Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
статья

Мифтахова Ания Миннисламовна

Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улучшения их социальных навыков. Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем, связанных с инклюзивным обучением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_prosneva_yu.e_miftahova_a.m.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Е. Проснева, ГАПОУ «Нижнекамский

педагогический колледж», преподаватель психологии,

А.М. Мифтахова, ГАПОУ «Нижнекамский

 педагогический колледж», преподаватель информатики

YU.Ye. Prosneva, GAPOU «Nizhnekamskiy

pedagogicheskiy kolledzh», prepodavatel' psikhologii,

A.M. Miftakhova, GAPOU «Nizhnekamskiy

 pedagogicheskiy kolledzh»,  prepodavatel' informatiki

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улучшения их социальных навыков. Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем, связанных с инклюзивным обучением.

Abstract: the organization of remote and the integrated (inclusive) vocational education opportunities for disabled students in terms of preparation for professional activities, improve their social skills. However, it is necessary to take into account a number of issues relating to inclusive education.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, адаптация и интеграция студентов–инвалидов,  дистанционное и интегрированное (инклюзивное)  обучение.

Keywords: disabilities, adaptation and integration of students with disabilities, remote and integrated (inclusive) education.

В общественном сознании статус инвалидности до недавнего времени ассоциировался с медицинской изоляцией, неспособностью принимать участие в общественной жизни и неосуществимостью профессионального самоопределения людей данной категории.

Возможность получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья заложена в образовательной политике государства, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. Однако при получении профессионального образования в среднем специальном учебном заведении федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых студентов, но и для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Возникает противоречие между декларируемой доступностью профессионального образования и разными возможностями его получения. Поэтому важной становится проблема сопровождения адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в профессиональной образовательной организации, интеграции в общество, психолого-педагогической и социальной реабилитации обучающихся, их включение в общественно-полезную деятельность. Особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Обучение лиц с ограниченными возможностями в здоровье реализуется в специализированной, смешанной, дистанционной и интегрированной формах.

В связи с тем, что контингент студентов с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» составляет 1,68%, к которым относятся  обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому интегрированная и дистанционная формы организации учебно-воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении являются наиболее приемлемыми.

 Дистанционная форма подготовки снимает пространственные ограничения (необходимость ежедневного посещения места учебы) и делает возможным доступ не только к учебному программному обеспечению ПОО, но и к разнообразным базам данных (законодательным, библиотечным и пр.), обеспечивая реализацию принципа гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков [2]. Однако, как показывает практика внедрения дистанционной формы обучения, одним из основных рисков является возможность развития замкнутости у студента, недостаток развития коммуникативных умений. Данное ограничение снимается при реализации интегрированного (инклюзивного) обучения, которое объединяет инвалидов и сверстников, не имеющих ограничений по здоровью и способствует решению нескольких задач: обогащение социального опыта, расширение круга общения, создание условий для самореализации. Дистанционная форма обучения не может способствовать решению данных задач, но она может рассматриваться как дополнительное средство организации учебного процесса. Интеграция человека с нарушениями физического здоровья в образовательные условия колледжа требует учета их психологических особенностей, поскольку функциональные ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой формируют личностные особенности. Среди них могут быть пробелы в знаниях, несформированная социальная компетентность, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, неадекватные представления о своих возможностях и т. п. Чувство беспомощности, слабости, страх перед окружающими людьми, ощущение ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем — эти чувства находят выражение в таких внешних проявлениях, как замкнутость, обидчивость или повышенная агрессивность, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции инвалидов в студенческое сообщество. Конечно, интегрированное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья неизбежно сопровождается преодолением адаптационных трудностей.

В процессе организации учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив колледжа сталкивается с рядом проблем в профессиональной деятельности со студентами имеющими ограниченные возможности здоровья. На наш взгляд, трудности в организации и сопровождении таких обучающихся,   можно свести к минимуму,  если создать условия и реализовать следующие задачи:  

  1. Обустройство внутриколледжной безбарьерной среды (пандусов, благоустройства мест общего пользования и пр.), расширение доступа к информационным образовательным ресурсам [1].
  2. Координация взаимодействия с учреждениями и организациями, которые могут положительно повлиять на решение жизненно важных учебных и других проблем студентов-инвалидов.
  3. Разработка программы совместных действий заинтересованных участников образовательного процесса, контроль за ее реализацией и коррекцией.
  4. Организация  индивидуального наставничества и тьюторинга подопечных и оказание необходимой помощи.
  5. Контроль за посещаемостью занятий в ходе учебных семинаров, помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, ликвидации академических задолженностей, документальное оформление академических отпусков.
  6. Контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.
  7. Помощь в организации и прохождении учебной и производственной практик.
  8.  Коррекция взаимодействия преподаватель – студент с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе, консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений, периодические инструктажи и семинары для преподавателей и т.д.
  9. Привлечение студентов-волонтеров, содействие персональному обеспечению студентов учебно-методическими материалами по дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с ФГОС, перевод учебно-методических материалов на аудио-, видео- и электронные носители.

Одна их главных задач сопровождения профессионального становления инвалидов – не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности, повысить ответственность, помочь личности стать полноценным субъектом профессиональной жизни.

Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с тем, что заявленные работодателями вакансии не предполагают наличия специально созданных, с учетом патологии инвалидов, рабочих мест. Несмотря на масштабность и серьезность мирового и национального законодательства по трудоустройству инвалидов, мировому сообществу предстоит еще многое сделать в данном вопросе. Лишь 10—20% инвалидов трудоспособного возраста в России сегодня имеют работу. На практике работодатели очень неохотно берут на работу инвалидов, часто нарушают трудовое законодательство в отношении них.

Список литературы:

  1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44223_full.shtml [Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в Социально-педагогическом колледже МГППУ - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]
  2. Павлова, А. М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 193-196.
  3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» URL: http://zakon-obobrazovanii.ru/ (дата обращения 03.03.2017.).
  4.  Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 13.03.2017.).
  5. Павлова, А. М. Психологические предпосылки преодоления адаптационных трудностей студентов // Молодой ученый. — № 23 (103). — 2015. — с. 890–892.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа

Статья. Тема: Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа. ...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...