ВЕКТОР МБОУ СОШ №50 В НАПРАВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧНСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
статья

Методические объединения

Экономика любой развитой страны нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, умеющих работать по новейшим международным стандартам качества. Высокотехнологичные производства требуют соответствующей подготовки кадров, а скорость развития технологий диктует необходимость быстрого внедрения новых технологий, стандартов и инструментов. Система осноного общего образования - это первая ступень к развитию в данном направлении через участиев в WorldSkills и JuniorSkills.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова М.А.

заместитель директора по УВР, к.п.н., доцент,

первая квалификационная категория

МБОУ СОШ №50 города Новосибирска

ВЕКТОР МБОУ СОШ №50 В НАПРАВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧНСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Экономика любой развитой страны нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, умеющих работать по новейшим международным стандартам качества. Высокотехнологичные производства требуют соответствующей подготовки кадров, а скорость развития технологий диктует необходимость быстрого внедрения новых технологий, стандартов и инструментов.

WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Чемпионаты WorldSkills – это как раз и есть та площадка, на которой лучшие мастера из множества стран могут обмениваться опытом, и не просто узнавать, но и формировать современные международные стандарты. Чемпионаты WorldSkills позволяют преподавателям знакомиться с технологиями обучения и новыми профессиональными стандартами международного уровня, и влиять на модернизацию системы образования.

В свою очередь JuniorSkills, как программа ранней профориентации и основа профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве была инициирована еще в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ), Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ [1].

Основной алгоритм развития движения JuniorSkills в образовательной организации – школе представляет собой ряд взаимосвязанных шагов:

1. Анализ перечня и содержания компетенций JuniorSkills (содержание изучается по конкурсным заданиям, точка доступа https://worldskills.ru/).

2. Выбор компетенции для развития в образовательном учреждении – школе.

3. Определение наставников (экспертов) в выбранной области. (Наставниками могут быть как учителя-(ин)новаторы, так и педагоги-пассионарии дополнительного образования, преподаватели ВУЗов и колледжей, активно интересующиеся данным направлением. Лучшим решением будет привлечение экспертов из числа родителей, родственников, социальных партнеров образовательной организации.

4. Введение ставки педагогов дополнительного образования в штатное расписание.

5. Направление наставников на обучение стандартам WorldSkills и JuniorSkills.

6. Создание материально-технические условия для занятий.

7. Организация и проведение мини чемпионата в своей образовательной организации.

8. Участие в отборочных соревнованиях JuniorSkills на уровне региона.

9. Подача заявки на создание специализированного центра компетенций JuniorSkills в Региональный координационный центр.

В МБОУ СОШ №50 города Новосибирска на педагогическом совете 2018/2019 учебного года была анонсирована программа ранней профориентации и основной профессиональной подготовки школьников, которая является отличным новаторским решением следующих проблем, связанных с обучением будущих профессионалов:

  • разрыв между потребностями рынка в кадрах и профессиональным выбором молодежи;
  • дефицит практик будущего и прорывных технологий, использование методов прошлого.

Программа Junior Skills ставит перед собой следующие цели:

  1. Получение школьниками знаний, необходимых для их будущей экономической активности.
  2. Создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

Предполагается, что каждый школьник получит возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в т.ч. профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию.

Программа представляет новое содержание образования: практико-ориентированная, трудовая, игровая, состязательная, событийная, мотивирующая педагогика стимулирует личностный рост школьника: профессионализм, поиск призвания, разные культурные практики. Не секрет, что стандарты Junior Skills охватывают и «трудных, неуспешных детей», которые не смогли проявить себя в традиционном образовании, но получают возможность получить профессию и стать специалистами в той или иной области.

Мы предлагаем школьникам направления:

Мобильная робототехника – командная работа по проектированию и созданию электрических и механических систем управления роботом, устранение неисправностей;

Инженерный дизайн – проектирование современных элементов инженерно-технического предназначения (мосты, пандусы для инвалидов, лифты и т.п.);

Сетевое и системное администрирование – проектирование информационных и коммуникационных технологий;

Интернет вещей – разработка систем на базе платформы Aurdino и платформы ThingWorx (цифровая электроника, веб-дизайн, создание «умного дома»);

Кулинарное дело – приготовление имеющихся и разработка авторских блюд, расчет сырья и организация рабочего места, ведения технологического процесса, планирование практической деятельности;

Ландшафтный дизайн – практические действия по озеленению и благоустройству пришкольной/придомовой территории;

Мультимедийная журналистика – работа с интерент-лонгридом – формат подачи журналистских материалов в интернете, создание и публикация интерент-новостей, разработка сайта самоуправления школы.

Для начала работы на основе выбранной компетенции, каждая школьная команда имеет возможность не только участвовать в региональных и федеральных соревнования по программе Junior Skills, но и соревнованиях внутри школы, выявляя самых одаренных участников. Школьные соревнования – это для нас первый этап реализации планов!

В рамках реализации Программы развития МБОУ СОШ № 50 на период 2018/2023гг. планируется проведение консультаций с рабочими группами других школ, лицеев, гимназий города Новосибирска и не только, после которых участники проекта создают свой Start-Up, а затем защищают его и реализуют. Также запланирована работа с учащимися и кураторами программы по дополнительной подпрограмме Soft skills («мягкие навыки» или «гибкие навыки»), которые позволяют быть успешным, независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.д. При этом, ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности, а, следовательно, пригодится школьникам не только в будущей профессии, но и просто в жизни.

При этом предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования (НОО) обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. Наряду с этим, при решении мотивирующих задач у обучающегося формируется настойчивость и трудолюбие.

