Методическая разработка по теме "Трахеостома" ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)
методическая разработка

Первушина Ольга Игоревна

С развитием цивилизации увеличивается число лиц, перенесших хирургическое вмешательство, которое завершается наложением стомы.  У людей со стомой масса проблем социально-экономического и медицинского характера. Они нуждаются правильном подборе средств ухода за стомой, у них возможны различные осложнения, наконец, им просто намного сложнее жить, чем здоровым людям. Поэтому роль медицинской сестры очень важна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traheostoma_2019_2.docx341.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

(для преподавателя)

Трахеостома.

ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)

МДК 04.03.  Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Специальность:  34.02.01 Сестринское дело

Москва

2019

Одобрено

ЦМК № 4

Протокол №

от «     »              20    г.

Председатель ЦМК

Кузнецова И.Н./ _______________

       ФИО                        подпись

Составлено на основе

Федерального

Государственного

образовательного стандарта

среднего

профессионального

образования по

специальности 34.02.01.

Сестринское дело

Рассмотрено и утверждено                                      

Методическим советом ГБПОУ ДЗМ

«МК№2»

Протокол №  

От «       «__________   20    г.

Согласовано

Начальник отдел организации

Образовательного процесса

Воронова Е.В./__________________

                          подпись

Автор: Первушина О.И.- преподаватель первой квалификационной категории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

(для преподавателя)

Трахеостома.

ПМ 07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)

МДК 07.03.  Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Специальность:  31.02.01 Лечебное дело

Москва

2019

Одобрено

ЦМК № 4

Протокол №

от «     »              20    г.

Председатель ЦМК

Кузнецова И.Н./ _______________

       ФИО                        подпись

Составлено на основе

Федерального

Государственного

образовательного стандарта

среднего

профессионального

образования по

специальности 34.02.01.

Сестринское дело

Рассмотрено и утверждено                                      

Методическим советом ГБПОУ ДЗМ

«МК№2»

Протокол №  

От «       «__________   20    г.

Согласовано

Начальник отдел организации

Образовательного процесса

Воронова Е.В./__________________

                          подпись

Автор: Первушина О.И.- преподаватель первой квалификационной категории

                                     

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        Стр.

Аннотация

5

Введение (пояснительная записка)

7

Тема: Трахеостома

9

Технологическая карта занятия  

13

Глоссарий  

15

Междисциплинарные связи

15

Актуализация темы

16

Содержание нового материала

18

Приложение 1. Задания в форме тестового контроля                                                    

28

Приложение 2. Алгоритм ухода за трахеостомической трубкой                                                        

31

Приложение 3. Ситуационные задачи к занятию

35

Приложение 4. Задания для итогового контроля

38

  Приложение 5. Итоговая таблица   работы студента                                      40

Аннотация

Данное методическое пособие предназначено преподавателям для проведения практических доклинических занятий по теме Трахеостома  профессионального модуля ПМ 04. МДК 04.03.

    Методическое пособие может так же использоваться обучающимися для подготовки к квалификационному экзамену по профессиональному модулю ПМ 04.

Аннотация

Данное методическое пособие предназначено для проведения практических доклинических занятий по теме Трахеостома  ПМ 07. МДК 07.03.

Методическое пособие может так же использоваться обучающимися для подготовки к квалификационному экзамену по профессиональному модулю ПМ 07.

Введение

(пояснительная записка)

Данное методическое пособие разработано в помощь преподавателям для проведения  занятий по профессиональному модулю ПМ 04.«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

Настоящее методическое пособие содержит общие требования-

дать обучающимся достаточный объём знаний по теме «Трахеостома».

Цель данного методического пособия - подбор целесообразных методов обучения по основным вопросам занятия, в повышении эффективности процесса обучения на занятии, в осмыслении основных практических навыков и умений, в определении полезных методических советов и рекомендаций, раскрывающих содержание и методику учебной работы на занятии.

На данном занятии обучающиеся знакомятся с понятием трахеостома, с принципами ухода за трахеостомой. Закрепляют материал с помощью вопросов, ситуационных задач, тестов.

Роль медицинской сестры при уходе за стомой очень важна. Она заключается в том, что медицинская сестра ухаживает за пациентом после операции, обучает его уходу за стомой и адаптирует к новым условиям жизни со стомой.

Данный материал, необходим для того, чтобы медицинская сестра грамотно осуществляла уход за трахеостомой, а именно, способствовала предупреждению или снижению уровня осложнений.

Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки обучающихся медицинских колледжей по профессиональному модулю ПМ 04.специальности 34.02.01. Сестринское дело. 

Введение

(пояснительная записка)

Данное методическое пособие разработано в помощь преподавателям для проведения  занятий по профессиональному модулю ПМ 07.«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

Настоящее методическое пособие содержит общие требования – дать  обучающимся достаточный объём знаний по теме «Трахеомтома».

Цель данного методического пособия - подбор целесообразных методов обучения по основным вопросам занятия, в повышении эффективности процесса обучения на занятии, в осмыслении основных практических навыков и умений, в определении полезных методических советов и рекомендаций, раскрывающих содержание и методику учебной работы на занятии.

На данном занятии обучающиеся знакомятся с понятием трахеостома, с принципами ухода за трахеостомой. Закрепляют материал с помощью вопросов, ситуационных задач, тестов.

