Методические рекомендации по организации образовательного процесса обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (с нарушением слуха)
методическая разработка

Коныштарова Анна Олеговна

Слухоречевая и коммуникативная (на основе устной речи) недостаточность лиц
с нарушениями слуха обусловливают наличие одного из важнейших препятствий процесса их профессионального образования - коммуникативного и информационного дефицита, затруднений информационно-познавательного характера в процессе усвоения знаний и навыков, как общеобразовательного, так и профессионального и социального характера.

Для обучающихся с нарушениями слуха необходимо учитывать их образовательные потребности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

обучающихся из числа лиц

с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

(с нарушением слуха)

Методические рекомендации по организации образовательного процесса
для обучающихся с нарушением слуха направлены на создание условий для
их инклюзивного обучения в Колледжа в соответствии с:

  • Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
    в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмом>Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 "О направлении Требований" (вместе с "Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн), утверждены Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.ЗОЛОТАРЕВА 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн
  • Письмом>Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443"О направлении Методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования", утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Слухоречевая и коммуникативная (на основе устной речи) недостаточность лиц
с нарушениями слуха обусловливают наличие одного из важнейших препятствий процесса их профессионального образования - коммуникативного и информационного дефицита, затруднений информационно-познавательного характера в процессе усвоения знаний и навыков, как общеобразовательного, так и профессионального и социального характера.

Для обучающихся с нарушениями слуха необходимо учитывать их образовательные потребности. К специфичным для лиц с нарушениями слуха относятся следующие образовательные потребности:

  • потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи,
    в использовании различных видов коммуникации;
  • потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
  • потребность в развитии словесно-логического мышления, словесной памяти;
  • потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устной, письменной);
  • потребность формирования социальных компетенций.

Решение этой проблемы осуществляется за счет визуализации окружающей информационной среды - социальной, коммуникативной, учебной благодаря:

  • обеспечению применения современных технических средств, осуществляющих визуализацию информации;
  • освоению преподавателями, мастерами производственного обучения, слышащими студентами, сотрудниками техникума основ коммуникации с глухими
    с помощью дактильной речи и жестового языка;
  • широкому применению наглядных и практических форм и методов обучения
    в учебном процессе;
  • предоставлению учебной и иной информации в визуальном варианте (конспекты лекций и материалы практических занятий как раздаточный материал, адаптированные к возможностям неслышащих учебники на бумажных и электронных носителях, наглядные учебные пособия, макеты, модели, учебные программы, методические рекомендации для студентов и другие учебно-методические материалы, электронные учебно-методические комплексы для дистанционного обучения и др.);
  • доступность сети Интернет и российских учебно-информационных
    и библиотечных порталов.

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

К личностным особенностям, влияющим на процесс обучения обучающихся
с нарушением слуха следует отнести следующие:

Трудности, связанные с невозможностью «акустического санирования» аудиторного фонда колледжа и общественных помещений.

При общении у студентов с нарушенным слухом, использующих слуховой аппарат или кохлеарный имплант, в местах повышенного уровня шума возникает «физическая» усталость слуха. Большие нагрузки в дни учебных занятий и «физическая» усталость слуха – это серьезный отягощающий фактор для эффективного усвоения материала.

  • Объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу ограничен.

Из-за поражения слуха, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение
с окружающими людьми, в то время как необходимым условием успешного психического
и интеллектуального развития каждого человека является разнообразие и возрастание сложности внешних воздействий. Вследствие этого, психическая и интеллектуальная деятельность зачастую упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и менее разнообразными, что является препятствием в освоении сложных профессиональных навыков, требующих применения разнообразных и комбинированных действий.

  • Более раннее утомление и потеря устойчивости внимания.

Проведение учебных занятий требует как от педагогического работника,
так и от обучающихся повышенного напряжения внимания, что ведет быстрой утомляемости и потере устойчивости внимания. Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению количества ошибок.

  • Большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители.
    У обучающихся с нарушением слуха  основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Восприятие словесной речи посредством считывания
  • с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека.
  • Продуктивность внимания зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче обучающимся
    с нарушенным слухом выделить информативные признаки предмета или явления.
  • Процесс запоминания во многом опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов.
  • В окружающих предметах и явлениях обучающиеся с нарушением слуха часто выделяют несущественные признаки. В процессе профессионального обучения это качество может приводить к тому, что некоторые основные понятия изучаемого материала должны будут объясняться особо, что требует дополнительного учебного времени.
  • Образы в  памяти обучающихся с нарушением слуха сохраняются хуже чем у слышащих (медленнее запоминаются и быстрее забываются). При запоминании словесного материала у неслышащих и слабослышащих с тяжелой степенью поражения могут наблюдаться замены слов:
  • замены по внешнему сходству звучания слова,
  • смысловые замены.

Такого рода трудности связаны с особенностями усвоения слабослышащими устной речи.

Особенности усвоения слабослышащими устной речи требуют повышенного внимания со стороны преподавателя к специальным профессиональным терминам, которыми обучающиеся должны овладеть в процессе обучения, а также к использованию профессиональной лексики — для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии.

  • Письменная речь преобладает над разговорной и соответственно, преобладает наглядно-образное мышление над словесно-логическим.
  • Замедленное развитие мыслительных операций (в частности, операций анализа, синтеза, абстрагирования) у них часто наблюдаются трудности в выделении и осознании цели.

В процессе трудовой деятельности и освоения профессиональных навыков обучающие с нарушением слуха стремятся как можно скорее получить результат, то есть достичь цели. Однако им не хватает сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, и у них не сформировано умение анализировать причины возникающих трудностей. Кроме того, у лиц с нарушением слуха часто не сформировано осознание обязательности достижения поставленной цели. Поэтому помимо задачи обучения стоит также и задача
по воспитанию ответственного отношения к труду и формированию у них соответствующей мотивации.

  • Недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений.

Большие трудности могут возникнуть у обучающихся с нарушением слуха на начальных этапах обучения в новом для них коллективе. Это связано с замедленным формированием у них межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия. Обучающиеся с нарушением слуха часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в ситуациях профессионального обучения
и, особенно, производственной практики, они также недостаточно умеют дифференцировать личностные и деловые отношения.

Большинство лиц с нарушением слуха социализируется в щадящем микроклимате специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов, обеспечивающих их дошкольную, школьную и предпрофессиональную подготовку. Когда выпускник после многолетнего обучения в специальной школе начинает самостоятельную жизнь в мире слышащих, в рабочем коллективе, во взаимодействии с разными слышащими людьми и в разных социальных ситуациях как в частной жизни, так и на производстве, у него неизбежно возникают затруднения и проблемы в межличностном взаимодействии, в профессиональной деятельности, в устройстве личной жизни.

В этом контексте период профессионального образования приобретает важное значение: именно здесь молодым людям с нарушенным слухом предоставляется возможность не только получить профессию или специальность, но и пройти адаптацию
к жизни и труду в среде слышащих.

  1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ АДМИНИСТРАЦИИ КОЛЛЕДЖА, НАХОДЯЩИМСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

  • Привлечение внимания.

Привлеките внимание обучающегося, прежде чем начать общаться или заговорить с ним. Установите зрительный контакт. При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание.

  • Визуальный контакт.

Если беседа на занятии ведется в режиме диалога/полилога, не отворачивайтесь от группы (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).

  • Построение диалога.
  • чётко задавать вопросы, обращаясь к обучающемуся;
  • говорите в среднем темпе и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам);
  • не меняйте резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту;
  • используйте простые фразы и избегайте несущественных слов, отступлений, вводных слов, междометий, сложных грамматических конструкций и т.д.
  • используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного;

Не все обучающиеся с нарушением слуха, могут читать по губам!