С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. Технологическое образование на уровне НОО включает следующие направления:

  1. практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта;
  2. применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;
  3. освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;
  4. проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
  5. во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества.

На уровне основного общего образования (ООО) важнейшими элементами образовательной деятельности в рамках предметной области «Технология» являются:

  1. освоение рукотворного мира в форме его воссоздания, понимания его функционирования и возникающих проблем; в первую очередь через создание и использование учебных моделей (реальных и виртуальных), которое стимулирует интерес и облегчает освоение других предметов;
  2. изготовление объектов, знакомящих с профессиональными компетенциями и практиками; ежегодное практическое знакомство с 3-4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий) и более углубленно – с одним видом деятельности через интеграцию с практиками, реализованными в движении WorldSkills;
  3. приобретение практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни;
  1. формирование универсальных учебных действий (УУД): освоение проектной деятельности как способа преобразования реальности в соответствии с поставленной целью по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта; изобретение, поиск принципиально новых для обучающегося решений;
  2. формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, навыков командной работы и сотрудничества; инициативности, гибкости мышления, предприимчивости, самоорганизации;
  3. знакомство с гуманитарными и материальными технологиями в реальной экономике территории проживания обучающихся, с миром профессий и организацией рынков труда.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг. Все вышеперечисленные направления должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (на основе стандартов WorldSkills) и специфики и потребностей региона.

В основной школе базовые элементы ИКТ и их применение во всех учебных предметах могут также осваиваться в предметной области «Технология».

На уровне среднего общего образования (СОО) непрерывное технологическое образование предполагает обязательное освоение предметной области «Технология». При этом рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета «Технология» должны быть составлены с учетом профиля, реализуемого в рамках основной образовательной программы (ООП).

Обучающимся предоставляются возможности одновременно с получением СОО (возможно и раньше) пройти профессиональное обучение, освоить отдельные модули СПО и ВО, в соответствии с профилем обучения по выбранным ими профессиям, основы предпринимательства, в том числе с использованием инфраструктуры организаций СПО и ВО.

В партнерстве с системой СПО планируется использовать практику демонстрационного экзамена, успешно применяемую в WorldSkills, при государственной итоговой аттестации (ГИА) по учебному предмету «Технология» (по выбору обучающихся).

Тем самым реализация Концепции обеспечит переход изучения предметной области «Технология» на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, а также через привлечение спонсорских средств.

Отметим также, что обязательной к использованию в образовательном процессе должна стать дуальная технология обучения. Она должна быть реализована на основе дополнительно разработанной образовательной программы именно для дуального обучения, когда учебно-воспитательный процесс реализуется в рамках учебного предмета в стенах школы (ОО), а учебно-производственный процесс (учебная и производственная практики) реализуется на базе предприятия – социального партнёра, в качестве различных видов деятельности. Обучающиеся будут осуществлять также подготовку к конкурсам профессионального мастерства на базе организаций социальных партнеров под непосредственным наставничеством специалистов на предприятии.

Предполагается получить (описать) в ходе выполнения Проекта:

1.Карту дефицитов умений, навыков, трудовых действий обучающихся и педагогов с позиции стандарта WorldSkills и JuniorSkills.

2.Рабочие программы (модернизированные, с учётом содержания стандарта WorldSkills и JuniorSkills) учебных предметов и программ внеурочной деятельности, учитывающие результаты анализа карты дефицитов умений, навыков, трудовых действий.

3.Разработка сценариев и методичек в помощь специалистам, занимающимся подготовкой конкурсов с элементами стандарта WorldSkills и JuniorSkills.

4.Разработка Проекта Программы участия в конкурсах, соревнованиях (круглые столы, семинары и др. мероприятия) WorldSkills и JuniorSkills.

5.Разработка и апробация алгоритма подготовки и проведения демонстрационного экзамена в рамках ГИА по учебному предмету «Технология» (по выбору обучающихся) со всем необходимым программно-планирующим, учебно-методическим и контрольно-оценочным обеспечением.

6. Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе стандарта WorldSkills и JuniorSkills.

В результате, в качестве общего ожидаемого результата Проекта будет:

  • системное повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей, участников образовательных отношений;
  • сформирована устойчивая мотивация педагогов и сотрудников на получение умений, навыков, трудовых действий в формате стандарта WorldSkills и JuniorSkills;
  • создан инновационный учебно-методический комплекс (УМК), учитывающий требования стандарта WorldSkills и JuniorSkills для всех категорий участников Проекта JuniorSkills;
  • возможность привлечения социальных партнёров для реализации дуальной модели обучения, учитывающей требования стандарта WorldSkills и JuniorSkills.

Таким образом, используя идеологию движения WorldSkills и JuniorSkills в образовательном процессе, произойдет не только ознакомление/освоение обучающимися профессиональных компетенций и трудовых функций, но и повысится качество предпрофильной подготовки, разовьется профессиональное и креативное мышление обучающихся, сформируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличится доля выпускников ориентированных на обучение в системе СПО, совершенствуются и расширятся связи с социальными партнерам и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Статья подготовлена по материалам сайта http://worldskills.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразовани­ем, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...

Значение исторического подхода в модернизации системы профессионального образования.

Исторический опыт создания универсального учебного  заведания в системе нпо и спо....

«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"

Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....

Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.

В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии....

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...

Направления развития профессионального образования

   Основными тенденциями, определяющими развитие системы профессионального образования, являются непрерывность, интегративность, стандартизация, регионализация, демократизация и плюра...