Роль медицинской сестры при уходе за стомой очень важна. Она заключается в том, что медицинская сестра ухаживает за пациентом после операции, обучает его уходу за стомой и адаптирует к новым условиям жизни со стомой.

Данный материал, необходим для того, чтобы медицинская сестра грамотно осуществляла уход за трахеостомой, а именно, способствовала предупреждению или снижению уровня осложнений.

Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки обучающихся медицинских колледжей по профессиональному модулю ПМ 07.специальности 31.02.01. Лечебное дело. 

Тема занятия: «Трахеостома».

Время, отведенное на изучение темы: 90 минут

Место проведения: кабинет доклинической практики

Вид занятия: доклиническое практическое

Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (работа малыми группами)

Цели:

Должен уметь осуществлять сестринскую помощь пациентам при уходе за трахеостомой

  • Подготовить оснащение для ухода за трахеостомической трубкой
  • Провести психологическую подготовку
  • Провести дезинфекцию и утилизацию использованного материала

Уровень освоения: 2 репродуктивный – выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.

Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением с соблюдением принципов профессиональной этики в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2.

Осуществлять уход и консультировать пациентов возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.3.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.4.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.5.

Обеспечивать инфекционную безопасность безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.6.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.7.

Владеть основами рационального питания.

ПК 4.8.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

 Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тема занятия: «Трахеостома».

Время, отведенное на изучение темы: 90 минут

Место проведения: кабинет доклинической практики

Вид занятия: доклиническое практическое

Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (работа малыми группами)

Цели:

Должен уметь осуществлять сестринскую помощь пациентам при уходе за трахеостомой

  • Подготовить оснащение для ухода за трахеостомической трубкой
  • Провести психологическую подготовку
  • Провести дезинфекцию и утилизацию использованного материала

Уровень освоения: 2 репродуктивный – выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.

Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ПК 7.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением с соблюдением принципов профессиональной этики в процессе профессиональной деятельности.

ПК 7.2.

Осуществлять уход и консультировать пациентов возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 7.3.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.4.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 7.5.

Обеспечивать инфекционную безопасность безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 7.6.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 7.7.

Владеть основами рационального питания.

ПК74.8.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

 Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Оснащение  занятия:      

 1. Методическое обеспечение:

  • методическое  пособие для преподавателя – 1 шт.
  • методическое  пособие  для  обучающихся – 10 шт.
  • рабочая программа
  • календарно-тематический план

2. Материальное обеспечение:

             (из расчета на одну бригаду)

  • зеркало- 12 шт.
  • ёмкость с теплой кипячёной  водой- 12 шт.
  •  чайная ложка- 12 шт.
  • пищевая сода- 12 шт.
  • ёршик12 шт.
  • флакон со стерильным глицерином-12 шт.
  • стерильные марлевые салфетки – 12 шт. по 4 шт.,
  • кусок марли (бинта)-12 шт.
  • ножницы- 12 шт.
  • глубокая чашка (стакан)-12 шт.
  • проглаженная ткань- 12 шт.

3. Технические средства обучения:

  • Компьютер. мультимедийная установка

Технологическая карта занятия

п/п

Этап

занятия

Время

Методы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

 обучающегося

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал,

сообщает  обучающимся тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

Обосновывают и обозначают цель занятия

2.

Актуализация темы.

Определение исходного уровня знаний.

Контроль самостоятельной работы

15

Устный

Актуализирует тему. Определяет исходный уровень знаний обучающихся – раздает задания в форме тестового контроля. Корректирует   ответы.

Выполняют задания в форме тестового контроля. Обсуждают, отвечают на вопросы преподавателя

3.

Изучение нового материала

15

Объяснительно-иллюстративный

Мотивирует обучающихся  к изучению нового материала. Объясняет обучающимся новый материал. Демонстрирует проведение манипуляции

Записывают в рабочие тетради новый материал.  

Наблюдают за действиями преподавателя

4.

Закрепление материала

(решение ситуационных задач)

30

Репродуктивный

(решение практических ситуационных задач)

Выдает задания, инструктирует обучающихся, корректирует ответы. Задает вопросы по материалу. Акцентирует внимание на достижении цели занятия

Выполняют задания: решение практических ситуаций.

Объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя. Оценивают степень достижения цели занятия

5.

Рубежный контроль

15

Программированный

(тестовый контроль)

Организует работу обучающихся на этапе контроля– задает вопросы, корректирует ответы

Обсуждают, отвечают на вопросы преподавателя

6

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. Оценивают степень достижения целей занятия

7.

Итоги занятия

5

Оценивает работу группы, выставляет отметки, дает задание на дом

Записывают задание на дом

Итого:                                                   90 мин.

Глоссарий

Асфиксия

Удушье

Реабилитация

система мероприятий, имеющая цель восстановления здоровья и трудоспособности и возврат к активной жизни.

Стома

Отверстие

Стридорозный

Свистящий (шипящий) дыхательный шум

Стриктура

Сужение (просвета)

Трахея

широкая трубка, соединяющая гортань с бронхами.

Трахеостомия

Рассечение трахеи

Трахеостома

Отверстие в трахее, сделанное искусственно

Междисциплинарные и межмодульные связи

Междисциплинарные и межмодульные связи

Этапы занятия

1 этап занятия – организационный момент (5 мин.).

Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цели и план занятия.

2 этап занятия - актуализация темы, определение исходного уровня знаний студентов. (15 мин.) Проверка исходного уровня знаний обучающихся по вопросам предыдущих занятий – в виде заданий в тестовой форме. Задания с эталонами ответов и критериями оценок (Приложение 1)

Актуализация темы

С развитием цивилизации увеличивается число лиц, перенесших

хирургическое вмешательство, которое завершается наложением стомы. Стома от греческого слова устье, отверстие. У людей со стомой масса проблем социально-экономического и медицинского характера. Они нуждаются правильном подборе средств ухода за стомой, у них возможны различные осложнения, наконец, им просто намного сложнее жить, чем здоровым людям. Поэтому роль медицинской сестры очень важна. Она заключается в том, что медицинская сестра ухаживает за пациентом после операции, обучает его уходу за стомой и адаптирует к новым условиям жизни со стомой.

3 этап занятия –изучение нового материала (15 мин)

Преподаватель излагает теоретическое содержание материала с демонстрацией практических навыков

«Трахеостома» (Приложение3)

Теоретические знания нужны для того, чтобы улучшить практические результаты, для выполнения манипуляций и для решения ситуационных задач.

Содержание нового материала

Трахеостома

1.Общие сведения.

Трахеостома- это не конец жизни,

А лишь цена, которую ты платишь за то,

Чтобы продолжать жить...

Ирина Гавришева

(сайт «Школа выживания Жизнь с трахеостомой»)

Уход за трахеостомой.

Трахеостомия— введение в трахею через разрез кожи специальной трубки для обеспечения дыхания.

Показания к операции

Показанием к операции являются заболевания или острые состояния, при которых нарушается поступление воздуха в трахею, в случаях необходимости длительной искусственной вентиляции легких.

Трахеостомичесая трубка стандартная (рисунок №1)

http://www.operabelno.ru/wp-content/uploads/2015/04/traheostomy.jpg

                                                                                                                                     Рисунок №1

Основными показаниями к трахеостомии являются:

1. Острый стеноз гортани:

  • инородные тела
  • химические и термические ожоги
  • дифтерия
  • ложный круп
  • эпиглоттис
  • двусторонний паралич голосовых складок
  • опухоль

2. Нарушение дренажной функции трахеобронхиального дерева:

  • тяжелая черепно – мозговая травма
  • острая недостаточность мозгового кровообращения
  • опухоль головного мозга
  • нарушение каркасности грудной клетки
  • кома с нарушением глоточного и кашлевого рефлексов
  • длительный астматический статус
  • массовые пневмонии

3. Некомпетентность нервно-мышечного аппарата дыхания:

  • бульбарная форма полиомиелита
  • полирадикулоневрит
  • повреждение спинного мозга в шейном отделе
  • нейроинфекции (столбняк, бутулизм, бешенство)
  • тяжелая форма миастении

Виды обезболивания

Операция производится под местным обезболиванием, а в экстренных случаях (обтурация гортани инородным телом) иногда может выполняться и без обезболивания, так как для этого может не быть времени.

Выполнение операции

Производится разрез кожи, раздвигаются ткани, прикрывающие трахею. Перешеек щитовидной железы смещается, после чего вскрывается просвет трахеи за счет пересечения ее колец. В просвет трахеи вводится специальная воздуховодная трубка, которая подшивается к коже.

Если трахеостомия производилась в качестве временной меры, обеспечивающей дыхание больного, то при нормализации дыхания трахеостомическая трубка удаляется, а оставшееся отверстие закрывается самостоятельно. В тех случаях, когда трахеостомия является завершающим этапом операции удаления гортани по поводу рака, она остается до конца жизни пациента.

Как правило, все пациенты, которым предстоит плановая трахеотомия как до, так и после операции, боятся задохнуться. В связи с этим очень важно рассказать пациенту как о ходе операции, так и о его состоянии после неё. Сам пациент и члены его семьи должны понимать, что после трахеотомии он не сможет разговаривать из-за кашля и стридорозного дыхания. Нужно будет ухаживать за трахеотомической трубкой, поэтому и пациент, и его близкие должны знать правила ухода за ней. Если трахеостома будет временной, следует особо это подчеркнуть в беседе с пациентом, поскольку психологически такой вариант воспринимается как благоприятный прогноз.

Проходимость трахеостомы поддерживают с помощью трахеотомической трубки.  Трахеотомию выполняет только врач. На трахее делают надрез, в который вставляют трубку. Закрепляют трубку в нужном положении с помощью тесёмок, завязывающихся вокруг шеи.

Существует много типов трубок, но в основном они бывают двух видов.

1.Если трахеостома временная, применяют пластиковые трубки с большим внутренним диаметром. Такую трубку используют также в том случае, если пациенту предстоит или

уже проводится лучевая терапия (например, при раке гортани). Несдуваемая манжета, закрывая пространство вокруг трубки, даёт возможность использовать дыхательную аппаратуру, которую можно к трубке подсоединить.