Необходимо это выяснить через сурдопереводчика или Вы можете написать
то, что вы хотите сказать или спросить, и показать это. Многие обучающиеся используют сотовые телефоны для набора сообщения.

  • Проявление педагогического такта.

Постоянное поощрение за  успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

  1. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

  1. Во время учебных занятий  необходимо использовать следующие приемы:

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства:

  • чередование умственной и практической деятельности;
  • преподнесение материала небольшими дозами - разделение лекционного материала на небольшие логические блоки;
  • чередование форм подачи учебной информации: работа с текстом — работа со схемой - работа с макетом (моделью), работа по заполнению таблицы, составлению плана и т.п.

Наглядность:

  • использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, использование компьютерных презентаций позволяет максимально визуализировать изучаемый объект;
  • обучение работе со зрительными образами - работа с графиками, таблицами, схемами и пр.;
  • практическое обучение лиц с нарушениями слуха должно опираться
    на такие методы, как имитация, учебная деловая игра, различные обучающие практико-ориентированные компьютерные программы и другие методы, предполагающие наглядно-практическое освоение учебного материала;

Комплексное использование различных форм речи:

  • устной (учитывая уровень развития остаточного слуха, умение считывать
    с губ);
  • жестовой;
  • письменной – в зависимости от навыков, которыми владеют обучающиеся.

Адаптация текста лекций для обучающихся с нарушением слуха - не использовать длинных фраз и сложных предложений.

Подача материала:

  • представление информации с использованием наглядности 
    и активизации мыслительной деятельности;
  • представление материала малыми дозами;
  • хорошая артикуляция;
  • немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
  • неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;

Опорные конспекты:

  • преподавателям и мастерам п/о целесообразно использовать в работе опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.

Практика опережающего чтения эффективна для обучающихся с нарушением слуха. Вариант организации работы при котором обучающие заранее знакомятся
с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова
и фрагменты, позволяет обучающимся лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.

Конспектирование лекций- важный процесс самоорганизации обучения.

Для лучшего запоминания и усвоения материала обучающимися с нарушением слуха необходимо конспектирование лекций.

Для ведения хорошего конспекта обучающимся с нарушением слуха требуются короткие и четкие формулировки основных положений каждой темы и невысокий темп изложения материала.

Вовремя учебного занятия педагогу необходимо помнить!

Учитывайте, что обучающийся с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины,
а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).

3.1.2. Примерные требования к учащимся по конспектированию

  • Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.
  • Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
  • На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок учителя
    и последующей проработки конспекта.
  • Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
  • Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
  • Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».
  • Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).
  • В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи

и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

Помните: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер обучающегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

  1.  Требования к методическому обеспечению образовательного процесса.

Элементы учебного плана (учебная дисциплина, профессиональный модуль (МДК, практики), обеспечивая потребности обучающихся с нарушениями слуха, помимо стандартного учебно-методического комплекса, дополнительно, должны иметь:

  • разработанные преподавателем опорные конспекты лекций и практических (лабораторных) занятий, учитывающие речевые и познавательные особенности таких студентов;
  • необходимые учебные материалы в электронном виде для последующей самостоятельной работы с ними обучающихся (конспект лекций, лексико-терминологические раздаточные карточки, предоставляемые обучающимся в электронном варианте (для самостоятельной работы).
  • средства наглядности и соответствующие мультимедийные материалы к каждой теме.
  • проведение лекции в мультимедийной аудитории, где имеется возможность представления основных положений лекционного материала визуально.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированных образовательных программ, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с нарушением слуха.
  2. Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированных образовательных программ,  должны соблюдать методические рекомендации
    по организации образовательного процесса, учитывая психофизические особенности обучающихся с нарушением слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД.01 «ПОШИВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Создание условий для приобщения детей-инвалидов  и обучающихся  с ОВЗ к спорту, возможности их общения  и как следствие реабилитации  и социальной адаптации....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции...

Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"

Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...