РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
статья

Подругина Екатерина Дмитриевна
Школа начинающего преподавателя, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа первоначального освоения специальности с минимальными психологическими трудностями, создать условия для максимально быстрого включения молодых педагогов и вновь прибывших специалистов в образовательный процесс техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_roli_shnp.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Подругина Е.Д.,

 «Хабаровский торгово-экономический техникум», г. Хабаровск

В педагогической науке неотъемлемой составляющей профессионализма и мастерства преподавателя принято считать его профессиональную компетентность. Понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности, единство теоретической и практической готовности к труду.

Развитие профессиональной компетентности является отправной точкой к профессионализму педагога и делится на следующие этапы:

1 этап – этап профессионального становления, приобретения необходимого минимума знаний и умений, без которых педагогическая деятельность просто невозможна.

2 этап – этап совершенствования, стихийное приобретение комплекса умений, когда преподаватель опирается на опыт коллег, педагогов-наставников, педагогов-новаторов.

3 этап – этап планомерной реализации, когда преподавателя уже не устраивает «чужой опыт», он стремится проектировать и создавать свою систему работы, критически её осмысливает, используя достижения науки и практики.

Если учесть, что в средних профессиональных образовательных учреждениях педагогическую деятельность осуществляют в большей мере не педагоги, а специалисты других профессий, то правомерно сказать, что их педагогическая компетентность формируется по мере освоения ими педагогической деятельности. Таким преподавателям на этапе профессионального становления в Хабаровском торгово-экономическом техникуме оказывает помощь Школа начинающего преподавателя (далее – ШНП). Она является структурным элементом системы методической службы, ведет свою работу уже более 10 лет и действует на основании Положения, утверждённого директором техникума.

ШНП, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа первоначального освоения специальности с минимальными психологическими трудностями, создать условия для максимально быстрого включения молодых педагогов и вновь прибывших специалистов в образовательный процесс техникума.

Организует работу ШНП заместитель директора по научно-методической работе, занятия проводят методисты и опытные преподаватели техникума, готовые к передаче и трансляции своего опыта. Методическая служба изучает работу молодых специалистов, выявляет проблемы и трудности, возникающие у них, проводит анкетирование с целью выявления личностных качеств преподавателей, уровня профессионального мастерства, сферы и направленности их интересов, организует процесс обучения педагогов.

Занятия ШНП, согласно плану работы, проходят в течение учебного года, что позволяет организовать работу с начинающими преподавателями по изучению вопросов ведения и составления учебной документации, специфике педагогической деятельности, вопросов подготовки, проведения и оценки эффективности современного урока, содержанию и методике обучения.

При проведении ШНП применяются следующие формы и методы работы: лекция, семинар – практикум, наставничество, моделирование и анализ ситуации, просмотр видеозаписи собственных уроков и занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, практикум по решению педагогических задач. Выбранная форма проведения занятий способствует совершенствованию педагогической деятельности молодых специалистов, определению оптимальных методов обучения и форм организации деятельности обучающихся на уроке.

На итоговом заседании ШНП, которое проводится в формате круглого стола, с целью развития у начинающих педагогов навыков самоанализа,  рефлексивной оценки эффективности профессиональной деятельности и методической помощи анализируются итоги работы за учебный год, диагностируются профессиональные потребности начинающих  педагогов. Преподавателями оценивается эффективность методической помощи, выявляются профессиональные потребности для планирования работы на следующий учебный год, определяются наиболее значимые темы для дальнейшего повышения профессионального мастерства, фиксируются достижения начинающих преподавателей.

Период профессионального становления преподавателя, приобретения им необходимого минимума знаний и умений, как правило, длится 1-2 года. Поэтому программа ШНП рассчитана на два года обучения и включает в себя различную тематику, раскрывающую соблюдение требований к оформлению и ведению документации, виды учебных занятий в системе СПО, методы обучения, анализ и самоанализ учебного занятия, технологии обучения, методики работы с учебными планами, программами учебных дисциплин и профессиональных модулей, формирования учебно-методического комплекса, подходы к оценке знаний студентов, порядок аттестации педагогических работников.

В процессе работы ШНП начинающие педагоги легко адаптируются в техникуме и эффективно включаются в образовательный процесс, знакомятся со спецификой образовательного учреждения, особенностями контингента обучающихся, осваивают педагогические технологии, методы обучения и воспитания, транслируют свой опыт на уровне техникума в форме выступлений, статей или методических печатных материалов, проводят открытые мероприятия, занимаются самообразованием.

 Анализируя деятельность начинающих преподавателей ХТЭТ, окончивших ШНП в 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебных годах, следует отметить, что педагоги с каждым годом все более активно участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах, проводят открытые мероприятия, готовят студентов для участия в олимпиадах и конкурсах, пишут статьи, в которых делятся своими наработками, опытом. Многие из них, по окончании школы успешно проходят процедуру аттестации на первую квалификационную категорию.

                           Учебный год

Деятельность

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

Методическая продукция

11

55

62

Открытые мероприятия

5

13

8

Выступления

2

3

6

Статьи

5

3

4

Участие преподавателей в конкурсах

1

4

5

Подготовка студентов к конкурсам

6

8

7

Курсы повышения квалификации

13

7

13

Говоря о достижениях начинающих преподавателей в плане развития профессиональных достижений, хочется отметить, что профессиональное становление начинающего педагога сегодня протекает гораздо труднее, чем несколько лет назад. Это связано с тем, что изменились требования общества к педагогу, и особенно к педагогу СПО. Главная трудность состоит в недостаточности опыта в планировании и организации образовательного процесса, неготовности к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся, отсутствии научной организации труда (работа с нормативными документами), незнании основ педагогики и подростковой психологии и, как следствие, слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности.

Системное методическое сопровождение начинающих преподавателей позволяет делать им первые шаги в своём профессиональном становлении и не разочароваться в выбранной профессии. Поэтому ШНП создаёт необходимые условия, направленные на становление способности и готовности начинающего педагога к активной, целеполагающей, саморегулируемой, личностно и профессионально значимой деятельности, обеспечивающей высокоэффективное творческое выполнение профессиональных функций и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //

опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...

Формирование мотивации педагогов Хабаровского торгово-экономического техникума к участию в конкурсном движении через работу творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»

Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности. Однако, к...

Внедрение элементов дуального обучения в систему образования Хабаровского торгово-экономического техникума

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая сочетает теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на базе предприятий. Ос...

Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения»

Презентация выполнена к занятию Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения». Занятие проводится...

10. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического работника

Удостоверение о повышении уровня профессиональной компетентности педагогического работника, сертификат о прохождении стажировки....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...