2. Металлические трубки применяют для постоянных трахеостом. Они состоят из трёх частей:

- внешней трубки (канюли), имеющей сбоку отверстия для тесёмок, с помощью которых её можно фиксировать к шее (не забывайте, что тесёмки должны быть пропущены через отверстия дважды и закреплены узлом);

- проводника (направляющего устройства) со слепым концом, с помощью которого устанавливают трубку в необходимое положение. Пользуются им только при введении трубки;

- внутренней трубки (канюли), стоящей в трахеостоме с внешней трубкой. Внутреннюю трубку можно извлекать для промывания.

Некоторые модели внутренних трубок прикрепляются к внешней с помощью фиксаторов или винтов (запор-флажков). Однако безопаснее использовать такую внутреннюю трубку, которая просто вставляется во внешнюю так, что её легко можно извлечь, если она закупорилась. В определённых случаях предпочитают использовать именно металлические трахеотомические трубки, имеющие запор-флажок, позволяющий надежно удерживать внутреннюю канюлю. Он должен быть всегда закрыт, иначе при кашле или даже во время промывания внутренняя трубка может выпасть из наружной. Наружную трубку фиксируют тесёмками на шее. Без них наружная трубка также может выскочить из трахеостомы при кашле или резком движении, что приведёт к асфиксии, поскольку трахеостома без трубки сразу же закрывается. Наружную трубку удаляет только врач, внутреннюю — промывает медицинская сестра (в домашних условиях – пациент) в соответствии с принятыми правилами.

Пациент с трахеотомической трубкой может принимать пищу через рот и самостоятельно глотать. Некоторые специалисты считают, что во время приёма пищи следует раздувать манжетку для предотвращения аспирации. Другие полагают, что раздутая манжетка сужает пищевод и затрудняет глотание. В любом случае состояние манжеты во время еды определяет врач.

Чтобы избежать раздражения кожи на шее, вокруг трубки на кожу накладывают стерильные салфетки, разрезанные до середины Y-образным разрезом. В домашних условиях повседневный уход за трахеостомой осуществляется больным самостоятельно или с помощью ухаживающего за ним помощника.

Для правильного ухода за трахеостомой необходимо сохранять проходимость трахеи и канюли, что предусматривает:

  • извлечение трахеостомической канюли из трахеостомы– для этого развязывают фиксирующие завязки, сдувают шприцем манжетку и извлекают канюлю;
  • очищение внутреннего прохода канюли от слизи и корок с помощью марлевого тампона и кипяченой воды. Такую манипуляцию повторяют дважды в сутки после извлечения трубки из трахеи;
  • введение канюли в трахеостому после того, как канюля была очищена. Ее вставляют ввинчивающим движением. Причем в начале движения трахеостомической канюле придают такое положение, что ее «ушки» лежат по оси трахеи, а по мере продвижения совершают поворот на 90°;
  • очищение трахеи и верхних отделов бронхов от застоявшейся мокроты, которая под действием сухого воздуха быстро превращается в корки. Для этого больной должен самостоятельно или с помощью медсестры закапать в канюлю теплый содовый раствор (1 чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды), можно в сочетании с ферментным препаратом (хемотрипсин). Эти вещества разжижают мокроту и слизь. После закапывания надо попросить больного откашляться.

Такую процедуру в указанной последовательности необходимо повторять не менее двух раз в сутки, а иногда, если больной плохо дышит, и несколько раз в день. Следует помнить, что несоблюдение этого правила может привести к грозному осложнению – асфиксии. Засохшая мокрота при сильном кашлевом толчке может оторваться от стенок канюли и проскочить в трахею и бронхи, вызвав закупорку дыхательных путей.

Для ухода за кожей вокруг трахеостомы следует:

( рисунок №2)

  • очистить кожу вокруг трахеостомы с помощью салфеток и теплой кипяченой воды или фурацилина (1 таблетка на 1 стакан кипяченой воды). Для этой цели можно использовать также слабо-розовый раствор марганцевокислого калия;
  • подсушить кожу с помощью салфеток;
  • нанести на чистую кожу либо цинковую пасту, либо пасту Лассара, либо мазь «Стомагезив». Можно обработать кожу тальком или сухим танином;
  • избыток мази или пасты удалить с помощью салфетки;
  • под ушки трахеостомической канюли завести стерильные салфетки с Y-образным разрезом. После чего закрепить фиксирующие завязки на шее.

https://www.medexsupply.com/images/BU-800.jpghttp://hospice.raduga-omsk.ru/wp-content/uploads/2015/04/Uhod-za-traheostomoj-500x333.jpg

Рисунок №2

Туалет трахеи  и бронхов включает отсасывания вязкого содержимого с помощью электронасоса. Перед отсасыванием дают вдыхать увлажненный кислород, закапывают в трахею ( через стому) 3- 5 мл теплого стерильного раствора гидрокарбаната, чтобы разжижить густую слизь. Еще лучше разжижают мокроту растворов ферментов

( химотрепсин). Для профилактики гипоксии у пациента нельзя проводить отсасывание дольше 10 -15 сек. За 1 раз. Больной должен отдыхать 1 -3 мин между процедурами.  При трахеостоме в легкие попадает неувлажненный и неподогретый воздух, что приводит к высыханию слизистой оболочки дыхательного древа. Поэтому необходимо применять специальный увлажнитель, который устанавливается в палате. Длительное пребывание трахеостомической трубки может быть причиной трахеобронхита, поэтому важно соблюдать все рекомендации по уходу за стомой.

Методика наложения трахестомической трубки.

