. Анализ результативности.
Для учеников созданы необходимые условия для формирования и закрепления навыков, общих и предпрофессиональных компетенций в профессии «Швея» и «Столяр». На занятиях дети с ОВЗ приобретают навыки выполнение работ по пошиву и ремонту швейных изделий, навыки работы с древесины, владения столярными инструментами и навыки изготовления простых изделий из дерева. Современное оснащение, наглядно-дидактический, демонстрационный материал и прямой показ действий позволяет девочкам легко справляться с заданием. Занятия в швейной и столярной мастерских помогают решать коррекционные задачи образования детей с ОВЗ: развитие операционного мышления (умения правильного выбора действий, планирования), развитие личностных качеств учащихся (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки). Сегодня мы можем назвать своих учеников юными мастерицами мастерами. На данный момент успешно реализовано несколько проектов «Косметичка», «Хозяйственная сумка», «Разделочная доска».
- Трудности и проблемы использования данного опыта.
Терпеливость и огромное желание научить детей с проблемами в развитии какому то ремеслу, поможет преодолеть возникающие трудности.
Поставленное оборудование от фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации даёт нам возможность выполнять более трудные операции; это работа на современных швейных и вышивальной машинах, умение обращаться с отпаривателем одежды и многое другое.
Важно помнить, что профориентационная работа детей с ОВЗ приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
4) Связь профориентации с жизнью.
Конечно, мне очень хотелось бы, чтобы мой план был успешен и мои ученики вышли во взрослую жизнь с конкретным багажом знаний и умений. Ведь приобщить к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не просто система мероприятий, а годы и годы ежедневной работы.
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный материал поможет в работе педагогам школ внедряющих инклюзивное образование: учителям-дефектологам, психологам, педагогам дополнительного образования, учителям трудового обучения.
- Наглядное приложение:
Фрагмент видео урока «Путешествие в мир профессий размещен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=AW0bZbYt2NE&feature=youtu.be
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога
Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...
Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс
Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...
Работа учителя дефектолога в условиях ФГОС
Статья о работе учителя дефектолога в условиях ФГОС. Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характе...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие п...
Организация работы учителя -дефектолога
Организация работы учителя-дефектолога на примере собственного опыта...
Применение пособия "Сказочная поляна в работе учителя-дефектолога"
В статье рассказываю о своем опыте использования пособия "Сказочная поляна", предлагаю комплекс игр, разработанных мною...