(Рисунок №3)

http://www.feldsher.ru/upload/medialibrary/7a8/7a87db143229f26f4f157ac174e95a31.jpg

Рисунок №3

Проблемы пациента:

  1. психологические – страх, невозможность разговаривать и др.;
  2. выпадение трубки;
  3. накопление слизи и других выделений (в первые дни после операций);
  4. сухость (в последующие дни);
  5. инфицирование (воздух поступает холодный, не очищенный, сухой) – трахеиты, бронхиты и др.;
  6. кашель;
  7. инфицирование и раздражение кожи вокруг стомы.
  8. нарушение безопасности в повседневной жизнедеятельности
  9. дефицит самоухода
  10. нарушение психологической адаптации к наличию стомы
  11. риск недостаточного выполнения терапевтического режима в связи с недостатком знаний об уходе.

Реабилитация стомированных пациентов.

Определяя реабилитационный процесс как поэтапное восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности пациента, что достигается применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий, можно выделить 3 основных аспекта реабилитации:

  • медицинский,
  • психологический,
  • социальный.

С точки зрения принятого порядка медицинского обслуживания населения, реабилитационный процесс имеет 3 последовательных этапа:

  • диагностический– от начала заболевания до момента госпитализации;
  • хирургический– от момента госпитализации до выписки стомированного пациента из стационара;
  • реконвалесцентный, отражающий процесс реабилитации.

Перед участниками реабилитационного процесса стоят следующие задачи:

  • обучение пациента;
  • определение и подбор необходимых средств ухода;
  • обеспечение средствами по уходу;
  • рационализация образа жизни;
  • профилактика отдаленных осложнений;
  • специализированное диспансерное наблюдение;
  • определение степени нетрудоспособности;
  • включение пациента в сферу деятельности социальных служб и организаций, занимающихся помощью и взаимопомощью;
  • определение необходимости реконструктивно-восстановительных и корригирующих операций и их проведение.

Программа комплексной реабилитации стомированных пациентов существенно отличается от мероприятий чисто лечебного плана, так как само по себе наличие стомы формально не является заболеванием, а, следовательно, и не нуждается в специфическом лечении, однако оно значительно ограничивает возможности нормального существования и потому обусловливает необходимость службы, оказывающей пациенту соответствующую специализированную помощь. На западе подобная служба существует уже с 60-х годов; в ней работают средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку.

Оценка результатов сестринского вмешательства основывается на возможности пациента принимать информированные решения, касающихся планируемых методов лечения. Пациент или члены семьи должны описывать и демонстрировать умение обращения со стомой медсестре.

 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода

4 этап занятия -закрепление материала. - 20 мин.

Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно выполнить задания в виде ситуационных задач. Корректирует их действия. Задает вопросы по материалу. Акцентирует внимание на достижении целей занятия.  Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, отрабатывают умения, отвечают на вопросы преподавателя. Обобщают степень достижения целей занятия.

Ситуационные задачи, эталоны ответов к ним, критерии оценки прилагаются (см. Приложение 3).

5 этап занятия- рубежный контроль, на который отводится 15 мин

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить задания  в форме ответов на вопросы(см. Приложение 4).

6 этап занятиярефлексия (5 мин).

Преподаватель предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Обучающимся предлагается рефлекторный приём  «Незаконченное предложение»:  нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы с экрана мультимедийной установки:

  1. сегодня я узнал следующее…
  2. было интересно применить на практике алгоритмы …
  3. было трудно …
  4. я выполнял задания в форме …
  5. я понял, что …
  6. теперь я могу применить …
  7. я научился следующим манипуляциям …
  8. у меня получилось  выполнить алгоритмы…
  9. я смог  заполнить правильно…
  10. занятие дало мне для моей практической деятельности …

7 этап занятия – итоги занятия (5мин.)

Преподаватель оценивает работу группы. (Приложение 5) На основании полученных баллов, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.

Задание на дом:

Тема: «Уход за гастростомой.»

Вопросы для самоподготовки студентов

  1. Стома- это?
  2. Гастростома- это?
  3. Гастростомия- это?
  4. Показания и цели к постановке гастростомы
  5. Противопоказания к постановке гастростомы
  6.  Особенности ухода за пациентом с гастростомой
  7. Какие продукты питания рекомендуются при гастростоме?
  8. Что такое гастростомические трубки?
  9. Какие бывают виды гастростомических трубок?
  10. Как кормить через гастростому?

Источники информации:

  •  Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие. Москва:КНОРУС, 2019. 680 с.  
  •  Сестринское дело. Практическое руководство: учебное пособие/ под.ред. И.Г.Гордеева, С.М.Отаровой.- М.: ГЭОТАР –Медиа,2017. -536с.

Интернет- ресурсы

  • www.rosmedlib.ru – медицинская, студенческая библиотека
  • http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Приложение №1

Контроль исходного уровня знаний обучающихся в виде заданий в тестовой форме

Задания части «А»

При выполнении заданий части «А» выберите один правильный ответ, обведите кружком номер правильного ответа в работе.

1.Цель наложения влажной салфетки на трахеостомическую трубку – обеспечение:

а) речевое обеспечение

б) охлаждение воздуха

в) противовоспалительное мероприятие

2.Показания к проведению трахеостомы:

а) опухоль трахеи

б) воспаление легких

в) легочное кровотечение

3.Препарат для обработки вокруг стомы:

а)  паста Стомагезив

б) ласьон Ниттифор

в) борная мазь

4.Асфиксия – это…

а) невозможность вдоха

б) невозможность выдоха

в) состояние удушья

5. Экстренную трахеостомию производят при:

а) при   стридорозном дыхании

б) при обострении бронхиальной астмы

в) при попадании инородного тела в трахею

6.Трахеостомию может выполнять:

а) Анестезиолог

б) Старшая сестра реанимационного отделения

в) Хирург

7.Трахеостомическая трубка состоит из :

а) из внешней трубки, ёршика, канюли

б) из канюли, проводника, внутренней трубки

в) из канюли, тесёмок, внешней трубки

8. Для профилактики инфицирования дыхательных путей пациенту с трахеостомой необходимо:

а) менять всё оснащение для вентиляции лёгких  каждые  24часа

б) менять всё оснащение для вентиляции лёгких каждые 16 час.

В) менять всё оснащение для вентиляции лёгких каждые 4 часа

9. Для обработки  трахеостомической  трубки в оснащении используют:

а) Раствор перекиси водорода 3%

б) Раствор Люголя 3%

в) Этиловый спирт 70 град.

10.Для  лучшего обучения пациента по уходу за стомой на дому требуется:

а)  2 – 3  урока

б) 3–4 урока

в) 4  –5 уроков

Задания  части «В»

Допишите правильный ответ

11.Стома – это ---------------------- из какого либо органа.

12.Внутреннюю трахеостомическую трубку промывают горячей ------------

13. С целью разжижения мокроты и слизи в трахею закапывают 3 -5 капель стерильного раствора гидрокарбоната натрия:

а) да

б) нет

14. Трахеостомические канюли могут быть металлические и -----------------

15.Установите соответствие:

    Название стомы:                                   Орган:

  1. трахеостома                          а) трахея

  2. цистостома                           б) желудок

                                               в) кишечник

                                               г) мочевой пузырь

Эталоны ответов к контролю исходного уровня знаний обучающихся в виде заданий в тестовой форме.

А 1-  б

А 2 - а

А 3 - а

А 4 - в

А 5 - в

А 6 - в

А 7 – б

А 8 – а

А 9 – в

А 10 – б

В 11 – отверстие

В 12 – водой

В 13 – а

В 14 – пластиковая

В 15 – 1) а

            2) г

Критерии оценки:

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 -  59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 - 4  

  5

   6    

  7

Критерии оценки заданий в тестовой форме для исходного уровня знаний

  1. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный студентом номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если студент выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

  1.  За ответы на задания «В» (установление соответствия) выставляется 2 балла; выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

В итоге за задания в форме тестового контроля студент получает 0 - 7 баллов.

Приложение №2

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТА УХОДУ ЗА ТРАХЕОСТОМИЧЕСКОЙ ТРУБКОЙ

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук

  • Оснащение: зеркало, ёмкость с теплой кипячёной  водой, чайная ложка, пищевая сода, ёршик, флакон со стерильным глицерином, стерильные марлевые салфетки – 4 шт., кусок марли (бинта), ножницы, глубокая чашка (стакан), проглаженная ткань.

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев обучающегося

Количество баллов (0-1)

Подготовка к процедуре

1

Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Поскольку пациент не может говорить, составить план вопросов, предполагающих однозначные ответы, чтобы пациент мог отвечать кивком головы.

Выполнить

2

Представляются пациенту, объясняют цель и ход процедуры (если он в сознании), получают согласие пациента или членов его семьи.

Сказать

«Здравствуйте! Я медицинская сестра. Меня зовут (ФИО)»

3

Попросить пациента представиться. (Если он в сознании)

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?»

4

Сверить ФИО пациента с листом назначений

Сказать

«Пациент идентифицирован»

5

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

«Вам необходимо сделать уход за трахеостомой»

6

Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру  по уходу за трахеостомой.  

Сказать

«Вы согласны на проведение такой процедуры?

Ответ: «Возражений пациента на выполнение процедуры нет»

7

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

«Вам необходима данная процедура с целью освобождения дыхательных путей»

8

Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне.

Выполнить/

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

10

Попросить пациента вымыть руки.

Выполнить/

Сказать

«Пожалуйста, вымойте руки»

11

Подготовить оснащение

Выполнить

12

Налить кипячёную воду в глубокую чашку (стакан).

Выполнить

13

Смешать в ней 1 чайную ложку питьевой соды и 120 мл тёплой кипячёной воды.

Выполнить

14

Встать (сесть) перед зеркалом.

Выполнить

15

Снять повязку, закрывающую отверстие трубки.

Выполнить

16

Отвести запор-флажок наружной трахеостомической трубки в положение «вверх».

Выполнить

17

Левой рукой большим и указательным пальцем зафиксировать пластинку наружной трахеостомической трубки с обеих сторон. Взять «ушки» внутренней трахеостомической трубки большим и указательным пальцами правой руки, плотно зафиксировав их, извлечь в направлении «от себя» дугообразным движением  внутреннюю трахеостомическую трубку из основной (наружной).

Выполнить

18

Тщательно вымыть внутреннюю трахеостомическую трубку под проточной водой.

Выполнить

19

Погрузить внутреннюю трубку в емкость с  раствором  натрия гидрокарбоната и тщательно очистить ёршиком все поверхности от корок и слизи.

Выполнить

20

Промыть внутреннюю трахеостомическую трубку под проточной водой.

Выполнить

21

Высушить трубку, положив её на кусок марли (бинта).

Выполнить

22

Смазать внешнюю поверхность этой трубки марлевой салфеткой, смоченной в глицерине. Перед ведением встряхнуть.

Выполнить

23

Левой рукой большим и указательным пальцем зафиксировать пластинку наружной трахеостомической трубки с обеих сторон.

Ввести в отверстие наружной трубки внутреннюю трахеостомическую трубку, держа её за «ушки» большим и указательным пальцами правой  руки. Перевести  замок-флажок  в положение «вниз».

Выполнить

24

Обложить область трахеостомы стерильными марлевыми салфетками  с четырех сторон в виде «штанишек».

Выполнить

25

Закрепить салфетки лейкопластырем.

Выполнить

26

Накрыть отверстие трубки двухслойной марлевой салфеткой, зафиксировав её вокруг шеи повязкой типа «шторки».

Примечание: летом салфетку необходимо увлажнять водой.

Выполнить

27

Промыть под проточной  водой и прокипятить в емкости для кипячения ёршик и емкость для  раствора натрия гидрокарбоната в течение 15 минут, после кипячения их просушить, завернуть в проглаженную ткань и хранить до следующего раза.

Выполнить

28

Вымыть (обработать) руки на гигиеническом  уровне.

Выполнить/

Сказать

«Обработала руки гигиеническим способом»

29

Зарегистрировать вмешательство в медицинской документации.

Выполнить/

Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначения»

Всего баллов:

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

%%

0-69

70-79

80-89

90-100

Баллы

0-21

22-24

25-27

28-29

Приложение №3

Ситуационные задачи к занятию

Ситуационная задача № 1

У пациента с трахеостомой в ротовой полости скапливается слюна и слизь, на губах образовались трещины.

Тактика медсестры.

Ситуационная задача № 2

У пациента с трахеостомой во время отсасывания слизи развилась гипоксия.

В чем ошибка медсестры?

Ситуационная задача № 3

У пациента с трахеостомой  (второй день после наложения) возникли

проблемы, которые он не может озвучить. Ваша тактика.

Ситуационная задача № 4

У пациента с трахеостомой отмечается зуд , покраснение в уголках рта, сухость и трещины на губах. Ваша тактика.

Ситуационная задача № 5

Пациент с трахеостомой  выписан  домой под наблюдение врача. Его жена не знает, как правильно осуществляется уход. Ваша тактика.

Эталон ответов к ситуационным задачам

Ситуационная задача № 1

У пациента с трахеостомой в ротовой полости скапливается слюна и слизь, на губах образовались трещины.

Тактика медсестры.

Ответ:

В связи с этим медсестра должна ежедневно бережно удалять слизь с носоглотки. Язык, полость рта, губы очищать тампоном, смоченном в физиологическом растворе. Смазывать губы увлажняющим кремом.

Ситуационная задача № 2

У пациента с трахеостомой во время отсасывания слизи развилась гипоксия.

В чем ошибка медсестры?

Ответ:

Для профилактики гипоксии у пациента необходимо проводить отсасывание не дольше 10 – 15 сек. за 1 раз. Больной должен отдыхать 1 – 3 минуты.

Ситуационная задача №3

У пациента с трахеостомой  (второй день после наложения) возникли проблемы, которые он не может озвучить.

Ваша тактика.

Ответ:

Необходимо предварительно собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться, т.к. пациент не может говорить. Составить заранее план вопросов для пациента с однозначным ответом, чтобы он мог отвечать кивком головы. Получить согласие пациента на проведение процедуры (кивком головы). Снабдить пациента ручкой или карандашом и блокнотом для обеспечения общения  с окружающими. (Психологическая подготовка пациента, мотивация пациента к сотрудничеству, соблюдение прав пациента, развитие адаптационных реакций в послеоперационный период).

Ситуационная задача №4

У пациента с трахеостомой отмечается зуд, покраснение в уголках рта, сухость и трещины на губах.

Ваша тактика.

Ответ:

Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Придать удобное положение ( в данном случае положение Фаулера). Под голову пациента подложить непромокаемую пелёнку. Укрыть шею ниже трахеостомы и грудь пациента пелёнкой. Вымыть руки гигиеническим способом. Надеть стерильные перчатки. Осмотреть губы, язык, полость рта, отсосать слизь из ротоглотки.  Обработать полость рта тампонами, смоченными в физиологическом растворе.  Обработать поверхность губ влажным тампоном. Смазать губы увлажняющим кремом.

Ситуационная задача №5

Пациент с трахеостомой  выписан  домой, под наблюдение врача. Его жена не знает, как правильно осуществляется уход.

Ваша тактика.

Ответ:

Доброжелательно и уважительно представиться жене пациента. Уточнить, что она не знает по уходу. Оценить физиологические параметры пациента( ЧСС, ЧДД, АД,  Т, Пульс) При отсутствии противопоказаний  провести беседы по обучению жены пациента, восполняющие дефицит знаний об уходе за стомированным пациентом, особенностях  его образа жизни. Доброжелательно объяснить родственникам пациента, что при необходимости они всегда могут рассчитывать на помощь и консультацию не только мед. работников поликлиники; также существует «Ассоциация стомированных больных», где  специально обученные работники  помогают в процессе реабилитации   семьям стомированных пациентам.

Критерии оценки знаний – умений при решении ситуационных задач

Балл «3»- студент верно в полном объеме выполнил задание.

Балл «2»- студент выполнил не полностью задание (во время ответа требовались наводящие вопросы преподавателя, испытывал незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, дополнительные комментарии преподавателя).

Балл «1»-студент выполнил задание не полностью  (ответ не полный, требовал наводящие вопросы со стороны преподавателя, испытывал значительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, дополнительные комментарии преподавателя).

Балл «0» - студент не выполнил задание.

Приложение №4

Задание для итогового контроля 

Дополните:

  1. Трахеостомия проводится в тех случаях, когда….
  2. Если пациент с трахеостомической  трубкой не  может эффективно откашляться, то…
  3. Если наружная трубка у пациента с трахеостомой плохо зафиксирована, то…
  4. Поскольку пациента с трахеостомической трубкой беспокоит невозможность разговаривать, необходимо…
  5. Если при уходе за трахеостомой трубка выпала из раны, то необходимо…
  6. Пациент с трахеостомой во время ухода должен…
  7.  Сложность ухода за пациентом с трахеостомой заключается в том, что…
  8. Трахеостома может быть как……, так и …..

10)Постояннаятрахеостома накладывается в том случае, когда…

11)Пациент, которому предстоит операция по установлению трахеостомы, испытывает…

12)  Предоперационная подготовка пациента должна включать…

13) При установлении трахеостомы медицинская сестра должна учесть следующие параметры:…..

14)Прежде чем обучить пациента правилам ухода за стомой, нужно учесть…

Эталоны ответов для итогового контроля 

  1. – когда естественное прохождение воздуха через трахею невозможно.
  2. – то необходимо осмотреть  трахеостому и для профилактики гипоксии у пациента отсосать слизь из трахеи с помощью электороотсоса ( по назначению врача)
  3. – то она может выскочить из трахеи при резком кашле или резком движении, что приведёт к асфиксии.
  4. – необходимо научить пациента общаться невербально ( с помощью знаков,  например,  движение головы: «да» – опускание подбородка;  «нет» – качание головы в сторону) . Также возможно снабдить пациента карандашом ( ручкой) и блокнотом.
  5. – необходимо вызвать дежурного врача.
  6. – находиться в положении сидя.
  7. –  самоуход пациента крайне сложен, не обеспечивает пациенту  должного удобства.

8)– как временная, так и постоянная.

10)– у пациента имеется опухоль гортани

11)– психологический дискомфорт, чувство подавленности, уныния, отвращения к самому себе.

12) – консультация лечащего врача, обучение медицинской сестрой пациента и его окружения с тем, чтобы пережить послеоперационный период, адаптироваться и осуществлять самоуход после выписки из стационара.

13) – вид предстоящей операции, физическое состояние пациента, ловкость рук, уровень интеллекта, увеличение массы тела, образ жизни и увлечения пациента.

14)–что пациент нуждается в помощи и психологической адаптации к особенностям «нового тела».

                Критерий оценок по заданиям.

1 ошибка …………… .«5»

2 ошибки……………   «4»

3 ошибки……………    «3»

4 ошибки и более …… «2»

Приложение 5

Итоговая оценка за практическое доклиническое занятие складывается из результатов ответа на задание в тестовой форме, количества набранных баллов и соответствующей оценки за выполнение алгоритмов манипуляций «Трахеостома»

Результаты по каждому обучающемуся заносятся в нижеуказанную таблицу и объявляется студенту.

Сводная, итоговая таблица   работы студента на практическом занятии

Обучающийся

Контроль исходного уровня в виде заданий в тестовой форме

Текущий контроль

Отработка алгоритмов манипуляций в соответствии с оценочными листами

Итоговый контроль

Итоговая оценка за занятие

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Срез знаний по ПМ.04, ПМ.07 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ (младшая медицинская сестра по уходу за больными)» специальностей сестринское дело, лечебное дело

Срез знаний профессионального модуля ПМ 04. ПМ.07  «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ (младшая медицинская сестра по уходу за больными)&r...

Комплект КОС по ПМ.04, ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными) (34.02.01. Сестринское дело,31.02.01. Лечебное дело)

Фонд оценочных средств содержит комплект методических и контрольных  материалов, используемых при проведении текущего контроля, итогового контроля, освоения результатов обучения профессиональных ...

Паспорт фонда оценочных средств (ФОС) по ПМ.04, ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными) Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело

Паспорт ФОС предназначен для установления соответствия между приобретёнными знаниями, умениями, практическим опытом и профессиональными и общими компетенциями....

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-2019 учебный год Сестринское дело 34.02.01

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-201...

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-2019 учебный год Лечебное дело 31.02.01

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-201...

Методическое пособие практического занятия для преподавателя «Техника введения назогастрального зонда»ПМ.04, ПМ 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными) МДК 04.03

Методическое пособие практического занятия для преподавателя «Техника введения назогастрального зонда» Данное методическое пособие предназначено для проведения практических доклинических з...